СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВКР «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КОЛЛЕДЖЕ»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для подготовки учащихся к жизни в современном мире – мире высокоразвитых информационных и коммуникативных технологий учителям необходимо широко использовать современные педагогические технологии, в том числе технологии определения компетентности учащихся в применении своих умений, приобретённых при изучении различных учебных дисциплин, в частности, компетентности  в овладении русским языком и литературой.

С 2013 года Сырдарьинская область  Узбекистана является экспериментальной площадкой по апробации проекта нового Государственного стандарта и Программы по русскому языку и литературе непрерывного обязательного образования в Республике Узбекистан.

  Предлагаемый проект Госстандарта по русскому языку и литературе  составлен с учётом современных требований  к уровню языковой и речевой компетенций учащихся. Требования задаются в деятельностной форме (то есть, что в результате изучения данного предмета учащийся должен знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).[1]

Практическая  направленность обучения предполагает формирование ряда компетенций:

 Коммуникативной компетенции.  (Эта компетенция тесно связана с лингвистической  и языковедческой компетенциями)

           Лингвистической (языковедческой)      

          Социолингвистической (культуроведческой)

          Прагматической

          Следует заметить, что разграничение языковой и лингвистической компетен­ций носит в известной степени условный характер. Выделение в качестве самосто­ятельной компетенции лингвистической важно для осознания познавательной (когнитивной) функции предмета род­ной язык. В этом существенное отличие его от преподавания неродных языков.

Данная презентация-   выступление на защите ВКР Меметовой Эльзары

 

[1] Государственный стандарт и Программа по русскому языку и литературе непрерывного обязательного образования, Проект 2013

Просмотр содержимого документа
«ВКР «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КОЛЛЕДЖЕ»»

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ГУЛИСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Выпускная квалификационная работа Меметовой Эльзары  студентки группы 5-11 направления “5111300 – Русский язык и литература” в иноязычных группах Авторская презентация stefa77777@mail.ru «Компетентностный подход в обучении  русской литературе в колледже» 2015

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ГУЛИСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная квалификационная работа

Меметовой Эльзары

студентки группы 5-11

направления “5111300 –

Русский язык и литература”

в иноязычных группах

Авторская презентация [email protected]

«Компетентностный подход в обучении

русской литературе в колледже»

2015

Тема исследования: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В КОЛЛЕДЖЕ» Научный руководитель: Гизатулина О.И .

Тема исследования:

«КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

В ОБУЧЕНИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В КОЛЛЕДЖЕ»

Научный руководитель: Гизатулина О.И .

 Актуальность исследования    Актуальность исследования заключается в том , что компетентность учащегося все более определяет уровень его образованности. Бесспорным является утверждение о начале перехода человеческой цивилизации в новое качественное состояние (

Актуальность исследования

  • Актуальность исследования заключается в том , что компетентность учащегося все более определяет уровень его образованности. Бесспорным является утверждение о начале перехода человеческой цивилизации в новое качественное состояние ("постиндустриальная", или "информационная", культура приходит на смену "индустриальной") .1 Каждой стадии развития общества соответствуют свои форма и содержание процесса обучения новых поколений, передачи им накопленных знаний, навыков, традиций.

1 . Государственный стандарт и Программа по русскому языку и литературе непрерывного обязательного образования, Проект 2013

Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. К сожалению, современные учащиеся имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины? снижение уровня читательской культуры; снижение уровня индивидуального словарного запаса; низкий уровень сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности. Это отражается на результатах и качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.
  • Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи.
  • К сожалению, современные учащиеся имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?
  • снижение уровня читательской культуры;
  • снижение уровня индивидуального словарного запаса;
  • низкий уровень сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.
  • Это отражается на результатах и качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.
Цель исследования на основе анализа научной и методической литературы предложить систему (методы, приёмы, типы заданий, дидактический материал) формирования коммуникативной компетенции на примере работы с текстом, апробировать её в группе 1-49 КТТС Гулистанского профессионального колледжа Компьютерных и информационных технологий.

