СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виртуальный музей семейных реликвий "Память бережно хранимая"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во многих семьях есть семейные реликвии. Почему же мы храним эти вещи? История вещи- история человека. история страны. О своих семейных реликвиях рассказали ученики 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ Память бережно хранимая...»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

г. Питкяранта Республики Карелия

186810, г. Питкяранта, ул. Ленина, д.45; тел. (8-81-433) 4-30-64











ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ



« ПАМЯТЬ, БЕРЕЖНО ХРАНИМАЯ...»















Авторы работы:

Васильев Глеб и Васильева Богдана

учащиеся 5а класса

МОУ СОШ №1г. Питкяранта

Республики Карелия


Руководитель:

Котова Юлия Анатольевна

учитель начальных классов









Оглавление.

  1. Актуальность

2. Содержательная часть

3. Заключение

4. Список ресурсов

5. Приложения


  1. Актуальность темы:

Во многих семьях есть старинные семейные реликвии, вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. Почему уже мы храним эти вещи? Они интересны с исторической точки зрения, как предметы старины, культуры, быта, но дороги и как память о наших предках. История вещи – история человека, история семьи. «Любовь к родине начинается с семьи» – говорил Френсис Бэкон.

  1. Содержательная часть

Семейные реликвии - это все, что хранит семейную память,  что дорого семье. Все, что помогает хранить семейные традиции.

И практически  в каждой семье есть свои реликвии: старый самовар, утюг, ламповый радиоприемник, патефон, фотография, медали, которые передаются из поколения в поколение. А вместе с вещами и истории этих вещей. А есть ли в нашей семье семейные реликвии?

На одном из уроков окружающего мира было домашнее задание: узнать, какая самая старая вещь сохранилась в вашей семье. Ребята принесли много интересных предметов: старинные монеты, фотографии, фотоаппарат, бабушкину вышивку, подсвечник, значки пионерской и комсомольской организации.

В нашей семье старинных предметов оказалось несколько: бабушкин крест, фарфоровая статуэтка, военные награды. А у наших бабушки и дедушки сохранилось очень много предметов старинного быта : деревянный чемодан, утюг, ткацкий станок, прялка, сошники, самокованый топор, лучковые пилы, берестяной короб.

И тогда возникло желание показать, рассказать и запечатлеть наши находки. Создать музей семейных реликвий.

Цель: создание музея семейных реликвий

Задачи:

  • изучить семейный архив (фотографии, документы, предметы быта)

  • оформить музей семейных реликвий в программе Power Point 

Методы исследования: беседа с членами семьи, исследование семейного архива, поиск информации в интернете, анализ полученных результатов.

Этапы работы:

  1. Подготовительный (сбор информации о реликвиях нашей семьи)

  2. Основной этап (оформление виртуального музея семейных реликвий в виде презентации)

  3. Заключительный этап (представление результатов своей работы перед одноклассниками, выступление на школьном конкурсе проектных и исследовательских работ)

Музей – это учреждение, которое занимается собиранием, хранением, изучением памятников истории и культуры.

Экспонаты для музея у нас были, но нужно еще собрать информацию о наших семейных реликвиях. Мы взяли интервью – опрос у своих родственников, состоящий из вопросов:

Откуда в нашей семье эта вещь? Когда она была создана и, может быть, кем? Для чего предназначена? Сколько лет хранится в семье?

Информация собрана. Экспонаты сфотографированы. Мы представляем музей семейных реликвий «Память, бережно хранимая» и приглашаем вас на виртуальную экскурсию .

В нашем музее пока три зала: «Предметы быта», «Мы помним, мы гордимся», «Предметы религии».

Начнем мы нашу экскурсию с зала «Предметы религии»

Этот крест достался нам от нашей прапрабабушки Серафимы Ивановны Шадриной (11.08.1907-01.02.1995) Ему более 100 лет (приложение 1). Долгие годы она хранила его, оберегала и даже прятала, так как было время, когда религия была запрещена. Известно, что в семье прапрабабушки - зажиточных поморов, которые занимались рыболовством на берегу Белого моря, было много старых икон, которые в середине XX века прапрабаушка спрятала - закопала во дворе старого дома. К сожалению, об этом мы узнали, когда жили уже в другом месте...и где теперь те иконы, неизвестно, ...может до сих пор лежат в прапрабабушкиной "прятке"...

В следующем зале «Мы помним, мы гордимся» собраны семейные реликвии, связанные с участием наших родственников в Великой Отечественной войне

Более 70 лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Наше поколение уже не так много знает об этом. Для нас война - это воспоминания наших предков.

Давно уже закончилась война,

И поросли травой её дороги.

Фронтовиков родные имена

В сердцах людей хранятся многих.

Наша прабабушка Александра Васильевна (Костина) Шадрина (15.05.1927-31.05.2016) во время Великой Отечественной войны была школьницей, но не смотря на свой возраст, работала в тылу наравне со взрослыми. В те страшные годы она жила в деревне Костино Архангельской области, где в то время остались только женщины и дети. Всех мужчин забрали на фронт. Как и другие дети в те годы она жила не обычной детской жизнью. С раннего утра до позднего вечера дети помогали взрослым. Было очень тяжело - голодали, жили в холоде. Большую часть времени проводили в поле, в лесу - на работе: косили сено, собирали хворост, заготавливали дрова, возили воду, ухаживали за скотом. В нашей семье хранятся медали, которыми награждена наша прабабушка за трудовую деятельность в те трудные годы (приложение 2).

Наш прапрадедушка Василий Александрович Шадрин (1901-1946) храбро и мужественно сражался в составе стрелковой дивизии на фронте Великой Отечественной войны против немецко - фашистских захватчиков. За хорошее несение службы и выполнение своего воинского долга перед Родиной ему было вручено благодарственное письмо. А также за участие в героической обороне Ленинграда он был награжден медалью "За оборону Ленинграда". Все эти свидетельства теперь хранятся в нашей семье, как память о том героическом времени, тех подвигах, в которых участвовал наш прапрадед (приложение 3).

