Диагностическая работа по проверке сформированности метапредметных умений у младших школьников
(3 класс)
Дата проведения: вторая неделя апреля 2014 года
Цель проведения: выявить уровень сформированности метапредметных умений учащихся третьих классов для понимания общих тенденций обучения ученика, класса, школы, региона и уточнения плана коррекции для формирования универсальных учебных действий в 4 классе.
Инструкция к проведению.
Ученики самостоятельно подписывают работу (фамилия, имя полностью, класс, школа). Работу учащиеся выполняют в течение одного учебного дня. Ученики самостоятельно читают содержание работы, определяют план её выполнения, выполняют в соответствии с планом.
Диагностическая работа составлена на разном предметном материале. Для работы ученик выбирает один из двух предложенных вариантов каждого задания. Рассматривается формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий на уровне представлений. Все задания рассчитаны на ориентацию в способе действий. Мониторинг формирования личностных универсальных учебных действий в 3 классе не проводится.
Задание 1. Предмет мониторинга: умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей (регулятивные универсальные учебные действия). Предметная область: технология или математика.
Окружающий мир
Тебе нужно создать условия для произрастания семян. Выбери только правильные действия и установи их порядок (обозначь цифрами).
Поместить семена во влажную среду
Проросшие семена высадить в почву
Пересчитать семена
Выбрать подходящие для проращивания семена
Поддерживать нужную температуру воздуха в помещении для проращивания
Высушить семена
Верный ответ: поместить, поддерживать температуру, выбрать, высадить
Критерии оценивания:
Выполнено верно –2 балла, 1 ошибка – 1 балл
Русский язык
Тебе необходимо определить род имени существительного. Составь план своих действий. Для этого выбери только необходимые действия и расставь их по порядку.
Подставлю слова «он, мой», «она, моя», «оно, мое»
Вспомню, что такое род имени существительного
Поставлю ударение
Укажу корень
Подберу проверочное слово
Запишу, какой род у имени существительного
Верный ответ: вспомню, подставлю, запишу
Критерии оценивания:
Выполнено верно –2 балла, 1 ошибка (недочет) – 1 балл
Задание 2 .
Предмет мониторинга: умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.
Литературное чтение
Рассмотри схему. Определи существенные признаки понятий. Запиши, как эти объекты можно назвать одним словом.
Верный ответ: жанры
Критерии оценивания:
Выполнено верно –1 балл
Математика
Рассмотри схему. Определи существенный признак, по которому записи можно назвать одним словом. Запиши.
Верный ответ: уравнения (для обучающихся по учебнику Истоминой Н.Б. возможен ответ «равенства», т.к. уравнения изучаются в 4 классе)
Критерии оценивания:
Выполнено верно –1 балл
Задание 3. Предмет мониторинга: умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов/процессов, для решения задач. Предметная область: математика, русский язык.
Русский язык
Ты уже знаешь, что некоторые слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Запиши все возможные слова к транскрипции [м'ич'и].
________________________________________________________________
Верный ответ: мячи, мечи, мечи (глагол). Достаточно двух слов.
Критерии оценивания:
Выполнено верно – 2 балла (не менее двух слов), неполный ответ 1 балл (одно слово)
Математика
Проанализируй схему. Запиши все возможные вопросы к задаче.
10 р.
Пирожки •▬▬•▬▬•▬▬•
15 р.
Булочки •▬▬▬•▬▬▬•▬▬▬•▬▬▬•
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Верный ответ: Какова стоимость пирожков? Какова стоимость булочек? Сколько заплатили за булочки и пирожки вместе? На сколько больше заплатили за булочки? На сколько меньше заплатили за пирожки? Достаточно двух вопросов.
Критерии оценивания:
Выполнено верно – 2 балла (не менее двух вопросов), неполный ответ 1 балл (один вопрос)
Задание 4. Предмет мониторинга: умение устанавливать причинно-следственные связи. Предметная область: окружающий мир и технология.
