Вхождение в профессию воспитатель. Работа с начинающими воспитателями

Опыт работы предназначен для старших воспитателей по работе с начинающими воспитателя в детском саду.

Просмотр содержимого документа
«Вхождение в профессию воспитатель. Работа с начинающими воспитателями»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КУРГАНА «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 109

«ЖУРАВУШКА»
















ОПЫТ РАБОТЫ


СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ

ЗОТОВОЙ ОЛЬГИ ПЕТРОВНЫ


ТЕМА: «РАБОТА С НАЧИНАЮЩИМИ ВОСПИТАТЕЛЯМИ»





























АННОТАЦИЯ



В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения, которые повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога. Еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения малоопытного педагога в образовательную среду дошкольного учреждения. В детские сады неохотно приходят молодые специалисты, им требуется немало времени на вхождение в профессию.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги ожидают от них профессионализма в работе. Нередко у начинающего педагога при наличии теоретических знаний отсутствуют практические умения. Новичок на новом месте работы сталкивается с большим количеством трудностей.

Данный опыт работы раскрывает специально организованную работу по адаптации с такими педагогами, может способствовать снятию проблем, возникающих в начале работы и облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь учреждения. Чем комфортнее будет каждому из таких специалистов на рабочем месте, тем быстрее будет развиваться его педагогическое мастерство.






































Введение


“Со мной работали десятки молодых педагогов.

Я убедился, что как бы человек успешно не кончил

педагогический вуз, как бы он не был талантлив,

а если не будет учиться на опыте,

никогда не будет хорошим педагогом,

я сам учился у более старых педагогов…”


А.С. Макаренко



Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. Вместе с тем проблемы профессиональной адаптации начинающего воспитателя изучены недостаточно. Профессиональная педагогическая деятельность, по мнению кандидата педагогических наук С.М. Редлиха, имеет характерные особенности:

  • не допускается скидок на недостаточную квалификацию;

  • высокие и жесткие требования к профессиональной компетентности со стороны образовательной среды действуют с первого и до последнего дня работы;

  • педагог не имеет возможности остановить педагогический процесс, отсрочить его, чтобы, например, получить консультацию;

  • работа воспитателя зачастую требует мгновенной, но профессионально точной реакции;

  • имеют место высокая цена ошибок и значительный период проявления окончательных результатов педагогической деятельности и др.

С каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, в детском саду работают и мастера педагогического труда, и молодые, неопытные педагоги. И в этой связи возникает объективная потребность в организации разноуровневой, дифференцированной методической работы в учреждении с учетом специфики базового образования, индивидуальных особенностей, уровня профессиональных потребностей педагога, наличия у него практического опыта работы с детьми.

Еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения начинающего воспитателя в образовательную среду. В связи с этим необходимо уделять достаточное внимание начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию в дошкольном образовательном учреждении.

Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:

  • трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ;

  • профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ;

  • в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;

  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.

Выполнению перечисленных выше условий, позволяющих адаптироваться начинающим педагогам, во многом способствует организация «Клуба начинающего воспитателя», в деятельности, которого ведущая роль отводится мне как старшему воспитателю ДОУ.

Клуб выполняет следующие задачи:

Создание условий для выявления профессиональной ориентации

Содействие всем начинающим педагогам в приобретении знаний и умений, необходимых в образовательной деятельности.

Оказание консультативной помощи по вопросам образования и воспитания детей дошкольного возраста.

В Клуб входят начинающие воспитатели и более опытные педагоги – наставники.

Занятия Клуба начинающего воспитателя планируются 1 раза в месяц. Их содержание включает теоретические и практические аспекты образовательной деятельности в ДОУ. Перед составлением плана работы Клуба начинающего воспитателя проводятся анкетирования среди начинающих педагогов (Приложение 1), чтобы определить темы занятий с учетом выявленных проблем. К проведению теоретического блока целесообразно привлекать специалистов образования, медицины и психологии; практического блока – высококвалифицированных педагогов, имеющих успешный профессиональный опыт работы - наставников.

В повседневной профессиональной деятельности начинающих педагогов обращаю внимание на выполнение задач дошкольного образования, овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой. С учетом возникающих затруднений – вношу в план работы Клуба начинающего воспитателя необходимые коррективы.

Клуб начинающего воспитателя является, во-первых, важнейшим фактором профессиональной адаптации, успешного личностного и профессионального развития начинающих педагогов, во-вторых, способствует повышению качества дошкольного образования в ДОУ. Предлагаю положение о Клубе начинающего воспитателя (Приложение 2), регламентирующее организацию и порядок работы с начинающими педагогами и план работы на год.

В нашем ДОУ 18 % начинающих педагогов с разным уровнем подготовки:3 –имеют высшее образование, но не дошкольное, 1 – среднее профессиональное дошкольное, у всех стаж работу в ДОУ до 3- х лет.

Также в годовом плане отражаются такие мероприятия с начинающими педагогами, как посещение открытых занятий у педагогов с опытом работы, мастер-классы, консультации по самообразованию, индивидуальные консультации.

Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрация нашего дошкольного учреждения к каждому старается подходить дифференцированно. Согласно существующей в учреждении традиции воспитатели на группах подбираются по принципу компетентной профессиональной поддержки, позволяющему создавать тандемы из опытных и начинающих воспитателей. В нашем ДОУ замечательной традицией стало проведение мероприятия "Посвящение в Садовницы".На этом празднике начинающий воспитатель проходит различные испытания: поет детские песни, колыбельные, марширует под музыку, решает проблемные педагогические ситуации, произносит клятву молодого воспитателя и т. д.От наставника новичок получат памятку "Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ" (приложение 2). В завершение проводится чаепитие. (приложение №14)

Разнообразные формы работы с начинающими воспитателями способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости:

-обучение на рабочем месте;

-участие в работе методических объединений;

-самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;

обучение на курсах повышения квалификации;

-методическое сопровождение деятельности молодых специалистов.

