СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Забота о здоровье –

это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности,

бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы…»

Просмотр содержимого документа
«Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников»

Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников


                 В.А.Сухомлинский

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. И  наша задача - научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего - семья, родители, затем - школа, учителя. Но, к сожалению, местом формирования здоровья ребёнка сегодня является не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования.

Здоровье – понятие комплексное. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия “человек”,

“жизнь”, “здоровье” взаимосвязаны и взаимозависимы.
«Укрепить здоровье человека в детстве, – говорил Сухомлинский, – не допустить, чтобы ребёнок вступал в юность хилым и вялым, – это значит дать ему всю полноту жизненных радостей. Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа».

Здоровье ребенка – это оптимальный уровень достигнутого развития: физического, психологического, интеллектуального, - его соответствие хронологическому возрасту, причем, как замедление, так и ускорение развития требуют повышенного внимания не только врачей, родителей, но и педагогов.

ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ:

Здоровье физическое

Что это?

Как определить?

Отсутствие болезни



Определение наличия или отсутствия хронических заболеваний

(мониторинг мед. карт).

Ежегодные профилактические медицинские осмотры.


Активность ребенка соответствует индивидуальной норме.


«Нормальный иммунитет»


Соответствие возрастной физиологической норме

Уровень адаптации соответствует физической нагрузке в школе

Здоровье социальное

Что это?

Как определить?

Умение строить продуктивные отношения в социуме (семья – школа – друзья и т.д.)

По поведенческим признакам:

- умение избежать конфликта и отстаивать собственные ценности;

- открытость;

- инициативность;

- самостоятельность;

- трудолюбие;

- самоопределение.

Умение строить перед собой задачи и пути достижения целей.

принятие жизненно важных ценностей общества.

Умение противостоять негативному давлению со стороны.

Укладывается в социальную норму (удовлетворение потребностей, способен к самообслуживанию).

Удовлетворение базовых потребностей:

- защищенность в семье;

-материальное благополучие.

Ребенок (подросток) посещает школу.

Душевное здоровье

Что это?

Как определить?

Уверенность в себе.

Умение сопереживать.

Умение соблюдать дисциплину.

Открытость общению, готовность получать знания.

Нормальный уровень способностей (учебных).

Умение общаться.

Умение сказать «нет».

Процессы возбуждение = торможение

(инд. норма)

Наблюдение





Нормальная учеба



Поведение и реакции адекватны ситуации

Одной из основных задач современной школы является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым. Кроме того, не менее важно научить его быть здоровым. Именно сегодня мы должны вести поиск такой модели образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки учащегося и способствовала бы формированию осознанной потребности в здоровье, ответственного отношения к здоровью, освоению практических навыков здорового образа жизни.
Школа - это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому- либо или чему- либо.

Как найти наиболее эффективные формы организации школьной жизни, пути и средства внедрения здоровьесберегающих технологий, возможности разгрузки учебного процесса и снятия утомляемости школьников? Как сделать так, чтобы дети спешили в школу, хотели учиться и при этом им было бы комфортно и интересно? Эти вопросы волнуют каждого классного руководителя и учителя.

Мною была разработана воспитательная система по формированию у младших школьников ценности здоровья и ответственности за его сохранение. (см.Приложение)

Деятельность классного руководителя основывается на следующих принципах:

  • принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;

  • принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности;

  • принцип культуросообразности (включение в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности),

  • принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья (признание школьника субъектом процесса здоровьетворческой деятельности),

  • принцип здоровьетворческой активности (опора на активную личностную позицию школьников в формировании здорового образа жизни),

  • принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: учителей, родителей и детей, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка.

Свою деятельность как классный руководитель я выстраиваю по следующим направлениям: мониторинг показателей здоровья обучающихся, предупреждение заболеваний, организация психологической поддержки, профилактика вредных привычек, физическое воспитание, духовно-нравственное воспитание.

Мониторинг показателей здоровья обучающихся - длительное наблюдение за состоянием ряда жизненно важных функций организма путем регистрации показателей этих функций. Данное направление работы я рассматриваю как источник достоверной информации об основных характеристиках здоровья, используя модель комплексной оценки показателей здоровья обучающихся.

Предупреждение заболеваний в первую очередь связываю с профилактикой утомления и переутомления школьников, с этой целью ввожу в режим дня обучающихся динамические паузы, использую музыкотерапию, библиотерапию.

