Визитная карточка проекта
Место реализации:
Детский сад № 30 «Теремок», город Рыбинск
Авторы: Сафарова Наталия Альбертовна (воспитатель),
Жебракова Римма Дмитриевна (воспитатель)
Тема проекта: «Изучение злаковых культур»
Творческое название: «Зернышки на солнышке»
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Тип проекта:
По продолжительности – долгосрочный
По количеству участников – групповой
По направленности деятельности участников проекта – познавательно-исследовательский
Срок реализации: апрель – октябрь 2018 г.
Актуальность
В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь идет о хлебе.
Современные дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Между тем, человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные столы. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - символ благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре. В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. С детских лет нас учили, бережно относится к куску хлеба, как к самому большому богатству.
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе; воспитывать бережное отношение к хлебу и труду хлебороба.
Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Дети смогут принять активное участие в наблюдении и исследовании. Таким образом, будут созданы благоприятные условия для формирования у детей знаний и навыков ухода за злаковыми культурами, практических трудовых навыков.
Цель проекта: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи проекта:
Образовательные:
Изучить историю возникновения хлеба;
познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
познакомить с видами злаковых культур и условиями их выращивания;
дать представление о многообразии блюд и продуктов питания из злаков и муки;
расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека и его изготовлении;
формировать навыки и умения выращивания зерновых культур (овёс, рожь) на экспериментальном участке детского сада.
Развивающие:
Совершенствовать познавательно–исследовательскую активность;
развивать устойчивый интерес к изучению объектов растительного мира;
развивать наблюдательность, умение логически мыслить, выделять причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
воспитывать желание делиться полученными знаниями;
воспитывать любовь к родной природе.
Основополагающий вопрос: Какова цена истинных ценностей?
Проблемный вопрос: Почему мы перестали ценить хлеб?
Частные вопросы и темы исследований:
- Откуда хлеб пришел?
Тема исследования №1: «История возникновения хлеба»
- Легко ли вырастить хлеб?
Тема исследования №2: «Черный хлебушек хорош, нам его подарит рожь»
- Как испечь каравай?
Тема исследования №3: «Волшебница-мука»
Предметно-развивающая среда:
В группе планируется организовать уголок «Хлеб – наше богатство» с учётом возрастных особенностей детей данной группы, содержательно насыщенный; трансформируемый; вариативный; доступный и безопасный.
Предполагаемое оснащение уголка:
Образцы зерновых культур и круп
Художественная и научная литература по данной теме
Альбом с фотографиями «Виды злаковых культур»
Поделки из соломы, макаронных изделий, солёного теста
Папка «Пословицы и загадки о хлебе»
Папка «Откуда хлеб пришел?»
Папка «Кашка сладенька»
Медиатека «Хлеб - всему голова»
Ожидаемый результат:
Наличие у детей знаний о видах злаковых культур, условиях их выращивания и экологических факторах, влияющих на урожайность;
получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас;
формирование у детей представления о ценности хлеба;
осознание детьми, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
возникновение у детей интереса к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
появление бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям;
наличие у детей знаний по использованию муки, зерна, соломы, макаронных изделий в декоративном творчестве.
Формы и методы работы:
Для достижения цели проект предполагает применение различных форм образовательной деятельности: групповые, подгрупповые, индивидуальные, в парах, семейные.
Сбор информации;
беседы;
наблюдения;
опытно–экспериментальная деятельность;
просмотр презентаций, видеозарисовок и мультфильмов;
слушание музыкальных произведений;
чтение художественной и публицистической литературы;
участие в продуктивной деятельности;
анализ.
Интегрируемые образовательные области:
Гипотеза:
Хлеб стоит недорого, а это значит, что вырастить его совсем нетрудно. Достаточно иметь семена злаков (зерна) и место для посева.
Выводы:
В результате исследовательской деятельности дети опровергли гипотезу о том, что хлеб вырастить легко. Они выяснили, что выращивание злаков требует не только создания специальных условий, но и наличия опыта у людей, которые этим занимаются.
Зерна должны быть всхожими, земля плодородной, уход регулярный и опытный.
Процесс выпечки хлеба тоже трудоемкий и сложный.
Дети осознали, что прежде, чем появиться на столе, хлеб проделывает длинный путь. И на каждом этапе необходим кропотливый труд людей, которые работают над его появлением. Что истинная цена хлеба намного выше той, за которую можно купить в магазине хлебобулочные изделия.
Результаты проведенной работы:
Реализация проекта позволила заложить у воспитанников базовые знания о разнообразии злаков, условиях их выращивания. Дети осознали, что хлеб – это результат ответственной работы людей многих профессий.
Таким образом, были заложены основы уважительного отношения к хлебу, к людям сельскохозяйственного труда.
В группе создан уголок «Хлеб – наше богатство».
Оформлена выставка «Его Величество – Хлеб».
Изготовлена книга «Чудесная мельница».
В ходе реализации проекта на территории детского сада была создана экспериментальная площадка, где дети получили возможность выращивать злаковые культуры, знакомиться со способами ухода за ними.
Дальнейшая перспектива:
Посадка озимых злаковых растений (рожь, овес) на экспериментальной площадке детского сада. Расширять знания детей о злаковых растениях, о способах и времени их посева.
Ресурсное обеспечение проекта:
Участники проекта: дети старшей группы детского сада № 30; старший воспитатель (методическая поддержка и консультирование); родители воспитанников (совместная деятельность); воспитатели группы.
видео, презентации; флипчарты; мультфильмы, фильмы; наглядно-дидактические пособия, книги.
семена злаков, контейнеры для выращивания посевов, фотоаппарат, видеокамера, компьютер, магнитофон, интерактивная доска.
Используемые источники:
1. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
2. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.
3. Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм.
4. Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников, СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013.
5. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
6. Пожиленко Е.А. Мир вокруг нас. Учим чувствовать, познавать и действовать, М.: «Просвещение», 2004.
7. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
8. Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.
9. Интернет-ресурсы
Учебно- методический пакет
1.Методические материалы:
- Визитная карточка проекта;
- Планирование деятельности участников проекта на этапах.
2. Материал для работы с детьми:
- Занятия (приложение 1);
- Беседы (приложение 2);
- Развлечения (приложение 3);
- Художественная литература (приложение 4);
- Трудовая деятельность;
- Интерактивная игра «Золотые усачи»;
- Медиаматериалы;
- Картотека опытов.
3. Материал для работы с родителями:
- Консультации (приложение 5);
- Уголки для родителей (приложение 6).
4. Презентации: (страница сайта детского сада № 30)
- «Как колосок хлебом на стол пришел»
- «Мука-незнакомка»
5. Продукты проекта:
- Видеоотчёт по проекту;
- Книга о злаках «Чудесная мельница»;
- Уголок «Хлеб – наше богатство»;
- Выставка детского творчества «Его Величество – Хлеб».