СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Владимир Фёдорович Одоевский «Городок в табакерке».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по литературному  чтению за 4 класс 

Просмотр содержимого документа
«Владимир Фёдорович Одоевский «Городок в табакерке».»

Тема: В..Ф.Одоевский "Городок в табакерке"(первый урок)

Цель : 1. познакомить с новым разделом; учить прогнозировать содержание раздела; познакомить с жизнью и творчеством В.Ф.Одоевского;

2.развивать внимание, память, речь, мышление, навыки чтения;

3.воспитывать любознательность, интерес к чтению.

Прогнозируемые результаты:

Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные: размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских и зарубежных писателей, знание и умение оперировать понятиями «система нравственных ценностей», «добро побеждает зло», «в чём смысл добра», «почему сказка всегда заканчивается хорошо», «литературная сказка», «авторская сказка» (предисловие, зачин, особая структура сказки, характеристика героев сказки), «тексты повествовательного характера» (определение основной мысли , деление текста на части, составление плана, подготовка подробного и выборочного пересказа, создание собственного текста по аналогии с прочитанными произведениями);

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.

Личностные: проявление бережного отношения к художественной книге , аккуратность в её использовании.

Оборудование: презентация , аудиоприложение к учебнику, книги со сказками.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания.

-Речевая разминка. Слайд1

Был себе царь Дадон,

Построил он костяной дом;

Набрали со всего царства

Костей,стали мочить

- Перемочили, стали сушить-

Кости пересохли.Опятьнамочили,

А когда намокнут,

Тогда сказку доскажу.

III .Работа по теме урока.

1.Самоопределение к деятельности.

- Послушайте стихотворение Людмилы Кудрявской «Сказки»

Говорят, вымирают сказки,

Те, что раньше из рода в род,

Те, что впитывались с коляски

И живили, как хлеб и мёд.

Век генетики, кибернетики…

Место вымыслу не дано.

Сказки бабушек нашим детям

Заменил телевизор давно…

Только что же мы замираем,

Будто там, высоко, за горой,

Не заря, горячась, догорает,

А Жар – птица роняет перо?

Отчего, забывая о деле,

Мы казним себя тяжело,

Словно лебеди той не успели

Довязать из крапивы крыло?

Почему привечаем, жалеючи,

Странных чудищ, внушающих страх?

И единственного царевича

Ждём в кирпичных своих теремах?

- Все люди прошли через сказки.

- Сказки растят нас с детства, поэтому они не могут умереть.

- Без чего вы не представляете сказки?

- Ребята давайте вспомним, чем народная сказка отличается от литературной сказки?

- Сегодня мы начинаем новый раздел, который так и называется «Литературные сказки»

-_Как вы понимаете смысл названия раздела?

-Какие произведения могут в него входить?

-Откройте учебник на стр.155,прочитайте,с чем познакомимся, изучая этот раздел.

-Чему научимся?

-Чему будем учиться?

-Сформулируйте тему урока.

2.Знакомствол со сказкой «Городок в табакерке».

1)Прогнозирование содержания.

-Прочитайте на стр.156 название сказки, которую мы начнём сегодня изучать.

-Вдумайтесь в название, рассмотрите иллюстрации, предположите, о чём эта сказка.

*прогнозирование текста сказки

-Ребята, а кто написал эту сказку?

-Что вы знаете о данном писателе?

2)О писателе.

Отец Владимира Федоровича Одоевского был отпрыском древнего княжеского рода, а мать — в прошлом крепостной кре­стьянкой. С 1816 по 1822 годы Одоевский учился в Московс­ком университетском благородном пансионе, привилегирован­ном учебной заведении, где воспитанники имели право выби­рать предметы, и где он получил возможность сосредоточиться на изучении философии и словесности — двух областей куль­туры, которым посвятил впоследствии много лет раздумий и вдохновенного труда.

В годы пребывания в пансионе появились его первые про­изведения в печати.

Одоевский поддерживал дружеские отношения с будущими декабристами. В 1824-1825 годах Кюхельбекер и Одоевский со­вместно издавали альманах «Мнемозина», которому принадле­жит заметное место в литературной периодике того времени. В нем печатались стихи А.С. Пушкина, Е.В. Баратынского, П.А. Вяземского, А.С. Грибоедова и др.

В 1826 г. Одоевский переехал в Петербург, поступил на служ­бу в комитет иностранной цензуры. Позднее он стал помощ­ником директора Публичной библиотеки и директором Румян-цевского музея. В 1862 г. Румянцевский музей был переведен в Москву. Тогда же вернулся в Москву Одоевский.

В годы пребывания в Петербурге вновь появилась та огром­ная притягательная сила, которая была присуща личности Одо­евского. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и ученые столицы. Эту свою роль салон Одоевского не утратил и после переезда писателя в Москву.

