СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Включение детей с ОВЗ в фестивальное движение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Включение детей с ОВЗ в фестивальное движение»

Включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в фестивальное движение.

Шишкова Людмила Александровна,

старший воспитатель

БМАДОУ «Детский сад № 19»

Нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья

и детьми – инвалидами представлены на слайдах

Федеральные:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об отверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого медико-педагогической комиссии».

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

11. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

12. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 10.08.2021 № Р-183 «Об утверждении методических рекомендаций по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

13. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».

14. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях».

15. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому».

16. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Региональные

1. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».

2. Закон Свердловской области от 23 октября 1995 года № 28-ОЗ «О защите прав ребенка».

3. Закон Свердловской области от 19 декабря 2016 года № 148-ОЗ «О социальной защите инвалидов в Свердловской области».

4. Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 № 920-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года».

5. Постановление Правительства Свердловской области от 22.01.2014 № 23-ПП «Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Доступная среда».

6. Постановление Правительства Свердловской области от 22.09.2015 № 844-ПП «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Свердловской области».

7. Постановление Правительства Свердловской области от 23.04.2015 № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области».

8. Распоряжение Правительства Свердловской области 04.07.2019 № 319-РП «О реализации мероприятий по поддержке образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 31.08.2021 № 235-И «Об утверждении составов центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий в государственных учреждениях Свердловской области, подведомственных Министерству образования и молодежной политики Свердловской области».

10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 07.06.2017 № 248-Д «Об утверждении Порядка работы центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий Свердловской области».

Среди нас есть люди, которых можно назвать ДРУГИМИ, ПРОСТО ДРУГИМИ. Однако, мы не должны забывать о том, что человек с ограниченными возможностями здоровья должен иметь такие же возможности, как и мы. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в особенности дети-инвалиды - наиболее уязвимая часть населения, нуждающаяся в особой социальной поддержке государства.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. закрепил основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ. Одна из приоритетных целей социальной политики РФ – модернизация образования в направлении доступности и качества для всех категорий граждан с ОВЗ, также обозначены актуальные проблемы формирования гражданской культуры общества и необходимость создания целостного механизма воспитания подрастающего поколения. В этой связи особое значение приобретают массовые мероприятия (фестивали, конкурсы, выставки и т.д.), создающие условия для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей.

Одна из главных задач, стоящих перед любой образовательной организацией, является развитие личности ребенка в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Дошкольная образовательная организация обязана создать для развития ребенка такие условия, которые открывают возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, а также создать такую развивающую образовательную среду, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. (ФГОС дошкольного образования).

У каждого ребенка (в том числе, у ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) есть потребность в реализации своих возможностей и творческого потенциала. В детстве любой ребенок ищет возможности реализовать себя и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Для ребенка творить — это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него - больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он расширяет свой жизненный опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе и окружающим. Вот здесь-то и требуются особые качества, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Но случается так, что детям с ОВЗ бывает трудно конкурировать в различных конкурсах, соревнованиях с нормотипичными детьми.

Как показывает практика, фестивальное движение представляет собой особую педагогическую систему, основанную на принципах гуманизации социально-культурной среды жизнедеятельности детей, и способствует формированию активной жизненной позиции, утверждению ценностей гражданственности и патриотизма.

Особую значимость конкурсные программы приобретают в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.  На фоне имеющегося заболевания у таких детей часто развивается неуверенность в себе и своих способностях, они более остро переживают неудачи. Негативные эмоции, которые испытывает ребенок, влияют на успешность взаимодействия с другими людьми, а значит, – на успешность его социального развития. Эффективность социальной адаптации и дальнейшей интеграции обучающихся с ОВЗ во многом определяется успешностью развития этих процессов.

Идея включения детей в фестивальное движение позволяет активизировать коррекционно-развивающий процесс (развитие, воспитание, обучение и коррекция), гармонично развивать ребенка, расширить возможности его социальной адаптации, участия в общественной и культурной деятельности в микро – и макросреде. Участие детей в фестивальном движении способно изменить отношение ребенка к самому себе и к окружающим его людям, узнать и реализовать свои возможности и способности. Также усиление здоровьесозидающей функции в дошкольном детстве является для современного образования необходимым условием его дальнейшего развития, с помощью которой формируется личностное позитивно-активное отношение к своему здоровью и адекватное отношение к себе и окружающим.

Участвуя в конкурсах и фестивалях наравне с нормотипичными обучающимися, наши дети приобретают неоценимый опыт общения со сверстниками, у них развиваются уверенность и самостоятельность. Участие в конкурсах хорошая среда для сближения детей с ОВЗ   и их нормально развивающихся сверстников. Это общение способствует разрушению стереотипов, созданных обществом по отношению к детям с ОВЗ, и максимально способствует развитию толерантности.