Цель исследования

  • на основе анализа научной и методической литературы предложить систему (методы, приёмы, типы заданий, дидактический материал) формирования коммуникативной компетенции на примере работы с текстом, апробировать её в группе 1-49 КТТС Гулистанского профессионального колледжа Компьютерных и информационных технологий.
Задачи исследования раскрыть сущность понятий коммуникативная компетенция и коммуникативная компетентность ; выявить степень изученности данного вопроса в научной и методической литературе и теоретически обосновать коммуникативно-ориентированную работу над текстом; определить приемы и средства становления коммуникативной компетентности учащихся при работе с текстом на уроках русского языка и литературы; предложить критерии оценивания коммуникативной компетентности учащихся. представить анализ результатов эффективности данной работы .

Задачи исследования

  • раскрыть сущность понятий коммуникативная компетенция и коммуникативная компетентность ;
  • выявить степень изученности данного вопроса в научной и методической литературе и теоретически обосновать коммуникативно-ориентированную работу над текстом;
  • определить приемы и средства становления коммуникативной компетентности учащихся при работе с текстом на уроках русского языка и литературы;
  • предложить критерии оценивания коммуникативной компетентности учащихся.
  • представить анализ результатов эффективности данной работы .
Степень изученности Компетентностный подход можно определить как метод моделирования целей и результатов образования, отражение результата образования в целостном виде как системы признаков готовности выпускника к осуществлению той или иной деятельности. Данная тема отражена в трудах ученых (Ж. Делор, Дж. Равен, В. Хутмахер, В.И. Байденко, В.А. Болотов, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, А.М. Митяева, А.А. Пинский, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской и др.).

Степень изученности

  • Компетентностный подход можно определить как метод моделирования целей и результатов образования, отражение результата образования в целостном виде как системы признаков готовности выпускника к осуществлению той или иной деятельности. Данная тема отражена в трудах ученых (Ж. Делор, Дж. Равен, В. Хутмахер, В.И. Байденко, В.А. Болотов, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, А.М. Митяева, А.А. Пинский, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской и др.).
Теоретическая основа Проект Государственного Стандарта, Программа по изучению русского языка и литературы в колледжах (2013). Исследования учёных по развитию и применению компетентностного подхода в обучении русскому языку и литературе. Труды  в области  дидактики,  методики обучения русскому языку и литературе в колледжах.

Теоретическая основа

  • Проект Государственного Стандарта, Программа по изучению русского языка и литературы в колледжах (2013).
  • Исследования учёных по развитию и применению компетентностного подхода в обучении русскому языку и литературе.
  • Труды в области дидактики, методики обучения русскому языку и литературе в колледжах.

Ключевые компетенции по А.В.Хуторскому  Ценностно-смысловые компетенции.  Общекультурные компетенции.  Учебно-познавательные компетенции.  Информационные компетенции.  Коммуникативные компетенции.  Социально-трудовые компетенции.  Компетенции личностного  самосовершенствования

Ключевые компетенции

по А.В.Хуторскому

  • Ценностно-смысловые компетенции.
  • Общекультурные компетенции.
  • Учебно-познавательные компетенции.
  • Информационные компетенции.
  • Коммуникативные компетенции.
  • Социально-трудовые компетенции.
  • Компетенции личностного

самосовершенствования

Методологическая основа   Основными методами исследования явились: изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования; анализ содержания различного дидактического материала; наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках.

Методологическая основа

Основными методами исследования явились:

  • изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования;
  • анализ содержания различного дидактического материала;
  • наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках.

Новизна исследования практическое применение компетентностного подхода , формирование ключевых и предметных компетенций на уроках литературы

Новизна исследования

  • практическое применение компетентностного подхода , формирование ключевых и предметных компетенций на уроках литературы
Новизна опыта состоит в том, что современное образование должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, а также, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Новизна опыта

  • состоит в том, что современное образование должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, а также, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Предмет исследования-  процесс применения компетенстного подхода в изучения русского языка и литературы в колледжах области  формирование коммуникативной компетенции в процессе работы над текстом в колледже Объект исследования-

Предмет исследования-

  • процесс применения компетенстного подхода в изучения русского языка и литературы в колледжах области
  • формирование коммуникативной компетенции в процессе работы над текстом в колледже

Объект исследования-

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная в исследовании система работы по формированию ключевых компетенции может быть использована на практике преподавания русского языка в колледжах и лицеях области.

