СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВКР "Применение инструкционно-технологических карт как средство формирования профессиональных компетенций студентов по профессии «Машинист локомотива»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность разработки обусловлена тем, что современное образование требует большого спроса на квалифицированных рабочих, поэтому возникает необходимость в более качественной подготовке обучающихся по рабочим профессиям, ориентированной на формирование профессионально-важных качеств, при полном сохранении программы обучения и предъявляемых требований. В настоящее время в современной педагогической теории профессионального образования исследуется технологический подход к обучению, воспитанию и развитию обучающихся.Следовательно возрастает роль учебно-методической документации  и в том числе применение инструкционно-технологических карт.

Просмотр содержимого документа
«ВКР "Применение инструкционно-технологических карт как средство формирования профессиональных компетенций студентов по профессии «Машинист локомотива»»

Государственное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Забайкальского края»


РКЦ «Молодые профессионалы–WorldSkills Russia в Забайкальском крае», центр развития среднего профессионального образования





Тема: Применение инструкционно-технологических карт как средство формирования профессиональных компетенций студентов по профессии «Машинист локомотива»

Выпускная квалификационная работа







Работа допущена к защите

«____»_____________ 20___ г.

Выполнила:

Бурдинская Диана Ранисовна,

мастер п\о ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей»



Научный руководитель:

Логинова Ирина Олеговна







Чита, 2020



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ…….6

    1. Содержание и сущность профессиональных компетенций обучающихся………………………………………………………………..6

    2. Формы и методы обучения, используемые при формировании профессиональных компетенций……………………...…...…………….12

    3. Основные характеристики и структура инструкционно-технологических карт……………………………………………………..17

    4. Разработка и оформление инструкционно- технологических карт……21

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИИ «МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА»…………………………………………...32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….38

СПИСОК ЛИТЕРАРУРЫ…………………………………………………….40

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….42













ВВЕДЕНИЕ

В связи с реализацией ФГОС СПО 3 поколения, внедрением ФГОС СПО по ТОП-50 и ориентацией профессионального образования на практикоориентированный подход в подготовке будущих специалистов, востребованность в применении инструкционно-технологических карт на учебных занятиях значительно возрастает.

Современный рынок труда, связан с научно-техническим прогрессом, с внедрением современных информационных технологий требуют высококвалифицированных рабочих, служащих.

Обществу нужны специалисты, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные задачи, готовые к самостоятельному включению в производственные процессы, что во многом зависит не только от полученных при обучении знаний, умений, но и от дополнительных качеств выпускника, для обозначения которых в настоящее время и употребляются понятия «компетенция» и «компетентность».

Актуальность разработки обусловлена тем, что современное образование требует большого спроса на квалифицированных рабочих, поэтому возникает необходимость в более качественной подготовке обучающихся по рабочим профессиям, ориентированной на формирование профессионально-важных качеств, при полном сохранении программы обучения и предъявляемых требований. В настоящее время в современной педагогической теории профессионального образования исследуется технологический подход к обучению, воспитанию и развитию обучающихся.Следовательно возрастает роль учебно-методической документации и в том числе применение инструкционно-технологических карт.

Применение инструкционно-технологических карт в системе учебно -методического комплекса по профессии 23.01.09 «Машинист локомотива» способствует формированию технологической грамотности и профессиональной самостоятельности обучающихся.

Если теоретические основы формирования компетенций разработаны достаточно полно, то учебно-воспитательный процесс нуждается в содержательно-технологическом обосновании.

Требований федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и работодателей, изучение состояния учебно-воспитательного процесса и практики по реализации компетентностного подхода позволили выявить ряд противоречий между:

–необходимостью формирования профессиональных компетенций, отраженных в ФГОС нового поколения в системе среднего профессионального образования, требованиями работодателей и ограниченными возможностями традиционной модели обучения студентов;

– необходимостью применения инструкционно-технологических карт как средство формирования профессиональных компетенций.

Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему проекта, которая заключается в необходимости теоретического обоснования и деятельностного обеспечения организации учебной практики, направленного на применение инструкционно-технологических карт как средство формирования профессиональных компетенций студентов.

Цель проекта– теоретически обосновать эффективность применения инструкционно-технологических карт для формирования профессиональных компетенций. Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

  1. Изучить особенности разработки инструкционно-технологических карт;

  2. Рассмотреть методические рекомендации по разработке учебно-инструкционной документации;

  3. Разработать и применить инструкционно-технологические карты в соответствии с методическими рекомендациями на занятиях учебной практики в соответствии с требованиями ФГОС СПО и профессионального стандарта по профессии «Машинист локомотива»

Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов:

-теоретический анализ: изучение справочной литературы, программно-методической документации (ФГОС СПО по профессии «Машинист локомотива»), учебных программ, пособий и методических рекомендаций по данной проблеме.

-практическая работа, направленная на решение выбранной проблемы, состоящая из разработки и применения инструкционно-технологических карт на занятиях учебной практики по профессии «Машинист локомотива».

Структура выпускной квалификационной работы определена темой, целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.











ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ



1.1 Содержание и сущность профессиональных компетенций обучающихся



Модернизация образования в учреждениях, осуществляющих профессиональное обучение и профессиональную подготовку в настоящее время, связана с реализацией компетентностного подхода.

Компетентностный подход-это совокупность общих положений, определяющих логику образовательного процесса, ориентированного на развитие системного комплекса осведомлённости, умений, смысловых ориентации, адаптированных возможностей опыта и способов преобразовательной деятельности с получением конкретного продукта.

О.Е. Лебедев отмечает, что применительно к компетентностному подходу [7. С. 3-12]:

-смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучающихся;

-содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

-организация образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;

-образовательный результат основывается на анализе уровней образованности, достигнутых обучающимися на определённом этапе обучения.

Следует отметить, что понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, не имеет однозначного определения. В психолого-педагогической литературе к настоящему времени определены разные подходы к определению понятий «компетентность» и «компетенция».

Под компетенцией С.Е. Шишов и И.Г. Агапов понимают общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на её успешное включение в трудовую деятельность. [16. C. 58-62]

Б.Д. Эльконин определяет компетентность как квалификационную характеристику индивида, взятую в момент его включения в деятельность [17. C.108]

Б.И. Хасан отмечает, что компетенции - это цели (поставленные перед человеком), а компетентности - это результаты. [14. C. 154]

И.Д. Фрумин выделяет, что «понятие компетентности» связано с выполнением сложных практических задач. Выполнение данных задач требует не только наличия определённых знаний и умений, но также определённых стратегий и рутинных процедур, необходимых для применения этих знаний и умений…». [13. C. 45]

И.Я. Зимняя выделяет компетенции, относящиеся к деятельности человека [5. C. 34]:

-компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

-компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности.

