СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВКР «Современные технологии учебного занятия в школе»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования заключается в систематизации наиболее интересных и действенных интерактивных методов, применимых на уроках русского языка, чтобы они учитывали разные психофизиологические особенности учащихся и давали максимальный результат в учебно-воспитательном процессе современной школы. Выпускная квалификационная работа Назаровой Мафтуны (выступление) •

Просмотр содержимого документа
«ВКР «Современные технологии учебного занятия в школе»»

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ГУЛИСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Выпускная квалификационная работа Назаровой мафтуны студентки группы 5-14 направления “5111300 –  «Родной язык и литература (русский язык и литература в иноязычных группах)» факультета Филологии Авторская презентация stefa77777@mail.ru  Гулистан 2018

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ГУЛИСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная квалификационная работа

Назаровой мафтуны

студентки группы 5-14

направления “5111300 – «Родной язык и литература (русский язык и литература в иноязычных группах)»

факультета Филологии

Авторская презентация [email protected]

Гулистан 2018

Тема исследования: «Современные технологии  учебного занятия в школе»  Научный руководитель: Гизатулина О.И .

Тема исследования:

«Современные технологии

учебного занятия в школе»

Научный руководитель: Гизатулина О.И .

 Актуальность и перспективность данной темы   заключается в том , что новые требования Государственного образовательного стандарта непрерывного образования Республики Узбекистан и Программы по русскому языку определяют использование и внедрение в учебных процесс новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы, формирование ключевых и предметных компетенций.  (Государственный стандарт и Программа по русскому языку и литературе непрерывного обязательного образования Республики Узбекистан, Т., 2017 г.)

Актуальность и перспективность данной темы

  • заключается в том , что новые требования Государственного образовательного стандарта непрерывного образования Республики Узбекистан и Программы по русскому языку определяют использование и внедрение в учебных процесс новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы, формирование ключевых и предметных компетенций.

  • (Государственный стандарт и Программа по русскому языку и литературе непрерывного обязательного образования Республики Узбекистан, Т., 2017 г.)
Целью исследования является данной работы заключается в систематизации наиболее интересных и действенных интерактивных методов, применимых на уроках русского языка, чтобы они учитывали разные психофизиологические особенности учащихся и давали максимальный результат в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Целью исследования является

  • данной работы заключается в систематизации наиболее интересных и действенных интерактивных методов, применимых на уроках русского языка, чтобы они учитывали разные психофизиологические особенности учащихся и давали максимальный результат в учебно-воспитательном процессе современной школы.
Задачи исследования - проанализировать состояние использования педагогических технологий и интерактивных методов обучения в теории и практике обучения русскому языку; - определить условия организации технологии интерактивного обучения на уроках; - представить систему уроков русского языка с использованием интерактивных методик .

Задачи исследования

  • - проанализировать состояние использования педагогических технологий и интерактивных методов обучения в теории и практике обучения русскому языку;
  • - определить условия организации технологии интерактивного обучения на уроках;
  • - представить систему уроков русского языка с использованием интерактивных методик .
Предмет исследования- процесс осуществления развития учащихся через использование интерактивных методов обучения русскому языку.   Интерактивная методика обучения учащихся на уроках русского языка и литературы в школах, лицеях и колледжах Узбекистана Объект исследования-

Предмет исследования-

  • процесс осуществления развития учащихся через использование интерактивных методов обучения русскому языку.

  • Интерактивная методика обучения учащихся на уроках русского языка и литературы в школах, лицеях и колледжах Узбекистана

Объект исследования-

Методологическая основа   Основными методами исследования явились: изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования; анализ содержания различного дидактического материала; наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках.

Методологическая основа

Основными методами исследования явились:

  • изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования;
  • анализ содержания различного дидактического материала;
  • наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках.

Новизна исследования заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

Новизна исследования

  • заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Практическая значимость заключается в том, что материалы данного исследования, выводы и наблюдения, предложенная методика по внедрению интерактивной технологии могут быть использованы на практике преподавания русского языка в школах области.

Практическая значимость

  • заключается в том, что материалы данного исследования, выводы и наблюдения, предложенная методика по внедрению интерактивной технологии могут быть использованы на практике преподавания русского языка в школах области.

Апробация  Школа №17 Акалтынского района Сырдарьинской области.

Апробация

  • Школа №17

Акалтынского района Сырдарьинской области.

