Конспект урока по истории 6 класса на тему «Владимир Святославович. Принятие христианства»
Тип урока: комбинированный
Формы: групповая, индивидуальная
Методы: метод самостоятельного конструирования темы урока, исследовательский метод, метод сравнения, практический метод, метод контроля, мозговой штурм, самостоятельного составления плана.
Цель: знакомство учащихся с деятельностью первых киевских князей; определить основные направления политики князя Владимира; показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси.
Задачи:
Образовательные:
Формирование у учащихся представлений об основных направлениях внутренней и внешней политики первых киевских князей; закрепление знаний о государстве.
Развивающие:
Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;
Формирование умения делать оценочные выводы;
Формирование умений использовать различные источники информации;
Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;
Продолжать учить работать различными способами на уроке и дома для достижения поставленной цели.
Продолжать развивать у учащихся способности к историческому воображению через работу с символами на уроке.
Воспитательные:
Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;
Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;
Воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо.
Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;
Воспитание у детей интереса к истории своего государства
Ход урока:
Этапы урока и плана. | Деятельность учителя | Организация деятельности учащихся |
1 .Организационный момент. | Приветствие, проверка готовности к уроку. Организация класса. | Приветствуют. |
2. Актуализация знаний. | Проверка домашнего задания: 1.Предпосылки образования гос-ва 2. Что такое гос-во 3.Признаки го-ва 4.Зачет по датам | Отвечают на вопросы. Разгадывают путаницу |
3. Постановка учебной задачи | “У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья: Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь – Иван Грозный. В одном слове глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор. Сегодня мы будем говорить о выборе Ярослава – сына Владимира. Народная мудрость назвала его Мудрым, и добрая память о нем живет уже почти 1000 лет. | Ответы учеников. |
4. Открытие нового знания | Борьба за власть сыновей Владимира. Победитель Ярополк. Святополк получает прозвище окаянный. Борис и Глеб причислены к лику святых. Ярослав объединяет русские земли, становится полноправным единоличным правителем страны. Вопрос учителя классу: “Как Вы думаете, какое значение для государства имел тот факт, что Владимир “посадил” управлять близлежащими землями своих сыновей?” (Укрепление государства распространение христианства и грамотности, управление государством и внешняя политика | Записывают за учителем. |
|
5.Первичное закрепление | Стремясь установить порядок и законность в своем государстве, Ярослав Мудрый положил начало созданию на Руси письменного свода законов (судебника), который получил название Правда Ярослава. Правда сохранила пережитки родового строя – кровная месть. Он строил новые церкви, открывал школы, библиотеки, монастыри, занимался просвещением народа. | Записывают в тетрадь ОК | |
6.Самоанализ и самоконтроль | Киевский князь издавал законы, был высшим судьей, и главным защитником Русской земли. Он определял взаимоотношения с другими странами, т.е. внешнюю политику. Помогали править дружина и его сыновья, которых он отправлял в волости в качестве наместников. Роль вече сохранялась. Он укреплял южные рубежи Руси, возводил на границе со степью города – крепости. Разгромил печенегов. Укрепил северо-западные границы, на берегу Чудского озера построил город Юрьев. | |
7. Заключение | Личность в истории. Учитель приводит два высказывания ученых о деятельности Ярослава и просит сравнить их. С.М.Соловьев “В 1054 году умер Ярослав. Он, как видно, не заслужил такой приятной памяти в народе, как отец его; несмотря на то, и его деятельность имеет важное значение в нашей начальной истории”. Н.М. Карамзин “ Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия: не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество, успокоил отечество и любил свой народ” Учитель просит учащихся высказать свое личное отношение к деятельности Ярослава Мудрого; решить ППЗ. | |
8.Рефлексия | 1.Я познакомился с ...2 .Было непросто ...3 .Я добился ...4 .У меня получилось ...5 .Хотелось бы ... 6 .Мне запомнилось ...7.Я попробую ... | Пар 5, стр 36 43 выполнить задания . |
Названия групп и их направление работы | Моменты, которые должны быть отражены в конспекте (написаны, зашифрованы, нарисованы) |
Управление государством. Великий князь ( опирался на дружину) Наместники Вече | |
Уточняющий вопрос группам: почему князь и местная власть вынуждены были считаться с волей вече? (Вече ведало народным ополчением) | |
Группа Внутренняя политика | Распространение христианства (строительство церквей, основание Киево-Печерского монастыря, назначение Ярославом митрополита). Распространение грамотности (открытие школ, переводы книг, академия и библиотека). Создание свода законов “Русская Правда” |
| |
Работа с понятиями, встречающимися в тексте “Русской правды”: Смерд – крестьянин, владевший участком земли и небольшим имуществом Холоп – разорившийся человек, продавший себя в рабство Закуп – крестьянин–смерд, бравший ссуду и вынужденный отрабатывать ее. Огнищанин – управляющий хозяйством князя. Тиун – управляющий господского дома. Вервь – община. |
Вопросы учителя после анализа всего текста документа:
Какие пережитки родового строя сохранились в Древнерусском государстве? (Община, кровная месть)
Что свидетельствует о зарождении феодальных отношений? (Социальное расслоение общества)
