ВИЗУАЛЬНЫЕ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КАК СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ И ГИА.
На современном этапе развития общества от человека требуется быстро, грамотно и функционально использовать приобретённые знания в повседневной жизни. Важную роль в привитии навыков самостоятельности и интереса к учению, развитию абстрактно-логического мышления, играет использование наглядно-демонстрационного материала: опорные сигналы, различные таблицы, опорно-логические схемы. Для интеллектуального развития учащихся важными являются задания, при выполнении которых дети учатся сами строить такие схемы и структуры, которые являются опорой мысли, опорой действия.
Опорно-логические схемы введены в педагогическую практику во второй половине 80-х годов В.Ф. Шаталовым для наилучшего качества обучения.
Е.В. Алексеева выделяет оптимальность и достоинства структурно-логических схем. Она оптимальна:
- с точки зрения восприятия: зрительное восприятие структурно-логических схем намного эффективнее за счет четкой структуры и смыслового содержания;
- с точки зрения воображения: структурно-логическая схема в воображении учащегося создает целостную картину изучаемого материала;
- с точки зрения памяти: структурно-логические схемы обеспечивают концентрацию внимания только на конкретных понятиях, что улучшает его долговременную память;
- с точки зрения представления: структурно-логическая схема дает комплексное представление об изучаемом материале;
- с точки зрения мышления: структурно-логическая схема, активизируя различные виды мышления, обеспечивает осмысленное усвоение требуемого понятия.
Для слабого ученика – это готовая информация для ответа, а для сильного – минимум, к которому добавляется информация из текста параграфа и дополнительная литература.
К опорно-логическим схемам предъявляются следующие требования:
- доходчивость – информация представлена в удобном для восприятия виде;
- убедительность – логика подачи информации не дает двусмысленной трактовки понятий;
- лаконичность – структурно-логические схемы показывают суть понятия при оптимальной смысловой и информационной нагрузке;
- универсальность – их можно использовать при изучении различных тем по предмету
Опорно-логические схемы могут быть использованы:
- при изучении нового материала (допускается постепенное укрупнение изучаемых единиц абзац, пункт, параграф, глава);
- при закреплении пройденного материала на уроке;
- при подготовке домашнего задания;
- при организации работы в группах, в парах;
- при итоговом повторении и т.д.
-при подготовке к олимпиадам и ГИА
Сегодня я хочу поделиться с вами опытом и идеями на тему использования визуальных структурно-логических схем в подготовке учащихся к олимпиадам и государственной итоговой аттестации (ГИА) по биологии. Визуальные схемы - это графическое представление информации, которое помогает студентам лучше понять и запомнить сложные концепции и связи между ними.
Визуальные структурно-логические схемы являются эффективным инструментом, так как они помогают учащимся видеть общую картину и иерархию информации. Биология - наука, в которой много различных фактов, процессов и взаимосвязей. Визуальные схемы помогут учащимся систематизировать и структурировать эту информацию.
Одной из ключевых проблем в подготовке к олимпиадам и ГИА является нехватка времени. Использование визуальных схем позволяет значительно сократить время на запоминание и повторение материала. Учащиеся смогут быстрее ориентироваться в информации, выделять главное и видеть связи между различными понятиями.
Кроме того, визуальные схемы помогут развить навыки аналитического мышления и логического мышления, которые являются ключевыми для успешного решения задач на олимпиадах и ГИА. Строение схемах позволяет учащимся видеть, какие факты и идеи взаимосвязаны и развивать способность логически мыслить.
Прежде чем приступать к созданию визуальных схем, важно провести подготовительную работу. Посидите сами и составьте основные темы и понятия, которые нужно включить. Затем разбейте каждую тему на подтемы и определите связи между ними.
Когда вы будете создавать визуальные схемы, используйте различные цвета, стрелки, рамки и другие графические элементы, чтобы выделить главные идеи, связи и зависимости. Учитывайте предпочтения и стиль обучения каждого ученика - некоторым учащимся может быть удобней использовать текстовую форму, а другим - более наглядное представление визуальных элементов.
И самое главное - не ограничивайтесь только одним типом визуальной схемы. Используйте разнообразные форматы, такие как деревья решений, мозаичные иерархии, связные диаграммы и т.д. Это поможет вам найти наиболее эффективный подход для каждого ученика.
Итак, визуальные структурно-логические схемы - это мощный инструмент, который поможет вам и вашим учащимся подготовиться к олимпиадам и ГИА по биологии. Они помогут систематизировать и структурировать информацию, развивать аналитическое и логическое мышление, а также сэкономить время на повторение материала.
Надеюсь, мой опыт и идеи будут полезны для вас. Желаю вам успешной работы и отличных результатов в подготовке учащихся к олимпиадам и ГИА по биологии!