Просмотр содержимого документа
«визуальная история»
Визуальная история ХХ века.
Практикум «Визуальная история ХХ века»
Методическая разработка
Автор: Тевс И.Г.
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МБОУ Гимназия № 4 г. Новосибирска
До недавнего времени число историков, которые серьезно воспринимали визуальные объекты – картины, скульптуры, архитектурные и мемориальные комплексы, карты, плакаты, открытки, фотографии и пр., – и использовали их как важные источники, было относительно невелико. Несмотря на то, что изображения являются наиболее универсальным и доступным средством сохранения и передачи памяти о прошлом. В нашей стране в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) сформировался «Центр визуальной антропологии и эгоистории» вокруг профессора В.М. Магидова. Фундаментальные исследования В.М. Магидова способствуют разрушению сложившихся среди историков предрассудков в отношении визуальных источников, демонстрируя потенциал, который таят для исследователей визуальные свидетельства российского прошлого XIX–XX столетий. «Визуальный поворот» открывает широкие перспективы для исторических наук, не только прикладного, но и теоретического характера. Визуальность является важнейшей составляющей коммуникационных процессов. Зрительные образы полисемантичны. В них воплощена социальная память, ментальность, политические стереотипы и социальный контекст эпохи.
( Костенко А.В. ВИЗУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ XIX–XX вв.)
Предмет: история России
Класс: 9
Тема: «Визуальная история ХХ века»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Форма урока: урок-практикум (2 часа)
Учебно-методическое обеспечение урока:
1) учебник История России. XX - начало XXI века. 9 класс. Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., Клоков В.А. и др. (2015,) – можно использовать любой УМК
2) распечатанные материалы из папок «Визуальная история»
3) Ватман или бумажные обои, ножницы, клей, стикеры, фломастеры и другие материалы для работы над коллажем.
Цель урока: систематизация и применение знаний, полученных при изучении истории России ХХ века.
Задачи:
Формирование эмоционального восприятия исторических событий ХХ века, картины жизни советского общества в разные периоды истории ХХ века.
Формирование следующих УУД:
- поиск, отбор, систематизация полученной визуальной информации
- умение обобщать результаты своей работы и формулировать выводы
- умение осуществлять проектную деятельность
- умение работать в группе и индивидуально.
Формирование навыков работы с группой визуальных исторических источников.
Урок проводится в конце учебного года или привязывается к каким-либо событиям (например, проект к 8 марта «Мамы страны Советов» - создавали образ советской женщины эпохи нэпа, эпохи модернизации (30-40), военной эпохи, 60-х и 80-х годов. Готовые работы украшали коридор к празднику.)
Ход урока.
1 урок
Организационный момент и постановка проблемы.
Формирование групп для реализации мини-проекта ( обычно 4 группы)
Знакомство с группами визуальных исторических источников ( плакаты, открытки, реклама, обложки журналов, марки, конфетные обертки и т.д.)
Объявление темы группового проекта (Варианты: «Лицо Эпохи», «За детство счастливое наше, спасибо Родная страна!», «Поздравляю с праздником…»)
Жеребьевка. Каждая группа вытягивает карточку исторического периода (начало ХХ века, 20- е гг., 30-40-е, 1941-1945, послевоенная эпоха, «оттепель», «застой», «перестройка»)
Этап проектирования
Цель мини-проекта в группе – создать коллаж, используя визуальные источники, наиболее полно отразить «дух» эпохи.
Создание макета (например, придумать рубрики: мода, киноафиша, реклама, внешняя политика, внутренняя политика и т.д.)
Подбор иллюстраций. Я обычно раскладываю картинки по группам источников не разделяя по историческим периодам, учащиеся должны выбрать те иллюстрации, которые относятся к их периоду. Если планируется выставление отметок, то неверно выбранные источники ведут к снижению отметки. Можно консультировать группы, которые затрудняются при подборе источников.
Создание коллажа (2 урок)
Учащиеся реализуют свой проект. Мы используем рулон бумажных обоев, каждая группа отрезает такой кусок. какой считает необходимым, при помощи ножниц, клея, стикеров с пояснительными надписями создаёт коллаж.
Защита мини- проекта
Подведение итогов урока, оценивание и рефлексия
Стало ли понятно, чем жили люди советской страны в течение ХХ века
Что удалось и не удалось
Какой коллаж самый интересный и т.д.
Готовые коллажи мы вывешиваем рядом с кабинетом истории на неделю. Учащиеся других классов и учителя внимательно рассматривают, задают вопросы. Можно создать жюри и провести конкурс на соответствие эпохе, оригинальность, художественный вкус и т.д. (например, в течении недели гуманитарных наук).
Пример готового проекта.