Так, как мы не всегда можем привлекать детей со сложными дефектами в развитии для участия в городских фестивалях, в нашей дошкольной организации проводится достаточное количество конкурсов и фестивалей, в которых ребенок совместно с родителями принимает участие, это сближает родителей и детей, помогает родителям найти ту самую изюминку в ребенке.

В настоящее время существует огромное количество различных конкурсов, фестивалей, творческих проектов, как говорится, «на любой вкус». Но отдельных мероприятий для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья не так много. Именно поэтому, в нашей образовательной организации было принято решение проводить творческий фестиваль «Зернышко таланта» с целью раскрытия и реализации способностей детей с ОВЗ.

В настоящий момент нашу дошкольную организацию посещают дети с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно – двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи.

Абсолютное большинство из них испытывают инертность, социальную обособленность, страх перед насмешками и осуждениями со стороны других людей, а также имеют трудности, связанные с самопознанием: «Какой я? Что мне нравится делать?».

Данный проект способствует созданию у ребят ситуации успеха и позволяет проявить себя в определенной деятельности. Кроме того, он направлен на оказание психологической поддержки членам семьи таких детей, на повышение в глазах родственников их значимости и уникальности.

Почему был выбран формат фестиваля?

Фестиваль, как форма - оптимальное решение для сочетания нескольких, основных видов искусств, в котором дети с ОВЗ имеют возможность раскрывать свой творческий потенциал одновременно в нескольких направлениях, таким образом, решается главная задача социальной реабилитации.

Потому что в отличие от конкурса тут нет соревновательного компонента, ребята показывают свои различные умения и достижения, каждый из них в итоге получает Диплом участника. Априори они все лучшие, поэтому призовые места и экспертные оценки не предусмотрены.

Для достижения поставленных целей были определены следующие задачи:

- стимулировать активность и творческое самовыражение воспитанников;

- приобщить родителей к совместной деятельности с детьми;

- развивать уверенность детей в собственных силах.

- создание атмосферы яркого, творческого праздника.

Ожидаемые результаты:

- активизация творческой деятельности детей;

- осознание ими успеха, повышение их самооценки;

- члены семьи ребенка с ОВЗ, участвующего в Фестивале, увидят его сильные стороны.

Значительную роль в организации этого проекта играют родители, которым надо было найти в своем ребенке именно то зернышко таланта.

И здесь мы столкнулись с одной проблемой: многие родители изъявили желание принять участие в Фестивале, но не могли самостоятельно определить, в какой области их ребенок имеет какие-либо достижения. Это, вероятно, связано с тем, что они сравнивают своих детей с нормотипичными ребятами и не видят у первых таких результатов, какие есть у тех, кто не имеет нарушений в развитии. Кому-то на фоне различных трудностей было действительно нелегко разглядеть в своем же малыше его сильные стороны. Некоторые родители настолько привыкли считать своих ребят «ограниченными», что педагогам необходимо было найти подход к каждой отдельной семье и объяснить, что кажущиеся, на первый взгляд, простые умения одних детей являются своего рода достижением для других.

В результате проведения фестиваля были получены положительные результаты: большинство детей приняли участие в этом проекте, продемонстрировав нам навыки чтения через печатание, рассказа стихотворения на английском языке, элементы робототехники, знания об окружающем мире и т.д.

Для многих это были первые шаги и успехи, яркие эмоции и возможность показать себя с лучшей стороны. Получился настоящий праздник. Всем участникам были вручены дипломы и сладкие призы. Но не это главное. Стоило только посмотреть на сияющие глаза ребят при виде себя на большом экране в музыкальном зале, чтобы понять: они гордятся собой и им приятно быть в центре внимания. В этот же день были получены и благодарные отзывы от родителей. А значит - цели Фестиваля достигнуты.

Подготовка к участию в фестивалях, участие, победа над самим собой, позволяют окунуться в необычную среду, принять участие в чем-то новом и получить новые впечатления – все это положительно влияет на ребенка, на развитие и восприятие им окружающего мира.
Участие в конкурсах, фестивалях позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья научиться созидать, развивают творческое мышление, терпение, ответственность, позволяют научиться конструктивному восприятию мира и осознать себя деятельной частью окружающих людей. Важное значение имеет поддержка и одобрение любых творческих идей, поступивших от детей, закрепление любых, пусть минимальных успехов детей, развитие собственной индивидуальности ребенка в условиях совместной деятельности.

Педагоги дошкольных групп должны предоставить ребенку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учетом интересов и желаний. Для многих детей с ОВЗ – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки. Полученные знания и умения могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.

В завершении хочется сказать, что фестивальное движение - это движение РАЗВИТИЯ!

Только дети знают, чего хотят. Они едят руками, потому что так весело. Они рисуют на обоях, делая свою комнату особенной. Им не хочется быть как все. Они делают самое сложное — остаются собой. автор: Владимир Борисов

Дети с ограниченными возможностями (инвалиды) сильнее, чем мы думаем. Они сражаются в битвах, о которых большинство людей никогда не узнает. (Неизвестный)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!