Практическая значимость

исследования

  • заключается в том, что предложенная в исследовании система работы по формированию ключевых компетенции может быть использована на практике преподавания русского языка в колледжах и лицеях области.
Апробация Апробация исследования была проведена в группе 1-49 КТТС Гулистанского профессионального колледжа Компьютерных и информационных технологий . В ВКР представлена методическая разработка по русской литературе на тему: «Комплексный анализ художественного текста»

Апробация

  • Апробация исследования была проведена в группе
  • 1-49 КТТС Гулистанского профессионального колледжа Компьютерных и информационных технологий .
  • В ВКР представлена методическая разработка по русской литературе на тему: «Комплексный анализ художественного текста»
Структура работы  Введение  1 1 ГЛАВА Теоретическая часть   2  2 ГЛАВА Методическая часть  3   ВЫВОДЫ  4  Заключение  5  Список использованной литературы  6  ГЛОССАРИЙ  7  Краткий словарь литературных терминов 8  ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Структура работы

Введение

1

1 ГЛАВА Теоретическая часть

2

2 ГЛАВА Методическая часть

3

ВЫВОДЫ

4

Заключение

5

Список использованной литературы

6

ГЛОССАРИЙ

7

Краткий словарь литературных терминов

8

ПРИЛОЖЕНИЕ

9

Глава 1. Теоретическая часть Особенности компетентностного  подхода в образовании 1.1 Формирование коммуникативной компетенции как ведущее требование современной методики 1.2 Составляющие ключевые компетенции при обучении русскому языку и литературе 1.3 Роль языковой компетенции в процессе овладения языком

Глава 1. Теоретическая часть

Особенности компетентностного

подхода в образовании

1.1 Формирование коммуникативной компетенции как ведущее требование современной методики

1.2 Составляющие ключевые компетенции при обучении русскому языку и литературе

1.3 Роль языковой компетенции в процессе овладения языком

Компетентностной подход  – это подход к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса, ключевой категорией которого выступает понятие «компетенция».   Компетенция  – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт  работы.
  • Компетентностной подход – это подход к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса, ключевой категорией которого выступает понятие «компетенция».
  •   Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.

Компетенция (от лат. competere — добиваться, соответствовать, подходить ) Включает в себя: знания, которые должны быть усвоены; умения и навыки, которые в соответствии с деятельностным подходом должны быть сформированы;  развитие личности учащегося

Компетенция (от лат. competere — добиваться, соответствовать, подходить )

Включает в себя:

  • знания, которые должны быть усвоены;
  • умения и навыки, которые в соответствии с деятельностным подходом должны быть сформированы;
  • развитие личности учащегося

Компетентность * Компетентность – это способность действовать в ситуации неопределенности ( примеры : герой романа Д.Дефо «Робинзон Крузо», герои романа Ж.Верна «Таинственный остров» - люди выжили в ситуации неопределенности благодаря знаниям, общей образованности ). Способность к осуществлению практической деятельности, требующей наличия понятийной системы и, следовательно, понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникшие проблемы и задачи.

Компетентность

  • * Компетентность это способность действовать в ситуации неопределенности ( примеры : герой романа Д.Дефо «Робинзон Крузо», герои романа Ж.Верна «Таинственный остров» - люди выжили в ситуации неопределенности благодаря знаниям, общей образованности ).
  • Способность к осуществлению практической деятельности, требующей наличия понятийной системы и, следовательно, понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникшие проблемы и задачи.

