СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Владимир Святославович. Принятие христианства

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный

Формы: групповая, индивидуальная

Методы: метод самостоятельного конструирования темы урока, исследовательский метод, метод сравнения, практический метод, метод контроля, мозговой штурм, самостоятельного составления плана.

Цель: знакомство учащихся с деятельностью первых киевских князей; определить основные направления политики князя Владимира; показать  значение его деятельности для укрепления государства на Руси.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование у учащихся представлений об основных направлениях внутренней и внешней политики первых киевских князей; закрепление знаний о государстве.

Развивающие:

  • Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;
  • Формирование умения делать оценочные выводы;
  • Формирование умений использовать различные источники информации;
  • Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;
  • Продолжать учить работать различными способами на уроке и дома для достижения поставленной цели.
  • Продолжать развивать у учащихся способности к историческому воображению через работу с символами на уроке.

Воспитательные:

  • Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;
  • Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;
  • Воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо.
  • Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;
  • Воспитание у детей интереса к истории своего государства

Просмотр содержимого документа
«Владимир Святославович. Принятие христианства»

Конспект урока по истории 6 класса на тему «Владимир Святославович. Принятие христианства»

Тип урока: комбинированный

Формы: групповая, индивидуальная

Методы: метод самостоятельного конструирования темы урока, исследовательский метод, метод сравнения, практический метод, метод контроля, мозговой штурм, самостоятельного составления плана.

Цель: знакомство учащихся с деятельностью первых киевских князей; определить основные направления политики князя Владимира; показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование у учащихся представлений об основных направлениях внутренней и внешней политики первых киевских князей; закрепление знаний о государстве.

Развивающие:

  • Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;

  • Формирование умения делать оценочные выводы;

  • Формирование умений использовать различные источники информации;

  • Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;

  • Продолжать учить работать различными способами на уроке и дома для достижения поставленной цели.

  • Продолжать развивать у учащихся способности к историческому воображению через работу с символами на уроке.

Воспитательные:

  • Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;

  • Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;

  • Воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо.

  • Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;

  • Воспитание у детей интереса к истории своего государства

Ход урока:

Этапы урока

и плана.

Деятельность учителя

Организация деятельности учащихся

1 .Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Организация класса.


Приветствуют.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания:

1.Предпосылки образования гос-ва

2. Что такое гос-во

3.Признаки го-ва

4.Зачет по датам




Отвечают на вопросы.





Разгадывают путаницу

3. Постановка учебной задачи


“У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья: Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь – Иван Грозный. В одном слове глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор. Сегодня мы будем говорить о выборе Ярослава – сына Владимира. Народная мудрость назвала его Мудрым, и добрая память о нем живет уже почти 1000 лет.


Ответы учеников.

4. Открытие нового знания


Борьба за власть сыновей Владимира. Победитель Ярополк. Святополк получает прозвище окаянный. Борис и Глеб причислены к лику святых. Ярослав объединяет русские земли, становится полноправным единоличным правителем страны.

Вопрос учителя классу: “Как Вы думаете, какое значение для государства имел тот факт, что Владимир “посадил” управлять близлежащими землями своих сыновей?” (Укрепление государства

распространение христианства и грамотности, управление государством и внешняя политика

Записывают за учителем.


5.Первичное закрепление

Стремясь установить порядок и законность в своем государстве, Ярослав Мудрый положил начало созданию на Руси письменного свода законов (судебника), который получил название Правда Ярослава. Правда сохранила пережитки родового строя – кровная месть. Он строил новые церкви, открывал школы, библиотеки, монастыри, занимался просвещением народа.



Записывают в тетрадь ОК


6.Самоанализ и самоконтроль

Киевский князь издавал законы, был высшим судьей, и главным защитником Русской земли. Он определял взаимоотношения с другими странами, т.е. внешнюю политику. Помогали править дружина и его сыновья, которых он отправлял в волости в качестве наместников. Роль вече сохранялась.



Он укреплял южные рубежи Руси, возводил на границе со степью города – крепости. Разгромил печенегов. Укрепил северо-западные границы, на берегу Чудского озера построил город Юрьев.






7. Заключение

Личность в истории.

Учитель приводит два высказывания ученых о деятельности Ярослава и просит сравнить их.