Разнообразные формы методической работы. Наряду с традиционными, оправданными практикой формами, такие как семинары, консультации, практикумы, открытые занятияиспользуются и альтернативные – психолого-педагогические тренинги, деловые игры, смотр-конкурсы, решение педагогических ситуаций.

Данные формы преследуют цель – помочь начинающим воспитателям в повышении их профессиональной компетентности в вопросах методики организации учебно-воспитательного процесса.

Решение педагогических ситуаций. Одна из форм испытания педагога с целью подтверждения занимаемой должности для воспитателя. Решение педагогических ситуаций потребует от педагога проявления педагогической компетентности, знаний, умений, профессиональных качеств. Выбор ситуаций для испытания проводится случайным образом - из банка ситуаций.

«Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Мастер – класс». Форма работы, на которой воспитатели демонстрируют свои достижения в области воспитания детей, дают практические советы.

Конкурсы.Демонстрация и оценка творческих достижений воспитателей. Предполагаетвозможность оценивать результаты путем сравнения своих способностей с другими.

Семинары-практикумы.Совместно с педагогами происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и специалист.

Психолого-педагогические тренинги. Самый совершенный способ самосовершенствования. Он позволяет педагогу повысить свою познавательную активность, овладеть необходимыми практическими знаниями.

«Круглый стол». При обсуждении любых вопросов круглый стол позволяет всех воспитателей поставить в равное положение, обеспечить взаимодействие.

Одной из эффективных форм является работа творческой группы, задача которой – побудить педагогов почувствовать, что они не просто воспитатели, но и исследователи. Формы работы творческой группы разнообразны: деловая игра, коллективно-творческая деятельность, практическая работа в микрогруппах, что позволяет организовать панораму открытых занятий и режимных моментов, обсуждать вопросы планирования педагогического процесса, анализировать содержание, методы обучения, приемы, стиль общения и др.

В практике детского сада широко используем такую форму методической работы как открытые просмотры. Молодые воспитатели также привлекаются к открытым показам.

Значительная роль в повышении профессионального мастерства воспитателей отводится самообразованию. Недостаток знаний по дошкольной педагогике, отсутствие практических умений заставляет начинающих воспитателей заняться самообразованием. На основе выявленных проблем каждый воспитатель определяет для себя тему, над которой будет работать, и составляет план, включающий изучение литературы, передового опыта, перечень практических мероприятий (создание предметно-развивающей среды, пособий, картотек, папок-передвижек и т.д.). Для анализа процесса самообразования составлена памятка (приложение №13)

Результатом работы по самообразованию может быть обобщенный опыт деятельности педагога, который будет основанием для повышения квалификационной категории.

Деловые игры (приложение № 14)позволяют более полно воспроизводить деятельность педагогов, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, определять механизм их решения.

Планирование и организация обучения проводятся по результатам изучения потребностей педагогов в ходе собеседования, наблюдения за педагогической деятельностью. Начинающий воспитатель направляется в группу, где работает опытный воспитатель, который может на личном примере продемонстрировать методически правильное проведение занятия, прогулки, любого режимного момента, дать необходимые советы, рекомендации, консультации, ответить на возникающие вопросы. Стараемся за каждым молодым педагогом закрепить опытного наставника, который выполняет те же функции.

Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет начинающему воспитателю получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. При этом используются разнообразные формы взаимодействия друг с другом, например, совместное планирование будущего рабочего дня и подведение итогов предыдущего. Помощь наставника при составлении подробного конспекта занятий помогает выбрать оптимальные методы и приемы, которые будут наиболее приемлемы на конкретном занятии. При возникновении конфликтных ситуаций предлагаются различные варианты их решения. Самое главное – начинающий воспитатель может присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии, задать возникающие у него вопросы.

При поддержке наставника педагог начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями. Наставник помогает овладеть искусством общения, найти подход к любому родителю, а через него узнать как можно больше о ребенке, и в целом установить доверительные отношения с детьми, а в дальнейшем завоевать любовь детей и уважение их родителей. Главное – активная позиция начинающего педагога.

Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива. Ничто так не сближает коллектив как общая идея, стремление к достижению цели общими усилиями, когда команда единомышленников представляет собой единое целое, а каждый ее член грамотно и добросовестно выполняет свои профессиональные обязанности. А знакомство с талантливыми педагогами, опытом инновационной деятельности играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста.

Процесс наставничества затрагивает интересы как минимум трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и администрации ДОУ. Начинающий воспитатель получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и развивает способности, а так же собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него со всем коллективом. Наставник развивает свои деловые качества, повышает профессиональный уровень в процессе взаимообучения.

С целью стимулирования творческих проявлений начинающего воспитателя в ДОУ проводятся конкурсы методических разработок, творческие конкурсы, разнообразные выставки продуктов детского творчества и т.д. Начинающие воспитатели привлекаются к участию в конференциях, конкурсах городского, областного, межрегионального уровней. Как старший воспитатель, особое внимание я уделяю пополнению багажа теоретических знаний начинающих воспитателей, развитию навыков практического применения полученных знаний. Это обусловлено тем, что в последнее время в детский сад приходит много выпускников непедагогических средних специальных и высших учебных заведений. Недостаток знаний по дошкольной педагогике, отсутствие практических умений заставляет новичка заняться самообразованием. Подбираю необходимую для изучения методическую литературу, знакомлю с методическим кабинетом дошкольного учреждения, помогаю выбрать тему для самообразования.