По замечанию СП. Шевырева, вся русская литература пе­ресидела на диване у Одоевского. В разное время здесь бывали Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Крылов, Вяземский, Бара­тынский, Тютчев, Фет, Гончаров, Тургенев, Толстой.

На протяжении ряда лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с Пушкиным. Они познако­мились в 1827—1828 годах, после чего Одоевский сотрудничал в «Литературной газете» и альманахе «Северные цветы».

Когда Пушкин приступил к изданию журнала «Современ­ник», он получил в лице Одоевского деятельного сотрудника и помощника. Во втором номере «Современника» появилась ста­тья Одоевского «О вражде к просвещению», по словам Пуш­кина, «дельная, умная и сильная»

Одоевский замечал и всемерно поддерживал таланты, ко­торые он видел в современной ему русской литературе. Это и «незабвенный Грибоедов», и «замечательный поэт» Лермонтов, и «лучший талант в России» Гоголь, и «человек с большим та­лантом» Тургенев, и «даровитый Островский», и Достоевский, возможности которого были, по мнению Одоевского, еще бо­лее широки, чем у Гоголя. Но Одоевский бывал и взыскате­лен, и непримирим, если сталкивался с тем, что считал оши­бочным или вредным.

3)Словарная работа.

- В.Ф.Одоевский очень любил детей, был их другом, любил общаться с ними. Где бы он не появлялся, его сразу же окружали дети, видя в нём своего друга. В.Ф.Одоевский организовывал игры, забавы, развлечения для детей, нередко сам у них учился. Любовь к детям, умение дружить с ними, побудили Одоевского писать для детей. Одно из его произведения мы и прочитаем сегодня.

- Называется оно «Городок в табакерке».

-Но прежде, чем познакомиться с произведением давайте выясним значение слов и выражений.

-Что такое табакерка?

-Для чего её использовали?

-Как она выглядела?

-Какие бывают табакерки?

ТАБАКЕРКА — коробочка для табака.

ПЕСТРЕНЬКАЯ - окрашенная в несколько цветов, содержащая несколько разных цветов.

СЧЕСТЬ НЕЛЬЗЯ — сосчитать нельзя, так как очень много.

УВЕРИЛСЯ — убедился, удостоверился.

ПОМЕРКЛИ — постепенно утрачивали яркость, блеск.

ЗАТЕПЛИЛАСЬ ЗВЕЗОДЧКА - начала загораться.

МУДРЕНО — 1) загадочно, непонятно; 2) трудно, за­мысловато; 3) трудно, сложно.

ПРАВО — (разг.) действительно, в самом деле правда.

ИЗВОЛЬТЕ — 1) обозначает строгое побуждение к со­ответствующему действию; 2) выражение согласия, хорошо, пусть будет так (разг.).

С СИМИ СЛОВАМИ - с этими словами.



УЧТИВО — очень вежливо.

СВОД — дугообразное перекрытие, соединяющее сте­ны, опоры какого-нибудь сооружения, а также внут­ренняя верхняя часть чего-нибудь, напоминающая такое перекрытие.

КАМИН — сложенная у стены комнатная печь с ши­рокой открытой топкой.

ДОСАДНО — с чувством раздражения, неудоволь­ствия, вследствие неудачи, обиды.

МОСТОВАЯ ВЫМОЩЕНА ПЕРЛАМУТРОМ: вы­мощена — выложена, перламутр — твердый внутрен­ний слой раковины некоторых моллюсков — ценное вещество с переливчатой радужной окраской.

НИ ПЯДИ: пядь — старинная мера длины, равная рас­стоянию между концами вытянутых указательного и большого пальцев. Не отдать ни пяди — не отдать ни малейшего кусочка.

ИНДО - даже.

ОДИНАКИЕ — одинаковые.

ОПАМЯТОВАТЬСЯ - опомниться.

БЮРО – стол для письменных занятий.

ГОРКА – стеклянный шкаф, где хранилась посуда.

АВОСЬ – может быть.

СТАВНИ

ФЛЮГЕР

ТИСНЁНАЯ БУМАГА

4)Прослушивание произведения (аудиозапись).

5)Анализ прочитанного.

-Что прослушали?

-Как называется сказка?

-Кто автор сказки?

-Понравилась ли вам сказка? Чем?

-Ваши впечатления от прочитанного?

- Что вас заинтересовало?

IV.Рефлексия.

-С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

-За что бы вы себя сегодня похвалили?

- Ребята, а Вам бы хотелось попасть в такой городок?

V.Итог.

-Творчество какого писателя изучали на уроке?

-Какое произведение читали?

-Какова его основная мысль?


VI. Домашнее задание: перечитать сказкустр.156-167




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!