Дата: 18.03.16.
Школа: МБОУ «Мглинская СОШ №1»
Класс: 3 б
Предмет: окружающий мир
Учитель: Черникова Л.А.
Тема: «Власть и народ российской империи»
Цели:
- ознакомить с общественными противоречиями и конфликтами, существовавшими в Российской империи в XVIII – начале XIX века. Выяснить в общих чертах, чем общество и государственное устройство России XVIII века принципиально отличается от того, в котором мы живём сейчас.
- воспитывать этические качества ребенка, уважение и бережное отношение к истории России.
- развивать познавательную активность, ясно и грамотно излагать свои мысли, логику и мышление ребенка.
Оборудование: компьютер, презентация, видеозапись о Екатерине II, дополнительный материал о Ушакове Ф. Ф. и Потемкине Г. А.
Ход Урока
Ι. Организационно-мотивационный момент.
– Встали все ровно! (пауза) Все! Здравствуйте! (пауза)
Садитесь! (пауза)
– Сегодня урок проведу у вас я. Зовут меня Людмила Алексеевна!
II. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос по вопросам:
-Кто правил Россией в начале18 века?
-Зачем царь Пётр 1 решил построить новый город?
-Как назывался город на Неве, который построил царь?
-Как назывался флаг России?
-Чьи войска разгромила русская армия под Полтавой в 1709 году?
-В каком году император основал в Санкт-Петербурге Академию наук? (1712год)
- Почему Петра стали называть Великим?
III. Самоопределение к деятельности.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- Тема нашего урока «Власть и народ российской империи».
IV. Работа по теме урока.
- Каким людям в современном обществе ставят памятники?
Ученики перечисляют знаменитых людей: обычно называют писателей, космонавтов, героев войн. Постепенно дети приходят к выводу, что памятники можно ставить всем, кто этого достоин, людям разных занятий и профессий.
На доске появляется запись:
В современной России памятники ставят всем, кто этого достоин.
- Во времена Российской империи знаменитым людям тоже ставили памятники. Один из самых известных – памятник императрице Екатерине II. Прочитайте текст на с. 70 от начала до слов «… поэтов, учёных, генералов».
- Как вы считаете, достойна ли Екатерине II памятника? Объясните свою точку зрения.
Ученики читают текст, приводят доказательства.
Рассказ о Екатерине II.
Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна)— императрица всероссийская (1762—1796). Период её правления часто считают золотым веком Российской империи.
Родилась София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская 21 апреля (2 мая) 1729 года в тогда немецком городе Штеттин – столице, ныне город называется Щецин. Отец ее состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штеттина. Мать — Иоганна Елизавета, приходилась двоюродной тёткой будущему Петру III. Семья была небогатой, Екатерина получила домашнее образование. Обучалась английскому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Она росла резвой, любознательной, любила проказничать и щегольнуть своей отвагой перед мальчишками. Родители были недовольны «мальчишеским» поведением дочери. В 1744 году, российской императрицей Елизаветой Петровной, вместе с матерью была приглашена в Россию для последующего сочетания браком с наследником престола великим князем Петром Фёдоровичем, будущим императором Петром III и её троюродным братом. Сразу после приезда в Россию стала изучать русский язык, историю, православие, русские традиции, так как стремилась наиболее полно ознакомиться с Россией, которую воспринимала как новую родину. Вскоре она заболела воспалением лёгких, и состояние её было столь тяжёлым.. 28 июня (9 июля) 1744 София Фредерика Августа перешла в православие и получила имя Екатерины Алексеевны (то же имя и отчество, что и у матери Елизаветы — Екатерины I), а на следующий день была обручена с будущим императором.
- Могла ли Екатерина II в одиночку добиться богатства и славы для страны?
(Нет.)
- Чьим трудом в XVIII веке создавалось благосостояние государства? (Трудом крестьян, ремесленников и т.д.)
- Они достойны быть на этом памятнике? (Да.)
- А они там есть? (Нет.)
На доске появляется запись:
Простых людей на памятниках времён Российской империи нет.
- В современном обществе памятники ставят людям всех занятий и профессий, а во времена Российской империи ставили только императорам и их приближённым.
- Почему?
Ученики высказывают свои предположения. Необходимо подвести их к мысли о том, что разница в отношении к людям отражает разницу в устройстве самого общества (XVIII века и современного). Отсюда переходим к основной цели урока – выяснить, чем общество, государственное устройство России XVIII века принципиально отличается от того, в котором мы живём сейчас.
Работа в учебнике.
Деление общества на простолюдинов и знать.
- Вспомните, люди каких занятий и профессий населяли Российское государство? Вспомните, как с 1721 года назывался правителя России. (Император.)
- Найдите в тексте на с. 70 первый абзац фрагмента «Знатные люди империи», как стали называть помощников правителя? (Вводится слово «чиновники»).
- На странице 70 прочтем текст о знатных людях империи.