Сегодня уже можно говорить о результатах нашей работы в выбранном направлении:

• в ДОУ создана система работы с начинающими воспитателями, которая объединяет деятельность молодых педагогов, опытных наставников, узких специалистов, администрации;

• в ДОУ применяются эффективные формы и методы работы с начинающими воспитателями, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;

• начинающие воспитатели ведут работу по самообразованию, что позволяет им пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;

• у начинающих воспитателей сформирована потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс;

• закрепление за начинающими воспитателями педагога-наставника обеспечивает необходимую помощь и поддержку на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию;

Таким образом, использование системного подхода по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов позволяет им быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.

Один из наиболее популярных американских специалистов по теории успеха Джим Ром советует:

Не иди передо мной – я могу и не последовать.

Не иди сзади меня – я могу и не повести.

Но ступай рядом со мной и будь мне другом!


Приложение№1

Памятка для молодых специалистов 
"Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"

Старайтесь:

  • Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.

  • Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.

  • Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.

  • Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

  • Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.

  • Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.

  • Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.

  • Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.

  • Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

Помните:

  • "Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.

  • Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.

  • Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.

  • Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

  • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.

  • Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

  • Не скупитесь на похвалу.

  • Не создавайте конфликтных ситуаций.

  • Следите за внешностью и поведением.

  • Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

  • Любить ребенка таким, каков он есть.

  • Уважать в каждом ребенке личность.

  • Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

  • Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

  • Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

  • Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

  • Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

В детском саду запрещается:

  • Кричать и наказывать детей.

  • Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.

  • Приходить к детям с плохим настроением.

  • Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.

  • Оставлять детей одних.

  • Унижать ребенка.








Приложение №2



Анкета молодого специалиста

1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?

2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?

3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?

4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?

6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?

7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?

8. Что Вас привлекает в работе коллектива:

  • новизна деятельности;

  • условия работы;

  • возможность экспериментирования;

  • пример и влияние коллег и руководителя;

  • организация труда;

  • доверие;

  • возможность профессионального роста.

9. Что Вам хотелось бы изменить?
























Приложение № 3

Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы
(Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)

Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд, в наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей деятельности:


1. Воспитатель детского сада – это:

А. Добрая лошадка все свезет.

Б. Без матки пчелки – пропащие детки.

В. Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом 
копия вскормлены.

2. Педагогический коллектив – это:

А. В мире, что в море.

Б. У одной овечки да семь пастухов.

В. Склеенная посуда два века живет.

3. Обучать детей – значит:

А. Что посеешь – то и пожнешь.

Б. Была бы нитка, дойдем и до клубка.

В. В дорогу идти – пятеры лапти сплести.

4. Воспитывать детей – значит:

А. Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет.

Б. Перемелется – все мука будет.

В. Наказом воевода крепок.

5. Развивать детей – значит:

А. Сей день не без завтра.

Б. Высоко летаешь, да низко садишься.

В. Палка о двух концах.

6. Работа с родителями – это:

А. Бумага некупленная, письмо домашнее.

Б. В добрый час молвить, в худой промолчать.

В. По способу пешего хождения.

Ключ к тесту
Если у Вас преобладают ответы:

"А" – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функций воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что Вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности. Преимущество Вашей работы в качестве наставника заключается в том, что Вы ориентированы на когнитивную практику работы с молодыми специалистами, т. е. способны показать, чему нужно учить детей и как это лучше всего делать. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание дидактического, "поучающего" стиля взаимодействия. Постарайтесь быть демократичнее!

"Б" – у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего Вам удается реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы ориентированы на эмотивную и креативную практику работы с ними, т. е. способны оказать психологическую поддержка и продемонстрировать весь педагогический потенциал Вашего подопечного. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание излишне демократического и либерального стиля взаимодействия. Иногда Вашему подопечному может понадобиться и четкая инструкция для ориентирования в сложных педагогических ситуациях.

"В" – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы можете научить их усматривать педагогическую проблему в разных ее проявлениях и упрощать ее (в сложных ситуациях выделять 1–2 ключевые составляющие проблемы), а также объединять свои усилия с другими специалистами ДОУ и родителями детей для достижения оптимальных результатов педагогического процесса. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать формирование у него представлений о Вас как об идеальном педагоге, уровня которого достичь просто невозможно. Постарайтесь с присущим Вам чувством юмора объяснить, что Вы начинали точно так же.













































приложение №4


15 ошибок педагога (памятка молодому педагогу)

  1. плохая организация занятия;

  2. постоянное однообразие формы деятельности;

  3. отсутствие динамики действий, взаимодействия участни­ков образовательного процесса;

  4. восприятие педагогом детей в целом, а не каждой отдель­ной личности;

  5. отсутствие в действиях педагога побуждающих факторов к деятельности;

  6. использование «запретных» слов («вечно забываешь», «постоянно разговариваешь», «никогда ничего не выполняешь» и т. д.);

  7. отсутствие в ходе занятия оценки детей;

  8. отсутствие оценки проведенного занятия;

  9. сумбурная речь, монотонная или ско­роговорка (речь педагога должна быть по­нятной, простой и доступной для любого возраста ребенка);

  10. простые вещи объясняются слишком долго;

  11. педагог кричит на детей;

  12. на занятии отсутствует практическое участие или творчес­кая активность детей;

  1. педагог не придает значения своему внешнему виду;

  2. отсутствие динамики развития занятия.



приложение №5



"Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки".

