План урока № 30
Тема: Визуализация архитектурных творческих идей
Строительство — один из старейших видов человеческой деятельности. Строительство и архитектура — это не одно и то же. Здесь, видимо, следует напомнить высказывание одного из самых известных архитекторов XX века — Ле Корбюзье. Он писал: «Вы используете как строительный материал камень, дерево или бетон, вы возводите из него дома или дворцы. Это строительство. Но когда вы смотрите на здание и восхищаетесь «Как хорошо». Это уже архитектура.
Возникает вопрос, насколько архитектура моложе строительства. На это трудно ответить, и наверняка невозможно. Ведь чувство прекрасного было присуще даже очень отдаленным нашим предкам. Вряд ли только практические соображения заставляли мастера тщательно доводить свое каменное сооружение до немыслимого совершенства, придавая ему изысканную форму. Правда, в строительство это изящное совершенство пришло значительно позже, но стремление сделать свое жилище не только удобным и безопасным, но и красивым возникло очень давно.
Иногда речь архитектуры бывает даже выразительнее чем литературный язык. Она доступна всем. Гигантские пирамиды, уже почти пять тысяч лет поднимаются в долине Нила, неопровержимо свидетельствуют о величии Египетской цивилизации. Античные архитектурные памятники, которые сохранились на итальянской земле в средние века, стали первым объектом внимания ученых и художников Возрождения.
Ни один из видов искусства не связан с развитием технологии больше, чем архитектура. Можно нафантазировать красивое сооружение, но надо еще построить его так, чтобы оно стояло и не падало. А для этого следует тщательно рассчитать нагрузку на все части строения, знать свойства различных строительных материалов. И часто бывает так, что наиболее удачное инженерное решение является и наиболее красивым, ведь и красота, и выносливость базируются на гармоничной соразмерности частей. На ранних этапах развития архитектуры роль материала была ведущей.
Древние греки располагали месторождениями лучшего мрамора и создали прекрасные мраморные сооружения. Своеобразие русской архитектуры очень долго определялась давними традициями деревянного зодчества в этой стране.
Но дело, конечно, не только в материале. Ведь в средние века случалось так, что из мраморных обломков изящных античных сооружений составляли военные крепости. Большое значение имело развитие инженерной мысли. Так, революцию в строительстве, а следовательно, и в архитектуре совершило такое изобретение, как свод - перекрытие пролета, которое имеет криволинейные очертания.
Часто новый этап развития становится не прямым продолжением, а, наоборот, отрицанием предыдущего. Мастера Ренессанса отрицали достижения периода готики. Архитекторы, работавшие в стиле классицизма, пренебрежительно относились к эстетике барокко. Представители модерна считали классицизм слишком однообразным. Дело не только в размере сооружений, но и в некоторых эстетических принципах.
Архитектурные стили формируются особенностями и свойствами исторического периода, региона или страны, которые проявляются в отличительных чертах зданий и композиций. Основные стили: романский, готический, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, модерн, арт-деко, постмодернизм, хай-тек, деконструктивизм.
Архитектура является синтетическим видом искусства, то есть имеющим в себе элементы других искусств. Здания украшают скульптурой, мозаикой или даже произведениями живописи. Часто архитектурный памятник должен восприниматься не отдельно, а в составе архитектурного ансамбля, включающего несколько строений. Неотъемлемой частью ансамбля может быть пейзаж, природный или созданный искусственно. Творением архитектора может быть и целый тщательно спланированный город. Архитектура является искусством, использует все достижения человечества и создает среду, в которой мы живем. Она является также особым языком, на котором может до нас дойти рассказ о жизни других народов в другие времена. Поэтому так важно научиться понимать этот язык, ознакомиться с историческим развитием строительного искусства.
Архитектура призвана делать воображаемое реальным. Любое архитектурное сооружение является продуктом мысленных идей. Даже самый простой фрагмент застроенной среды сначала возникает как идея, а лишь затем визуализируется - предстает в виде конкретного оптического изображения.
Архитектурный замысел определяется вкусом автора, модой, технологиями, материалами, климатом.
Внутреннее пространство - реальность, ради которой задумывается и осуществляется здание. Поэтому формирование здания начинается изнутри, с разработки проекта. Сначала он преобразуется в план здания, а из плана - в общую композицию объемов и фасадов.
Гармоничное сочетание современных строений и природного окружения - актуальная тема архитектуры и одна из фундаментальных функций ландшафтного дизайна.
Ландшафтный дизайн сочетает в себе элементы искусства и науки. Поэтому архитектор-дизайнер, ландшафтный дизайнер должны обладать знаниями в различных областях, творческим подходом, иметь высокий уровень художественного и пространственного мышления.
Современные здания вписываются в природный пейзаж и становятся его естественным продолжением. Органическая архитектура представляет собой философию, в основе которой лежит идея о гармонии между человеком и окружающим миром.
Для декорирования интерьера применяется фитодизайн - дизайн с использованием живых растений.
Вопросы самоконтроля
1. Как вы думаете, какие задачи должен решать ландшафтный дизайн?
2. Почему архитектурные объекты должны быть не только функциональными, но и эстетичными?
3. Какие архитектурные стили вы знаете?