- Чиновник в царской России - государственный служащий, имеющий чин. Сословие чиновников появилось в 1722 году. "Как крестьяне были рабами помещиков, так русский народ остается до сих пор рабом чиновников", - писал Ленин, и так же отмечал: "Политическая свобода означает право народа самому выбирать себе всех чиновников".
После победы в Октябрьской революции в 1917 году сословие чиновников перестало существовать. Лица, занятые в сфере государственного управления, стали именоваться государственными служащими.
- Кого еще можно отнести к знатным людям?
Дворянство - высшее сословие феодального общества Европы, подчёркивающее ведущее и руководящее положение в таком обществе.
Дворянство в России возникло в XII веке как низшая часть военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина.
Слово «дворянин» буквально означает «человек с княжеского двора» или «придворный». Дворяне брались на службу князем для выполнения различных административных, судебных и иных поручений.
- Как одним словом можно назвать правителя, чиновников, дворян? (Знать.)
- Как назвать остальное население России? («простолюдины».)
- Существует ли сейчас деление людей на знать и простолюдинов? (Нет.)
- Объясните, как вы поняли фразу «Вся власть в России принадлежала императору». (стр. 70 последний обзац).
Ученики объясняют, опираясь на прочитанный абзац.
V. Физкультминутка
Спал цветочек и вдруг проснулся, (встать, руки на поясе)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться вправо, вверх, налево)
Взвился вверх и полетел.
VI. Продолжение работы по теме урока.
- А кто является хозяином страны в современной России?
Учитель сообщает детям, что хозяином современной России является сам российский народ. Именно народ выбирает людей, которые будут управлять государством в течение определённого срока, а затем народ будет решать – оставлять этих людей править дальше или заменить на других.
Взаимоотношения знати и простолюдинов.
- Рассмотрите иллюстрации на с. 71 (правый) – 72.
- О чём эти рисунки?
- Можно ли сегодня увидеть такие сцены? (Нет.)
- Прочтите текст о простолюдинах. (стр. 71)
- В подписях к рисункам встречается слово «крепостной». Какие слова с корнем «креп» вы знаете? (крепкий, крепость, прикреплять.)
- Предположите, что может обозначать слово «крепостной». Ориентируясь на слова, выделенные жирным шрифтом, найдите в тексте на с. 71 объяснение словосочетанию «крепостное право». (Вводится понятие «крепостное право».)
Для наглядности, выявленные в ходе урока отличия рекомендуем заносить в таблицу (см. ниже).
Некоторые черты государства и общества
России XVIII века и начала XXI века
Россия при Екатерине II | Современная Россия |
Общество делилось на знать и простолюдинов. | Деления на знать и простолюдинов нет. |
Вся власть принадлежала императору, он издавал законы, а знать следила за их исполнением. Простолюдины не имели отношения к власти. | Власть принадлежит всему народу. Издают законы и следят за их исполнением люди, избранные народом. |
Существовало крепостное право. Знать использовала простолюдинов, не неся никаких наказаний за проступки перед ними. | Крепостное право не существует. Люди сами выбирают себе профессию, место жительства. У всех равные права и обязанности. |
Первая колонка таблицы заполняется в соответствии с текстом учебника, вторая – с опорой на личные знания учащихся и краткие сведения, сообщённые учителем. На заполнении второй колонки особо заострять внимание не надо, более подробное ознакомление с современной Россией произойдёт позже.
- Что мы сейчас делали?
Видеозапись о Екатерине II.
Работа в группах.
- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему во времена Российской империи памятники ставили только императорам и их приближённым?)
- Каких приближенных императрицы вы знаете?
Ушаков Фёдор Фёдорович (1745—1817), российский флотоводец, адмирал (1799 г.), один из создателей Черноморского флота.
Родился в селе Бурнакове Романовского уезда Ярославской губернии в небогатой крестьянской семье. Окончил Морской кадетский корпус в Петербурге (1766 г.).
Служил в Балтийском флоте, отличился в боях с турками в составе Азовской флотилии (1769—1774 гг.). Капитан фрегата (с 1775 г.), императорской яхты (1780 г.), линкора «Виктор», громившего английских пиратов на путях с Балтики в Средиземное море (1780—1782 гг.).
С 1783 г. Ушаков строил Черноморский флот и его главную базу в Севастополе, формировал и обучал корабельные команды. В 1789 г. на линкоре «Святой Павел» водил авангард флота на потопление турецкой эскадры у острова Фидониси и был произведён в контр-адмиралы. Во главе Черноморского флота победоносно завершил войну на море, разгромив турок в сражениях близ Керченского пролива, острова Тендра и мыса Калиакрия (1790—1791 гг.).
Корабли Ушакова стремительно сближались с неприятелем и без перестроения из походного в боевой порядок атаковали флагман, свободно маневрируя и прицельно расстреливая неприятеля с короткой дистанции. Не признавая полупобед, флотоводец преследовал и топил всех не спустивших флаг неприятелей. Руководя в чине вице-адмирала (1793 г.), а позже (1799 г.) адмирала Средиземноморским походом (1798—1800 гг.), Ушаков десантом с моря под прикрытием корабельной артиллерии взял занятую французами неприступную крепость на острове Корфу и, оставаясь убеждённым монархистом, способствовал основанию демократического греческого государства.