Теодор Рузвельт

 «Повысить квалификацию – это,
значит, приобрести новое состояние,
степень годности к какому-либо виду труда,
стать достойным, деятельным, молодым, успешным».
В.И. Даль, С.И. Ожегов

"Со мной работали десятки молодых педагогов
я убедился, что как бы человек успешно
не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…"

А.С. Макаренко

В воспитании все дело в том, кто воспитатель.

Д. Писарев












приложение №8


Требования к структуре НОД:

1. Чёткость, компактность, сжатость учебного материала;

2. Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;

3. Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;

4. Большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на занятии;

5. Систематичность и доступность изложения материала;

6. Необходимость соблюдения временных рамок занятия


Структура НОД

1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения.

2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной, либо две части объединяются в ходе НОД.


Пример написания конспекта


1. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе

2. Разработан в соответствии с тематической неделей «какой? »

3. Тема: (указать тему занятия)

4. Цель: (указать цель данного занятия)

5. Задачи НОД (указываются задачи по основной образовательной области):

6. Задачи интегрируемых образовательных областей (перечисляются, задача может проходить через несколько областей)

7. Предполагаемый результат:

8. Виды деятельности: (перечислить те, которые будут использованы на занятии: продуктивная, коммуникативная и т. д.)

9. Формы организации совместной деятельности.

10. (прописываются те формы, которые соответствуют указанным видам деятельности и применяются в НОД)

11. Предварительная работа: (если необходимо)

12. Материал к НОД: (перечислить)

13. Участие родителей в проведение НОД: (если это необходимо)

14. Ход НОД:















приложение №9


Каково это — быть воспитателем?

Все люди не идеальны, но для многих родителей, воспитатели, с которыми проводят большую часть времени их малыши, уж точно кажутся далекими от образа Мэри Поппинс. Может быть, дело в не в воспитателях? Интересный способ стать на шаг ближе к пониманию проблем воспитателя предложила мама из родительского комитета:

Глупо требовать что-то от других, если сами не идеальны. Хочу поделиться своим опытом. Ни в чей огород камней не кину ни в садичный, ни в родительский, потому что сама — там и там. Но просто однажды мы попросили наиболее придирчивых родителей провести один обычный (не праздник!!!) день в детском саду в качестве воспитателя и няни на средней группе. Просто надоело выслушивать ежедневно “ничего не делают, ни за чем не смотрят”.

Разделили родителей по принципу “кто на сколько сможет”, т.е. кто-то проводил приём детей, кто — зарядку, кто — занятия, кто -прогулку и т.д. Воспитатель присутствовал в группе постоянно, правда эксперимент с няней пришлось сократить до одевания и встречи с прогулки (на всё остальное нужна сан. книжка).

Не скрою, я в тот день тряслась, как осиновый лист, но это того стоило. Самым трудным для родителей оказалось организовать детей на что-либо, не потому, что дети не слушались (они- то как раз вели себя даже очень хорошо), а потому что сами не знали с чего начать и главное, как и что сказать. Ведь это дома 1-2 ребёнка, а тут 20 человек!

Не скажу, что всё в тот день получалось здорово и гладко, приходилось вмешиваться, разнимать драчунов, успокаивать ревунов, менять стратегию и всё ради того, чтоб родители стали хоть на один шаг ближе к пониманию проблем воспитателя!

Через несколько дней мы проводили плановое групповое родительское собрание, и попросили родителей высказать своё мнение о работе воспитателем, почти единодушно родители заявили, что ни за какие деньги и уговоры не пошли бы работать в детский сад! “Ведь тут надо иметь ТАКИЕ нервы или не иметь их совсем!” — это мне высказала одна очень — очень требовательная мамочка. Спросите почему “почти единодушно”? Только 1 отец был рад побывать в “шкуре” воспитателя — ему досталось проводить подвижные игры на прогулке!

P.S. Ребенок учится тому, что видит у себя в дому! Начните с себя!


























приложение №10

Анкета

Выявление проблем молодого педагога.

1. В какой деятельности Вы испытываете трудности?  

  • планирование

  • режим дня

  • игровая деятельность

  • проведение прогулки

  • диагностика

  • коррекционная работа

  • физкультурно-оздоровительная работа

  • работа с родителями

  • создание предметно-развивающей среды

  • нормативные документы

  • социально-нравственное развитие детей

  • психофизические особенности развития детей

  • ознакомление с окружающим миром

  • изобразительная деятельность

  • обучение грамоте

  • развитие элементарных математических представлений

2. Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей?

  • материальные условия

  • большое количество детей в группе

  • отсутствие единых требований к ребенку со стороны воспитателя и родителей

  • недостаточная методическая помощь со стороны руководства

  • недостаток педагогического опыта

  • нехватка методической литературы

3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с:

родителями, детьми, руководством?

  • Да Да Да

  • Нет Нет Нет

  • Не знаю Не знаю Не знаю

4. Оцените, пожалуйста, по 10-бальной системе, в какой степени у вас сформированы гностические умения:

  • знание особенностей эмоционального развития дошкольника и умение его изучать

  • умение видеть и понимать мотивы поведения ребенка

  • умение изучать и развивать способности своих воспитанников

  • умение диагностировать волевое развитие ребенка

  • умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение

  • умение анализировать опыт других воспитателей с целью перенесения в собственную педагогическую деятельность

5. В какой методической помощи вы нуждаетесь?

  • в прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам

  • в методических консультациях по отдельным разделам

  • в просмотре открытых занятий у опытных воспитателей

  • в знакомстве с передовым педагогическим опытом








приложение № 11


Рубрика — Детская психология


Вопрос: Добрый вечер! Я второй день работаю на младшей группе (возраст 3 годика), у меня не получается добиться от ребятишек, чтобы они вовремя выходили из туалета, переодевались, все бегают по группе. И крик, я кричу, у меня от него у самой голова болит. Это не выход, я становлюсь агрессивной.