Структура работы  Введение  1 1 ГЛАВА Теоретическая часть   2  2 ГЛАВА Методическая часть  3   ВЫВОДЫ  4  Заключение  5  Список использованной литературы  6  ГЛОССАРИЙ  7  Краткий словарь литературных терминов 8  ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Структура работы

Введение

1

1 ГЛАВА Теоретическая часть

2

2 ГЛАВА Методическая часть

3

ВЫВОДЫ

4

Заключение

5

Список использованной литературы

6

ГЛОССАРИЙ

7

Краткий словарь литературных терминов

8

ПРИЛОЖЕНИЕ

9

Глава 1. Теоретические основы применения педагогических технологии на уроках русского языка 1.1 Роль педагогических технологий в современной системе образования 1.2  Интерактивный метод обучения 1.3  Условия реализации стратегии интерактивных методов обучения 1.4  Технологии интерактивного обучения

Глава 1. Теоретические основы применения педагогических технологии

на уроках русского языка

1.1 Роль педагогических технологий в современной системе образования

1.2 Интерактивный метод обучения

1.3 Условия реализации стратегии интерактивных методов обучения

1.4 Технологии интерактивного обучения

Личностно - ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методики. В переводе с английского языка interact – « находиться во взаимодействии, общаться»

Личностно - ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методики.

В переводе с английского языка interact – « находиться во взаимодействии, общаться»

  Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Интерактивные методы обучения –

  • система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
Таким образом Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям, с нашей точки зрения являются:

Таким образом

  • Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям, с нашей точки зрения являются:
  • "обучение в сотрудничестве" (cooperative learning);
  • метод проектов;
  • индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Интерактивное обучение-  способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех»   (по В.С.Дьяченко)

Интерактивное обучение-

способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех»

(по В.С.Дьяченко)

 Задачи интерактивных методов обучения Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации. Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения. Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Задачи интерактивных методов обучения

  • Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
  • Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
  • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
 Задачи интерактивных методов обучения Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала Повышение познавательной мотивации Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)

Задачи интерактивных методов обучения

  • Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
  • Повышение познавательной мотивации
  • Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
Технологии интерактивного обучения: Технология сотрудничества Работа в парах. Карусель. Работа в малых группах. Аквариум. Незаконченное предложение. ТРКМ Игровые технологии Мозговой штурм. Дерево решений. Суд от своего имени. Гражданские слушания. Ролевая (деловая) игра. Метод проектов. Займи позицию. Дискуссия. Конференция

Технологии интерактивного обучения:

Технология сотрудничества

  • Работа в парах.
  • Карусель.
  • Работа в малых группах.
  • Аквариум.
  • Незаконченное предложение.

ТРКМ

Игровые технологии

  • Мозговой штурм.
  • Дерево решений.
  • Суд от своего имени.
  • Гражданские слушания.
  • Ролевая (деловая) игра.

Метод проектов.

  • Займи позицию.
  • Дискуссия.
  • Конференция
Методы и приемы интерактивного обучения   Мозговой штурм  — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при  котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. Кластеры , сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме. Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ . Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами. Круглый стол (дискуссия, дебаты)  — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.

Методы и приемы интерактивного обучения

  • Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при  котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.
  • Кластеры , сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
  • Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ . Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
  • Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
Деловые игры  (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии. Аквариум  — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи. Метод проектов  — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
  • Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
  • Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
  • Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
Выводы по 1 главе 1. Если при традиционной системе обучения учитель и учебник были основными и наиболее компетентными источниками знаний, то при новой парадигме учитель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником, знания же учащиеся получают в результате своей активной познавательной деятельности.

Выводы по 1 главе

1. Если при традиционной системе обучения учитель и учебник были основными и наиболее компетентными источниками знаний, то при новой парадигме учитель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником, знания же учащиеся получают в результате своей активной познавательной деятельности.

2 . Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.
  • 2 . Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.
ГЛАВА II Методическая часть  Система уроков русского языка с использованием технологий интерактивного обучения. 2.1 Разработка урока «Устаревшие слова» , (с использованием технологии обучения в группах) 2.2 Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления 2.3 Урок русского языка «Глагол как часть речи» с использованием метода проектов

ГЛАВА II Методическая часть

Система уроков русского языка с использованием технологий интерактивного обучения.