Ключевые компетенции на уроках русского языка и литературы КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ

Ключевые компетенции на уроках русского языка и литературы

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

ИНФОРМАЦИОННАЯ

ЦЕЛЬ             Главная цель компетентностного  подхода в преподавании  русского языка и литературы  заключается в формировании всесторонне развитой личности учащегося, развитие его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения, овладением информационными технологиями и умением их применять

ЦЕЛЬ

  •            
  • Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности учащегося, развитие его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения, овладением информационными технологиями и умением их применять

Ключевые слова искать,   думать,   сотрудничать приниматься за дело,  адаптироваться

Ключевые слова

искать,

думать,

сотрудничать

приниматься за дело,

адаптироваться

Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного Основания для сравнения Традиционный подход Цель обучения Компетентностный подход Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных знаний, умений и навыков составляющих содержание образования Основная формула результата образования «Знаю, что» Характер образовательного процесса Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции) Доминирующий компонент процесса «Знаю, как» Репродуктивный Продуктивный Контроль Характер контрольных процессов Статистические методы оценки учебных Практика и самостоятельная работа Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)  достижений

Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного

Основания для сравнения

Традиционный подход

Цель обучения

Компетентностный подход

Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных знаний, умений и навыков составляющих содержание образования

Основная формула результата образования

«Знаю, что»

Характер образовательного процесса

Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)

Доминирующий компонент процесса

«Знаю, как»

Репродуктивный

Продуктивный

Контроль

Характер контрольных процессов

Статистические методы оценки учебных

Практика и самостоятельная работа

Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)

достижений

Выводы по 1 Главе: Успешное применение компетентностного подхода в обучении означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне учебного заведения, т.е. в реальном мире .

Выводы по 1 Главе:

  • Успешное применение компетентностного подхода в обучении означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне учебного заведения, т.е. в реальном мире .
Так как составляющими любой компетенции являются: владение знанием, содержанием компетенции, проявление компетенции в различных ситуациях, отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложения, то коммуникативную компетенцию можно рассматривать с позиции трех составляющих: предметно- информационной,  деятельностно - коммуникативной, личностно-ориентационной , где все компоненты составляют целостную систему личных свойств обучающихся
  • Так как составляющими любой компетенции являются: владение знанием, содержанием компетенции, проявление компетенции в различных ситуациях, отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложения, то коммуникативную компетенцию можно рассматривать с позиции трех составляющих:
  • предметно- информационной,
  • деятельностно - коммуникативной,
  • личностно-ориентационной ,
  • где все компоненты составляют целостную систему личных свойств обучающихся
Компетентностный подход  в преподавании русской литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности учащегося, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения
  • Компетентностный подход в преподавании русской литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности учащегося, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения
ГЛАВА II Методическая часть  Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции 2.1 Целенаправленный отбор текстов как важное условие формирования речевого умения 2.2 Урок-коммуникация – новый тип урока 2.3 Лингвистический анализ текста 2.4 Литературоведческий анализ художественного  текста 2.5 Критерии оценивания коммуникативной компетентности учащихся на уроках литературы 2.6 Методическая разработка урока «Комплексный анализ художественного текста»

ГЛАВА II Методическая часть

Работа с текстом как средство

формирования коммуникативной

компетенции

2.1 Целенаправленный отбор текстов как важное условие формирования речевого умения

2.2 Урок-коммуникация – новый тип урока

2.3 Лингвистический анализ текста

2.4 Литературоведческий анализ художественного

текста

2.5 Критерии оценивания коммуникативной компетентности учащихся на уроках литературы

2.6 Методическая разработка урока «Комплексный анализ художественного текста»

Коммуникативная компетенция  - это способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности.  Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.
  • Коммуникативная компетенция - это способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.
Методы, ориентированные на устную  коммуникацию: все формы учебного диалога; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей; обсуждения, дискуссии, диспуты; упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях; выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов; выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

  • все формы учебного диалога;
  • доклады и сообщения;
  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
  • обсуждения, дискуссии, диспуты;
  • упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях;
  • выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;
  • выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: - ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего; - учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников); - рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами. .

Методы, ориентированные на

письменную коммуникацию:

- ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;

- учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);

- рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.

.

Формы и методы организации  работы с текстом комплексная работа с текстом; лингвистический анализ текста; тематические (речевые) уроки; лексические разминки; сочинения-рассуждения, мини-изложения и мини-сочинения; редактирование текста; различные виды диктантов; интеллектуально-лингвистические упражнения; работа с текстами-миниатюрами; сравнения двух текстов; коммуникативные и игровые ситуации.