Во время Итальянского похода А. В. Суворова (апрель — август 1799 г.) моряки Ушакова изгнали французов из Южной Италии, взяли Геную и Рим. В момент резни, учинённой Г. Нельсоном в Неаполе, они «исторгали невинные жертвы из рук убийц». Разрыв с союзниками стал неизбежен; Ушаков увёл флот в Севастополь.
Выйдя в 1807 г. в отставку, он посвятил себя благотворительности и Церкви. Ушаков внёс значительный вклад в строительство русского военно-морского флота и разработку его передовой тактики. Сам он не знал поражений. В духе почитавшегося им Суворова флотоводец отказался от всех диктуемых линейной тактикой манёвров и построений эскадры, не направленных непосредственно на полный разгром неприятеля с наименьшими потерями с целью скорейшего завершения войны.
Умер 14 октября 1817 года.
Потемкин Григорий Александрович (1739—1791), российский государственный и военный деятель, светлейший князь Таврический (1783 г.), морганатический супруг Екатерины II.
Родился 24 сентября 1739 г. в селе Чижове Смоленской губернии в семье армейского офицера. После обучения в гимназии Московского университета был зачислен в конную гвардию; участвовал в дворцовом перевороте в июне 1762 г., в результате которого Екатерина II взошла на престол.
Нуждавшаяся в надёжных помощниках Екатерина по достоинству оценила энергию и организаторские способности Потёмкина. Сразу после переворота она направила его с дипломатическим поручением в Швецию. Затем Григорий Александрович принимал участие в секуляризации церковных земель (1764 г.); в качестве попечителя депутатов от нерусских народностей работал в Уложенной комиссии (1767 г.).
После начала русско-турецкой войны 1768—1774 гг. Потёмкин отправился на театр военных действий волонтёром — добровольцем. Командуя конницей, он отличился во всех крупных сражениях кампании и заслужил похвальные отзывы генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского.
В 1774 г. Потёмкин, вызванный Екатериной с фронта, стал фаворитом императрицы. Он был осыпан милостями и занял пост вице-президента Военной коллегии. По некоторым сведениям, императрица и Потёмкин тайно венчались в начале 1775 г.
В течение следующих 17 лет Потёмкин являлся наиболее могущественным человеком в России. Он осуществил ряд реформ в армии: ввёл новую форму, изменил комплектование, добился более гуманного обращения офицеров с солдатами, фактически отменил телесные наказания (восстановлены Павлом I).
Потёмкин добился присоединения Крыма к России (1783 г.), за что получил титул светлейшего князя Таврического. Приступил к строительству Черноморского флота. Являясь с 1775 г. генерал-губернатором вновь присоединённых к державе земель Северного Причерноморья, Потёмкин достиг заметных успехов в их хозяйственном развитии. При нём были построены города Севастополь, Херсон, Екатеринослав, Николаев, заложено множество других населённых пунктов, верфей, заводов и фабрик. Шло массовое переселение людей на южные земли.
Как генерал-губернатор Потёмкин запрещал выдачу беглых с территории своего наместничества, где все поселенцы имели статус вольных государственных крестьян. После начала русско-турецкой войны 1787—1791 гг. командовал русской армией, осадил и взял крепость Очаков.
Противники Потёмкина при дворе распространяли слухи о его медлительности и робости в роли командующего. Позднее военные историки по достоинству оценили те новации, которые светлейший князь внёс в управление войсками, — в частности, он был первым русским полководцем, который руководил военными действиями сразу на нескольких фронтах.
Как командующий Потёмкин покровительствовал А. В. Суворову и Ф. Ф. Ушакову.
Умер 16 октября 1791 г. близ города Яссы в Молдавии, где представлял Россию на переговорах с турками.
VII. Закрепление материала.
Разгадывание кроссворда.
1-Имя русской императрицы, считавшей себя продолжательницей дела Петра I?
2-Люди, которые помогали императору управлять государством?
3-Великий русский полководец, которому принадлежит фраза: «Побеждают не числом, а умением».
4-Турецкая крепость, взятая русскими войсками под предводительством Суворова.
5-Так называли крестьян, которых дворянин мог продать или купить.
6-Добавьте к кроссворду в любом подходящем месте какое-либо слово, связанное со временами Российской империи. Напиши, что оно означает.
Выполнение задания №1 в рабочей тетради на стр. 33. Проверь себя.
VIII. Итог урока.
- Сегодня на уроке мне понравилось …
- Мне было интересно …
- Я с ней справлялся … (легко или затруднялся)
- Чему научились?
- Кто или что вам помогло справиться?
- Кто доволен сегодня своей работой?
- Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
- Что нового узнали?
- Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?
- Какую бы отметку вы себе поставили?
Рефлексия.
Домашнее задание.
Выполнить задание №2 в рабочей тетради на стр. 33 к теме 14. Опиши словами или нарисуй, каких памятников, на твой взгляд, не хватало России XVIII века. Объясни своё мнение.