Таким образом, приведённый анализ психолого-педагогической литературы позволил определить компоненты компетентности обучающихся в сфере познавательной деятельности и выделить критерии её развития:

-понимание смысла информационного подхода при исследовании различных объектов;

-владение основными операциями интеллектуальной (мыслительной) деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.;

-овладение высоким уровнем системно-аналитического, логического и алгоритмического стилей мышления;

-решение познавательных задач, нахождение нестандартных решений, разрешение проблемных ситуаций.

Компетентность определяется как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности; как качество личности, проявляющееся в способности и готовности её к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

Компетенций много. Такие компетенции получили название «ключевые компетенции» Ключевые компетенции - наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества, обеспечивающие эффективное взаимодействие личности при осуществлении профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия. Ключевые компетенции не следует противопоставлять знаниям или умениям.

Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования, автор А.В. Хуторской ключевые образовательные компетенции подразделяются [15]

1.Ценностно-смысловые компетенции.

Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2.Общекультурные компетенции.

Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3.Учебно-познавательные компетенции.

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4.Информационные компетенции.

Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио – видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

5.Коммуникативные компетенции.

Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6.Социально-трудовые компетенции.

Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

7.Компетенции личностного самосовершенствования.

Направлены  на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Обучающий овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Помимо данных ключевых компетенций в современном образовании, выделяются также следующие компетенции:

  • Общие компетенции (ОК)

  • Профессиональные компетенции. (ПК)

Одним из аспектов подготовки высококвалифицированного рабочего является формирование профессиональных компетенций.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

В современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще всего определяет способность выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами. В подходах к пониманию профессиональных компетенций, можно выделить два основных направления толкования понятия компетенции:

-способность человека действовать в соответствии со стандартами;

-характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе.

Профессиональные компетенции обучающихся формируются в ходе теоретической и практической подготовки в профессиональных образовательных учреждениях.

Остановимся подробнее на профессиональных компетенциях учебной практики квалифицированных рабочих, служащих по профессии «Машиниста локомотива» [3]

ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей и обработке металла.

ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.

ПК 1.3. Составлять технологические карты изготовления деталей и проектировать технологические операции.

ПК 1.4. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению детали.

ПК 1.5. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.


1.2 Формы и методы обучения, используемые при формировании профессиональных компетенций


Формирование профессиональных компетенций обучающихся происходит на всех этапах учебно-производственного процесса.

Существует несколько путей формирования профессиональных компетенций обучающихся [6].

  1. Учебные и лабораторно-практические занятия, в ходе которых изучаются технологические процессы производства.

  2. Производственная практика, в ходе которой появляется возможность не только наблюдать за организацией рабочего процесса в организациях, но и закреплять профессиональные умения и практический опыт на производстве.

  3. Участие в профессиональных фестивалях, конкурсах, мастер-классах, конкурсах профессионального мастерства, национальный проект молодые профессионалы – WorldSkills Russia.

Средствами формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся являются:

-проектная деятельность;

-деловые игры;

-ИКТ-технологии;

-современные образовательные технологии и активные методы обучения;

-нетрадиционные учебные занятия и др.

Одним из возможных эффективных направлений формирования профессиональных компетенций обучающихся является использование современных образовательных технологий и активных методов обучения в учебно-производственном процессе.

Активные методы обучения это методы, которые позволяют обучающимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями за счёт сознательного воспитания способностей обучающихся и формирования у них необходимых видов деятельности [11].

Многообразие активных методов обучения раскрывает возможность органично сочетать усвоение учебных, профессиональных знаний, умений и навыков с формированием и развитием профессиональных компетенций.

Активные методы обучения могут использоваться на различных этапах учебно-производственного процесса: первичное овладение знаниями (проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия); контроль знаний, закрепление (коллективная мыслительная деятельность, тестирование); формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей (использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы

При проведении семинарско-практических занятий можно использовать элементы технологии проблемного обучения. Данная технология предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности обучающихся по решению учебных проблем, в ходе которых формируются новые знания, умения и навыки, развиваются эрудиция, творческое мышление, профессиональные компетенции.

Такая активная форма обучения позволяет применять частично поисковую деятельность и самостоятельную исследовательскую деятельность. Развивает критическое и логическое мышление, позволяет уже во время обучения, и в будущей профессиональной деятельности, ориентироваться в нестандартных ситуациях.

Эффективным методом является использование инструкционно-технологических карт, которое представляет собой систему заданий, предусматривают с первых занятий овладения действием в процессе решения обучающимися практических задач, активизации их теоретических знаний, развития профессиональных компетенций. Инструкционно-технологические карты помогают самостоятельно, без помощи педагогического работника выполнять технологические процессы.

Для систематизации, углубления знаний и последовательного формирования профессиональных умений и как следствие – профессиональных компетенций особую ценность в профессиональном обучении приобретает педагогическая игра. Такая игра выступает как специфический феномен становления и развития профессиональной компетентности будущего специалиста.

Эффективной формой передачи знаний и профессиональных умений будущим специалистам на занятиях учебной практики является мастер-класс, который предполагает демонстрацию оригинальных методов освоения определённого содержания производственных процессов при активной роли всех участников занятия. Активное включение мастер-классов в процесс производственного обучения является основанием для формирования и развития всех компонентов профессиональных компетенций.

Одной из современных активных форм обучения, способствующих отработке профессиональных умений до нормативного качества, является тренинг, тренажерные комплексы кабины машиниста, учебная и производственная практика на предприятии.

Широко используются игровые методы обучения [6]. Ролевые игры выполняют преимущественно профессионально направленную функцию. В сюжетно-ролевых играх изображаются события и ситуации, возникающие в процессе профессиональной деятельности. Игры способствуют формированию профессионально значимых качеств и компетенций у будущих рабочих по профессии «Машинист локомотива». Деловая игра – это одна из форм организации эффективного и продуктивного обучения. Она помогает искать решения реальных жизненно и профессионально значимых проблем. Деловые игры используются для развития творческого мышления, способности оценивать происходящие события, для формирования у студентов умений решать проблемы, возникающие в процессе практической деятельности.

Очень важным моментом при формировании компетенций является решение ситуационных задач. Ситуационные задачи носят тренирующий характер, способствуют отработке, умений и приемов работы, применяемых для выполнения конкретных функций будущего медицинского работника, ведут к развитию профессионального мышления.
Все перечисленные и неимитационные, и имитационные методы очень эффективны при формировании компетенций студентов.