При организации психологической поддержки тесно сотрудничаю с школьным психологом, который проводит психофизиологическую и социально-психологическую оценку состояния здоровья обучающихся, используя анкетные обследования для характеристики психофизиологической индивидуальности, выявления психоэмоциональных факторов риска и проблем психосоциальной адаптации.

Профилактика вредных привычек включает в себя моё сотрудничество со школьным врачом, психологом, социальным педагогом при осуществлении различных видов деятельности: проведение праздников здоровья, экскурсий, встреч со специалистами медицины.

Физическое воспитание является центральным звеном сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Работая в данном направлении, я как классный руководитель изучаю и анализирую:

  • причины пропусков занятий обучающимися уроков физической культуры;

  • активность участия обучающихся класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях в масштабах гимназии;

Духовно-нравственное воспитание осуществляю с целью формирования у обучающихся моральной воспитанности. Для чего я провожу этические беседы (по программе доктора педагогических наук, профессора, заведующей лабораторией воспитания нравственно – этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания А.И. Шемшуриной), тематические вечера, создаю воспитывающие ситуации, используя ролевые игры, тренинги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений. Организую поездки в г.Москва, Тула для посещения музея, выставочного зала, театров.

В своей деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся я использую следующие формы и методы:

1. Методы формирования сознания включают следующие формы деятельности:

  • классные часы, их проведение и тематику я заранее предусматриваю при составлении плана воспитательной работы;

  • беседы и диспуты провожу с классом или индивидуально, предполагая интеллектуальную и эмоциональную активность школьников;

  • мини-лекции использую как самостоятельную форму работы школьников, продолжительность которых не более 10-15 минут; для проведения некоторых лекций приглашаю детского врача, сотрудников ГИБДД и пожарной службы.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения включают в себя ряд форм:

  • педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намека;

  • приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражают сознательные установки личности; регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях формируют качества здоровой личности;

  • воспитывающие ситуации я применяю с целью формирования новых норм поведения по отношению к собственному здоровью;

3. Методы стимулирования поведения и деятельности помогают мне формировать у обучающихся умения правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию ими своих потребностей, пониманию смысла жизнедеятельности. Поощрение применяю в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Наказание состоит в выражении морального порицания.

4. Метод игровых ситуаций, так как он позволяет легко, увлекательно усваивать обучающимся на практике правила здорового образа жизни. Очень часто использую игровые ситуации проблемно-поискового характера, при этом методы убеждения и упражнения максимально сближаются, взаимопроникают; создаётся атмосфера естественного «вхождения» в конкретную ситуацию определенного содержания.

5. Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, что благоприятно сказывается на здоровье обучающихся. Таким методом является внушение. Внушать - это, значит, воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.

6. Метод проектов. Исследовательские проекты (организация опроса среди своих сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); творческие проекты (санитарные бюллетени о здоровом образе жизни).

Моя доброжелательность, вовремя сказанные слова одобрения, справедливая, хотя и строгая, оценка успехов, уважительное отношение к обучающимся формируют благоприятный психологический климат в классном коллективе, создают положительный эмоциональный фон, который способствует лучшему усвоению знаний обучающимися и формированию культуры здоровья.

Процесс формирования культуры здоровья не приводит к моментальным результатам. Эффективность моей работы в этом направлении подтвердилась положительными тенденциями по ряду показателей:

  • активное использование обучающимися оздоровительных процедур: прогулки на свежем воздухе - 68 %; бег - 46 %; лыжные прогулки - 32 %; утренняя гимнастика - 70 %.

  • рост числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях;

  • уровень усвоения материала учебных занятий и внеучебных мероприятий - рефлексивно – созидающий, то есть у обучающихся возникает потребность создать свое, выразить себя в творческих работах;

  • обучающиеся овладевают практическими навыками оздоровительных методик, навыками укрепления здоровья, санитарно-гигиеническими навыками.

Реализация программы «Разговор о правильном питании»

Целью программы «Разговор о правильном питании» является формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Программа рассчитана на дошкольников и школьников в возрасте от 6 до 14 лет и состоит из трех частей:

- «Разговор о правильном питании» – для дошкольников и младших школьников 6-8 лет;

- «Две недели в лагере здоровья» – для школьников 9-11 лет;

- «Формула правильного питания» – для школьников 12-14 лет.

Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
- формирование и развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
- формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- освоение детьми практических навыков рационального питания;
- информирование детей о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
- развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков у детей, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей

Содержание программы «Разговор о правильном питании» отвечает следующим принципам:
- возрастная адекватность – соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей;
- научная обоснованность и достоверность – содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области питания детей;
- практическая целесообразность – содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей;
- вовлеченность в реализацию программы родителей учащихся;
- культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.

