СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВКР «Формирование информационной и коммуникационной компетенций на занятиях по русскому языку и литературе»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое применение компетентностного подхода,  формирование  информационной и коммуникативной компетенций на уроках  русского языка  и литературы Выпускная квалификационная работа студентки Шукурулаевой Назокат (выступление)  

Просмотр содержимого документа
«ВКР «Формирование информационной и коммуникационной компетенций на занятиях по русскому языку и литературе»»

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ГУЛИСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  Выпускная квалификационная работа  студентки группы 5-14 направления “5111300 –«Родной язык и литература (русский язык и литература в иноязычных группах)» Факультета Филологии Авторская презентация stefa77777@mail.ru 2018

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ГУЛИСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная квалификационная работа

студентки группы 5-14

направления “5111300 –«Родной язык и литература (русский язык и литература в иноязычных группах)»

Факультета Филологии

Авторская презентация [email protected]

2018

Тема исследования: «Формирование информационной  и коммуникационной компетенций на занятиях по  русскому языку и литературе» Научный руководитель: Гизатулина О.И .

Тема исследования:

«Формирование информационной

и коммуникационной компетенций

на занятиях по

русскому языку и литературе»

Научный руководитель: Гизатулина О.И .

 Актуальность исследования     Актуальность исследования заключается в том , что новые требования системы образования определяют формирования ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы как приоритетные

Актуальность исследования

  • Актуальность исследования заключается в том , что новые требования системы образования определяют формирования ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы как приоритетные

 Цель исследования на основе анализа научной и методической литературы предложить систему (методы, приёмы, типы заданий, дидактический материал) формирования коммуникативной и информационной компетенций на примере работы с текстом на уроках русского языка в средней школе.

Цель исследования

  • на основе анализа научной и методической литературы предложить систему (методы, приёмы, типы заданий, дидактический материал) формирования коммуникативной и информационной компетенций на примере работы с текстом на уроках русского языка в средней школе.
 Задачи исследования раскрыть сущность понятий компетенция и компетентность , коммуникативная и  информационная  компетентность ; выявить степень изученности данного вопроса в научной и методической литературе; определить приемы и средства становления коммуникативной и информационной компетентности учащихся при работе с текстом на уроках русского языка и литературы; представить анализ результатов эффективности данной работы.

Задачи исследования

  • раскрыть сущность понятий компетенция и компетентность , коммуникативная и информационная компетентность ;
  • выявить степень изученности данного вопроса в научной и методической литературе;
  • определить приемы и средства становления коммуникативной и информационной компетентности учащихся при работе с текстом на уроках русского языка и литературы;
  • представить анализ результатов эффективности данной работы.
Теоретическая основа Государственный стандарт и Программа по русскому языку и литературе непрерывного обязательного образования Республики Узбекистан. Т.,2017. Исследования учёных по развитию и применению компетентностного подхода в обучении русскому языку и литературе. Труды  в области  дидактики,  методики обучения русскому языку и литературе в школе.

Теоретическая основа

  • Государственный стандарт и Программа по русскому языку и литературе непрерывного обязательного образования Республики Узбекистан. Т.,2017.
  • Исследования учёных по развитию и применению компетентностного подхода в обучении русскому языку и литературе.
  • Труды в области дидактики, методики обучения русскому языку и литературе в школе.

 Методологическая основа  Основными методами исследования явились: изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования; анализ содержания различного дидактического материала; наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках .

Методологическая основа

Основными методами исследования явились:

  • изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования;
  • анализ содержания различного дидактического материала;
  • наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках .

Новизна исследования практическое применение компетентностного подхода , формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы

Новизна исследования

  • практическое применение компетентностного подхода , формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы
Предмет исследования- образовательный процесс в средней школе.  процесс формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка в 5 классе Объект исследования-

Предмет исследования-

  • образовательный процесс в средней школе.
  • процесс формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка в 5 классе

Объект исследования-

Практическая значимость исследования что данное исследование, выводы и наблюдения, предложенная методика по формированию информационной и коммуникативной компетенций могут быть использованы на практике преподавания русского языка в школах области.