Основной из простых форм является лекция [Там же]. Она позволяет привлекать внимание к наиболее важным вопросам темы, учитывать особенности аудитории, привлекать коллективный опыт и знания. Чередование различных видов лекционных занятий (лекция – беседа, лекция – мозговая атака, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций) и других неимитационных методов (групповых консультаций, конференций, самостоятельная работа над лекционным материалом, подготовка докладов, рефератов, тестирование, анкетирование, «круглый стол») повышает качество усвоения студентами учебного материала, способствует формированию компетенций. Групповое обсуждение и решение проблем помогает всем участникам высказать свою позицию, учит умению строить диалог, отстаивать свою точку зрения и одновременно прислушиваться, считаться с мнением окружающих, развивает навыки групповой работы, совместного принятия решения, дает возможность проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне.

Совокупность правильно выбранных форм и методов обучения

позволяют мастеру производственного обучения сформировать общие и профессиональные компетенции и однозначно диагностировать их сформированность.

В результате компетентностного подхода специалист «на выходе» не только соответствует определенным рыночным ожиданиям, но и может быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и демонстрировать высокую эффективность в работе.

Все перечисленные активные формы и методы обучения для формирования и развития профессиональных компетенций имеют дидактическую ценность только при условии мотивирования обучающихся на познавательную активность и самостоятельность.





1.3 Основные характеристики и структура инструкционно-технологических карт


Обладая высокой степенью наглядности, инструкционно-технологические карты дают возможность организовывать передачу информации на таком уровне, который был бы доступен для каждого обучающегося.

При использовании инструкционно-технологических карт соблюдаются основные принципы дидактики [18]:

Принцип научности требует, чтобы в содержании образования нашли отражение новейшие достижения соответствующей области знаний с адаптацией на познавательные возможности обучающегося.

Последовательность и цикличность. В инструкционной карте практического занятия учебный материал выстраивается в логическую цепочку освоения практических умений и актуализация знаний идет лишь как закрепление материала.

Сознательность усвоения и деятельности. Сознательность – это полное понимание обучающимися содержания и средств своей деятельности. Инструкционно-технологическая карта важна для правильного использования полученных теоретических знаний при формировании плана дальнейших действий по освоению профессиональных компетенций. Здесь решающее значение имеет уровень знаний педагогического работника и умение отобрать, ограничить материал.

Доступность содержания. Принцип доступности содержания реализуется через выделение в инструкционно-технологических картах разноуровневых заданий.

Наглядность. Содержанием инструкционно-технологических карт являются сведения о характере выполняемых заданий, требования к ним, материалы, инструменты, оборудование и приспособления, трудовые операции и их последовательность, а также приемы организации работы, возможные ошибки и неполадки, способы их устранения. Объем этих сведений может быть разным в зависимости от уровня подготовленности обучающихся.

Инструкционно-технологические карты, разработанные непосредственно в образовательной организации, являются своеобразным «аккумулятором» педагогического опыта, а их применение на уроках учебной практики формирует культуру передачи профессионального мастерства.

Инструкционная карта – это документ, содержащий в сжатой форме сведения о характере выполняемого задания, требованиях к нему, материалах, инструментах, оборудовании и приспособлениях, трудовых операциях и их последовательности, а также о приемах организации труда, возможных ошибках и неполадках, способах их устранения. По содержанию инструкционные карты могут быть разными, но в них обязательно указывается последовательность упражнений или работ и даются краткие указания о характере, особенностях и способах выполнения трудовых движений и трудовых приемов [19].

Структура инструкционной карты:

  1. Наименование темы.

  2. Памятка студенту

  3. Описание задания

  4. Время выполнения задания

  5. Ход выполнения задания

Информация в инструкционно-технологических картах представляется двух видов: словесная и/или графическая - эскизы обработки, схемы, диаграммы и т. п. При разработке карт на изготовление «вещественной» продукции (изделия и детали, характерные для токарей, слесарей, электромонтажников, портных и т. п.) возможно вместо поэтапных эскизов на щиты с картами в соответствующих местах помещать натуральные объекты (образцы) работ, обработанных на соответствующей стадии технологического процесса. Это придает карте значительно большую наглядность и действенность так как в этом случае обучающиеся не только руководствуются картой в определении последовательности обработки (изготовления), но имеют возможность сравнить свою работу с образцом.

Для практики производственного обучения, прежде всего в учебных мастерских и лабораториях, характерны следующие основные виды документов письменного инструктирования:

-инструкционные карты - применяются при освоении и отработке трудовых приемов, способов, операций, видов работ;

-инструкционно-технологические и технологические карты – применяются при выполнении обучающимися учебно-производственных работ комплексного характера;

-учебные алгоритмы - применяются на различных этапах учебного процесса.

Особое место среди документов письменного инструктирования занимают инструкционные карты. Применение их во многом способствует освоению обучающимися основ профессии, что впоследствии обеспечивает освоение профессии, специальности в целом [18].

Резонен вопрос: а можно ли обучать без инструкционных карт? Конечно, можно. Но при наличии инструкционной карты качество обучения выше. Во-первых, наличие карт повышает оперативность инструктирования обучающихся, особенно на первых порах освоения новых для них трудовых приемов, способов, видов работ. Во-вторых, инструкционные карты составляются высококвалифицированными специалистами как в области собственно профессии, так и в методическом плане, в силу этого раскрывают наиболее эффективные способы труда и методическую сторону обучения студента. В этом смысле инструкционные карты являются своеобразным учебным пособием для начинающих мастеров производственного обучения.

Инструкционные карты представляют изучаемый трудовой процесс в методически обработанном виде. Поэтому документацию письменного инструктирования следует рассматривать и использовать не только как учебную документацию для обучающихся, но и методическую документацию для мастера производственного обучения.

Такие карты являются фактически технологической документацией, применяемой на предприятиях для соответствующих профессий, приспособленной для учебных целей. На предприятиях технологическая документация имеет разные названия: инструкции, технологические, маршрутные, операционные карты, технологические графики и т. п. Суть их от этого не изменяется - все они в более или менее подробном изложении раскрывают последовательность обработки, изготовления, ремонта, наладки, обслуживания и т. п. технологического оборудования. В учебных целях технологические карты (или карты технологического процесса) обычно разрабатываются для учебно-производственных работ в целях дальнейшей отработки ранее изученных трудовых приемов и способов работы, характерных для соответствующей профессии, специальности, освоения учащимися специфики выполнения реальных трудовых процессов, совершенствования основ профессионального мастерства и являются более подробными по сравнению с производственной документацией [18].

