СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вклад забайкальцев в разгром немецко-фашистских захватчиков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вклад забайкальцев в разгром немецко-фашистских захватчиков"»

Великая Отечественная война. Сколько о ней написано книг, сложено песен, снято кинофильмов. Но сколько бы не прошло лет, к событиям войны люди будут возвращаться вновь и вновь. Во – первых, потому что это наша история, а историю переписать заново нельзя. Во-вторых, потому что с каждым годом всё меньше остаётся живых свидетелей той страшной войны. Поэтому наша память, книги и фильмы должны сохранить великий подвиг Советского народа. Сохранить для будущих поколений. Сохранить как страшный урок, как назидание, как долг перед павшими. По-разному сегодня в отдельных странах оценивают события войны, её результаты и вклад советского народа в разгром фашистской Германии. Многое искажается, умалчивается. Поэтому необходимо говорить правду о войне, о том, что вынес наш народ, какой ценой досталась победа. Говорить и помнить о тех, кто погиб в сражениях, кто был замучен в застенках концлагерей, о тех, кто умер от ран, о тех, кто ценой своей жизни дал возможность жить нам – сегодняшнему поколению. Помнить во имя грядущего. Ведь пока мы помним, мы живём.

Всем тем, кто у истоков Урульги стоял,

Тем, кто в боях свободу отстоял,

Всем тем, кто не вернулся с ратных тех полей

Мы в благодарность создали музей!

В нашем школьном музее собран очень большой материал, рассказывающий об участии забайкальцев и в частности жителей нашего села в разгроме гитлеровцев. Это и документы, и письма, личные вещи, воспоминания, фотографии – всё, то, что, так или иначе, помогает нам прикоснуться к тем далёким событиям и сохранить их в нашей памяти.

Данная работа построена на архивном материале школьного музея, на воспоминаниях очевидцев. Она может быть использована на классных часах, на уроках истории Забайкалья, а также для проведения экскурсии в музее. На основе работы будет подготовлен очерк для напечатания в местной муниципальной газете.

Цель: показать ратный подвиг забайкальцев на фронтах Великой Отечественной войны

Задачи: отобрать необходимый музейный материал;

изучить и проанализировать данный материал;

встретиться с очевидцами и услышать их рассказы;

увидеть неоценимый вклад моих земляков в разгром захватчиков

Проблемный вопрос: Забайкалье находилось достаточно далеко от тех мест, где шли бои. Можно ли в таком случае говорить о значительном вкладе забайкальцев в победу над фашистской Германией?

Страна росла, трудилась неустанно,

Сил набиралась мирная страна.

И вдруг тревожный голос Левитана:

«Внимание, товарищи, война!»

Нападением Фашистской Германии на Советский Союз была прервана мирная жизнь советских людей, в том числе и забайкальцев. На нашей забайкальской земле не свистели снаряды и пули, не рвались гранаты и мины, но мой край не был в стороне от общей беды. На состоявшихся митингах и собраниях (в первые дни войны) забайкальцы выражали уверенность в победе над врагами, они заявили о своем желании вступить в ряды действующей армии. Всего за годы войны на фронт из Читинской области ушло 175 тысяч, а из Карымского района 10 800 , погибло 3 тысячи, из Урульги ушло на фронт 210, погибло 136 человек.

