Просмотр содержимого документа
«ВКР «Формирование информационной и коммуникационной компетенций на занятиях по русскому языку и литературе»»
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ГУЛИСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Выпускная квалификационная работа
студентки группы 5-14
направления “5111300 –«Родной язык и литература (русский язык и литература в иноязычных группах)»
Факультета Филологии
Авторская презентация [email protected]
2018
Тема исследования:
«Формирование информационной
и коммуникационной компетенций
на занятиях по
русскому языку и литературе»
Научный руководитель: Гизатулина О.И .
Актуальность исследования
- Актуальность исследования заключается в том , что новые требования системы образования определяют формирования ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы как приоритетные
Цель исследования
- на основе анализа научной и методической литературы предложить систему (методы, приёмы, типы заданий, дидактический материал) формирования коммуникативной и информационной компетенций на примере работы с текстом на уроках русского языка в средней школе.
Задачи исследования
- раскрыть сущность понятий компетенция и компетентность , коммуникативная и информационная компетентность ;
- выявить степень изученности данного вопроса в научной и методической литературе;
- определить приемы и средства становления коммуникативной и информационной компетентности учащихся при работе с текстом на уроках русского языка и литературы;
- представить анализ результатов эффективности данной работы.
Теоретическая основа
- Государственный стандарт и Программа по русскому языку и литературе непрерывного обязательного образования Республики Узбекистан. Т.,2017.
- Исследования учёных по развитию и применению компетентностного подхода в обучении русскому языку и литературе.
- Труды в области дидактики, методики обучения русскому языку и литературе в школе.
Методологическая основа
Основными методами исследования явились:
- изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания различного дидактического материала;
- наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках .
Новизна исследования
- практическое применение компетентностного подхода , формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы
Предмет исследования-
- образовательный процесс в средней школе.
- процесс формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка в 5 классе
Объект исследования-
Практическая значимость
исследования
- что данное исследование, выводы и наблюдения, предложенная методика по формированию информационной и коммуникативной компетенций могут быть использованы на практике преподавания русского языка в школах области.
Апробация
- Сырдарьинская областная школа - интернат с углубленным изучением иностранных языков 5-6 классы
Структура работы
Введение
1
1 ГЛАВА Теоретическая часть
2
2 ГЛАВА Методическая часть
3
ВЫВОДЫ
4
Заключение
5
Список использованной литературы
6
ГЛОССАРИЙ
7
Краткий словарь литературных терминов
8
ПРИЛОЖЕНИЕ
9
Глава 1. Теоретическая часть Формирование коммуникативной и информационной компетенции как ведущее требование современной методики
1.1 Определение « компетенция» и «компетентность»
1.2 Составляющие ключевые компетенции при обучении русскому языку и литературе
1.3 Особенности формирования информационной и коммуникативной компетенции на уроках русского языка
- Компетентностной подход – это подход к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса, ключевой категорией которого выступает понятие «компетенция».
- Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.
Компетенция (от лат. competere —соответствовать, подходить )
Включает в себя:
- знания, которые должны быть усвоены;
- умения и навыки, которые в соответствии с деятельностным подходом должны быть сформированы;
- развитие личности учащегося
Составляющие предметные и ключевые компетенции при обучении русскому языку и литературе, Стандарт 2017 года
- На основе непрерывности и преемственности образования в Республике Узбекистан, приоритета личности и интересов учащегося и в соответствии с возрастными особенностями учащихся формируются следующие ключевые компетенции :
- (КК1) Коммуникативная компетенция
- (КК2) Информационная компетенция
- (КК3) Компетенция самосовершенствования
- (КК4) Компетенция социальной и гражданской активности
- (КК5) Национально и общекультурная компетенция
- (КК6) Компетенция математической грамотности
(КК1) Коммуникативная компетенция
- прочное овладение родным и каким-либо иностранным языком и его эффективное применение в различных сферах и ситуациях общения; соблюдение норм речевого этикета; способность к социальной адаптации, умение работать в сотрудничестве.
(КК2) Информационная компетенция
- умение находить, отбирать, преобразовывать, сохранять, передавать необходимые сведения из медиасредств, соблюдая правила информационной безопасности, включая формирование медиакультуры.
Основные составляющие информационной компетенции:
- знать правовые нормы работы с информацией;
- знать принципы работы с информацией;
- иметь представление об информации как общем ресурсе, обладающем свойствами, правами доступа и зависящем от носителя;
- выработка умения грамотно организовывать и поддерживать в актуальном состоянии список источников информации об изучаемом объекте;
- формирование навыка выбора источника информации исходя из сроков выполнения задания;
- уметь работать с информацией, представленной в электронном виде (информационные технологии);
- умение работать с носителями информации (дискета, CD-диск, flash-память)
Выводы по 1 Главе:
- Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.