На первых порах включения в учебный процесс работ комплексного характера обычно применяются инструкционно-технологические карты, в которых наряду с раскрытием рациональной последовательности выполнения учебно-производственных работ «законченного» характера даются необходимые для правильного их выполнения инструктивные указания и пояснения, аналогичные инструкционным картам. Более широко применяются технологические карты (без инструктивных указаний и пояснений), раскрывающие рациональную последовательность технологических операций, переходов, техническое оснащение (оборудование, инструментарий, приспособления и т.п.), наиболее рациональные режимы и параметры, контрольно-проверочные операции.

Инструкционно-технологические и технологические карты преимущественно разрабатываются непосредственно в учебных заведениях, имея в виду, что они отражают реальный трудовой процесс, предполагающий определенные реальные условия учебного заведения: материальное оснащение, материалы и заготовки, инструментарий, технические требования и конечные параметры.




1.4 Разработка и оформление инструкционно-технологических карт


По мнению Давыдовского Ф.Н. [4. C. 132] среди возможных методов, направленных на нахождение оптимальных сочетаний способов применения управленческого труда, наиболее доступным является разработка инструкционно-технологических карт, отражающих содержание и рекомендуемую структуру содержания труда.

При разработке карт автор выделяет следующие разделы:

назначение подразделения организации;

функциональные обязанности;

функциональные права;

функциональная ответственность;

основные требования к должности (профессиональные знания и умения, общие компетенции);

порядок оценки работы и аттестации;

возможные перспективы карьерного роста;

рекомендуемая структура содержания труда;

рекомендуемые методы организаторской деятельности;

порядок и сроки предоставления отчетности;

порядок, виды и сроки контроля;

порядок поступления информации.

Возможно, что приведенный автором перечень может быть, как увеличен, так и сокращен.

Таким образом, предложенная форма инструкционно-технологической карты может быть разработана по любой структуре и включать в себя любые важнейшие составляющие.

Одним из требований к разработке инструкционно-технологических карт для занятий учебной практики является соответствие их содержанию учебной программе [12].

При этом хотелось бы обратить внимание на необходимость анализа содержания программного материала и определения на этой основе структурного построения инструкционной карты. Во-первых, необходимо четко выделить «законченные» содержательные части программного материала (назовем их упражнениями), дать каждому упражнению соответствующее название, расположить упражнения в порядке изучения с соблюдением преемственности и повышения сложности. Во-вторых, важно оценить новизну и сложность учебного материала, предусмотренного учебной программой, отобрать действительно новые и требующие специального разъяснения, предусмотренные к изучению трудовые приемы и способы, виды работ, которые и включить в карту. Ранее изученные простые для освоения трудовые приемы и способы работы в карту включать нет необходимости. Это позволят сделать карту более компактной и удобной для пользования. В-третьих, на основе анализа учебного материала учебной программы необходимо наметить рациональную последовательность раскрытия в карте приемов и способов операции, имея в виду, что в программе только перечислены подлежащие освоению составные части учебной операции - темы программы; наиболее рациональный порядок их освоения определяет мастер, в данном случае составитель инструкционной карты.

Инструктивные указания и пояснения необходимо формулировать четко, сжато, максимально доходчиво, наглядно, но в то же время полно по содержанию. Это требует определенной работы, что доступно далеко не каждому мастеру производственного обучения. Надо не только знать и уметь делать, но и уметь педагогически грамотно, убедительно и доходчиво излагать суть указаний и рекомендаций. Поэтому так мало инструкционных карт разрабатывается непосредственно в учебных заведениях. Однако это не означает, что с таким положением нужно смириться и не пытаться создавать инструкционную документацию письменного инструктирования непосредственно в учебных заведениях. Во-первых, хорошо писать можно научиться, и к этому надо стремиться. Во-вторых, на первых порах, а быть может, и не только на первых хороший эффект может дать сотрудничество в подготовке инструкционной документации опытного методиста и опытного мастера, владеющего развитым профессиональным и педагогическим мастерством.

Важна также рациональная методика использования инструкционных карт на уроках, имея в виду ценность их на первоначальных, самых важных этапах производственного обучения, когда у учащихся закладывается база, фундамент будущей профессии. А каков фундамент, таково и возводимое на нем здание.

Инструкционно-технологическая карта – это средство организации самостоятельной работы обучающихся, включающее, помимо содержания, свойственного технологической карте, указания и положения о правилах выполнения работ [12].

В период изучения отдельных трудовых операций (операционный период), когда обучающиеся только начинают освоение профессии, когда у них отсутствуют профессиональные умения, не сформированы профессионально значимые качества, когда для обучающихся все изучаемое является новым, непонятным, когда обучающиеся нуждаются в подробных объяснениях, инструкциях, в этот период используются инструкционные карты.

После овладения обучающимися основными трудовыми операциями, в период, когда студенты начинают выполнять простые комплексные работы, когда они отрабатывают несложную технологическую последовательность трудовых операций, их соединение, но необходимость в пояснениях, инструкциях не отпала, в этот период целесообразнее всего использовать инструкционно-технологические карты.

Наибольший эффект управления процессом обучения профессии и самостоятельности обучающегося даёт такая организация применения карт, когда они имеются у каждого студента на рабочем месте. Такая индивидуализация позволяет студентам многократно, независимо от других, обращаться к указаниям, содержащимся в инструкции, в момент необходимости в любых условиях работы. Имея «под рукой» инструкцию, студент может постоянно контролировать свои действия и осознанно их корректировать.

Опытные мастера производственного обучения обычно начинают изложение с краткого вступления. В нем дается общее представление о сущности и практическом значении темы и определяются узловые вопросы предстоящего изложения. Все изложение должно быть последовательным, логически стройным, вестись просто и доступно. Важно, чтобы обучающимся была ясна связь рассматриваемых вопросов.

Например, при рассмотрении какой-нибудь операции мастер вначале говорит о ее назначении, целях и сравнивает ее с операциями, уже известными учащимся, подчеркивая сходство и различия. Исходя из назначения операции, он дает ей общую характеристику, выделяя составные ее части. Это направляет внимание студента на подробное изучение отдельных частей операции, на ее анализ.

После разбора операции по частям мастер вновь рассматривает операцию в целом, но уже более конкретно, в целом, т. е. переходит к синтезу.

Объяснение всегда сопровождается демонстрацией наглядных пособий, разбором технической документации, имеющихся в наличии документов письменного инструктирования – инструкционных и технологических карт, показом трудовых действий.

Только в процессе применения инструкционно-технологических карт приобретается четкость, системность, прочность, основным преимуществом которых является уникальное сочетание теоретической части и практики.

Способ использования инструкционных карт дает наибольший эффект, если они имеются у каждого обучающегося на его рабочем месте, имея в виду, что упражнения по отработке трудовых приемов и способов изучаемой операции проводятся, как правило, фронтально. У мастера производственного обучения при этом должна быть такая же карта, выполненная в крупном масштабе (обычно 800x1000 мм), используемая в качестве пособия при проведении вводного инструктажа.