Формы и методы организации

работы с текстом

  • комплексная работа с текстом;
  • лингвистический анализ текста;
  • тематические (речевые) уроки;
  • лексические разминки;
  • сочинения-рассуждения, мини-изложения и мини-сочинения;
  • редактирование текста;
  • различные виды диктантов;
  • интеллектуально-лингвистические упражнения;
  • работа с текстами-миниатюрами;
  • сравнения двух текстов;
  • коммуникативные и игровые ситуации.
Виды  анализа художественного текста На современном этапе литературоведы Н.С. Болотнова, А.Б.Есин и др. выделяют различные виды анализа художественного текста: филологический, лингвистический, стилистический, литературоведческий КОМПЛЕКСНЫЙ

Виды

анализа художественного текста

  • На современном этапе литературоведы
  • Н.С. Болотнова, А.Б.Есин и др. выделяют различные виды анализа художественного текста:

филологический,

лингвистический,

стилистический,

литературоведческий

КОМПЛЕКСНЫЙ

Комплексный анализ текста Комплексный анализ текста включает элементы лингвистического, стилистического, литературоведческого анализа, разные виды разбора, вопросы по орфографии и пунктуации.

Комплексный анализ текста

  • Комплексный анализ текста включает элементы лингвистического, стилистического, литературоведческого анализа, разные виды разбора, вопросы по орфографии и пунктуации.
Комплексная работа с текстом   Форма урока: комбинированный с применением ИКТ

Комплексная работа с текстом

Форма урока:

комбинированный с

применением ИКТ

   Оборудование: карточки с текстом для каждого ученика, карточки-информаторы, карточки для самостоятельной работы, тетради рабочие по русскому языку; ПК и м/м проектор, флэш-карта. Дополнительно: иллюстрации, музыкальные файлы и (видео)презентация; страничка электронного учебника, страничка тренажёра; интерактивная доска «Polyvision».

Оборудование: карточки с текстом для каждого ученика, карточки-информаторы, карточки для самостоятельной работы, тетради рабочие по русскому языку; ПК и м/м проектор, флэш-карта. Дополнительно: иллюстрации, музыкальные файлы и (видео)презентация; страничка электронного учебника, страничка тренажёра; интерактивная доска «Polyvision».

 План комплексного анализа текста Определите тему, основную мысль текста. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи текста. Назовите (если возможно) жанр, в котором написан текст. Определите, какую связь между предложениями использует автор (цепную, параллельную, их сочетание) и средства связи. Составьте план текста. Фонетическая организация текста (аллитерация, повторы, очевидное их отсутствие).

План комплексного анализа текста

  • Определите тему, основную мысль текста.
  • Озаглавьте текст.
  • Определите стиль и тип речи текста. Назовите (если возможно) жанр, в котором написан текст.
  • Определите, какую связь между предложениями использует автор (цепную, параллельную, их сочетание) и средства связи.
  • Составьте план текста.
  • Фонетическая организация текста (аллитерация, повторы, очевидное их отсутствие).
Лексические особенности текста Морфологический строй текста Синтаксическая организация  Использование средств художественной выразительности в зависимости от стиля текста (эпитеты, метафоры, просторечия, книжные слова).  Особенности языка автора: авторские неологизмы, опорные – ключевые слова. Отметьте орфографические и грамматические особенности текста.
  • Лексические особенности текста
  • Морфологический строй текста
  • Синтаксическая организация
  • Использование средств художественной выразительности в зависимости от стиля текста (эпитеты, метафоры, просторечия, книжные слова).
  • Особенности языка автора: авторские неологизмы, опорные – ключевые слова.
  • Отметьте орфографические и грамматические особенности текста.
Общая схема композиции литературного произведения Сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл. Пролог Вводные эпизоды Лирические отступления Экспозиция Художественное предварение Завязка действия Художественное обрамление Развитие действия Кульминация Развязка Эпилог

Общая схема композиции литературного произведения

Сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл.

