Правительство Москвы Департамент образования г. Москвы Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы Колледж декоративно-прикладного искусства им. Карла Фаберже.
Выпускная квалификационная работа
Изготовление и инкрустация деревянных шпилек
«Перо жар-птицы» металлом, перламутром и в технике всечки
Москва 2016
Шпильки: экскурс в историю
История возникновения женских шпилек для волос насчитывает более 3,5 тысяч лет. Первые упоминания об этом аксессуаре встречаются еще в древнеегипетских манускриптах VI века до нашей эры. на пике популярности шпилька символизировала богатство, материальный достаток и являлась признаком роскоши ее обладательницы. Только знатные и достопочтенные люди могли позволить себе украсить волосы этим предметом. Однако с течением времени заколкой стали пользоваться абсолютно все женщины, независимо от социально положения .
Шпильки: экскурс в историю
Но не везде этот теперь уже женский аксессуар был изначально рассчитан на женщин, в Японии шпильку могли носить преимущественно мужчины и не только для украшения. Например, всем известные ниндзя, носили с собой шпильку длиной до 20 см, заточенную с одной стороны, которая при одном взмахе рукой превращалась в грозное оружие.
Материалы применяемые в работе
- Береза – весьма распространенная лиственная твердая порода. Древесина белого цвета, пригодна для разнообразного окрашивания, легко поддается обработке, но хрупка при обработке долотом. Береза широко распространена в Европе и Азии. Обширные березовые рощи находятся в России, а также в Финляндии и отчасти в Швеции.
- Береза – весьма распространенная лиственная твердая порода. Древесина белого цвета, пригодна для разнообразного окрашивания, легко поддается обработке, но хрупка при обработке долотом. Береза широко распространена в Европе и Азии. Обширные березовые рощи находятся в России, а также в Финляндии и отчасти в Швеции.
Материалы применяемые в работе
- Для инкрустации я использовала следующие материалы: металлы листовая латунь марки Л68 и мельхиор для всечки, белый перламутр и перламутр галиотис.
Латунь
- — медный сплав, двухкомпонентный и более, с основным легирующим элементом — цинком. Содержание меди в латунях, как правило, более 57%. По составу латуни делят на простые (двухкомпонентные) и специальные (многокомпонентные). Простые латуни с высоким содержанием меди (88 - 97 %) называют томпак, с содержанием меди 79...86 % — полутомпак. Все латуни хорошо паяются, легко обрабатываются режущим инструментом, хорошо полируются. Плотность латуней 8,20...8,60; температура плавления 900... 1045 °С. В сухом помещении долго сохраняют цвет и блеск. На открытом воздухе латуни неустойчивы, быстро теряют блеск и темнеют.
Мельхиор
- - двухкомпонентный сплав меди, в основном, с никелем, иногда с добавками железа и марганца, получивший своё название по именам французских изобретателей Майо (Maillot) и Шорье (Chorier). Обычно в состав мельхиора входит 5—30 % никеля. Основные характеристики: серебристый цвет, высокая коррозионная стойкость, температура плавления 1170°С (зависит от состава сплава), пластичен, хорошо обрабатывается давлением (штампуется, режется, чеканится) в холодном и горячем состоянии, паяется, полируется. По внешним характеристикам мельхиор похож на серебро, но обладает большей механической прочностью, и не темнеет. Сплав широко применяют для изготовления посуды и недорогих ювелирных и художественных изделий.
Перламутр
- (от нем. Perlmutter — «мать жемчуга») — внутренний слой раковин пресноводных и морских моллюсков, является органико-неорганическим композитом натурального происхождения. Перламутр состоит из шестиугольных пластинок арагонита (кристаллов карбоната кальция CaCO3) размерами 10-20 микрон в ширину и полмикрона в толщину, расположенных параллельными слоями. Эти слои разделены листами органической матрицы, состоящей из эластичных биополимеров (таких как хитин, люстрин и шёлкоподобные белки). Свет, проходящий по оси одного из кристаллов, отражается и преломляется другими кристаллами, создавая эффект радуги. С древности перламутр используется для инкрустации различных предметов обихода и изготовления украшений и для изготовления резных изделий.
Техники инкрустации, применяемые в работе
- Термин «инкрустация» произошел от латинского слова incrustatio, что можно перевести как «покрытый корой». Инкрустация – это собирательный термин. В зависимости от типов поверхности и врезаемых элементов инкрустация разделяется на несколько направлений, имеющих свои собственные названия.
- Применяемые мной в выпускной квалификационной работе техники – это всечка (тульская) и инкрустация по дереву металлом и перламутром.
Работа над эскизом изделий
Процесс изготовления шпилек
Выпиловка шпильки из заготовки березы
По перенесенному на заготовку эскиза изделия выпиливаем шпильки. Обрабатываем края напильником и полностью шлифуем изделия наждачной бумагой.
Выполнение всечки
По предварительно перенесенному рисунку выполняем всечку. Для этого резачком прорезаем канавку, раздвигая древесину. Вставляем на 1/3 заранее подготовленную ленту из мельхиора, забиваем молоточком так, чтобы верх ленты немного был выше плоскости шпильки; лишнее спиливаем надфилем или напильником с мелкой насечкой.
Выполнение всечки
Необходимые инструменты для выполнения всечки: резачки, молоток, прямые кусачки. Можно использовать различную металлическую ленту – медную, латунную, мельхиоровую, алюминиевую, серебряную и даже золотую. Обычно проволока диаметром 0,7-0,8 мм прокатывается в вальцах до толщины ленты 0,25-0,4 мм. Для всечки подходят не все виды древесины, необходимое свойство – это упругость. В идеале древесина должна держать металлическую ленту без клея, но часто при всечке используется клей БФ2 или БФ4.
Изготовление инкрустируемых вставок
Из латуни и белого перламутра выпиливаю с помощью лобзика детальки для инкрустирования. Из листа латуни толщиной 1,5 мм выпиливаем деталь – круг диаметром 15 мм с отверстием 9мм под перламутр. Опиливаем, шлифуем и полируем. Выпиливаем из белого перламутра круг диаметром 9 мм.
Изготовление инкрустируемых вставок
Изготовление выемки под инкрустацию с помошью бормашины и боров.
Инкрустация заготовок элементами из латуни и перламутра
После изготовления пазов, вставляем и сажаем на клей детали, предварительно склеенные между собой.
Инкрустация заготовок элементами из латуни и перламутра
Инкрустация шпилек галиотисом
Изготовление пазов с помощью бормашины и боров
Инкрустация шпилек галиотисом
Выполнение мозаики из кусочков галиотиса
Отделочные операции
Для придания завершенного вида текстуру дерева важно подчеркнуть соответствующей отделкой. Шпилькам придаем цвет с помощью морилки. Перед вощением дерево необходимо обработать пропиткой. Простейшая пропитка – растительное масло, предпочтительно льняное. Но я использую спиртовой раствор шеллака, который также часто применяется в качестве пропитки. Далее обработка восковой мастикой. Для лучшего эффекта использую фен, под нагревом мастика глубже проникает в дерево и равномернее ложится на поверхности. Шпильки готовы.