Очень важно, чтобы содержание инструктивных указаний и пояснений, содержащиеся в карте, органически было «вплетено» в содержание вводного инструктирования обучающихся мастером производственного обучения.

Ни в коем случае нельзя допускать такого положения, когда инструктаж – сам по себе, а карта – сама о себе. Тогда ею обучающиеся пользоваться не будут, так как наглядно видят, что мастер производственного обучения обходится без нее. Если же мастер производственного обучения каждое свое пояснение и указание будет подтверждать ссылкой на соответствующие пояснения и указания карты, больше того, если мастер производственного обучения будет идти от карты к собственным пояснениям – тогда обучающиеся наглядно будут убеждаться в нужности и полезности карты.

Планирование занятия мастером производственного обучения начинается с определения целей и задач, реализации которых достигается через организационные формы, методы и средства обучения. Среди средств обучения особое место занимают инструкционно-технологическая документация. Методически грамотное её применение позволяет; целенаправленно формировать у студентов культуру труда, осуществлять связь теории с практикой; воспитывать самостоятельность, обязанность соблюдения технологической дисциплины; предупреждать появление брака в работе.

При разработке учебно-инструкционных документов необходимо руководствоваться следующими требованиями [12].

-соответствие программе учебной практики;

-относительная законченность каждого документа по содержанию;

-простота структуры (оптимальное количество граф, их расположение);

-учёт реальных условий учебного процесса (документация составляется на конкретный вид работы, выполняемой студентами, с учётом имеющихся материально-технической базы);

-сочетание словесных и наглядных (графических) рекомендаций; графическая часть документов письменного инструктирования (рисунки, фотографии, эскизы, схемы, графики, таблицы и т. п) должна нести инструктивную «нагрузку»;

-наличие критериев оценки правильности выполнения трудовых действий, приёмов, операций, технологических переходов; итоговых критериев оценки качества работы; рекомендаций по самоконтролю;

-геометрические размеры учебно-инструктивного документа должны обеспечивать возможность использования его непосредственно на рабочем месте студента. Рекомендуемый формат – А 4; информация может располагаться с обеих сторон листа.

Следует различать понятия: технологическая операция и учебно-трудовая (технологически неделимая операция).

Технологически неделимой операцией называется часть технологического процесса, которая осуществляется без перерыва на одном рабочем месте и состоит из последовательных действий рабочего, обрабатывающего одну деталь или изделие, или одновременно несколько деталей. Поэтому инструкционные карты, которые разрабатываются на технологически неделимые операции, называются операционными.

Разработка инструкционной карты начинается с выбора объекта работы (узла, детали), на котором будет обрабатываться технологически неделимая операция. При этом следует учитывать, что эффективное производственное обучение обучающихся, - это их обучение с первых занятий на выпуске полезной продукции. Следовательно, объект работы должен отвечать этому требованию [12].

Затем выбирают метод технологической обработки узла (детали). Причём в инструкционных картах следует приводить прогрессивную технологию обработки узла (детали), которую можно реализовать в конкретных условиях обучения (учебных мастерских, в условиях производства и др.).

Далее формируется инструктивные указания, поясняющие правильно выполнить технологически неделимую операцию.

Следует помнить, что это самый важный и ответственный этап разработки инструкционной карты, т.к. он требует от мастера знания не только технологии изготовления изделий из металла, но и научной организации труда, способов проектирования рациональных приёмов и методов выполнения технологически неделимых операций.

Инструктивные указания должны быть чёткими, ясными, однозначными для понимания, технически грамотными.

С целью визуализации приёмов и методов труда для каждой технологически неделимой операции в инструкционной карте приводится эскиз её выполнения (рисунок, схема, фотография, аппликация, образец) с указанием всех технических условий.

Одновременно с выбором методов обработки осуществляется выбор технологического оборудования, приспособлений малой механизации, инструментов, необходимых для выполнения технологически неделимой операции. При этом в инструкционной карте приводится как реальное оборудование, имеющиеся в учебных мастерских профессионального заведения, так и перспективное, позволяющее реализовать малооперационную технологию (оно указывается в скобках). Таким образом, осуществляется тесная увязка теории с практикой, а также реализуется принцип научности обучения [12].

Инструкционные карты составляются мастером производственного обучения по всем изученным темам. Причём для использования в учебном процессе на обработку каждого узла (детали) должен быть комплект инструкционных карт: одна, оформленная как плакат, для проведения вводного инструктажа мастером производственного обучения (формат А 1), остальные меньшего размера (формат А 4), предназначенные для каждого студента группы.

При оформлении эскизов, рисунков допускается применение нескольких цветов для обеспечения наглядности.

Инструкционно-технологические карты:

В инструкционно-технологических картах указывается также чертеж или эскиз (схема, рисунок) детали или изделия, наименования материала, разряд работы, ученическая норма времени на обработку детали или изделия (в скобках можно указать техническую, т. е. рабочую норму времени).

Технологическая часть инструкционной–технологической карты аналогична инструкционной, но вводится ещё одна графа: ученическая норма времени по переходам. Однако, если инструкционно–технологическая карта будет использоваться в период изучения операций, а они отрабатывают на использование полезной продукции, то ученическая норма времени не указывается, т.к. на этом этапе обучения самое главное – научить студентов правильно выполнять приёмы и операции.

Содержание инструктивных указаний инструкционно-технологической карты на первые комплексные работы, выполняемые студентами, мало чем отличаются от указаний, даваемых в инструкционной карте.

В дальнейшем, по мере роста профессиональных умений и практического опыта студентов, эти указания становятся более лаконичными, и вместо эскизов предпочтительнее использовать условные обозначения: схемы, чертежи переводя тем самым знания, умения студентов на более высокую степень абстракции.

Технологические карты.

Это вид учебно-инструктивной документации используется на более поздних стадиях обучения при выполнении обучающимися работ 2-3 разряда как в учебных мастерских, так и на производстве в период производственной практики.

Технологическая карта разрабатывается на обработку узла (детали) изделия. Содержит эскизы, поясняющие выполнения всех технологически неделимых операций, из которых складывается метод обработки узла, детали. В технологической карте на обработку изделия представляют последовательно эскизы, поясняющие методы обработки узлов и наиболее сложные технологически неделимые операции. Как правило, эскиз каждой технологической карты технологически неделимой операции изображается на отдельном листе (формат А4).

В технологической карте указывают также технические условия выполнения операций (проставляют на эскизе ширину, длину, величину и др.), наименование операции, специальность, разряд, норму времени, оборудование, инструменты, приспособления. Эскиз операции, детали, узла должен выполняться четко, в масштабе, удобном для зрительного восприятия, содержать необходимые размеры, может быть дополнен сечениями, поясняющими метод технологической обработки.