2.1 Разработка урока «Устаревшие слова» , (с использованием технологии обучения в группах)

2.2 Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления

2.3 Урок русского языка «Глагол как часть речи» с использованием метода проектов

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Представлен урок по теме «Устаревшие слова» с использованием метода - работа в группах.   При обучении детей русскому языку немаловажное значение имеют различные игры. Закреплению знаний по орфографии, выработке прочных орфографических навыков способствует игра «Определи пару». Она позволяет сделать трудную работу по усвоению родного языка более эффективной.

Представлен урок по теме «Устаревшие слова» с использованием метода - работа в группах.

  • При обучении детей русскому языку немаловажное значение имеют различные игры. Закреплению знаний по орфографии, выработке прочных орфографических навыков способствует игра «Определи пару». Она позволяет сделать трудную работу по усвоению родного языка более эффективной.
Организуется эта игра чаще на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщения, повторения. Практикуется игра и в начале урока в качестве орфографической разминки. Эта игра хороша тем, что требует применения многих правил.
  • Организуется эта игра чаще на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщения, повторения. Практикуется игра и в начале урока в качестве орфографической разминки. Эта игра хороша тем, что требует применения многих правил.
В процессе применения технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроке:   вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания; появляется возможность объединить отдельные дисциплины; создаются условия для вариативности и дифференциации обучения; вырабатывается собственная технология обучения.

В процессе применения технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроке:

  • вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
  • появляется возможность объединить отдельные дисциплины;
  • создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
  • вырабатывается собственная технология обучения.
Представлен пример урока русского языка с использованием приема: синквейн. Тема урока: Использование глаголов повелительного наклонения в речи.   В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.   Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Представлен пример урока русского языка с использованием приема: синквейн. Тема урока: Использование глаголов повелительного наклонения в речи.

  • В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
  •   Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Выводы по главе Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности. Формируют коммуникативную компетентность учащихся.

Выводы по главе

  • Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.
  • Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.
  • Формируют коммуникативную компетентность учащихся.
Заключение Интерактивные методы обучения на уроке очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения.

Заключение

  • Интерактивные методы обучения на уроке очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения.
Анализ

Анализ

Литература

  • Закон Республики Узбекистан «Об образовании», Национальная программа по подготовке кадров, 1997. Концепция обучения русскому языку как иностранному в школах Узбекистана. Проект - Учитель Узбекистана. 2013, 15февраля, с.3. Государственный образовательный стандарт общего среднего образования. 2017. Программа по русскому языку для V- IX классов школ с узбекским языком обучения. -Т.: Укитувчи, 2017. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство.-Т.:2004-340с. Андриянова В.И . Совершенствование обучения русской устной речи узбекских школьников. /Отв. ред. Н.М . Шанский. -Т: Фан, 2000. Андриянова В.И., Рузиева Д.И. Развитие русской речи узбекских школьников в условиях индивидуализации и дифференциации обучения. -Т.: Укитувчи, 2005. Андирянова В.И. Урумбаева Г.Н. Тестирование как инструмент контроля знаний, навыков и умений учащихся по русскому языку для школ с узбекским и каракалпакским языком обучения. -Т.: Фан, 2008. Зиямухамедова С., Зиямухамедов Б. Новая педагогическая технология. - Ташкент, 2002.
  • Закон Республики Узбекистан «Об образовании», Национальная программа по подготовке кадров, 1997.
  • Концепция обучения русскому языку как иностранному в школах Узбекистана. Проект - Учитель Узбекистана. 2013, 15февраля, с.3.
  • Государственный образовательный стандарт общего среднего образования. 2017.
  • Программа по русскому языку для V- IX классов школ с узбекским языком обучения. -Т.: Укитувчи, 2017.
  • Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство.-Т.:2004-340с.
  • Андриянова В.И . Совершенствование обучения русской устной речи узбекских школьников. /Отв. ред. Н.М . Шанский. -Т: Фан, 2000.
  • Андриянова В.И., Рузиева Д.И. Развитие русской речи узбекских школьников в условиях индивидуализации и дифференциации обучения. -Т.: Укитувчи, 2005.
  • Андирянова В.И. Урумбаева Г.Н. Тестирование как инструмент контроля знаний, навыков и умений учащихся по русскому языку для школ с узбекским и каракалпакским языком обучения. -Т.: Фан, 2008.
  • Зиямухамедова С., Зиямухамедов Б. Новая педагогическая технология. - Ташкент, 2002.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!