Практическая значимость

исследования

  • что данное исследование, выводы и наблюдения, предложенная методика по формированию информационной и коммуникативной компетенций могут быть использованы на практике преподавания русского языка в школах области.
Апробация Сырдарьинская областная школа - интернат с углубленным изучением иностранных языков 5-6 классы

Апробация

  • Сырдарьинская областная школа - интернат с углубленным изучением иностранных языков 5-6 классы
Структура работы  Введение  1 1 ГЛАВА Теоретическая часть   2  2 ГЛАВА Методическая часть  3   ВЫВОДЫ  4  Заключение  5  Список использованной литературы  6  ГЛОССАРИЙ  7  Краткий словарь литературных терминов 8  ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Структура работы

Введение

1

1 ГЛАВА Теоретическая часть

2

2 ГЛАВА Методическая часть

3

ВЫВОДЫ

4

Заключение

5

Список использованной литературы

6

ГЛОССАРИЙ

7

Краткий словарь литературных терминов

8

ПРИЛОЖЕНИЕ

9

Глава 1. Теоретическая часть  Формирование коммуникативной и информационной компетенции как ведущее требование современной методики   1.1 Определение « компетенция» и «компетентность» 1.2 Составляющие ключевые компетенции при обучении русскому языку и литературе 1.3 Особенности формирования информационной и коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Глава 1. Теоретическая часть Формирование коммуникативной и информационной компетенции как ведущее требование современной методики

1.1 Определение « компетенция» и «компетентность»

1.2 Составляющие ключевые компетенции при обучении русскому языку и литературе

1.3 Особенности формирования информационной и коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Компетентностной подход  – это подход к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса, ключевой категорией которого выступает понятие «компетенция».   Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт  работы.
  • Компетентностной подход – это подход к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса, ключевой категорией которого выступает понятие «компетенция».
  •   Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.

Компетенция (от лат. competere —соответствовать, подходить ) Включает в себя: знания, которые должны быть усвоены; умения и навыки, которые в соответствии с деятельностным подходом должны быть сформированы;  развитие личности учащегося

Компетенция (от лат. competere —соответствовать, подходить )

Включает в себя:

  • знания, которые должны быть усвоены;
  • умения и навыки, которые в соответствии с деятельностным подходом должны быть сформированы;
  • развитие личности учащегося

Составляющие предметные и ключевые компетенции при обучении русскому языку и литературе, Стандарт 2017 года   На основе непрерывности и преемственности образования в Республике Узбекистан, приоритета личности и интересов учащегося и в соответствии с возрастными особенностями учащихся формируются следующие ключевые компетенции :

Составляющие предметные и ключевые компетенции при обучении русскому языку и литературе, Стандарт 2017 года

  • На основе непрерывности и преемственности образования в Республике Узбекистан, приоритета личности и интересов учащегося и в соответствии с возрастными особенностями учащихся формируются следующие ключевые компетенции :
(КК1) Коммуникативная компетенция (КК2) Информационная компетенция (КК3) Компетенция самосовершенствования (КК4) Компетенция социальной и гражданской активности (КК5) Национально и общекультурная компетенция  (КК6) Компетенция математической грамотности
  • (КК1) Коммуникативная компетенция
  • (КК2) Информационная компетенция
  • (КК3) Компетенция самосовершенствования
  • (КК4) Компетенция социальной и гражданской активности
  • (КК5) Национально и общекультурная компетенция
  • (КК6) Компетенция математической грамотности

(КК1) Коммуникативная компетенция прочное овладение родным и каким-либо иностранным языком и его эффективное применение в различных сферах и ситуациях общения; соблюдение норм речевого этикета; способность к социальной адаптации, умение работать в сотрудничестве.

(КК1) Коммуникативная компетенция

  • прочное овладение родным и каким-либо иностранным языком и его эффективное применение в различных сферах и ситуациях общения; соблюдение норм речевого этикета; способность к социальной адаптации, умение работать в сотрудничестве.
(КК2) Информационная компетенция умение находить, отбирать, преобразовывать, сохранять, передавать необходимые сведения из медиасредств, соблюдая правила информационной безопасности, включая формирование медиакультуры.

(КК2) Информационная компетенция

  • умение находить, отбирать, преобразовывать, сохранять, передавать необходимые сведения из медиасредств, соблюдая правила информационной безопасности, включая формирование медиакультуры.
  Основные составляющие информационной компетенции:   знать правовые нормы работы с информацией; знать принципы работы с информацией; иметь представление об информации как общем ресурсе, обладающем свойствами, правами доступа и зависящем от носителя; выработка умения грамотно организовывать и поддерживать в актуальном состоянии список источников информации об изучаемом объекте; формирование навыка выбора источника информации исходя из сроков выполнения задания; уметь работать с информацией, представленной в электронном виде (информационные технологии); умение работать с носителями информации (дискета, CD-диск, flash-память)

Основные составляющие информационной компетенции:

  • знать правовые нормы работы с информацией;
  • знать принципы работы с информацией;
  • иметь представление об информации как общем ресурсе, обладающем свойствами, правами доступа и зависящем от носителя;
  • выработка умения грамотно организовывать и поддерживать в актуальном состоянии список источников информации об изучаемом объекте;
  • формирование навыка выбора источника информации исходя из сроков выполнения задания;
  • уметь работать с информацией, представленной в электронном виде (информационные технологии);
  • умение работать с носителями информации (дискета, CD-диск, flash-память)
Выводы по 1 Главе:  Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.