Технологические карты в отличии от инструкционных и инструкционно-технологических не содержат инструктивных указаний, а представление информации с помощью схем сечений, разрезов, условных обозначений, принятых в нормативно-технической документации, позволяет сконцентрировать, обобщить и системно представить знания обучающихся по нескольким предметам. Таким образом реализуются межпредметные связи, и знания, умения, практический опыт обучающихся приобретают более высокую степень осознанности [12].

Учебно-инструкционную документацию выполняют на листах чертёжной бумаги или картона. Чертежи (схемы, разрезы, сечения, таблицы и т. д.) или эскизы выполняют карандашом (допускается тушью или фломастером). При выполнении эскизов рекомендуется максимально использовать упрощения. Допускается выполнять эскизы без точного соблюдения масштаба, если это не искажает наглядности изображения и не затрудняет чтение чертежей.

Текстовая и графическая части учебно-инструкционной документации выполняются чётко, без подчистки и помарок. Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять с помощью средства «Штрих» и нанесением сверху исправленного текста. Повреждение листов не допускается. Текстовую часть учебно-инструкционной документации выполняют машинописным или рукописным способом.

Заголовки учебно-инструкционной документации записывают (печатают) с абзаца прописными буквами. Подчёркивать заголовки не допускается. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Размеры на чертежах указывают размерными числами и линиями. Общее количество размеров на чертеже должно быть минимальным, но достаточным для выполнения операций и контроля качества. Не допускается повторять размеры одного и того же элемента на разных изображениях.

Линейные размеры на чертежах указывают в миллиметрах, без обозначения единицы измерения. Угловые размеры в градусах, минутах и секундах с указанием единицы измерения.



ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ В ХОДЕ ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИИ «МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА»



Согласно ФГОС СПО по профессии 23.01.09 Машинист локомотива была разработана программа учебной практики по подготовке высококвалифицированных рабочих и служащих [1].

Выполнение простых и сложных слесарных и электромонтажных работ, изготовление различных деталей и изделий согласно перечню учебно-производственных работ, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями [3].

В период изучения отдельных рабочих приемов, когда обучающиеся только начинают освоение профессии, когда у них отсутствуют профессиональные умения и практический опыт, когда для обучающихся все изучаемое является новым, непонятным, когда они нуждаются в подробных объяснениях, инструкциях, мною используются инструкционно-технологические карты.

После овладения обучающимися основных рабочих операций, когда студенты начинают выполнять простые комплексные работы, когда они отрабатывают несложную технологическую последовательность трудовых операций, необходимость в пояснениях, инструкциях не отпала. В этот период целесообразнее всего использовать инструкционно-технологические карты.

Наибольший эффект в процессе обучения профессии и развитии самостоятельности обучающегося даёт такая организация применения инструкционно-технологических карт, когда они имеются у каждого обучающегося на рабочем месте. Такая индивидуализация позволяет многократно, независимо от других, обращаться к указаниям, содержащимся в инструкции, в момент необходимости в любых условиях работы. Имея “под рукой” инструкцию, обучающийся может постоянно контролировать свои действия и осознанно их корректировать.

На мой взгляд, применение инструкционно-технологических карт расширяет возможности мастера в управлении занятия учебной практики. Это обеспечивается тем, что учебная информация в документах письменного инструктирования дается в заранее намеченной, четко выраженной системе.

Обычно при показе какой-нибудь операции я вначале говорю о ее назначении, целях и сравниваю ее с операциями, уже известными студентам, подчеркивая сходство и различия. Исходя из назначения операции, я даю ей общую характеристику, выделяя составные ее части. Это направляет внимание обучающихся на подробное изучение отдельных частей операции, на ее анализ [21].

Объяснение всегда сопровождается демонстрацией наглядных пособий, разбором технической документации, имеющихся в наличии документов письменного инструктирования – инструкционных и технологических карт, показом рабочих приемов.

При всей доходчивости, понятности, полноте вводного инструктирования мастером производственного обучения по предстоящему освоению рабочих приемов студенты не могут запомнить информацию настолько прочно, чтобы свободно руководствоваться этим в процессе выполнения учебно-технологических работ. Это восполняется в ходе текущего инструктирования обучающихся. Однако мастер производственного обучения объективно не в состоянии оказать своевременно помощь всем нуждающимся в ней обучающимся. Для избежание таких ситуаций мною применяется документация письменного инструктирования - инструкционно-технологические карты.

В них представлена информация: описания наиболее рациональной последовательности, правил-рекомендаций и указаний о выполнении изучаемых приемов и способов, правил и критериев контроля и самоконтроля выполняемых действий, правил и способов безопасности при выполнении действий, а также рисунки, схемы, графики. Таким образом, инструкционно - технологическая карта дает построчно развернутую ориентировочную основу деятельности обучающихся при освоении соответствующей изучаемой рабочей операции, вида работы.

Инструктивные указания и пояснения в карте формулирую четко, сжато, максимально доходчиво, наглядно, но в то же время полно по содержанию. Надо не только знать и уметь делать, но и уметь педагогически грамотно, убедительно и доходчиво излагать суть указаний и рекомендаций.

При разработке письменных инструкций различного вида активно используются методические рекомендации, предложенные … [8].

Основная цель письменных инструкций – научить обучающихся эффективно выполнять учебно-производственные задания (виды работ) в соответствии с технологией производства работ, действующими ГОСТами, СНиПами и другими нормативными документами.

К основным документам письменного инструктирования относятся - инструкционные, инструкционно-технологические, технологические карты [20].

Основным требованием к инструкционно-технологической документации является соответствие её структуры и содержание этапам формирования профессиональных знаний, и умений.

Рассмотрим структуру инструкционных, инструкционно-технологических и технологических карт.

При формировании профессиональных компетенций ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей и обработке металла, ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования, ПК 1.4. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению детали, ПК 1.5. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации по профессии 23.01.09 «Машинист локомотива» особое внимание уделяется правильному выполнению отдельных трудовых приёмов и операций. В качестве примера предлагается инструкционная карта по изучению операций и составляющих их приёмов и трудовых действий (приложение 1)

Инструкционно-технологические карты применяется при изучении первых комплексных работ учебной практики. Инструкционно - технологическая карта структурно состоит из двух частей: технологической и инструктивной. Такие карты рекомендуется применять при закреплении профессиональных знаний и умений, а также формировании профессиональных компетенций ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей и обработке металла, ПК 1.4. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению детали, ПК 1.5. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации (приложение 2).

