СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Входная диагностическая работа по биологии ( Базаевой Асият Юсуповны)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Входная диагностическая работа по биологии ( Базаевой Асият Юсуповны)»

Входная диагностическая работа по биологии

( Базаевой Асият Юсуповны)

1.Сосна обыкновенная –– светолюбивое растение, имеет высокий стройный ствол. Крона формируется только вблизи верхушки. Сосна растёт на песчаных почвах, меловых горах. У неё хорошо развиты главный и боковые корни. Листья сосны игловидные, по две хвоинки в узле на побеге. На молодых побегах развиваются зеленовато-жёлтые мужские шишки и красноватые женские шишки. Пыльца переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение. Через полтора года созревают семена, с помощью которых сосна размножается. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

1) морфологический критерий – описание корневой системы, ствола, хвои, шишек;

2) экологический критерий – особенности жизни, светолюбивость, требования к почве;

3) физиологический критерий – особенности опыления, оплодотворения, созревания семян, размножения



2.Какие организмы первыми обеспечили образование кислорода в атмосфере и как повлияло накопление кислорода на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?

1) Первыми обеспечили образование кислорода в атмосфере одноклеточные организмы (цианобактерии) благодаря способности к фотосинтезу;

2) накопление кислорода сделало возможным появление аэробов и кислородного этапа энергетического обмена;

3) накопление кислорода обеспечило образование защитного озонового экрана и выход организмов на сушу;

4) кислородное окисление обеспечило эффективность обмена и появление многоклеточных организмов

3.Генетический аппарат вируса представлен молекулой РНК. Фрагмент этой молекулы имеет нуклеотидную последовательность: ГУГАУАГГУЦУАУЦУ. Определите нуклеотидную последовательность фрагмента двухцепочечной молекулы ДНК, которая синтезируется в результате обратной транскрипции на РНК вируса. Установите последовательность нуклеотидов в иРНК и аминокислот во фрагменте белка вируса, которая закодирована в найденном фрагменте ДНК. Матрицей для синтеза иРНК, на которой идёт синтез вирусного белка, является вторая цепь ДНК, которая комплементарна первой цепи ДНК, найденной по вирусной РНК. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.



ответ:

1) фрагмент двухцепочечной молекулы ДНК:

-ЦАЦТАТЦЦАГАТАГА-

-ГТГАТАГГТЦТАТЦТ-;

2) последовательность иРНК: - ЦАЦУАУЦЦАГАУАГА-;

3) последовательность аминокислот: -гис-тир-про-асп-арг-



4.Глухота –– аутосомный признак; дальтонизм – признак, сцепленный с полом. В браке здоровых родителей родился ребёнок глухой дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, его пол, генотипы и фенотипы возможного потомства, вероятность рождения детей с обеими аномалиями. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте

Пояснение.

1) Так как у здоровых родителей родился глухой ребенок с дальтонизмом, то оба эти признака рецессивны. Родители гетерозиготны по первой аллели, мать - гетерозиготна по признаку дальтонима; отец здоров - значит, его генотип ХDУ.

Генотипы родителей: мать — АаХDХd, отец — АаХDУ;

Схема: P: ж. АаХDХd Х м. АаХDУ;

G: АХD аХD А Хd а Хd АХD АУ аХD аУ

2) Родители образуют по четыре типа гамет, для решения задачи необходимо построить решетку Пеннета.

Гаметы.ж

м.


АХD

аХD

А Хd

а Хd

АХD

ААХD ХD

АаХD ХD

ААХD Хd

АаХD Хd

АУ

ААХD У

АаХD У

ААХdУ

АаХdУ

аХD

АаХD ХD

аа ХD ХD

АаХD Хd

Аа ХD а Хd

аУ


АаХDУ

ааХDУ

А аХd У

аа ХdУ



Возможные генотипы и фенотипы детей:

мальчик глухой, дальтоник 1 ааХdУ :

девочки с нормальным слухом и нормальным зрением 1 ААХDХD : 1 АAХDХd : 2 АаХDХD : 2 АаХDХd :

мальчик с нормальным слухом и нормальным зрением 1 АAХDУ : 2 АaХDУ : мальчики с нормальным слухом дальтоник 1 АAХdУ : 2 АаХdУ : девочка глухая с нормальным цветовым восприятием 1 aaХDХD : 1 aaХDХd : мальчики глухие с нормальным цветовым зрением 1 aaХDУ : мальчик глухой дальтоник 1 aaХdУ

 

3) Ребёнок — глухой дальтоник — его генотип aaХdУ, пол — мужской (или мальчик). Вероятность рождения ребенка с обеими аномалиями — 1/16.

