Входная диагностическая работа по изобразительному искусству
для обучающихся 1 класса
В представленных материалах содержится входная диагностическая работа по окружающему миру для обучающихся 1 класса, 2020-2021 уч.г., данный вид диагностики проводится в первый месяц обучения в школе.
Целью данной диагностики является рассмотрение диагностики уровня художественного развития учащихся на входе в 1-й класс.
Как показывает практика, уроки изобразительного искусства при переходе учащихся в первый класс начинает вести другой учитель, а потому перед ним стоит задача – как можно раньше познакомиться с уровнем художественного развития учащихся класса.
Актуальность данной диагностики и заключается в том, что она позволяет выявить детей, требующих особого внимания и индивидуального подхода со стороны учителя (детей с признаками художественной одарённости, детей с хорошими задатками, творческим потенциалом, детей с низким уровнем художественного развития).
В основе данной диагностики лежат два основных параметра: уровень развития графических умений и навыков и уровень развития творческого продуктивного воображения. Кроме того, учитывается креативность и эстетическая способность, эмоциональное отношение к изображаемому.
К художественно-графическим умениям относятся следующие:
- умение чувствовать и передавать форму, размеры, пропорции объектов;
- умение правильно сочетать цвета, оттенки;
- умение компоновать предметы, составлять композиции;
Представленный диагностический инструментарий создан в соответствии со шкалой педагога-психолога Фридман Л. И.: (разноуровневое овладения учащимися действий, соответствующим учебными умениям и навыкам):
0 уровень – учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения);
1 уровень – учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);
2 уровень – учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;
3 уровень – учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;
4 уровень – учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действия.
Под творческим продуктивным воображением понимается самостоятельное создание новых образов в процессе изобразительной деятельности с элементами фантазии, способность к импровизации.
В основе критериев разных уровней художественного развития учащихся лежит методика Н. А. Лепской «5 рисунков».
Диагностическое задание:
Условия: ребенку предлагается отгадать загадки и нарисовать отгадки на одном листе бумаги формата А4.
Инструкция для детей: «Предлагаю вам нарисовать отгадки к загадкам (загадки подбираются таким образом, что ответы-рисунки на них могут быть объединены в целостную композицию):
- Зимой и летом одним цветом. (Ёлка).
- Ни головы, ни ножек. Кто это, дети? (Ёжик)
- Летом - серый, зимой - белый. (Заяц).
- Сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл. (Гриб)
- Цветными крыльями порхает, от цветка к цветку летает. (Бабочка).
Слова-отгадки записываются на доске.
В инструкции ничего изменять и дополнять нельзя. Её можно только повторить.
Анализ детских работ.
Происходит на основе критериев:
1. Оригинальность – фиксирует готовность к импровизации. Творческая деятельность носит продуктивный характер (самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности с элементами фантазии).
3. Выразительность художественного образа (интересный сюжет, композиция, взаимосвязь объектов изображения.)
4. Графичность – осознанное использование художественных средств, приемов и техник работы с различными графическими материалами.
2. Эмоциональность – показывает отношение автора к изображаемому (эстетическое оформление работы, аккуратность).
Определение уровня художественного развития.
4-й уровень (высокий). Развито творческое воображение, фантазия; готовность к импровизации (объединение объектов в композицию); чувство эмоционального сопереживания. Хорошее владение графическими навыками. Аккуратность выполнения. К этой группе относятся дети с признаками одарённости.
3-й уровень (хороший). Аналогичны показателям 4-го уровня, но недостаточно развит дар импровизации, фантазии.
2-й уровень (средний). Достаточно хорошее владение графическими навыками, наличие эмоциональной окрашенности. Однако творческое воображение развито недостаточно. Присутствует схематичность, склонность к шаблону. Не переданы пропорции, пространство. Нет композиции.
1-й уровень (низкий). Графические умения развиты слабо. Нет образных ассоциаций. Отношение к работе формальное.
На основании выявленных уровней можно составить карту художественного развития класса.
№ п\п | ФИ учащегося | Уровень художественного развития |
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | | | |
Каждый уровень можно обозначить определённым цветом и на этой основе построить диаграмму художественного развития класса в целом.
Таким образом, преимущество данной диагностики заключается в простоте выполнения и обработки результатов и наглядном представлении уровня художественного развития не только каждого отдельного ученика, но и класса в целом.