Визуальная поддержка как вспомогательное средство коммуникации
на музыкальных занятиях
для детей с расстройствами аутистического спектра
Л.В. Северюхина
Музыкальный руководитель
г. Чита, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются аспекты применения визуальных средств на музыкальных занятиях в коррекционной работе с детьми-аутистами.
Ключевые слова: визуальная поддержка, вспомогательные средства коммуникации, музыкальные занятия, дети с расстройствами аутистического спектра.
У детей с расстройствами аутистического спектра чаще всего наблюдаются нарушения коммуникативных функций, речевые патологии различной степени тяжести, когнитивные нарушения, ограниченные интересы и часто повторяющиеся поведенческие действия. Поэтому, в целях адаптации и социализации детей с расстройством аутистического спектра, используют альтернативные и дополнительные способы коммуникации (АДК), которые заменяют или дополняют речь.
Практика проведения музыкальных занятий с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, показывает, что коррекция нарушений у таких детей в большей степени эффективна при использовании визуальных средств коммуникации.
Визуальная поддержка на музыкальных занятиях применяется как вспомогательное средство коммуникации, в котором визуальные элементы в виде картинок, предметов используются для создания определенной структуры с целью доведения информации до ребенка, испытывающего трудности в понимании и использовании речи.
Для формирования стереотипа музыкального занятия используется визуальная поддержка в виде вертикального визуального расписания, состоящего из вертикально расположенного на стене панно с прозрачными карманами, куда вставляются карточки с изображением определенного вида музыкальной деятельности. Например, карточка с изображением марширующих детей обозначает такой вид музыкальной деятельности, как «музыкально-ритмические движения», карточка с изображением поющих детей обозначает соответственно «пение», карточка, на которой изображен ребенок с массажным шариком Су-джок, обозначает вид музыкальной деятельности «здоровьесберегающие технологии» и т.д. По мере прохождения этапа занятия карточка с определенным видом музыкальной деятельности, по просьбе педагога, из расписания убирается ребенком самостоятельно или с помощью взрослого.
Применение визуального расписания помогает выдерживать структуру занятия, состоящую из определенной последовательности разных видов музыкальной деятельности, таких как:
1. Вводная часть
Виды музыкальной деятельностей:
- Приветствие;
- Музыкально-ритмические движения;
- Пальчиковая, артикуляционная гимнастика.
2. Основная часть.
Виды музыкальной деятельности:
- Слушание музыки;
- Пение (подпевание);
- Здоровьесберегающие технологии, дидактические игры;
- Игры, пляски, хороводы.
3. Заключительная часть.
Виды музыкальной деятельности:
- Релаксация, прощание.
Постоянная структура занятий с применением визуального расписания уменьшает тревожность детей, способствует более быстрой их адаптации.
Средства визуальной поддержки применяются при выполнении различных видов музыкальной деятельности. Например, при слушании музыки в качестве визуальной поддержки используются карточки-настроение, соответствующие определенному характеру музыки. Ребенок, прослушивая знакомый музыкальный отрывок, выбирает картинку, соответствующую характеру музыки.
При игре на детских музыкальных инструментах дети с большим удовольствием принимают участие в музыкальной игре с визуальной поддержкой «Оркестр». Детей привлекает не только звучание инструментов, но и возможность самостоятельного действия с ними, извлечения звука.
Игра «Оркестр» с визуальной поддержкой
Цель: развитие визуального и слухового внимания, координации движений, мелкой моторики, волевых качеств (умение ждать).
Материал: детские музыкальные инструменты, игровое поле в виде прямоугольника с изображением в ряд нескольких детских музыкальных инструментов, напротив которых по краю прикреплены прищепки с такими же изображениями инструментов меньшего размера.
Ход игры:
1 вариант. Дети выбирают инструмент, один ребенок (водящий) находится возле игрового поля. Ребенок (водящий) снимает прищепки с изображенными инструментами по порядку, каждый ребенок играет на своем инструменте только тогда, когда ребенок (водящий) снимет с игрового поля прищепку с изображением его инструмента. Затем дети играют все вместе оркестром, а ребенок (водящий) дирижирует или хлопает.
2 вариант. Дети выбирают инструмент, игровое поле у педагога, прищепки сняты, находятся в контейнере. Дети подходят к игровому полю поочередно в том порядке, в каком изображены инструменты, играют ритм на своем инструменте, достают из контейнера прищепку с изображением инструмента и прикрепляют на соответствующее место. Все дети играют оркестром.
Визуальная поддержка дополняет текущий уровень коммуникации ребенка с расстройствами аутистического спектра, и, помогая получить ему доступ к языку, открывает возможности к овладению новыми умениями.
Литература
Константинова И.С. Музыкальные занятия с особым ребенком. Взгляд нейропсихолога. - М.: Теревинф, 2013. – 352 с.
Коэн, М., Герхард, П. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом / Марлен Дж. Коэн, Питер Ф. Герхардт; пер. с анг.У Жарниковой; науч. Ред. С. Анисимова. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018.
Кучина, Д. А. Использование альтернативных средств обучения в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра / Д. А. Кучина. Молодой ученый.2018. № 49 (235). с.282-284