 

4) Законы наследственности: Независимое наследование между первым и вторым признаком; сцепленное с Х-хромосомой по второму признаку.




5.По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного чёрным цветом. Определите генотипы родителей, потомков обозначенных на схеме цифрами 2, 3, 8, и объясните их формирование





Пояснение.

Признак, выделенный чёрным цветом является рецессивным, сцепленным с Х-хромосомой: Ха,

т. к. наблюдается через поколение. Мужчина с признаком (8) у него дочь без признака (11), а внуки — один с признаком (12), второй без (13), то есть от отца (10) они получают Y — хромосому, а от матери (11) один Ха, другой ХА.

Генотипы людей, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11:

3 — женщина-носитель — ХАХа

4 — мужчина без признака — ХАY

8 — мужчина с признаком — ХаY

11 — женщина-носитель — ХАХа



6. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Грибы и бактерии относят к прокариотам. 2. Среди грибов встречается большое разнообразие: дрожжи, плесневые, шляпочные грибы и др. 3. Общей особенностью многоклеточных грибов является образование вегетативного тела из тонких ветвящихся нитей, образующих грибницу. 4. Грибная клетка имеет клеточную стенку, состоящую из хитина, и мембранные органоиды. 5. Запасным питательным веществом является гликоген. 6. Грибы обладают автотрофным типом питания. 7. Рост грибов прекращается после созревания спор.

Ошибки допущены в предложениях 1, 6, 7:
1) 1 – грибы – это эукариоты;

2) 6 – у грибов гетеротрофный тип питания;

3) 7 – грибы растут в течение всей жизни



7.Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9%-ным раствором). Поясните почему.

Ответ:

1) Внутренняя среда организма характеризуется постоянством состава минеральных солей.

2) Введение лекарственных препаратов в большом количестве может изменить состав внутренней среды, поэтому их разбавляют физиологическим раствором т. к. концентрация физиологическою раствора (0,9% рас¬твор NaCl) соответствует концентрации солей в плазме крови и не вызывает гибели клеток крови;




8.Биологическое окисление органических веществ в организме человека сходно по химическому процессу со сжиганием топлива (угля, торфа, дерева). Какие общие с горением продукты образуются в результате этих процессов? Сравните энергетику процессов биологического окисления и горения. В чём их отличие?

Сходство: 1. В результате окисления молекулярным кислородом органических веществ в клетке, как и при горении, образуются углекислый газ и вода.

Различие:

2. При горении вся энергия выделяется в виде тепла или лучистой энергии (свет), а при биологическом окислении часть энергии запасается в молекулах АТФ.

3. Биологическое окисление происходит ступенчато в разных структурах организма и клетки при участии ферментов.



9. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор хвоща полевого? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются?

Ответ:

1) В гаметах хвоща полевого гаплоидный набор хромосом - n
2) В спорах хвоща полевого гаплоидный набор хромосом - n
3) Гаметы (n) образуются из гаметофита (заростка)(n) путем митоза
4) Споры (n) образуются из клеток спорангия (2n) путем мейоза.



10. Где расположены центры нервной регуляции отделения желудочного сока в организме человека? Как осуществляется безусловно- и условнорефлекторная регуляция этого процесса?



Ответ:

1)безусловно-рефлекторный центр расположен в продолговатом мозге, а условно-рефлекторный – в коре больших полушарий головного мозга;
2) безусловно-рефлекторный центр обеспечивает отделение желудочного сока при
попадании пищи в полость рта, желудка;
3) условно-рефлекторное отделение желудочного сока происходит при виде, запахе и мысли о пище






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!