С.М.Соловьев “В 1054 году умер Ярослав. Он, как видно, не заслужил такой приятной памяти в народе, как отец его; несмотря на то, и его деятельность имеет важное значение в нашей начальной истории”.

Н.М. Карамзин “ Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия: не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество, успокоил отечество и любил свой народ”

Учитель просит учащихся высказать свое личное отношение к деятельности Ярослава Мудрого; решить ППЗ.



8.Рефлексия

1.Я познакомился с ...2 .Было непросто ...3 .Я добился ...4 .У меня получилось ...5 .Хотелось бы ...

6 .Мне запомнилось ...7.Я попробую ...

Пар 5, стр 36 43 выполнить задания .

Названия групп и их направление работы

Моменты, которые должны быть отражены в конспекте (написаны, зашифрованы, нарисованы)


Управление государством.

Великий князь

( опирался на дружину)

Наместники Вече




Уточняющий вопрос группам: почему князь и местная власть вынуждены были считаться с волей вече? (Вече ведало народным ополчением)


Группа
Внутренняя политика

  • Распространение христианства (строительство церквей, основание Киево-Печерского монастыря, назначение Ярославом митрополита).

  • Распространение грамотности (открытие школ, переводы книг, академия и библиотека).

  • Создание свода законов “Русская Правда”



Работа с понятиями, встречающимися в тексте “Русской правды”:

  • Смерд – крестьянин, владевший участком земли и небольшим имуществом

  • Холоп – разорившийся человек, продавший себя в рабство

  • Закуп – крестьянин–смерд, бравший ссуду и вынужденный отрабатывать ее.

  • Огнищанин – управляющий хозяйством князя.

  • Тиун – управляющий господского дома.

  • Вервь – община.

Вопросы учителя после анализа всего текста документа:

  • Какие пережитки родового строя сохранились в Древнерусском государстве? (Община, кровная месть)

  • Что свидетельствует о зарождении феодальных отношений? (Социальное расслоение общества)

Имя князя

Рюрик

Годы правления

862-879

Итоги правления

основателя правящей династии на Руси

Олег

882-912

Объединил почти все земли восточных славян; 907, 911 – походы на Царьград, заключил торговый договор

Игорь

912-945

Подчинил древлян,

941, 944 -походы на Царьград

(неуд) (догов)

Ольга

945-957

Провела реформу (погост, уроки), приняла христианство

Святослав

957-972

Подчинил вятичей, уличей, тиверцев; походы в Болжскую БулгариюЮ Хазарию, на Дунай







Таблица: «Деятельность Ярослава Мудрого»

Внутренняя политика

Внешняя политика

Новшества в гос управлении

Предпосылки образования древнерусской народности

Земельные отношения.


Основные слои древнерусского населения





Тест по теме «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром»

Часть 1 (А)

1. Крещение Руси было в

  1. 882 г.

  1. 945 г.

  1. 988г.

  1. 1097 г.

2. Ранее других произошло событие

  1. призвание варягов на Русь

  2. начало правления Ярослава Мудрого

  1. начало правления княгини Ольги

  2. создание «Русской Правды»

3. К XI в. относится событие

  1. образование единого Древнерусско­го государства

  2. гибель князя Святослава Игоревича

  3. создание «Русской Правды»

  4. восстание древлян

4. Создание на Руси письменного сбор­ника законов «Русская Правда» нача­лось в правление

  1. Ярослава Мудрого

  2. Владимира Святого

  1. Андрея Боголюбского

  2. Александра Невского

5. Годы правления Ольги

1) 882-912 г

2)945-957г.

3) 1019-1054г

4) 957-972

6. Свободные крестьяне-общинники, имевшие своё хозяйство, в Древней Руси назывались

  1. рядовичи

  1. закупы

3) холопы

4) люди

7. Годы правления Святослава

  1. 957-972 г.

  1. 945-957 г.

3) 862-879 г.

4) 980-1015 г.

