СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Визуальная история ХХ века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка обобщающего урока-практикума по истории России ХХ века. Проектная деятельность. разработка дополнена материалом для учителя истории, интересующегося возможностями работы с визуальными источниками.

Просмотр содержимого документа
«визуальная история»



Визуальная история ХХ века.





















































Практикум «Визуальная история ХХ века»

Методическая разработка

Автор: Тевс И.Г.

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ Гимназия № 4 г. Новосибирска



До недавнего времени число историков, которые серьезно воспринимали визуальные объекты – картины, скульптуры, архитектурные и мемориальные комплексы, карты, плакаты, открытки, фотографии и пр., – и использовали их как важные источники, было относительно невелико. Несмотря на то, что изображения являются наиболее универсальным и доступным средством сохранения и передачи памяти о прошлом. В нашей стране в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) сформировался «Центр визуальной антропологии и эгоистории» вокруг профессора В.М. Магидова. Фундаментальные исследования В.М. Магидова способствуют разрушению сложившихся среди историков предрассудков в отношении визуальных источников, демонстрируя потенциал, который таят для исследователей визуальные свидетельства российского прошлого XIX–XX столетий. «Визуальный поворот» открывает широкие перспективы для исторических наук, не только прикладного, но и теоретического характера. Визуальность является важнейшей составляющей коммуникационных процессов. Зрительные образы полисемантичны. В них воплощена социальная память, ментальность, политические стереотипы и социальный контекст эпохи.

( Костенко А.В. ВИЗУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ XIX–XX вв.)































Предмет: история России



Класс: 9



Тема: «Визуальная история ХХ века»



Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний



Форма урока: урок-практикум (2 часа)



Учебно-методическое обеспечение урока:

1) учебник История России. XX - начало XXI века. 9 класс.  Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., Клоков В.А. и др. (2015,) – можно использовать любой УМК

2) распечатанные материалы из папок «Визуальная история»

3) Ватман или бумажные обои, ножницы, клей, стикеры, фломастеры и другие материалы для работы над коллажем.



Цель урока: систематизация и применение знаний, полученных при изучении истории России ХХ века.



Задачи:

  1. Формирование эмоционального восприятия исторических событий ХХ века, картины жизни советского общества в разные периоды истории ХХ века.

  2. Формирование следующих УУД:

- поиск, отбор, систематизация полученной визуальной информации

- умение обобщать результаты своей работы и формулировать выводы

- умение осуществлять проектную деятельность

- умение работать в группе и индивидуально.

  1. Формирование навыков работы с группой визуальных исторических источников.


Урок проводится в конце учебного года или привязывается к каким-либо событиям (например, проект к 8 марта «Мамы страны Советов» - создавали образ советской женщины эпохи нэпа, эпохи модернизации (30-40), военной эпохи, 60-х и 80-х годов. Готовые работы украшали коридор к празднику.)



Ход урока.

1 урок

  1. Организационный момент и постановка проблемы.

  • Формирование групп для реализации мини-проекта ( обычно 4 группы)

  • Знакомство с группами визуальных исторических источников ( плакаты, открытки, реклама, обложки журналов, марки, конфетные обертки и т.д.)

  • Объявление темы группового проекта (Варианты: «Лицо Эпохи», «За детство счастливое наше, спасибо Родная страна!», «Поздравляю с праздником…»)

  • Жеребьевка. Каждая группа вытягивает карточку исторического периода (начало ХХ века, 20- е гг., 30-40-е, 1941-1945, послевоенная эпоха, «оттепель», «застой», «перестройка»)

  1. Этап проектирования

  • Цель мини-проекта в группе – создать коллаж, используя визуальные источники, наиболее полно отразить «дух» эпохи.

  • Создание макета (например, придумать рубрики: мода, киноафиша, реклама, внешняя политика, внутренняя политика и т.д.)

  • Подбор иллюстраций. Я обычно раскладываю картинки по группам источников не разделяя по историческим периодам, учащиеся должны выбрать те иллюстрации, которые относятся к их периоду. Если планируется выставление отметок, то неверно выбранные источники ведут к снижению отметки. Можно консультировать группы, которые затрудняются при подборе источников.

  1. Создание коллажа (2 урок)

  • Учащиеся реализуют свой проект. Мы используем рулон бумажных обоев, каждая группа отрезает такой кусок. какой считает необходимым, при помощи ножниц, клея, стикеров с пояснительными надписями создаёт коллаж.

  1. Защита мини- проекта

  • Каждая группа представляет свой коллаж, объясняя каким образом он отражает визуальный облик эпохи.

  1. Подведение итогов урока, оценивание и рефлексия

  • Стало ли понятно, чем жили люди советской страны в течение ХХ века

  • Что удалось и не удалось

  • Какой коллаж самый интересный и т.д.



Готовые коллажи мы вывешиваем рядом с кабинетом истории на неделю. Учащиеся других классов и учителя внимательно рассматривают, задают вопросы. Можно создать жюри и провести конкурс на соответствие эпохе, оригинальность, художественный вкус и т.д. (например, в течении недели гуманитарных наук).



















Пример готового проекта.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!