Ф.И.О. ученого | Вклад в развитие олигофренопедагогики (кратко) |
Н.А.Добролюбов | Статья «Учение с медленным пониманием» - одна из первых в истории отечественной олигофренопедагогики; раскрыл положение «малоспособных», призывал проявлять терпимость к ним (1858 г.) |
Е.К.Грачева | Практические мероприятия по обучению и воспитанию аномальных детей: организация приютов для слабоумных силами благотворительных обществ |
И.В.Маляревский | Практические мероприятия по обучению и воспитанию аномальных детей: открытие частных платных медико-педагогических учреждений и школ для умственно отсталых детей |
М.П.Потовская | Практические мероприятия по обучению и воспитанию аномальных детей: создание вспомогательных классов при обычных школах, самостоятельных вспомогательных школ |
В.И.Яковенко, И.Г.Игнатьева, П.И.Ковалевский | Среди детей с приобретенными психозами выделили умственно отсталых |
В.П.Кащенко | Активный участник организации системы воспитания и обучения аномальных детей; открыл в 1908 г. В Москве школу-санаторий для дефективных детей, корригировались недостатки развития детей, их готовили к полезной жизни, труду (1 научно-методический центр по вопросам обучения и воспитания детей с различными нарушениями ЦНС) |
А.Н.Грабаров | Открыл в 1915 г. Петербурге частную школу-пансионат (в дальнейшем – центральная вспомогательная школа) |
Л.С.Выготский | Раскрыл сущность, природу дефективности, социальную значимость помощи аномальным детям; теоретически обосновал науку об особенностях развития аномального ребенка, закономерностях его обучения и воспитания |
Д.И.Азбукин, Л.В.Занков | Считали, что во вспомогательных школах особое место должно занимать трудовое воспитание |
А.Н. Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, А.П.Усова, Е.А.Флерина, Е.П.Сакулина, А.М.Леушина др. | Утверждали, что обучение является не только ведущим фактором в приобретении знаний и развитии психических процессов, но и в формировании творческой деятельности; в результате длительных исследований к началу 60-х годов в дошкольной педагогике определилась роль развивающего обучения. |
Г.М.Дульнев, А.Р.Лурия | Разработка вопросов диагностики отставания в развитии |
Т.А.Власова, М.Ф.Гнездилов, И.И.Данюшевский, М.И.Кузьмицкая, Е.М.Мастюкова, Н.Г.Морозова, М.С.Певзнер, Б.И.Пинский, Г.Е.Сухарева, Ж.И.Шиф и др. | Развивали, уточняли, углубляли в своих трудах положения Л.С.Выготского; утверждали, что коррекция и компенсация аномального развития могут осуществляться лишь в процессе развивающегося обучения, при максимальном использовании сензитивных периодов и опоре на зону ближайшего развития. Ребенок с нарушениями в развитии в большей степени нуждается в своевременном и всестороннем систематично-педагогическом воздействии, чем нормально развивающийся. При этом эффективность коррекционно-воспитательной работы зависит от раннего начала целенаправленной работы и содержания обучения. Чем раньше с ребенком начинается целенаправленная работа, тем более полной может оказаться коррекция и компенсация нарушений |
О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова | Разработаны программы — «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста», в которых реализуется комплексный подход к воспитанию и обучению детей с нарушениями интеллекта, принцип деятельностного подхода к развитию психических процессов и коррекции личности ребенка с нарушениями интеллекта |
Т.А.Власова и коллектив ученых НИИ дефектологии АПН СССР | Теоретически разработал и практически реализовал принцип дифференцированного обучения и воспитания детей с различными психофизическими отклонениями, создав новые типы учебных учреждений |
А.К.Аксенова, И.М.Бгажнокова, В.В.Воронкова, И.А.Грошенков, В.М.Мозговой, Н.П.Павлова, Б.П.Пузанов, Е.А.Стребелева и др. | Разработка методик преподавания в спецшколах отдельных учебных предметов |
Е.А.Стребелева | Исследования посвящены преимущественно формированию ведущей деятельности в каждом возрастном периоде: младенческом, раннем и дошкольном возрасте; изучению условий формирования интеллектуальной и мотивационно-потребностной сферы личности ребенка |