ГЛАВА II Методическая часть
Работа с текстом как средство
формирования коммуникативной
компетенции
2.1 Целенаправленный отбор текстов как важное условие формирования речевого умения
2.2 Урок-коммуникация – новый тип урока
2.3 Комплексный анализ текста как мощный стимул речевого развития ученика
Формы и методы организации
работы с текстом
- комплексная работа с текстом;
- лингвистический анализ текста;
- тематические (речевые) уроки;
- лексические разминки;
- сочинения-рассуждения, мини-изложения и мини-сочинения;
- редактирование текста;
- различные виды диктантов;
- интеллектуально-лингвистические упражнения;
- работа с текстами-миниатюрами;
- сравнения двух текстов;
- коммуникативные и игровые ситуации.
Виды
анализа художественного текста
- На современном этапе литературоведы
- Н.С. Болотнова, А.Б.Есин и др. выделяют различные виды анализа художественного текста:
филологический,
лингвистический,
стилистический,
литературоведческий
КОМПЛЕКСНЫЙ
Комплексный анализ текста
- Комплексный анализ текста включает элементы лингвистического, стилистического, литературоведческого анализа, разные виды разбора, вопросы по орфографии и пунктуации.
Комплексная работа с текстом
Форма урока:
комбинированный с
применением ИКТ
- Оборудование: карточки с текстом для каждого ученика, карточки-информаторы, карточки для самостоятельной работы, тетради рабочие по русскому языку; ПК , проектор, флэш- карта.
- Дополнительно: иллюстрации, музыкальные файлы и (видео)презентация; страничка электронного учебника, страничка тренажёра
Уроки и применением информационной технологии помогают решить следующие дидактические задачи:
- 1) усвоить базовые знания по предмету;
- 2) систематизировать усвоенные знания;
- 3) психологически настроить на атмосферу урока;
- 4) подготовить к ответам на наиболее трудные вопросы;
- 5) сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием компьютера и электронных средств .
Видами деятельности при формировании и развитии информационной компетенции :
- Поиск информации в библиотеке;
- Поиск информации в электронных энциклопедиях;
- Поиск информации в школьной медиатеке;
- Использование информации из сети Интернет;
- Создание мультимедийной презентации;
- Создание буклета.
Выводы по 2 Главе:
- Формирование информационной компетентности на уроке показало:
- Формирование информационной компетентности на уроке показало:
- формирование навыка выбора источника информации исходя из сроков выполнения задания;
- уметь работать с информацией, представленной в электронном виде
- умение работать с носителями информации (flash-память), выполнение заданий в программе WORD и РРТ
- результат формирования коммуникативной компетенции
- гармоничное развитие всех коммуникативных навыков:
- разговорной речи,
- восприятия на слух,
- чтения,
- письма,
- аналитической переработки информации;
- преодоление страха публичного выступления;
- свободное ориентирование в реальных жизненных ситуациях общения;
- расширение словарного запаса;
- получение и применение новой информации в области коммуникаций.
- Коммуникативная технология активно способствует социализации личности
- Художественный текст является не только источником информации, но и может рассматриваться как средство обучения.
- Компетентностный подход является отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания.
Мои уроки
Заключение
- Формирование коммуникативной и информационной компетенций – дело интересное, но нелегкое. Умение говорить, творить вырабатывается постепенно: накапливаются знания, повышается общая культура, грамотность, умение излагать свои мысли, воспитывается личность.
- Внедрение в учебный процесс комплекса методик и технологий, способствует результативности формирования учебно-познавательной компетентности учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе
Литература
- Закон Республики Узбекистан «Об образовании», Национальная программа по подготовке кадров, 1997. Концепция обучения русскому языку как иностранному в школах Узбекистана. Проект - Учитель Узбекистана. 2013, 15февраля, с.3. Государственный образовательный стандарт общего среднего образования. 2017. Программа по русскому языку для V- IX классов школ с узбекским языком обучения. -Т.: Укитувчи, 2017. Азизов А.А. Сопоставительная грамматика русского и узбекского языков: Морфология 2-е изд., перераб. и доп. -Ташкент: Укитувчи, 2000. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство.-Т.:2004-340с. Андриянова В.И. Совершенствование обучения русской устной речи узбекских школьников. /Отв. ред. Н.М. Шанский. -Т: Фан, 2000. Андриянова В.И., Рузиева Д.И. Развитие русской речи узбекских школьников в условиях индивидуализации и дифференциации обучения. -Т.: Укитувчи, 2005.
- Закон Республики Узбекистан «Об образовании», Национальная программа по подготовке кадров, 1997.
- Концепция обучения русскому языку как иностранному в школах Узбекистана. Проект - Учитель Узбекистана. 2013, 15февраля, с.3.
- Государственный образовательный стандарт общего среднего образования. 2017.
- Программа по русскому языку для V- IX классов школ с узбекским языком обучения. -Т.: Укитувчи, 2017.
- Азизов А.А. Сопоставительная грамматика русского и узбекского языков: Морфология 2-е изд., перераб. и доп. -Ташкент: Укитувчи, 2000.
- Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство.-Т.:2004-340с.
- Андриянова В.И. Совершенствование обучения русской устной речи узбекских школьников. /Отв. ред. Н.М. Шанский. -Т: Фан, 2000.
- Андриянова В.И., Рузиева Д.И. Развитие русской речи узбекских школьников в условиях индивидуализации и дифференциации обучения. -Т.: Укитувчи, 2005.