Технологические карты применяются при изучении комплексных работ и выполнении самостоятельных производственных заданий в учебных мастерских или на предприятии. Технологическую карту разрабатывала по следующей форме (см. приложение 3):

При разработке технологической карты в первую очередь необходимо продумать технологическую последовательность выполнения заданной работы. Последовательность выполнения операций для изготовления изделия устанавливают по чертежу, составу работ какого-либо процесса с учётом требований, местных условий.

Важную роль в решении данного вопроса имеют проработка соответствующего материала по учебной и технической литературе, использование передового производственного опыта, применение высокопроизводительного оборудования, электрифицированных инструментов, современных станков и различных приспособлений.

Параллельно с определением технологической последовательности необходимо ставить краткое описание (по каждой операции) технологического процесса.

После разработки технологической части карты приступают к выполнению соответствующих каждой операции рисунков (эскизов) или чертежей (схем).

В графе «Материалы» указывают наименование применяемых материалов, изделий и конструкций с учётом действующих ГОСТов.

Завершающим этапом работы над картой является запись требований безопасности труда. В нижней части карты необходимо указать разряд работы, норму времени и при необходимости норму выработки за рабочую смену [9].

Использование в учебном процессе инструкционных, инструкционно-технологических и технологических карт наиболее полно способствует активизации деятельности обучающихся.

Применение указанной инструкционно-технологической документации позволяет лучше разобраться в технологической последовательности выполнения изделия и различных видов учебно-производственных работ, даёт возможность приобрести более прочные знания, практические умения по выбранной профессии.

Способ использования инструкционных карт дает наибольший эффект, если они имеются у каждого обучающегося на его рабочем месте. Если я в ходе текущего инструктирования обнаружила, что студент что-то выполняет не так, как было представлено в карте, то сразу указывать ему на ошибку не буду, а предложу внимательно прочитать соответствующие пояснения в карте и самостоятельно исправить ошибку. Так же поступаю, если обучающийся сам обращается ко мне за повторными пояснениями. Подобная методика обучения с применением инструкционных карт постепенно приучит студентов к использованию учебной документации.

В приложении представленного мною проекта продемонстрированы инструкционно-технологические карты нескольких видов (приложение 1, 2, 3).

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Изучение и анализ нормативной, методической, справочной и учебной литературы для решения поставленной проблемы и достижения цели проекта способствовали тому, что было теоретически обоснована необходимость применения инструкционно-технологических карт для формирования профессиональных компетенций студентов по профессии 23.01.09 «Машинист локомотива», а также эффективная реализация компетентностного и деятельностного подходов к организации учебной практики.

Применение инструкционно-технологических карт во многом расширяет методические возможности педагогического работника. Это обеспечивается, прежде всего, тем, что учебная информация в документах письменного инструктирования дается в заранее намеченной, четко выраженной системе.

Применение инструкционно-технологических карт дает возможность в значительной степени решить вопрос об эффективном инструктировании каждого студента, что является способом формирования профессиональных компетенций студентов по профессии 23.01.09 «Машинист локомотива».

Применение инструкционно-технологических карт расширяет и укрепляет связи теории и практики.

Наличие инструкционно-технологической документации на занятиях учебной практики повышает оперативность инструктирования, особенно на первых порах освоения студентами новых трудовых приемов, способов, видов работ.

В практической части представлены примеры инструкционно-технологических карт различных видов, применяемых на разных этапах процесса обучения и способствующих формированию профессиональных компетенций студентов по профессии 23.01.09 «Машинист локомотива».

Инструкционно-технологические карты раскрывают наиболее эффективные способы организации труда, и поэтому также являются своеобразным учебным пособием для начинающих мастеров производственного обучения.

Таким образом, цель проекта достигнута, а задачи выпускной квалификационной работы выполнены в полном объёме.





































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




  1. ФГОС СПО по профессии 23.01.09 «Машинист локомотива», 2018 г.

  2. Профессиональный стандарт «Слесарь по осмотру и ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта»

  3. Программа учебной практики профессии 23.01.09 «Машинист локомотива»

  4. Давыдовский Ф.Н. Разработка инструкционно-технологических карт как метод оптимизации управленческого труда // Лидерство и менеджмент. — 2016.— С. 132.

  5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня, -2016. с.34

  6. Кругликов Г. И. Настольная книга мастера профессионального обучения : учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. Издательский центр «Академия», 2016. — 272 с.

  7. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии.-2018 г. .-№5.-С.3-12.

  8. Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: Учеб. пособие для проф.тех.училищ. 2018 г.

  9. Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб.пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2017г.

  10. Покровский Б.С. Основы слесарного дела. Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ «Академия», 2018г.

  11. Скакун В.А., Организация и методика профессионального обучения, учебное пособие. Москва, ФОРУМ - ИНФРА-М, 2017, – 336 с.

  12. Суханова И.В. Педагогичекий работник ГПОУ «Шилкинский МПЛ» Методические рекомендации по разработке и оформлению инструкционно-технологических карт 2018 г.

  13. Фрумин И. Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования. // Проблемы модернизации системы образования для новой экономики России - М.: Препринт WP5/2002/04 Серия WP5 Новая экономика - Новое общество - Новое государство, 2019. С.-45

  14. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры: Учебник / Б.И.Хасан, П.А. Сергоманов М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2018 г.-с.154

  15. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос»

  16. Шишов C.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость?/ C.Е.Шишов, И.Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. -2019, - №4 - С.58–62.

  17. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения. / Б.Д. Эльконин //Тезисы доклада конференции /Введение в современные социальные проблемы/- 2018.- С.108

  18. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/05/29/instruktsionno-tekhnologicheskie-karty-kak-sredstvo-organizatsii

  19. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-sostavleniyu-instrukcionnotehnologicheskoy-karti-k-zanyatiyu-po-uchebnoy-praktike-2502649.html

  20. https://cyberpedia.su/9xcd6c.html

  21. https://portal.tpu.ru/SHARED/z/ZGR/study/Tab1/Tab/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%81%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.pdf






ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

Выполнение разметки плоскостной

ПМ 01 Техническое обслуживание и ремонт локомотива (по видам)

МДК 01.03 Технология выполнения слесарно-сборочных работ.

ПК 1.1. Использовать конструкционную документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей и обработке металла.

ПК 1.4. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению детали.

ПК 1.5. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации

Цели:

1. Научить правильно выполнять разметку плоскостную.

2. Закрепить теоретические знания на практике.

Состав технологических операций: разметка плоскостная.

Приспособления, инвентарь: слесарный верстак, металлическая линейка, чертилка обыкновенная, кернер, молоток слесарный, угольник, штангенциркуль.