Технология:
При изготовлении модели слоника из картона ребята использовали разные техники крепления лап. Ира приклеила лапки, Вася сделал шарнирное соединение лап с туловищем, Илья соединил лапки с помощью пружинки, а Аня крепко пришила лапы ниткой. У кого получилось подвижное соединение (слоник может «ходить»), а у кого – неподвижное?
Подвижное соединение ___________________________________________
Неподвижное соединение _________________________________________
Верный ответ: подвижное (Вася, Илья), неподвижное (Ира, Аня)
Критерии оценивания:
Выполнено верно – 2 балла, допущена одна ошибка – 1 балл
Окружающий мир
Третьеклассники на уроке окружающего мира перечисляли весенние явления природы: становится теплее, увеличивается продолжительность дня, тает снег, появляются проталины, прилетают птицы, текут ручьи, распускаются листья на деревьях.
Выпиши пары явлений природы, которые связаны между собой
_____________________________, потому что _________________________
__________________________, потому что _____________________________
_________________________, потому что ______________________________
Верный ответ: тает снег – становится теплее, текут ручьи – тает снег, увеличивается продолжительность дня – прилетают птицы (возможны другие варианты)
Критерии оценивания:
Выполнено верно – 2 балла, допущена одна ошибка – 1 балл
Задание 5. Предмет мониторинга: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Предметная область: изобразительное искусство и литературное чтение.
Изобразительное искусство
Рассмотри фотографии. Проанализируй, к каким видам искусства они относятся. Выдели существенные признаки и запиши название вида искусства.
Живопись - № ______
Скульптура - № _______
Декоративно-прикладное искусство - № _______
Архитектура - № ______
Верный ответ: живопись-4, скульптура-1, декоративно-прикладное-2, архитектура-3
Критерии оценивания:
Выполнено верно –1 балл
Литературное чтение
Прочитай пословицу.
Что заслужил, то и получай. (Русская пословица).
Подумай, какая мысль выражена в пословице. Определи, какая из предложенных пословиц раскрывает тот же смысл, что и прочитанная тобой, отметь
Верный ответ: не споешь, так и ужин не получишь
Критерии оценивания:
Выполнено верно –1 балл
Задание 6. Предмет мониторинга: умение самостоятельно отбирать информацию для выполнения учебного задания. Предметная область: литературное чтение.
Литературное чтение.
Рассмотри таблицу. Определи на основе таблицы верные высказывания (поставь + или - )
Название книги | Автор | Издательство | Год издания | Число страниц |
Приключения Чиполлино | Дж. Родари | «Росмэн» | 2001 | 205 |
Кошка, которая гуляла сама по себе. | Р. Киплинг | «Мартин» | 1997 | 160 |
Хитрые задачи | С. Федин | «Абажур» | 2000 | 64 |
Книга Р. Киплинга была издана раньше остальных.
В книге «Хитрые задачи» больше всего страниц.
Иллюстратора книги Р. Киплинга звали Мартин.
Книгу «Приключения Чиполлино» написал Дж. Родари.
Верный ответ: +, -, -, +
Критерии оценивания:
Выполнено верно –2 балла, допущена одна ошибка – 1 балл
Задание 7. Предмет мониторинга: умение владеть диалогической и монологической речью, отстаивать свою позицию в споре, аргументировать, приводить доказательства. Предметная область – изобразительное искусство, русский язык
На уроке изобразительного искусства учительница предложила нарисовать рисунок на тему «Россия - моя Родина».
- Я нарисовала героя русской былины Илью Муромца, - рассказала Даша.
- Ты неправильно выполнила задание. Нужно было нарисовать свой город – место, где ты родился, – возразил Дима.
Кто прав? Объясни, почему.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Верный ответ: возможен любой из ответов, важно обоснование, содержащее не менее двух аргументов
Критерии оценивания: максимально – 2 балла