СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Визитная карточка познавательно-исследовательского проекта для дошкольников "Зернышки на солнышке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет интересен педагогам ДОУ. Содержит развернутую аннотацию познавательно-исследовательского проекта для детей старшего дошкольного возраста по изучению злаковых культур. 

Просмотр содержимого документа
«Визитная карточка познавательно-исследовательского проекта для дошкольников "Зернышки на солнышке"»

Визитная карточка проекта

Место реализации:

Детский сад № 30 «Теремок», город Рыбинск


Авторы: Сафарова Наталия Альбертовна (воспитатель),

Жебракова Римма Дмитриевна (воспитатель)

Тема проекта: «Изучение злаковых культур»

Творческое название: «Зернышки на солнышке»

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Тип проекта:

По продолжительности – долгосрочный

По количеству участников – групповой  

По направленности деятельности участников проекта –  познавательно-исследовательский


Срок реализации: апрель – октябрь 2018 г.

Актуальность

В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь идет о хлебе.

Современные дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Между тем, человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные столы. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - символ благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре. В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. С детских лет нас учили, бережно относится к куску хлеба, как к самому большому богатству.

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе; воспитывать бережное отношение к хлебу и труду хлебороба.
Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Дети смогут принять активное участие в наблюдении и исследовании. Таким образом, будут созданы благоприятные условия для формирования у детей знаний и навыков ухода за злаковыми культурами, практических трудовых навыков.




Цель проекта:  формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.

Задачи проекта: 
Образовательные:

  • Изучить историю возникновения хлеба;

  • познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;

  • познакомить с видами злаковых культур и условиями их выращивания;

  • дать представление о многообразии блюд и продуктов питания из злаков и муки;

  • расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека и его изготовлении;

  • формировать навыки и умения выращивания зерновых культур (овёс, рожь) на экспериментальном участке детского сада.

Развивающие:

  • Совершенствовать познавательно–исследовательскую активность;

  • развивать устойчивый интерес к изучению объектов растительного мира;

  • развивать наблюдательность, умение логически мыслить, выделять причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;

  • воспитывать желание делиться полученными знаниями;

  • воспитывать любовь к родной природе.


Основополагающий вопрос: Какова цена истинных ценностей?


Проблемный вопрос: Почему мы перестали ценить хлеб?


Частные вопросы и темы исследований:

- Откуда хлеб пришел?

Тема исследования №1: «История возникновения хлеба»

- Легко ли вырастить хлеб?

Тема исследования №2: «Черный хлебушек хорош, нам его подарит рожь»

- Как испечь каравай?

Тема исследования №3: «Волшебница-мука»

Предметно-развивающая среда:

В группе планируется организовать уголок «Хлеб – наше богатство» с учётом возрастных особенностей детей данной группы, содержательно насыщенный; трансформируемый; вариативный; доступный и безопасный. 

Предполагаемое оснащение уголка:

  • Образцы зерновых культур и круп

  • Художественная и научная литература по данной теме

  • Альбом с фотографиями «Виды злаковых культур»

  • Поделки из соломы, макаронных изделий, солёного теста

  • Папка «Пословицы и загадки о хлебе»

  • Папка «Откуда хлеб пришел?»

  • Папка «Кашка сладенька»

  • Медиатека «Хлеб - всему голова»


Ожидаемый результат:

  • Наличие у детей знаний о видах злаковых культур, условиях их выращивания и экологических факторах, влияющих на урожайность;

  • получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас;

  • формирование у детей представления о ценности хлеба;

  • осознание детьми, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

  • возникновение у детей интереса к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

  • появление бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям;

  • наличие у детей знаний по использованию муки, зерна, соломы, макаронных изделий в декоративном творчестве.


Формы и методы работы:

Для достижения цели проект предполагает применение различных форм образовательной деятельности: групповые, подгрупповые, индивидуальные, в парах, семейные.