Забайкальцы своим трудом ковали победу и в тылу, работая на предприятия, в колхозах и совхозах. Вместо мужчин часто за станок, за баранку вставали женщины и подростки. Петровск-Забайкальский металлургический завод в два раза увеличил производительность труда, а ведь в основном работали женщины: бурильщиками, слесарями, они выполняли сменные нормы на 200-250%. Золотодобывающая промышленность занимала тогда в области ведущее место. Комбинат Балейзолото, несмотря на то, что число рабочих сократилось, добывал руду до 102% к плану. Бригады ставили задачу выполнять норму вдвойне: одну норму за себя, а другую за товарища, ушедшего на фронт. Они участвовали в соревновании за звание «фронтовой бригады». «Мы считаем себя фронтовиками» - говорили рабочие. Предприятие «Дарасун-золото» не уступало балейцам. Внесли свой вклад работники угольной промышленности. Рабочие Читинского предприятия «Востокуголь» трудились добросовестно. Шерловогорский оловокомбинат был одним из главных поставщиков олова для военных заводов. Рабочие Сретенского судостроительного комбината сэкономили 157477 рублей и отправили в фонд фронта. И мои односельчане не остались в стороне от общей беды. Даже дети помогали бить врага. В нашем школьном музее на одном из стендов есть фотография с надписью: «1 кл. «А» У.С.Ш. № 32, 16/IV 1941 г.» Среди ребятишек есть и живущая ныне Ираида Ивановна Шахурова, ветеран педагогического труда, которая стала инициатором создания нашего музея. Мы часто с ней встречаемся в школе, и вот что она рассказала: «Это для меня самая дорогая фотография, на ней мой класс и наша учительница А.А.Алёкминская. Ещё мы не слышали слово «война» и были очень счастливыми. В конце 1940 начале 1941 учебного года наш класс получил переходящее знамя «Лучшему классу». Мы ждали летние каникулы, чтобы нас скорее назвали второклассниками. Но новый 1941-1942 учебный год встретил нас другим временем: грозным, военным на целых четыре года. Весной 1942 года в школьном коридоре появился лозунг: «Всё для фронта, всё для победы». Этот призыв Родины старались выполнить и мы, ребята. Активно начали собирать посыпки на фронт. Мы несли в штаб, где упаковывали посылки: носки, варежки, табак, сало, варенье и другие вещи. Всё подписывали своими фамилиями и, каждый знал, что он помогает фронту». И далее: « У многих ребят отцы ушли на фронт. А когда с фронта кому-нибудь приходило письмо, то радовались все вместе. Вместе плакали, когда получали похоронки. В третьем классе стало ещё тяжелее. Не стало чернил, тетрадей, но особенно страшным был голод. Многие ребята стали зимой ходить на поля, чтобы из мёрзлой земли добыть картофель. А в школе на переменках ели лепёшки из мёрзлой картошки и рассказывали, сколько откопали картофелин, как на санках везли из леса дрова, как собирали колоски. Стали часто болеть, но не плакали. Мы понимали, что идёт война и многим ещё хуже, чем нам». Вот о чём рассказала Ираида Ивановна.

Забайкальцы сражались на всех фронтах, проявляя чудеса мужества и храбрости. Много славных боевых дел на счету бывшего слесаря Карымского вагонного депо Сергея Ивановича Матыжонка. 17 раз он ходил в разведку, доставил 25 языков, более 20-ти раз действовал в тылу врага, подрывал железнодорожные пути, добывал военные сведения. Легендарные дела совершил на фронте Семён Данилович Номоконов, эвенк по национальности, колхозник из Шилкинского района на северо-западном фронте. Он стал зачинателем снайперского движения. Из обычной винтовки без оптического прибора он истребил 360 фашистов, о чём было записано в его памятной книжке. Многим известно имя лётчика Николая Гастелло, совершившего ночной таран в небе над Белоруссией, но немногим известно, что он был воспитанником Забайкальского военного округа. Подвиг Гастелло повторили многие и в их числе наш земляк Назар Губин, родом из Приаргунья.

Мы по праву гордимся и именами урульгинцев – участников Великой Отечественной войны.

В моих руках одна из сотен фотографий, хранящихся в нашем музее. На меня смотрят мальчишеские лица. Разве могли они знать тогда, что им уготовила судьба! Эти ребята из-за школьной парты встали в боевой строй на защиту Отечества. Владимир Ясиницкий, Константин Фетисов, Иван Сараев, Игнат Леонов, Владимир Юсовский, Михаил Малашин, Валентин Номоконов, Владислав Лобастов….. Им было всего по 17 лет! Вся жизнь впереди! Столько планов! Война всё разрушила в одночасье.

Только трое из них с победой вернулось в родное село Урульга: Лобастов А., Леонов И., Ясиницкий В. После войны они рзъехались в разные уголки нашей Родины, но не забывают родную школу, из которой в далёком 1942 году ушли на фронт.

В год столетия школы (2007г.) урульгинские ребята встретились с Ясиницким Владимиром, который приезжал из Гомеля домой, на родину.

Сараев Иван погиб в 1943 году в Краснодарском крае. Жители села Македоново похоронили его в общей могиле. Позднее установили памятник и первая фамилия на мемориальной доске нашего ученика Сараева Ивана.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!