Самый многочисленный зал - это «Предметы быта»

Фарфоровая статуэтка "Балерина" изготовлена на Ленинградском заводе фарфоровых изделий в 50-ые годы XX века. Автор – Е. Сычев (приложение 4)

В нашей семье рассказывается такая история: когда наш дядя ходил в детский сад, он рассказывал про бабушку: "Моя бабушка мечтала стать балериной, но у нее заболели ноги и она посвятила себя общепиту!"

Эта балерина - подарок моей прабабушке от ее подруги. А теперь эта балерина перешла "по наследству" мне, как самой танцующей правнучке!

Все предметы быта из деревни Колатсельга Пряжинского р-на, где жило не одно поколение нашего рода, и где до сих пор живут наши бабушка и дедушка, Галина Васильевна (Максимова) и Геннадий Федорович Васильевы. Все экспонаты имеют солидный возраст - чуть больше, чуть меньше 100 лет. Это все штучные изделия, все они мастерились, исходя из возможностей и потребностей, руками наших предков, которые были крестьянами, и ими же использовались в быту (приложение 5).

Несмотря на то, что наш музей создан, мы думаем, что вскоре он пополнится новыми экспонатами, которые найдутся в старинном сундуке, на чердаке у бабушек и дедушек, или просто у мамы на полочке.

Пока мы помним наших предков, 
Связь поколений рвется редко!
Пусть помнит сын и знают внуки,
Про Род свой и дедов заслуги!
Музеем этим восхваляем
Свой род, и память оставляем,
О тех, кто славен был делами!
Они душою вместе с нами!

  1. Заключение

Самые простые вещи, порой не представляющие ценность, оказываются дорогими в семье. Семейные реликвии помогли понять, как жили наши предки, какие традиции и обычаи были в нашей семье, позволили больше узнать об истории нашей семьи.

«Меня будут помнить столько же поколений, сколько поколений буду помнить я» Анатолий Хаеш








  1. Список ресурсов

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D1%8F

  • http://ped-kopilka.ru/blogs/prasolova-marina/yekskursija-v-stihah-predmety-starinogo-byta.html

  • http://www.stihi.ru/2012/12/10/3189

  • https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fsibzaimka.ru%2Fattachments%2F7476_1789aeb827c05033481c8c899c5de46a-jpg.29679%2F&text=%D0%BC%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%BC%20%











  1. Приложения





П риложение 1
















Приложение 2















П риложение 3

















Приложение 4











Приложение 5

Предметы быта семьи Васильевых Богданы и Глеба

Д авным – давно в деревне 
Жила одна семья. 
Оставила в наследство нам 
Большой сундук добра.

Его сейчас откроем
И поведём рассказ,
Как жили наши предки
Всего лишь век назад

Перед вами утюг, 
Это бабушкин старый друг.
Грелся он в то время на углях,
Который был во всех дворах.

(Горящие угольки накладывали в специальные отверстия в утюге и раздували для того, чтобы утюг нагрелся.)

У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты,
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.

Чугунки с ухватом и сковородник бабушка использует до сих пор, когда готовит в деревенской печи разные "вкусности".

Д еревянная прялица,

Мы прядём, а нитка тянется,

Мы прядём, а нитка тянется,

На веретено собирается.

На веретено наматывались нитки, затем нитки соединялись в одну и спицами вязали носки и варежки.

Н а чердаке заброшенной избушки

Стояла прялка в темноте угла.

На ней когда-то добрая старушка

Из шерсти пряжу у окна пряла.

А колесо крутилось и скрипело,

Плясало под рукой веретено,

С тарушка еле слышно что-то пела.

Всё было, так недавно, так давно.

Почти в каждом доме стоял ТКАЦКИЙ СТАНОК,  на нем ткали половики и льняное полотно. Половиками украшали пол, а из льняного полотна шили одежду себе и детям.

В от короб берестяной.

Носили его за спиной.

Его в лес с собой брали,

Ягоды, грибы собирали


Керосиновая лампа-

Огонек далеких лет.

В Колатсельге видеть рада

Трепетный твой добрый свет!

Раньше не было электричества, поэтому использовалась керосиновая лампа для освещения (в емкость заливался керосин, откуда дозировано подавался в зону горения).

Главным земледельческим орудием в XVIII веке была, как и ранее, соха. Соха — простейшее сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.

Землю дед пахал сохой.

Очень сильный был, герой!

Пусть заржавела немного соха

О предках своих мне напомнит она!

У нас сохранились детали от сохи - сошники... По сравнению с плугом соха не переворачивала пласт земли, а лишь отваливала его в сторону, что требовало меньше усилия лошади, но больше физических усилий и мастерства пахаря.

Остался нам от предков самокованый топор, лучковые пилы, с помощью которых с корня валили лес, заготавливали дрова, вели строительные работы.

В хозяйстве использовали безмены (весы) - верхние - измеряют в фунтах, нижние - в килограммах (фунт = 454грамма)

А вот это дровяной самовар,
Дед с него чаёк пивал.
Хоть и сделан он недавно
Служит нам исправно.

Самовар на дровах - символ гостеприимства, уюта, прочности семейных уз. Дровяной - не означает, что применяться могут только дрова, его можно топить углем, а если вы хотите необычный чай, то топить нужно шишками. Считается, что чай из самовара особенный, мягкий, а вода для него обладает целебными свойствами.

Сундучок мы закрываем.
Память предкам продлеваем.
Время поворачиваем вспять.
Скоро встретимся опять.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!