Выводы по 1 Главе:

  • Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.
ГЛАВА II Методическая часть  Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции 2.1   Целенаправленный отбор текстов как важное условие формирования речевого умения 2.2 Урок-коммуникация – новый тип урока 2.3 Комплексный анализ текста как мощный стимул речевого развития ученика

ГЛАВА II Методическая часть

Работа с текстом как средство

формирования коммуникативной

компетенции

2.1 Целенаправленный отбор текстов как важное условие формирования речевого умения

2.2 Урок-коммуникация – новый тип урока

2.3 Комплексный анализ текста как мощный стимул речевого развития ученика

Формы и методы организации  работы с текстом комплексная работа с текстом; лингвистический анализ текста; тематические (речевые) уроки; лексические разминки; сочинения-рассуждения, мини-изложения и мини-сочинения; редактирование текста; различные виды диктантов; интеллектуально-лингвистические упражнения; работа с текстами-миниатюрами; сравнения двух текстов; коммуникативные и игровые ситуации.

Формы и методы организации

работы с текстом

  • комплексная работа с текстом;
  • лингвистический анализ текста;
  • тематические (речевые) уроки;
  • лексические разминки;
  • сочинения-рассуждения, мини-изложения и мини-сочинения;
  • редактирование текста;
  • различные виды диктантов;
  • интеллектуально-лингвистические упражнения;
  • работа с текстами-миниатюрами;
  • сравнения двух текстов;
  • коммуникативные и игровые ситуации.
Виды  анализа художественного текста На современном этапе литературоведы Н.С. Болотнова, А.Б.Есин и др. выделяют различные виды анализа художественного текста: филологический, лингвистический, стилистический, литературоведческий КОМПЛЕКСНЫЙ

Виды

анализа художественного текста

  • На современном этапе литературоведы
  • Н.С. Болотнова, А.Б.Есин и др. выделяют различные виды анализа художественного текста:

филологический,

лингвистический,

стилистический,

литературоведческий

КОМПЛЕКСНЫЙ

Комплексный анализ текста Комплексный анализ текста включает элементы лингвистического, стилистического, литературоведческого анализа, разные виды разбора, вопросы по орфографии и пунктуации.

Комплексный анализ текста

  • Комплексный анализ текста включает элементы лингвистического, стилистического, литературоведческого анализа, разные виды разбора, вопросы по орфографии и пунктуации.
 Комплексная работа с текстом   Форма урока: комбинированный с применением ИКТ Оборудование: карточки с текстом для каждого ученика, карточки-информаторы, карточки для самостоятельной работы, тетради рабочие по русскому языку; ПК , проектор, флэш- карта. Дополнительно: иллюстрации, музыкальные файлы и (видео)презентация; страничка электронного учебника, страничка тренажёра

Комплексная работа с текстом

Форма урока:

комбинированный с

применением ИКТ

  • Оборудование: карточки с текстом для каждого ученика, карточки-информаторы, карточки для самостоятельной работы, тетради рабочие по русскому языку; ПК , проектор, флэш- карта.
  • Дополнительно: иллюстрации, музыкальные файлы и (видео)презентация; страничка электронного учебника, страничка тренажёра
 Уроки и применением информационной технологии помогают решить следующие дидактические задачи:   1) усвоить базовые знания по предмету; 2) систематизировать усвоенные знания; 3) психологически настроить на атмосферу урока; 4) подготовить к ответам на наиболее трудные вопросы;  5) сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием компьютера и электронных средств .

Уроки и применением информационной технологии помогают решить следующие дидактические задачи:

  • 1) усвоить базовые знания по предмету;
  • 2) систематизировать усвоенные знания;
  • 3) психологически настроить на атмосферу урока;
  • 4) подготовить к ответам на наиболее трудные вопросы;
  • 5) сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием компьютера и электронных средств .
Видами деятельности при формировании и развитии информационной компетенции :   Поиск информации в библиотеке; Поиск информации в электронных энциклопедиях; Поиск информации в школьной медиатеке; Использование информации из сети Интернет; Создание мультимедийной презентации; Создание буклета.