Пролог

Вводные эпизоды

Лирические отступления

Экспозиция

Художественное предварение

Завязка действия

Художественное обрамление

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Эпилог

Выводы по 2 Главе:  Использование анализа художественного текста при изучении литературы позволяет решить такие проблемы, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование личности, понимающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования. На обычных уроках литературы при изучении различных тем можно использовать частичный языковый разбор текста, связывая эту работу с другими видами деятельности.  Анализ художественного текста – это важная и нужная работа, так как развивает у учащихся «чувство языка», наделяет тонкостью понимания, гибкостью мысли, учит вступать в диалог с писателем.

Выводы по 2 Главе:

  • Использование анализа художественного текста при изучении литературы позволяет решить такие проблемы, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование личности, понимающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования.
  • На обычных уроках литературы при изучении различных тем можно использовать частичный языковый разбор текста, связывая эту работу с другими видами деятельности.
  • Анализ художественного текста – это важная и нужная работа, так как развивает у учащихся «чувство языка», наделяет тонкостью понимания, гибкостью мысли, учит вступать в диалог с писателем.
Таким образом:  Художественный текст является не только источником информации, но и может рассматриваться как средство обучения. Компетентностный подход, который набирает силу в современном образовании, является отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания.

Таким образом:

  • Художественный текст является не только источником информации, но и может рассматриваться как средство обучения.
  • Компетентностный подход, который набирает силу в современном образовании, является отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания.
 Нами разработаны и представлены к апробации  «Учебно-методические рекомендации по выполнению литературоведческого  анализа художественного текста»

Нами разработаны и представлены к апробации

«Учебно-методические

рекомендации по

выполнению

литературоведческого

анализа художественного

текста»

Содержание учебно-методических рекомендаций   Введение Цель и задачи литературоведческого анализа художественного текста Особенности литературоведческого анализа художественного текста. Основные параметры текста как объекта литературоведческого анализа художественного текста. Комментарии к выполнению литературоведческого анализа художественного текста. Литературоведческий анализ лирического произведения. Вариант конспекта урока. Тема: «Анализ художественного текста» Дифференцированные задания к урокам-практикумам Схемы анализа литературно-художественного произведения Вопросы для самопроверки. Рекомендуемая литература.

Содержание

учебно-методических рекомендаций

 

  • Введение
  • Цель и задачи литературоведческого анализа художественного текста
  • Особенности литературоведческого анализа художественного текста.
  • Основные параметры текста как объекта литературоведческого анализа художественного текста.
  • Комментарии к выполнению литературоведческого анализа художественного текста.
  • Литературоведческий анализ лирического произведения.
  • Вариант конспекта урока. Тема: «Анализ художественного текста»
  • Дифференцированные задания к урокам-практикумам
  • Схемы анализа литературно-художественного произведения
  • Вопросы для самопроверки.
  • Рекомендуемая литература.
Заключение В соответствии с разделением содержания образования А.В. Хуторской предлагает трёхуровневую иерархию компетенций: 1 ) ключевые компетенции  – относятся к общему (метапредметному, надпредметному) содержанию образования; 2) общепредметные компетенции  – относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей; 3) предметные компетенции  – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Заключение

  • В соответствии с разделением содержания образования А.В. Хуторской предлагает трёхуровневую иерархию компетенций:
  • 1 ) ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному, надпредметному) содержанию образования;
  • 2) общепредметные компетенции – относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;
  • 3) предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Однако при этом не учитывается начальная функциональная грамотность , которая лежит в основе формирования всех остальных видов компетентностей .  В формировании ключевых образовательных компетентностей учащихся нами выделяется несколько этапов
  • Однако при этом не учитывается начальная функциональная грамотность , которая лежит в основе формирования всех остальных видов компетентностей .
  • В формировании ключевых образовательных компетентностей учащихся нами выделяется несколько этапов
Формирование ключевых образовательных компетентностей

Формирование ключевых образовательных

компетентностей

Вывод В нашей работе содержатся некоторые примеры формирования коммуникативных умений и навыков, но к ним надо отнестись не как к шаблонам, а как к возможным вариантам работы, которые должны побудить каждого найти свой путь, создать свой вариант.