Может поприменять способ с часиками? Пока бежит песок, ребенок должен успеть? Как сделать так, чтобы ребятишки слышали мои слова, реагировали?

Второй воспитатель сильно кричит, ее уважают детки. Но, думаю, это не мой метод, мне нравится профессия педагога, и я хочу, чтобы у меня начало получаться организовывать детей. Подскажите! Оля. Заранее спасибо.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Прежде всего – больше уверенности в себе. Вот вы пишете замечательно, что не хотите добиваться дисциплины агрессивными методами. Действительно, крик – не метод. И уважение криком не зарабатывается. Крик взрослого, большого и сильного человека, может вызвать у малыша скорее всего страх. Испуганный ребенок будет какое-то время послушным – очень быстрый и нехитрый способ добиться дисциплины. К сожалению, его «простота» сказывается негативно и на здоровьи детей, и на атмосфере в группе, и на самоуважении и психологическом комфорте самого воспитателя.

Для такого человека, какой я вижу Вас, гораздо лучше может подойти метод позитивный и уважительный. Начну с вопроса к Вам: что Вы делаете с душой и увлечением? То, что Вам интересно, что нравится делать, или то, что Вас заставляют делать неизвестно ради чего? Если заинтересовать детей – они горы свернут, и не смотрите, что они такие малявочки. Взять хотя бы Вашу идею насчет песочных часов – это же просто отличный ход! Обыграть ее хорошо, чтобы малышам стало действительно интересно… Тогда они Вас не только услышат. Нестандартные ходы воспитателя, творчество, выдумка, фантазия – и дети будут Вам сами буквально в рот заглядывать, ведь интересно же, что за новые игры и развлечения Вы для них придумали!

Предполагаю, что некоторое время Вам все же понадобится. Дети привыкли к своей старой воспитательнице, привыкли к крику, возможно, они и не знают, что в саду может быть иначе. Перестройка у деток, слава Богу, происходит быстро. Ваша задача – быть в курсе, чутко отслеживать происходящие изменения в группе, на ходу вносить коррективы в свое поведение, подстраиваться и быть максимально открытой и искренней. Дети это ценят необычайно высоко. Если Вам что-то не нравится в детском поведении, просто и спокойно говорите об этом понятными ребенку словами. А если нравится – говорите обязательно! Не упускайте ни одной возможности похвалить деток, если есть для этого повод.

Об отношении к себе, как к воспитателю. Опыт в Вашем деле многое значит, и он у Вас будет быстро прибавляться с каждым днем. Но все же важнее Ваше отношение к работе, к детям, Ваше видение роли воспитателя как друга, учителя, помощника – прежде всего, уважение к детям и к себе. У Вас все получится, каждый день отмечайте свои успехи и хвалите себя, не стесняйтесь. То, что не получилось сегодня, обязательно получится завтра или через пару дней. Не торопите события. И помните – все будет так, как Вы того хотите. А если первые несколько дней (или, скажем, неделю) дети побегают по группе в некоторой суматохе – согласитесь, это вовсе не страшно, главное, что вскоре будет достигнуто взаимопонимание и взаимоуважение.












приложение №12

Что важно при работе в садике с детьми и взрослыми?..

1). Вникните в свои функциональные обязанности, внимательно изучите должностную инструкцию.

2). Надо иметь определённые психологические установки. Дети почувствуют их и будут слушаться. Вы должны быть уверенны в том, что говорите. Будете не уверенны, дети будут баловаться и распускаться. Определите сами для себя, что хорошо, а что плохо. Если у Вас не будет установок, то никакие сказки и игровые моменты Вам не помогут, Вы просто почувствуете себя одной из детей...

3). Обращаясь к детям желательно не кричать и не шептать. Работайте над интонацией. Можете даже дома потренироваться. Иногда можно говорить погромче чтобы Вас слышала вся группа, если Вы делаете общее обращение.

Если что-то нельзя, то интонация одна, если играете с детьми, то интонация другая. Интонация имеет очень большое значение.

4). Всегда помните о том, что в теории всё проще чем на практике. Важно работать над собой. Воспитание начинается с самовоспитания. Запаситесь терпением к людям (Именно ко всем окружающим людям, их в садике много. Со взрослыми бывает труднее чем с детьми).

5). Периодически читайте книги на тему воспитания и детской психологии. В них можно найти подсказки.

Очень хорошие книги:

"Как любить ребёнка", автор Януш Корчак.

"Общаться с ребёнком. Как?", "Продолжаем общаться с ребёнком. Так?", автор Ю.Б.Гиппенрейтер.

"От двух до пяти", К.И.Чуковский.

"Дети с небес", автор Джон Грэй.

"Книга выживания для школьного психолога, учителя, воспитателя, родителя. Как перестать беспокоиться и начать жить в согласии с "трудными" детьми", автор Джойс Дивинья.

6). Добиваясь уважения к себе, необходимо проявлять его к другим. Каждый ребенок – это уже личность, которая требует к себе уважения.

7). Нужно быть честными с детьми и обязательными. Слова воспитателя никогда не должны расходиться с действиями. Дети не будут уважать человека, который сам не верит в то, что говорит.

Для успешной работы с детьми необходимо завоевать у них доверие и авторитет. Причем это завоевание необходимо осуществлять с первых минут пребывания начинающего воспитателя с детьми. Если у вас не будет с детьми доверительных отношений, тогда у вас будут проблемы с вопросом дисциплины, которая является главным условием успешной и продуктивной работы с детьми.