Техника безопасности: установку заготовок (деталей) на плиту и снятие с плиты необходимо выполнять только в рукавицах; заготовки (детали), приспособления надёжно устанавливать не на краю плиты, а ближе к середине; перед установкой заготовок (деталей) на плиту следует её проверять; во время работы на свободные (не используемые) острозаточенные концы чертилок обязательно надевать предохранительные пробки или специальные колпачки.

Последовательность выполнения технологических операций:

обработать очищенную поверхность металла 1-2 мм раствором медного купороса (2—3 чайных ложки на стакан воды) или лака и просушить.









Сделать на заготовке два керновых углубления — метки. Через нанесенные метки по наложенной на деталь линейке провести чертилкой линию. Чтобы не получить раздвоенную линию, линейку необходимо плотно прижимать к заготовке, а линию проводить только один раз. Не использовать тупую чертилку.









Нанесение двух взаимно-перпендикулярных линий с помощью линейки и

циркуля.

Накернение отверстий с помощью кернера

Разметка плоских фигур.

Построение квадрата внутри окружности. Построение шестиугольника в нутри окружности.

Оценка качества:

Качество плоскостной разметки проверяют с помощью линейки, угольника. Все размеры заготовки должны быть тщательно рассчитаны, чтобы после обработки на поверхности не осталось дефектов.















ПРИЛОЖЕНИЕ 2


ИНСРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

«Пользование измерительным инструментом»

ПМ 01 Техническое обслуживание и ремонт локомотива (по видам)

МДК 01.03 Технология выполнения слесарно-сборочных работ.

ПК 1.1. Использовать конструкционную документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей и обработке металла.

ПК 1.4. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению детали.

ПК 1.5. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации

Порядок выполнения

Инструктивные указания и пояснения

Упражнение 1. Измерение измерительной металлической линейкой

  1. Приложить линейку к измеряемой детали


Линейку приложить плотно к поверхности измеряемой детали, упирая её торцом в какой либо выступ на детали или предмет, к которому прижата деталь. Торец линейки должен точно совпадать с началом измеряемой части детали

  1. Прочитать размер

При определении размера на линейке глаз располагать точно напротив шкалы

Упражнение 2. Измерение штангенциркулем

  1. Провести наружное измерение


Взять штангенциркуль и слегка ослабить зажимной винт рамки.

Развести губки на размер, немного больший размер детали (рис. б). Передвинуть подвижную рамку до полного соприкосновения обеих губок с поверхностью измеряемой детали. Прочитать размер (рис. а).

  1. Провести внутреннее измерение



  1. Измерить глубину




Развести губки штангенциркуля на размер, меньший размера измеряемой части детали или отверстия.

Ввести малые губки штангенциркуля в отверстие (проём) и передвинуть подвижную рамку до соприкосновения губок со стенками отверстия (проёма). Прочитать размер.

Упереть торец штанги в верхней край измеряемого отверстия (углубления). Опустить подвижную рамку вниз до упора штанги глубиномера в дно отверстия (углубления).

Закрепить подвижную рамку зажимным винтом и внять штангенциркуль с детали. Прочитать размер.

  1. Прочитать показания штангенциркуля


Целое число миллиметров отсчитать по шкале штанги до нулевого деления нониуса.

Определить, какое деление нониуса совпало с одним из деталей штанги. Умножив количество промежутков между нулевым делением нониуса и совпавшими делениями на величину точности измерения штангенциркуля (0,1 мм), определить количество долей миллиметра.

Упражнения 3. Измерение микрометром

  1. Измерить деталь

Проверить точность установки микрометра на нуль. Взять микрометр за скобку в левую руку и, вращая правой рукой барабан против часовой стрелки, развести измерительные плоскости микрометра на размер, немного больший измеряемой детали.

Поместить деталь между пяткой скобы и торцом микрометрического винта и, плавно вращая трещотку по часовой стрелке, выдвигать микрометрический винт до тех пор, пока его торец и пятка скобы плотно не соприкоснуться с измеряемой деталью и послышится характерный звук пощелкивания механизма трещотки.

  1. Прочитать показания микрометра



Зафиксировать положение микрометрического винта стопором. Цельные миллиметры и полумиллиметры отсчитать по числу делений на втулке – стебле микрометра. Сотые доли миллиметра определять по делению на конической части барабана, совпавшему с продольной чертой на стебле.

Упражнение 4. Измерение углов угломером

  1. Измерить угол


Установить сектор угломера в такое положение, при котором угол между линейкой и гранью угольника будет несколько больше измеряемого угла детали.

Приложить одну грань измеряемого угла детали к линейки угломера, передвинуть сектор так, чтобы между сторонами измерения угла и измерительными поверхностями угломера был равномерный просвет. Закрепить сектор стопором.

  1. Определить величину угла


Целое число градусов отсчитать угломера до нулевого нониуса. Определить, какое деление нониуса совпало с одним из делений шкалы. Умножив количество промежутков между нулевым делением нониуса и совпавшими делениями на величину точности измерения угломером, определить количество минут.



























ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

«ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЕШАЛКИ ДЛЯ ОДЕЖДЫ»

ПМ 01 Техническое обслуживание и ремонт локомотива (по видам)

МДК 01.03 Технология выполнения слесарно-сборочных работ.

ПК 1.1. Использовать конструкционную документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей и обработке металла.

ПК 1.4. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению детали.

ПК 1.5. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации

№ п\п

Последовательность выполнения операций

Изображение

Применяемый инструмент, приспособления

1

Выбрать заготовку с учётом припуска на обработку 0,3*110*65 мм, выправить её



Молоток, правильная плита

2

Разметить контур выкройки по чертежу. Разметить и накернить центры отверстий АВ-120 мм, СД-80 мм


А


С Д


В

Линейка, угольник, чертилка, кернер, молоток, разметочная плита

3

Вырубить заготовку по контуру с припуском на опиливание


Зубило, молоток,

тиски

4

Просверлить 2 отверстия 2-5 мм.


Свёрла, тиски, дрель, станок

5

Опилить по контуру


Напильник, тиски

6

Выбрать заготовку с учётом припуска на обработку 0,3*120*10 мм, выправить её.



Молоток, правильная плита

7

Разметить контур выкройки по чертежу, разметить и накернить центры отверстия



Линейка, чертилка, кернер,молоток, правильная плита



8

Вырубить заготовку по контуру с припуском 2-3 мм на опиливание


Зубило, молоток, тиски

9

Просверлить 2 отверстия 2-5 мм


Свёрла, тиски, дрель, станок

10

Опилить по контуру


Напильник, тиски

11

Согнуть с обоих концов



Тиски, пассатижи молоток

12

Окрасить детали


Киски, краска

13

Соединить клепами две детали


Молоток, правильная плита, клёпы



23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!