В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

Наиболее распространенными при этом являются игровые методики – ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.

Как показывают опросы учащихся и родителей, программа «Разговор о правильном питании» позволяет реально сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, а также определенные вкусовые предпочтения. Дети самостоятельно выбирают наиболее полезные продукты и блюда для своего рациона. Более того, по признанию большинства родителей, программа «Разговор о правильном питании» оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав его более эффективным и полезным.


ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ГОД ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

Содержание работы классного руководителя

1

Проведение классного родительского собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания.

2

Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе:

-расписание уроков,

-создание интерьера класса

3

Работа с паспортом здоровья учащихся класса.

4

Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного.

5

Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов.

6

Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения, алкоголизма.

7

Составление выставки книг по вопросам здоровья.

11

Участие в конкурсах плакатов, рисунков, по пропаганде здорового образа жизни.

12

Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований.

13

Консультирование родителей.

14

Беседы с родителями по профилактике детского травматизма.

15

Создание уголков по правилам безопасного поведения, правилам противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, создание отряда ИЮД, организация его работы.

16

Организация встреч родителей и учащихся с инспекторами ГИБДД, пожарной службы.

17

Составление схем безопасных маршрутов движения детей в школу и обратно.

18

Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года.

19

Проведение инструктажей с учащимися по охране труда.

20

Организация кружковой работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся.









































Примерная тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся

Тема

1

Формирование здорового образа жизни младшего школьника.

2

Детский травматизм на дорогах.

3

Досуг в семье.

4

Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших школьников.

5

Компьютер и дети.

6

Каким будет ваш ребенок.

7

Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге.

8

Причины быстрой утомляемости младших школьников.

9

Психологическая поддержка младших школьников.

Примерная тематика классных часов, бесед, конкурсов с учащимися по проблеме сохранения и укрепления их здоровья

Тема

1

Беседа “Береги свою жизнь”

2

Беседа “Если хочешь быть здоров”

3

Беседа “В здоровом теле здоровый дух”

4

Беседа “Для чего мы моем руки”

5

Беседа “Для чего нужна зарядка”

6

Беседа “Осторожно на дорогах!”

7

Веселая спартакиада “Волшебный мяч”

8

Зарничка

9

Игра “В гостях у Айболита”

10

Игра “Здоров будешь – все добудешь”

11

Игра “Мы – ловкие, смелые, умелые”

12

КВН “Назло рекордам”

13

Классный час “Мои увлечения”

14

Классный час “Мои любимые игры”

15

Классный час “Мой режим дня – мой друг и помощник”

16

Классный час “Мы играем”

17

Классный час «Откуда берутся грязнульки»

18

Малые Олимпийские игры

19

Маскарад вредных привычек

20

На дворе у нас игра

21

Приглашает Королева Спорта

22

Расследование Шерлока Холмса “Куда пропал аппетит”

23

Спортивный час “Веселый экспресс”

24

Зимние забавы

Результаты работы по формированию у младших школьников ценности здоровья и ответственности за его сохранение

Разнообразие форм и методов работы позволяло постоянно поддерживать интерес к теме здоровья, способствовало формированию у детей позитивной установки на поддержание здорового стиля и навыки самостоятельного принятия решения в пользу более целесообразных с точки зрения здоровья поступков. Успешная работа по сохранению и укреплению здоровья невозможна без особого комфортного психологического климата. На уроках и во внеклассной деятельности мы учились организовывать своё время, развивали память и внимание, работали над формированием учебных навыков.

Вся наша совместная деятельность постепенно дала свои положительные результаты.

Возросла активность детей (проектная деятельность, коллективные дела).

Ребята принимают активное участие в делах гимназии, районных конкурсах








Родительское собрание

«Роль семьи в формировании здорового образа жизни»

Цель: Формирование здорового образа жизни, повышение социальной активности и укрепление здоровья у учащихся и родителей.

Ход собрания:

1. Психологический настрой родителей:

- улыбнуться соседу справа и соседу слева, пожать друг другу руки;

- фразу “Мы вместе” сказать шёпотом, для себя, так, чтобы услышали все присутствующие, так, чтобы услышала вся школа.

2. Детская кричалка:

Крикните громко и хором, друзья

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь, откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (да)

Замечательно! Молодцы!