С чего же начать? Конечно же, со знакомства, представьтесь детям, расскажите им что-нибудь о себе, заинтересуйте их своей личностью. Обязательно проявите интерес к каждому ребенку, чтобы дети понимали, что они вам не безразличны.

8). В дошкольном возрасте основным видом деятельности детей является игра, пользуйтесь этим для достижения успеха. Контакт воспитателя с детьми должен быть построен на игре. Настоящий воспитатель использует игру во всех сферах детской деятельности: на прогулке, на занятиях, когда они умываются или ложатся спать и т.д.

9). Смотрите на вещи реально. Ваша задача помочь детям познать мир, но не переделывать их. У каждого ребёнка уже с первой младше группы можно будет заметить и положительные, и отрицательные черты.

10). Изучите опыт коллег – стиль их общения с детьми, методы и приемы организации разных видов детской деятельности обогатят вашу практику. Стремитесь установить контакт с коллегами, будьте готовы принять их помощь, постарайтесь быть полезными им.

Не стоит бояться или стеснятся задавать вопросы. Советы более опытных педагогов для новичка бесценны. Так как они помогут неопытному воспитателю избежать многих профессиональных ошибок. Прислушиваясь к их советам, вы покажете, что уважаете их педагогический стаж, и они пользуются у вас авторитетом.

11). Старайтесь решать проблемы дошкольного учреждения наравне с опытными педагогами, не ставьте себя на ступень ниже, этим Вы завоюете доверие и приобретете профессиональный опыт.

12). Пословицу «Встречают по одежке…» никто не отменял, поэтому внимательно относитесь к своему внешнему виду: прическе, одежде – они должны соответствовать статусу педагога.

14). Улыбайтесь как можно чаще – улыбка располагает к общению.

Условия в садике непростые. Детей в группе может быть много, среди детей могут быть такие люди, которые дерутся или кусаются, родители могут Вас не понимать, некоторые коллеги могут забывать как сами были без опыта и посмеиваться. Люди - не Ангелы. Смотрите на вещи реально.

Верьте в хороший результат и педагогически оптимизм. Без этого работа в садике вообще не будет иметь смысла. Ещё помните, что мы все родом из Детства. Это поможет понимать детей.

Терпения Вам и удачи!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Кургана «Детский сад общеразвивающего вида №109 «Журавушка»



Рекомендации начинающим воспитателям.




приложение №13



Для анализа процесса самообразования составлена памятка


1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования.

2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Какая литература изучалась.

3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.).

4. Творческое сотрудничество (с педагогом, ученым, методистом).

5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы.







































приложение № 15



СЕМИНАР

ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО»

В ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Любой детский сад на современном этапе должен представлять собой учреждение, постоянно находящееся в поиске путей и средств, которые бы повышали эффективность, оптимизировали, содействовали развитию учреждения. Дошкольное учреждение должно стремиться к модели «3 «Т» (технологичность, толерантность, творчество), которая возникла в период перехода к рыночной экономике и определяет успешность образовательного учреждения. Нельзя забывать, что дошкольное образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем, которые должны быть готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако часто можно наблюдать, что работа педагогов годами сводится к формальному выполнению своих должностных обязанностей. Поэтому для непрерывного профессионального самосовершенствования у педагогов должна быть сформирована устойчивая мотивация. Мотивация может быть, как материальная, так и моральная, ведущие лишь к эпизодическим всплескам творческого отношения педагога к работе. 

Портфолио – одна из технологий профессионального развития педагогов, способствующая отходу от формального «накопления» материала. Данный вид деятельности способствует развитию умений планировать свое развитие, анализировать собранную информацию. Эта технология решает задачи по развитию мотивации педагогов к самостоятельному исследованию, способствует пробуждению у них интереса к организации обозначенного вида деятельности в личной педагогической практике, видеть собственные изменения в работе и устанавливать связи между «предыдущим знанием» и «новым знанием».

История появления «портфолио»

Портфолио – (от франц. porter – излагать, формировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений, фиксация успехов. Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы ХУ–ХУ1 веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли «портфолио». К началу XXI века идея становится популярной во всем мире, в том числе и в России. Основной смысл портфолио заключается в том, чтобы показать все, на что ты способен.

В последнее время в педагогической литературе активно обсуж­даются вопросы использования портфолио в общеобразовательной школе. Чаще всего речь идет о портфолио ученика, реже — о мето­дическом портфолио. Что же такое портфолио? Возможно ли его использование в дошкольном учреждении?

Существуют различные подходы к определению понятия «портфо­лио» (Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков, И.Ю. Гайтукаева, И.Г. Юдина, Г.К. Селевко, В.К.Загвоздкин и др.).

Несмотря на различие в обосновании понятия, все исследователи сходятся во мнении, что портфолио в первую очередь — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период.

Основной смысл портфолио, по мнению Т.Г. Новиковой, — «пока­зать все, на что ты способен».

Таким образом, смещается акцент с того, что автор портфолио не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет; происходит инте­грация количественной и качественной оценок, и, самое глав­ное, происходит перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку. Преимуществом технологии «Портфолио» также является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег. И вместе с тем это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образова­тельного процесса.

Функции технологии

1.Диагностическая функция

2.Функция целеполагания

3.Мотивационная функция

4.Содержательная функция

5. Развивающая

Портфолио могут быть служебными, профессиональными, дело­выми и представляться как в текстовом формате, так и в электрон­ном виде:

1.По принадлежности (авторству)

-портфолио как показатель достижений:

портфолио дошкольника;

портфолио педагога;

портфолио дошкольного учреждения;

портфолио семьи;

портфолио коллектива (педагогического, творческого, детского).