8. Особенность древнейшего русского свода законов

  1. равное положение перед законом всех категорий населения

  2. окончательное закрепление крепост­ного права

  3. замена кровной мести денежным штрафом

4) впервые был записан

9. Причина расцвета Древней Руси при Ярославе Мудром

  1. устранение печенежской опасности

  2. ослабление власти киевского князя

  3. отказ от ведения завоевательных по­ходов

  4. сохранение языческих верований

10. Прочтите отрывок из «Повести вре­менных лет» и укажите, к какому из князей Древней Руси относится эта ха­рактеристика.

«Он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был он храбр: прибав­лена ещё одна замечательная черта, что он был христианин и сам книги читал. В его княжение христианство и грамот­ность должны были распространяться. Собрал много писцов; они переводили книги с греческого на славянский и пере­писали много книг, много ин и купил их. Князь строил церкви по городам и мес­там не огороженным, ставил при них священников, которым давал содержа­ние из собственного имущества, при­казывая им учить людей. Князь велел собрать у старост и священников детей (300 человек) и учить их книгам».

  1. Олегу

  1. Игорю

3) Рюрику

4) Ярославу


Часть 2 (В)

1. Расположите в хронологическом по­рядке следующие события. Укажите от­вет в виде последовательности буквен­ных обозначений выбранных элементов.

А) подписание князем Олегом торгово­го договора с Византией

Б) начало правления Ярослава Мудрого

В) разгром князем Святославом Хазар­ского каганата

Г) создание оборонительных рубежей вдоль южных границ, избавивших Русь от набегов печенегов

2. Установите соответствие между име­нами князей и характеристиками их де­ятельности.

К каждому элементу первого столбца под­берите соответствующий элемент из второ­го.

КНЯЗЬ

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) Ярослав Мудрый

Б) Владимир Святославич

В) Олег

Г) Игорь

  1. объединил под своей властью Новгород и Ки­ев; совершил военный поход на Византию. Со­гласно летописи в знак победы прибил к воро­там Константинополя свой щит

  2. совершил неудачный поход на Византию. Убит древлянами во время сбора дани

  3. вступил в брак с сест­рой византийского им­ператора. Принял кре­щение по православно­му обряду. Окрестил Русь.

  4. разгромил печенегов. Заключал династичес­кие браки своих детей с представителями мо­нарших семей Европы. Распространял на Руси просвещение.

3. Какие понятия обозначают кате­гории феодально-зависимого населения Древней Руси? Укажите два верных по­нятия из пяти предложенных. Обведите соответствующие цифры.

  1. посадники

  2. рядовичи

  3. казаки

  4. закупы

  5. уличи.

Часть 3 (С)

Прочтите отрывок из исторического источника — «Повести временных лет» — и выполните задание C 1. Используй­те в ответах информацию источника, а также знания по курсу истории.

«В году пошёл с воина­ми на Корсунь, город греческий, и запер­лись корсуняне в городе... Корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу [в лагерь князя], так написав на стреле: "Из колод­ца, который за тобой от востока, идёт во­да по трубе [в город]; раскопай и перейми [воду]". , услыхав это, взглянул на небо и сказал: "Если это сбудется, кре­щусь сам". Тотчас велел копать поперёк труб и перехватил воду. Люди изнемогли от жажды и сдались...

Епископ Корсунский... крестил ...

Когда пришёл [в столицу], повелел ниспровергнуть кумиры, — одни изрубить, а другие предать огню. А Перу­на повелел привязать к хвосту коня и стащить по Боричеву въезду в Ручей [Почайну]... И, приволочивши Перуна, ввер­гли его в Днепр...

После этого послал по всему городу со словами: "Кого не окажется за­втра на реке, богатого ли, убогого ли, ни­щего или раба, тот идёт против меня..."

повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли куми­ры. Церковь св. Василия поставил на холме, где стоял кумир Перуна, и дру­гие церкви, где приносили жертвы князь и люди. И начал ставить по городам церкви и попов, а людей за­ставлял креститься по всем городам и сёлам. И стал брать у нарочитых людей их детей и отдавать их в книжное уче­ние. А матери плакали по ним, как по мёртвым...»

С1. Когда (в каком году) происходили описанные в историческом документе события? Как звали князя — главное действующее лицо описываемых собы­тий?


С2. Укажите название первого пись­менного свода законов на Руси. В каком году (приблизительно) завершилось его создание?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!