А, теперь, немного о серьёзном. Нам сегодня предстоит определить, что такое “Здоровый образ жизни”.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражают стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере.

3. Возникает такой образ: (родители закрывают глаза)

тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди – огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть, а мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.

Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

4. Практическая работа у доски.

(2 человека выходят к доске)

Стиль жизни, поведение, поступки ребёнка, наносящие ущерб его здоровью.

Стиль жизни, поведение, поступки ребёнка, способствующие улучшению его здоровья.





Задание: заполнить таблицу.

5. Права детей.

Если мы хотим достичь цели – направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя.

Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственностью за него и искать такие подходы, которые бы помогли понять, как они видят мир.

В законе Российской Федерации от 22 июля 1993 г. № 5487-1, статье 24 о правах несовершеннолетних говорится о том, что несовершеннолетние имеют право на:

диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ;

медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых Правительством РФ, за счет средств бюджетов всех уровней;

бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности; получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.

6. Практическая работа.

“Вырастить Дерево Здоровья”

Задание: представьте, что Вы стоите на перекрёстке, Вы видите камень, на камне три стрелки:


Родителям, выбравшим “Хорошее настроение”, выдаются коричневые жетоны (в виде ствола дерева”, за “Доброту души” выдаются зелёные жетоны (в виде листьев), за “Успокоение” выдаются красные жетоны (в виде плодов). На подготовленный ватман каждый из родителей наклеивает свой жетон. (Обсуждение)

7. Практическая работа.

Заполнить таблицу.

1.Вопрос: Сколько часов в день обычно смотрят телевизор или играют с компьютером в вашей семье? (поставьте галочку в нужной клетке.)


Не

смотрим

до 1 часа

2 часа

3 часа

и более

Мать





Отец





Дети





2.Вопрос: Курят ли в Вашей семье в присутствии детей?

(поставьте галочку в нужной клетке)


Да, почти

всегда

Иногда

Никогда

Мать




Отец




Другие члены семьи




3. Вопрос: Хотели бы отец и мать бросить курить сейчас и почему?

(поставьте галочки в нужных клетках).


Нет

Да, ради своего здоровья

Да, ради здоровья детей

Да, чтобы не быть плохим примером детям

Мать





Отец






4. Вопрос: Какие привычки питания имеются у взрослых членов семьи и детей?


Взрослые

Дети

Едим много сладкого



Едим много хлеба и булок



Едим много фруктов



Едим много жирной пищи, много масла



Едим много сырых овощей



Любим и едим все острое



Любим все соленое и подсаливаем пищу



Любим яйца



Придерживаемся режима питания




8. Подведение итогов.

  • Быть здоровым нелегко. Ваше здоровье зависит не только от Вас, но и от других людей.

  • Здоровье – это о других заботиться. Когда ты здоров, ты хочешь прыгать играть и даже учиться.

  • Здоровье – это работа. Здоровье помогает быть хорошим.

  • Здоровые люди любят природу, видят мир красивым, не ленятся и не болеют.

  • Само здоровье зависит от человека. Правильное питание, доброта, физические занятия, а главное – чистота души.

  • Не будешь здоровым – мало проживешь, и мир будет казаться неинтересным.

  • Здоровье – наиважнейшая вещь в жизни: важнее работы, денег и школы.

Классный час: «Здоровый образ жизни»

Цели: формирование убеждения о здоровом образе жизни и здоровье как самой главной ценности; развивать логическое мышление, память; воображение учащихся; воспитывать желание быть здоровым, сильным, сохранить свое здоровье на долгие годы.

Оборудование: пословицы о здоровье, названия планет: «Чистюля», «Витаминка», «Потрудись и отдохни», « Вредные привычки», «Пословицы о здоровье».

Ход мероприятия

1-й ведущий. Здравствуйте дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я вам желаю здоровья!

2-й ведущий. Задумались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?

1-й ведущий. Наверное, потому, что здоровье для человека - самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем.

2- ведущий. На пороге тысячелетия

Наступает момент, когда

Мы за все бываем в ответе,

Перелистывая года.

Человек покоряет небо,

Чудо техники изобретает,

Но, приобщившись к дурным привычкам,

О здоровье своем забывает.

1-й ведущий. До середины XX века считалось, что здоровье- это отсутствие болезней. Ребята вы согласны с этим? А вот такой пример: у человека ничего не болит, но у него плохая память. Разве он здоров?

2-й ведущий. Здоровье- это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психологического и социального благополучия.