2.По направленности: портфолио-собственность , портфолио-отчет

3. По целеполаганию: портфолио достижений , аттестационный , накопительный, тематический ,проблемный ,оценочно-диагностический, конкурсный, рефлексивный

4. По времени создания:краткосрочный;среднесрочный;долгосрочный.

Время работы над портфолио определяется автором исходя из задач, интересов и необходимости.

5. По оформлению:печатный вариант, электронное портфолио (Power Point, Word, web-сайт и др.);

раскраска.

Портфолио — это результат деятельности автора, поэтому ему предоставляется полная свобода и приветствуется инициатива при единственном требовании — удобство хранения.

6. По содержанию:

портфолио документов

портфолио работ

портфолио отзывов

В портфолио могут присутствовать разделы: документов, работ, отзывов в количестве от 1 до 3 в различных сочетаниях.

Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор мате­риалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки материалов называются разделами, внутри которых выделяют рубри­ки. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются в каждом отдельном случае. Структура портфолио выстраивается в соответствии с целью и видом.

Структура

1. Портрет.

2.Коллектор.

3.Рабочие материалы.

4.Достижения.

Внутри разделов могут быть выделены рубрики, которые помо­гают систематизировать материал и формируют структуру раз­дела. Рубрики могут быть обязательными и необязательными. Обязательные рубрики - это тот материал, который является самым важным для данного портфолио. Обязательные рубрики должны быть закреплены в «Положении о портфолио». Необязательные, свободно выбираемые автором рубрики позволяют индивидуализи­ровать содержание, структуру, объем и оформление портфолио.

Количество обязательных рубрик должно быть ограничен­ным — необходимым и достаточным для отражения особенностей вида портфолио. Количество выбираемых рубрик оговаривается для каждого вида отдельно. Содержание рубрики определяется ее названием, объем — назна­чением материала, который в нее включается, структура и оформле­ние — индивидуальными особенностями автора.

Предлагаем вопросы и советы, которые помогут написать комментарий к портфолио (приложение)

При работе с портфолио нередко возникают проблемы. Перечислим наиболее часто встречающиеся ошибки ( см приложение)

ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА

Портфолио педагога — это один из методов оценки профессиона­лизма педагогов. Он включает материалы, демонстрирующие уме­ния педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педаго­гом в разнообразных видах деятельности: образовательной, творче­ской, социальной, коммуникативной.

Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс орга­низации и технологию работы с продуктами учебно-познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оцен­ки, для развития рефлексии, для осознания и оценки результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции.

Портфолио педагога — индивидуальная папка, в которой зафик­сированы личные профессиональные достижения в образователь­ной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования.

Портфолио дает возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считает наибо­лее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.

Каждый из нас индивидуален, у каждого свои интересы и потреб­ности, свое видение окружающей действительности, свое представ­ление о том, что должен содержать портфолио. Однако необходимо помнить, что представляемые материалы должны демонстрировать эффективность и устойчивость результатов работы, оригиналь­ность, творчество, умение автора обобщать и делать выводы.

Виды и примерное содержание портфолио рассматривались выше. Остановимся подробнее на некоторых из них.

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ПОРТФОЛИО

В период подготовки к аттестации на 1, высшую квалифика­ционную категорию целесообразно предложить педагогам оформить аттестационный портфолио, который поможет наглядно показать его соответствие заявленной квалификационной категории. В это портфолио могут войти материалы, показывающие владение педагогом современными педагогическими технологиями, устойчивость и динамику результатов его деятельности, наличие оригинальных разработок, оценку деятельности участниками педпроцесса и адми­нистрацией. Педагог вправе включать разные рубрики, которые, по его мнению, наиболее ярко покажут его профессионализм, твор­чество, коммуникативную культуру. Однако, следует ориентировать педагогов на представление материалов только за межаттестаци­онный период, не зависимо от того, проводится аттестация плано­во (1 раз в 5 лет) или, по заявлению педагога, досрочно. Структура портфолио строится на основе листа экспертной оценки результатов профессинальной деятельности педагога.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТФЕЛЬ

Интересной формой портфолио является педагогический порт­фель как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуаль­ных достижений педагога в определенный период его деятельности. Цель его — сформировать банк данных о нем. Это дает возможность педагогу реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы, является стимулирующим фактором его профессио­нального роста, а администрации позволяет получить диагностику результатов труда педагога, увидеть систему его работы, обобщить передовой педагогический опыт.

Разделы и содержание педагогического портфеля несколько отли­чаются от приведенных выше.



ПОРТФОЛИО ПАРТНЁР

Это один из видов тематического портфолио и представляет новую форму. Структура его очень подвижна, странички могут меняться, сокращаться, дополняться. В содержание портфолио «Партнёр» могут войти конспекты мероприятий. проекты, рассказы, аудио – и видео материалы, фотографии, грамоты, сертификаты.

Литература


Кочкина Н.А., Чернышева А.Н. «Портфолио ДОУ»Москва, 2010г


Приложение: Презентация






Приложение №16

«Тренинг для начинающих педагогов ДОУ

по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями»



Одной из причин, серьезно осложняющих процесс адаптации молодого педагога к работе с дошкольниками, являются трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями. Непонимание своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения, подрывают искреннее желание молодого специалиста посвятить себя воспитанию и обучению маленьких детей и формируют отвержение своего образа как педагога. В связи с этим актуальны, на наш взгляд, и просто необходимы интерактивные мероприятия с данной категорией начинающих педагогов, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие также повышению уверенности в себе, объединяющие коллег из разных детских садов. Предлагаем вашему вниманию сценарий тренинга для начинающих педагогов на соответствующую тему.