Имя князя Рюрик | Годы правления 862-879 | Итоги правления основателя правящей династии на Руси |
Олег | 882-912 | Объединил почти все земли восточных славян; 907, 911 – походы на Царьград, заключил торговый договор |
Игорь | 912-945 | Подчинил древлян, 941, 944 -походы на Царьград (неуд) (догов) |
Ольга | 945-957 | Провела реформу (погост, уроки), приняла христианство |
Святослав | 957-972 | Подчинил вятичей, уличей, тиверцев; походы в Болжскую БулгариюЮ Хазарию, на Дунай |
Таблица: «Деятельность Ярослава Мудрого»
Внутренняя политика | Внешняя политика | Новшества в гос управлении | Предпосылки образования древнерусской народности | Земельные отношения. | Основные слои древнерусского населения |
Тест по теме «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром»
Часть 1 (А)
1. Крещение Руси было в
882 г. | 945 г. | 988г. | 1097 г. |
2. Ранее других произошло событие
призвание варягов на Русь начало правления Ярослава Мудрого | начало правления княгини Ольги создание «Русской Правды» |
3. К XI в. относится событие
образование единого Древнерусского государства
гибель князя Святослава Игоревича
создание «Русской Правды»
восстание древлян
4. Создание на Руси письменного сборника законов «Русская Правда» началось в правление
Ярослава Мудрого Владимира Святого | Андрея Боголюбского Александра Невского |
5. Годы правления Ольги
1) 882-912 г | 2)945-957г. | 3) 1019-1054г | 4) 957-972 |
6. Свободные крестьяне-общинники, имевшие своё хозяйство, в Древней Руси назывались
рядовичи | закупы | 3) холопы | 4) люди |
7. Годы правления Святослава
957-972 г. | 945-957 г. | 3) 862-879 г. | 4) 980-1015 г. |
8. Особенность древнейшего русского свода законов
равное положение перед законом всех категорий населения
окончательное закрепление крепостного права
замена кровной мести денежным штрафом
4) впервые был записан
9. Причина расцвета Древней Руси при Ярославе Мудром
устранение печенежской опасности
ослабление власти киевского князя
отказ от ведения завоевательных походов
сохранение языческих верований
10. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите, к какому из князей Древней Руси относится эта характеристика.
«Он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был он храбр: прибавлена ещё одна замечательная черта, что он был христианин и сам книги читал. В его княжение христианство и грамотность должны были распространяться. Собрал много писцов; они переводили книги с греческого на славянский и переписали много книг, много ин и купил их. Князь строил церкви по городам и местам не огороженным, ставил при них священников, которым давал содержание из собственного имущества, приказывая им учить людей. Князь велел собрать у старост и священников детей (300 человек) и учить их книгам».
Олегу | Игорю | 3) Рюрику | 4) Ярославу |
Часть 2 (В)
1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) подписание князем Олегом торгового договора с Византией
Б) начало правления Ярослава Мудрого
В) разгром князем Святославом Хазарского каганата
Г) создание оборонительных рубежей вдоль южных границ, избавивших Русь от набегов печенегов
2. Установите соответствие между именами князей и характеристиками их деятельности.
К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго.
КНЯЗЬ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
А) Ярослав Мудрый Б) Владимир Святославич В) Олег Г) Игорь | объединил под своей властью Новгород и Киев; совершил военный поход на Византию. Согласно летописи в знак победы прибил к воротам Константинополя свой щит совершил неудачный поход на Византию. Убит древлянами во время сбора дани вступил в брак с сестрой византийского императора. Принял крещение по православному обряду. Окрестил Русь. разгромил печенегов. Заключал династические браки своих детей с представителями монарших семей Европы. Распространял на Руси просвещение. |
3. Какие понятия обозначают категории феодально-зависимого населения Древней Руси? Укажите два верных понятия из пяти предложенных. Обведите соответствующие цифры.
посадники
рядовичи
казаки
закупы
уличи.
Часть 3 (С)
Прочтите отрывок из исторического источника — «Повести временных лет» — и выполните задание C 1. Используйте в ответах информацию источника, а также знания по курсу истории.
«В году пошёл с воинами на Корсунь, город греческий, и заперлись корсуняне в городе... Корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу [в лагерь князя], так написав на стреле: "Из колодца, который за тобой от востока, идёт вода по трубе [в город]; раскопай и перейми [воду]". , услыхав это, взглянул на небо и сказал: "Если это сбудется, крещусь сам". Тотчас велел копать поперёк труб и перехватил воду. Люди изнемогли от жажды и сдались...
Епископ Корсунский... крестил ...
Когда пришёл [в столицу], повелел ниспровергнуть кумиры, — одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить по Боричеву въезду в Ручей [Почайну]... И, приволочивши Перуна, ввергли его в Днепр...
После этого послал по всему городу со словами: "Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идёт против меня..."
повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли кумиры. Церковь св. Василия поставил на холме, где стоял кумир Перуна, и другие церкви, где приносили жертвы князь и люди. И начал ставить по городам церкви и попов, а людей заставлял креститься по всем городам и сёлам. И стал брать у нарочитых людей их детей и отдавать их в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мёртвым...»
С1. Когда (в каком году) происходили описанные в историческом документе события? Как звали князя — главное действующее лицо описываемых событий?
С2. Укажите название первого письменного свода законов на Руси. В каком году (приблизительно) завершилось его создание?