1-й ведущий. -Назовите главные факторы здоровья. (Движение, питание, режим, закаливание).

-Назовите факторы, ухудшающие состояние здоровья. (Употребление алкоголя, курение, наркомания, несоблюдение режима дня, неправильное питание…)

2- ведущий. Сегодня у нас проблема одна: что значит вести здоровый образ жизни? Мы с вами отправимся в путешествие по различным планетам.

Планета «Чистюля»

-Какие правила гигиены вы знаете?

Словарная работа: слово гигиена с греческого - целебный, целительный, оздоровительный.

Люди стремились к чистоте всегда. В России даже был ритуал: перед боем мыться и надеть чистое белье. Почему? На чистой коже меньше бактерий, в случае ранения можно избежать заражения.

Итак, отгадаем загадки о предметах личной гигиены.

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне! (Мыло)

Зубов много, а ничего не ест. (Расческа)

Я увидел свой портрет

Отошел - портрета нет. (Зеркало)

Резинка - Акулинка

Пошла гулять по спинке.

Пока она гуляла,

Спинка розовою стала. ( Мочалка)

Башмаки твои намажу

И начищу им бока

Так, что не узнаешь даже

Два чумазых башмака.

Их беречь мне обещай.

Чем намажу? Угадай! ( Крем для обуви)

-Думаю, вы поняли, почему люди должны соблюдать чистоту? (Здоровый образ жизни начинается с чистоты.)

Планета «Витаминка»

1-й ведущий. – Может ли человек быть здоров без полноценного питания? Какое питание можно считать « здоровым»? ( Богатое витаминами, разнообразное, соблюдать режим питания.)

-Почему люди должны обязательно употреблять в пищу соки, ягоды, фрукты, овощи?

( В них содержатся витамины.)

-Слово витамин происходит от двух слов: вита - жизнь, амин- вещество. Витамины обозначаются латинскими буквами: А, В, С,D и др.

Дети читают стихи Л. Зильберг.

Никогда не унываю, и улыбка на лице,

Потому что принимаю витамины А, В, С.

Витамин А очень важен для зрения.

Помни истину простую-

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

Витамин В способствует хорошей работе сердца.

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

Витамин D способствует укреплению тканей всего тела. Он содержится в рыбе, в рыбьем жире.

Рыбий жир всего полезней,

Хоть противный - надо пить.

Он спасает от болезней,

Без болезней лучше жить!

Витамин С укрепляет организм, и человек меньше подвергается простудным заболеваниям.

От простуды и ангины

Помогает апельсины.

Ну а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Игра « Угадай витамины».

Для вашего возраста каждый день нужно съедать 500-600 граммов овощей и фруктов.

Делаем вывод: какое питание считается здоровым? Здоровое питание - одна из основ здорового образа жизни.

Планета « Потрудись и отдохни»

-Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

(Сочетать труд и отдых)

Итак, сделаем небольшой перерыв и отдохнем.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись,

Как пружинки, мы присели

И тихонько разом сели.

Планета «Вредные привычки»

-Какие вредные привычки вы знаете?

-Какой вред приносит курение? Алкоголь?

-Почему нельзя прикасаться к наркотикам?

Курение В табаке содержится много вредных веществ, а самое главное- никотин. Курильщики страдают тяжелыми заболеваниями. У детей задерживается рост, снижается зрение. Дети отстают в учебе.

Алкоголь Он нарушает координацию, увеличивает агрессивность. Алкоголь вызывает привыкание, нарушает работу сердца, разрушает печень и нередко приводит к смерти.

Наркотики - вещества, к которым человек привыкает после нескольких раз применения и уже не может без них обойтись. Зависимость от наркотиков может толкнуть человека на преступление. А применение шприцев для введения наркотиков ведет к заражению опасной болезнью- СПИДом.

Планета « Пословицы о здоровье»

  1. В здоровом теле - здоровый дух.

  2. Кто излишне полнеет, тот стареет.

  3. Двигайся больше, проживешь дольше.

  4. Кто день начинает с зарядки, у того дела в порядке.

  5. Чистота - залог здоровья.

Планета « Полезные советы»

Приоткрыли тайну мы,

Как здоровым в жизни быть:

Кушать что, и чем лечится

И по жизни не грустить.

Посмотри вокруг: как мило

В небе солнышко проплыло,

Из земли растет цветок,

Слышен птичий голосок.

Утром ты, глаза открыв,

Поприветствуй этот мир,

Пожелай себе удачи-

Пускай вся жизнь везеньем будет.

16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!