Вывод

  • В нашей работе содержатся некоторые примеры формирования коммуникативных умений и навыков, но к ним надо отнестись не как к шаблонам, а как к возможным вариантам работы, которые должны побудить каждого найти свой путь, создать свой вариант.
Таким образом, основой современного образовательного стандарта становится формирование базовых компетентностей современного человека * информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); * коммуникативной (знание необходимых языков, способов взаимодействия с людьми; умение эффективно сотрудничать с другими людьми; навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе);

Таким образом,

основой современного образовательного стандарта

становится формирование

базовых компетентностей современного человека

  • * информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • * коммуникативной (знание необходимых языков, способов взаимодействия с людьми; умение эффективно сотрудничать с другими людьми; навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе);

* самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); * самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность, личностное самосовершенствование, освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития).
  • * самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • * самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность, личностное самосовершенствование, освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития).

Литература

  • Закон Республики Узбекистан «Об образовании», Национальная программа по подготовке кадров, 1997. Концепция обучения русскому языку как иностранному в школах Узбекистана. Проект - Учитель Узбекистана. 2013, 15февраля, с.3. Государственный образовательный стандарт общего среднего образования. Проект. Учитель Узбекистана. 2013. 16 сентября. Государственный стандарт обучения русскому языку среднего специального, профессионального образования. -Т.: 2000. Программа по русскому языку для V- IX классов школ с узбекским языком обуэания. -Т.: Укитувчи, 1998. Азизов А.А. Сопоставительная грамматика русского и узбекского языков: Морфология 2-е изд., перераб. и доп. -Ташкент: Укитувчи, 1983. Андриянова В.И. Совершенствование обучения русской устной речи узбекских школьников. /Отв. ред. Н.М. Шанский. -Т: Фан, 2000. Андриянова В.И., Рузиева Д.И. Развитие русской речи узбекских школьников в условиях индивидуализации и дифференциации обучения. -Т.: Укитувчи, 1996. Андирянова В.И. Урумбаева Г.Н. Тестирование как инструмент контроля знаний, навыков и умений учащихся по русскому языку для школ с узбекским и каракалпакским языком обучения. -Т.: Фан, 1999. Ахмедов И.Р., Гуртуева Э.М., Алиева М.П. Пособие по русскому языку (Научный стиль речи]. -Т.: Укитувчи, 1992 Ильин Е.Н. Искусство общения. –М.: 1982.
  • Закон Республики Узбекистан «Об образовании», Национальная программа по подготовке кадров, 1997.
  • Концепция обучения русскому языку как иностранному в школах Узбекистана. Проект - Учитель Узбекистана. 2013, 15февраля, с.3.
  • Государственный образовательный стандарт общего среднего образования. Проект. Учитель Узбекистана. 2013. 16 сентября.
  • Государственный стандарт обучения русскому языку среднего специального, профессионального образования. -Т.: 2000.
  • Программа по русскому языку для V- IX классов школ с узбекским языком обуэания. -Т.: Укитувчи, 1998.
  • Азизов А.А. Сопоставительная грамматика русского и узбекского языков: Морфология 2-е изд., перераб. и доп. -Ташкент: Укитувчи, 1983.
  • Андриянова В.И. Совершенствование обучения русской устной речи узбекских школьников. /Отв. ред. Н.М. Шанский. -Т: Фан, 2000.
  • Андриянова В.И., Рузиева Д.И. Развитие русской речи узбекских школьников в условиях индивидуализации и дифференциации обучения. -Т.: Укитувчи, 1996.
  • Андирянова В.И. Урумбаева Г.Н. Тестирование как инструмент контроля знаний, навыков и умений учащихся по русскому языку для школ с узбекским и каракалпакским языком обучения. -Т.: Фан, 1999.
  • Ахмедов И.Р., Гуртуева Э.М., Алиева М.П. Пособие по русскому языку (Научный стиль речи]. -Т.: Укитувчи, 1992
  • Ильин Е.Н. Искусство общения. –М.: 1982.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!