Видами деятельности при формировании и развитии информационной компетенции :

  • Поиск информации в библиотеке;
  • Поиск информации в электронных энциклопедиях;
  • Поиск информации в школьной медиатеке;
  • Использование информации из сети Интернет;
  • Создание мультимедийной презентации;
  • Создание буклета.
Выводы по 2 Главе: Формирование информационной компетентности на уроке показало: Формирование информационной компетентности на уроке показало: формирование навыка выбора источника информации исходя из сроков выполнения задания; уметь работать с информацией, представленной в электронном виде умение работать с носителями информации (flash-память), выполнение заданий в программе WORD и РРТ

Выводы по 2 Главе:

  • Формирование информационной компетентности на уроке показало:
  • Формирование информационной компетентности на уроке показало:
  • формирование навыка выбора источника информации исходя из сроков выполнения задания;
  • уметь работать с информацией, представленной в электронном виде
  • умение работать с носителями информации (flash-память), выполнение заданий в программе WORD и РРТ
результат формирования коммуникативной компетенции гармоничное развитие всех коммуникативных навыков:  разговорной речи,  восприятия на слух,  чтения,  письма,  аналитической переработки  информации;  преодоление страха публичного выступления;  свободное ориентирование в реальных  жизненных ситуациях общения;  расширение словарного запаса;  получение и применение новой информации в области коммуникаций. Коммуникативная технология активно способствует социализации личности
  • результат формирования коммуникативной компетенции
  • гармоничное развитие всех коммуникативных навыков:
  • разговорной речи,
  • восприятия на слух,
  • чтения,
  • письма,
  • аналитической переработки  информации;
  • преодоление страха публичного выступления;
  • свободное ориентирование в реальных  жизненных ситуациях общения;
  • расширение словарного запаса;
  • получение и применение новой информации в области коммуникаций.
  • Коммуникативная технология активно способствует социализации личности
Художественный текст является не только источником информации, но и может рассматриваться как средство обучения. Компетентностный подход является отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания.
  • Художественный текст является не только источником информации, но и может рассматриваться как средство обучения.
  • Компетентностный подход является отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания.
Мои уроки

Мои уроки

Заключение Формирование коммуникативной и информационной компетенций – дело интересное, но нелегкое. Умение говорить, творить вырабатывается постепенно: накапливаются знания, повышается общая культура, грамотность, умение излагать свои мысли, воспитывается личность.  Внедрение в учебный процесс комплекса методик и технологий, способствует результативности формирования учебно-познавательной компетентности учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе

Заключение

  • Формирование коммуникативной и информационной компетенций – дело интересное, но нелегкое. Умение говорить, творить вырабатывается постепенно: накапливаются знания, повышается общая культура, грамотность, умение излагать свои мысли, воспитывается личность.
  • Внедрение в учебный процесс комплекса методик и технологий, способствует результативности формирования учебно-познавательной компетентности учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе

Литература

  • Закон Республики Узбекистан «Об образовании», Национальная программа по подготовке кадров, 1997. Концепция обучения русскому языку как иностранному в школах Узбекистана. Проект - Учитель Узбекистана. 2013, 15февраля, с.3. Государственный образовательный стандарт общего среднего образования. 2017. Программа по русскому языку для V- IX классов школ с узбекским языком обучения. -Т.: Укитувчи, 2017. Азизов А.А. Сопоставительная грамматика русского и узбекского языков: Морфология 2-е изд., перераб. и доп. -Ташкент: Укитувчи, 2000. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство.-Т.:2004-340с. Андриянова В.И. Совершенствование обучения русской устной речи узбекских школьников. /Отв. ред. Н.М. Шанский. -Т: Фан, 2000. Андриянова В.И., Рузиева Д.И. Развитие русской речи узбекских школьников в условиях индивидуализации и дифференциации обучения. -Т.: Укитувчи, 2005.
  • Закон Республики Узбекистан «Об образовании», Национальная программа по подготовке кадров, 1997.
  • Концепция обучения русскому языку как иностранному в школах Узбекистана. Проект - Учитель Узбекистана. 2013, 15февраля, с.3.
  • Государственный образовательный стандарт общего среднего образования. 2017.
  • Программа по русскому языку для V- IX классов школ с узбекским языком обучения. -Т.: Укитувчи, 2017.
  • Азизов А.А. Сопоставительная грамматика русского и узбекского языков: Морфология 2-е изд., перераб. и доп. -Ташкент: Укитувчи, 2000.
  • Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство.-Т.:2004-340с.
  • Андриянова В.И. Совершенствование обучения русской устной речи узбекских школьников. /Отв. ред. Н.М. Шанский. -Т: Фан, 2000.
  • Андриянова В.И., Рузиева Д.И. Развитие русской речи узбекских школьников в условиях индивидуализации и дифференциации обучения. -Т.: Укитувчи, 2005.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!