  • Сбор информации;

  • беседы;

  • наблюдения;

  • опытно–экспериментальная деятельность;

  • просмотр презентаций, видеозарисовок и мультфильмов;

  • слушание музыкальных произведений;

  • чтение художественной и публицистической литературы;

  • участие в продуктивной деятельности;

  • анализ.


Интегрируемые образовательные области:

  • Познавательное развитие;

  • речевое развитие;

  • социально-коммуникативное развитие; 

  • художественно-эстетическое развитие.


Гипотеза:

Хлеб стоит недорого, а это значит, что вырастить его совсем нетрудно. Достаточно иметь семена злаков (зерна) и место для посева.


Выводы:

В результате исследовательской деятельности дети опровергли гипотезу о том, что хлеб вырастить легко. Они выяснили, что выращивание злаков требует не только создания специальных условий, но и наличия опыта у людей, которые этим занимаются.

Зерна должны быть всхожими, земля плодородной, уход регулярный и опытный.

Процесс выпечки хлеба тоже трудоемкий и сложный.

Дети осознали, что прежде, чем появиться на столе, хлеб проделывает длинный путь. И на каждом этапе необходим кропотливый труд людей, которые работают над его появлением. Что истинная цена хлеба намного выше той, за которую можно купить в магазине хлебобулочные изделия.


Результаты проведенной работы:

Реализация проекта позволила заложить у воспитанников базовые знания о разнообразии злаков, условиях их выращивания. Дети осознали, что хлеб – это результат ответственной работы людей многих профессий.

Таким образом, были заложены основы уважительного отношения к хлебу, к людям сельскохозяйственного труда.

В группе создан уголок «Хлеб – наше богатство».

Оформлена выставка «Его Величество – Хлеб».

Изготовлена книга «Чудесная мельница».

В ходе реализации проекта на территории детского сада была создана экспериментальная площадка, где дети получили возможность выращивать злаковые культуры, знакомиться со способами ухода за ними.


Дальнейшая перспектива:

Посадка озимых злаковых растений (рожь, овес) на экспериментальной площадке детского сада. Расширять знания детей о злаковых растениях, о способах и времени их посева.


Ресурсное обеспечение проекта:


  • Кадровое обеспечение.

Участники проекта: дети старшей группы детского сада № 30; старший воспитатель (методическая поддержка и консультирование); родители воспитанников (совместная деятельность); воспитатели группы.

  • Информационное обеспечение:

видео, презентации; флипчарты; мультфильмы, фильмы; наглядно-дидактические пособия, книги.

  • Материально-техническое обеспечение:

семена злаков, контейнеры для выращивания посевов, фотоаппарат, видеокамера, компьютер, магнитофон, интерактивная доска.


Используемые источники:

1. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
2. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.
3. Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм.
4. Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников, СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013.

5. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. М.: ТЦ «Сфера»,  2005.

6. Пожиленко Е.А. Мир вокруг нас. Учим чувствовать, познавать и действовать, М.: «Просвещение», 2004.

7. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.

8.    Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.

9. Интернет-ресурсы


Учебно- методический пакет

1.Методические материалы:
- Визитная карточка проекта;
- Планирование деятельности участников проекта на этапах.


2. Материал для работы с детьми:
- Занятия (приложение 1);
- Беседы (приложение 2);
- Развлечения (приложение 3);
- Художественная литература (приложение 4);
- Трудовая деятельность;

- Интерактивная игра «Золотые усачи»;
- Медиаматериалы;
- Картотека опытов.

3. Материал для работы с родителями:

- Консультации (приложение 5);

- Уголки для родителей (приложение 6).


4. Презентации: (страница сайта детского сада № 30)

- «Как колосок хлебом на стол пришел»

- «Мука-незнакомка»


5. Продукты проекта:

- Видеоотчёт по проекту;

- Книга о злаках «Чудесная мельница»;

- Уголок «Хлеб – наше богатство»;

- Выставка детского творчества «Его Величество – Хлеб».











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!