Продолжительность занятия: 1 час 20 минут.


Материал: бейджики на каждого частника, булавки, ручки на каждого участника, листы бумаги А5 по числу участников, белая доска, маркер, карточки с фразами для игры «Тренировка интонации», 2 шляпы, магнитофон, запись танцевальной музыки для игры «Волшебная шляпа», запись спокойной музыки для релаксации.

Цель: способствовать преодолению трудностей начинающих педагогов в общении

взаимодействии с родителями.


Задачи:


1.Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;

2.Содействовать повышению уверенности в себе;

3.Упражнять начинающих педагогов в построении эффективного общения

с родителями.


План проведения:

I. Вступление.

Представление организаторов тренинга, ознакомление с правилами работы группы участников.

II. Практическая часть:

III. Игра на знакомство «Чёрные шнурки».


Цель: создание доброжелательной атмосферы, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее в товарищах по группе. (5 мин). (В кругуна стульях).


Все участники сидят на стульях в кругу, ведущий в центре предлагает поменяться местами тех, у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место,в том числе ведущему. Тот, кто не нашел себе места, становится ведущим.

Игра на сплочение «Шанхайцы».

Цель: сплочение группы, формирование доверия. (4 мин). (В свободном пространстве зала.)

Инструкция: «Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый в шеренге осторожно закручивается вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль»». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

Ведущий:

- Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя: свои сильные и слабые стороны.

Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».

Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств.(10 мин). (В кругу, сидя на стульях).


Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).

Дискуссия «Я и родители моей группы».

Цель: выявление взаимных претензий. (Расположение «подковой»)

Вопросы к участникам:

«Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах?»; «Помогают ли они Вам?»;

«Есть ли у Вас претензии к родителям?»;

«Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?»

(Ассистент записывает претензии родителей к воспитателям на доске). (10мин)

(Примерные «недостатки» - трудности начинающих педагогов: отсутствие опыта, отсутствие собственных детей, трудно выступать перед родителями на собраниях)

Упражнение «Преврати недостаток в достоинство».

(Рассматривание выявленных претензий в позитивном ключе). (10 мин)

Инструкция:

- Подумайте и найдите позитивное зерно в таком «недостатке»,как отсутствие собственных детей. Участники: есть свободное время для личной жизни, время для чтения книг и пособий, дляподготовки к мероприятиям; мы умеем любить «чужих» детей и видеть в них хорошие и сильные стороны; мы приобретаем опыт для воспитания собственных детей и др.

Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения».(7 мин)

- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

Улыбка,

имя собеседника

комплимент.


- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!


- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».


Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):

Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.


Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вамидетей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Игра «Молекулы»

Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки. Объединение трех «пятерок» в два круга.. (2-3 мин)

Инструкция: «Представьте, что мы молекулы. Хаотично движемся по залу в любом направлении. По сигналу «Стоп! В пары!» берем за руку рядом стоящего товарища».

Игра «Тренировка интонации».

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (5 мин) (Участники разделены на два круга)

Произнести фразы:

-Мне не безразличны успехи Вашего ребенка (первый круг)

-Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре (второй круг).

Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

Игра «Волшебная шляпа».

Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. (5 мин) (Участники остаются в тех же кругах)

Инструкция:

- Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!Да мне это в себе тоже очень нравится!».

По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым,а косвенным, т.е. хвалить«родителю»ребенка.

( Разделение участников на пары с помощью игры «Молекулы». (2 мин)

Психотехническое упражнение «Давление».

Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.(10 мин)

Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка

прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?


-Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).

Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).

Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным» родителем». (5 мин)


- Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями.

- Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).


«Трудные» родители:

-Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

·Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

Начинающему, неопытному специалисту трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным.

Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение).

На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случаес «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

Упражнение «Резервуар».

Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации. (5 мин)

Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.

Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.

Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.

Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

Чтобы избежать противостояния с родителями:


·необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

·подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

·показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

·Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).

·Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.

·Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».

Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций. (5 мин)

Игра проводится под релаксационную музыку.

– Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.

Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале… Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям.

Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд).

Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе…

А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три…

Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников.

Раздача памяток. (5 мин)


Литература.


Арнаутова Е.П. «В гостях у директора»: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.,2004 г.

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. «Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства»- М.: Смысл; Academia, 1996 г.

Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

«Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт.- сост. О.И.Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009 г.

«Развитие профнссиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / авт.-сост. М.И.Чумакова, З.В.Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы»/ - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002 г.





































приложение №1 7

Работа наставников зачастую невидна и о ней, можно рассказать так:

Однажды двое оказались в незнакомой стране перед высокой горой. Им надо было через нее перейти, но они понимали, что им нужен проводник. Проводник пришел, и перед тем как начать путь, он сказал им:

«Прежде всего, мы должны договориться с вами о взаимном уважении: я уважаю вас и ваш путь, а вы уважаете меня и мой опыт. Я много лет вожу людей, но каждый раз мы взбираемся на разные горы, но именно эту гору я вижу впервые. Поэтому не теряйте бдительности, будьте так же внимательны, как и я. Я могу только идти рядом с вами, но ноги за вас я передвигать не могу. Если вы не захотите пойти по пути, предложенному мной – это будет ваш выбор. В горах холодно, поэтому я не буду затягивать путь. Я с вами временно. Я покину вас, как только пойму, что дальше вы сможете идти сами к той цели, которую наметили. И последнее. Я никому не расскажу, что я покорял с вами эту гору»

И они отправились в путь. Это было нелегко, было и отчаяние, и новая надежда. И незадолго до вершины проводник покинул путников. И они дошли, и увидели восход Солнца. С другой стороны горы оказался цветущий сад.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей