СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Власть и народ российской империи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить с общественными противоречиями и конфликтами, существовавшими в Российской империи в XVIII – начале XIX века. Выяснить в общих чертах, чем общество и государственное устройство России XVIII века принципиально отличается от того, в котором мы живём сейчас.

Просмотр содержимого документа
««Власть и народ российской империи»»

Дата: 18.03.16.

Школа: МБОУ «Мглинская СОШ №1»

Класс: 3 б

Предмет: окружающий мир

Учитель: Черникова Л.А.

Тема: «Власть и народ российской империи»

Цели:

- ознакомить с общественными противоречиями и конфликтами, существовавшими в Российской империи в XVIII – начале XIX века. Выяснить в общих чертах, чем общество и государственное устройство России XVIII века принципиально отличается от того, в котором мы живём сейчас.

- воспитывать этические качества ребенка, уважение и бережное отношение к истории России.

- развивать познавательную активность, ясно и грамотно излагать свои мысли, логику и мышление ребенка.



Оборудование: компьютер, презентация, видеозапись о Екатерине II, дополнительный материал о Ушакове Ф. Ф. и Потемкине Г. А.



































Ход Урока

Ι. Организационно-мотивационный момент.

– Встали все ровно! (пауза) Все! Здравствуйте! (пауза)

Садитесь! (пауза)

– Сегодня урок проведу у вас я. Зовут меня Людмила Алексеевна!


II. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос по вопросам:

-Кто правил Россией в начале18 века?

-Зачем царь Пётр 1 решил построить новый город?

-Как назывался  город на Неве, который построил царь?

-Как назывался флаг России?

-Чьи войска разгромила русская армия под Полтавой в 1709 году?

-В каком году император  основал в Санкт-Петербурге Академию наук? (1712год)

- Почему Петра стали называть Великим?


III. Самоопределение к деятельности.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- Тема нашего урока «Власть и народ российской империи».


IV. Работа по теме урока.

- Каким людям в современном обществе ставят памятники?

Ученики перечисляют знаменитых людей: обычно называют писателей, космонавтов, героев войн. Постепенно дети приходят к выводу, что памятники можно ставить всем, кто этого достоин, людям разных занятий и профессий.

На доске появляется запись:

В современной России памятники ставят всем, кто этого достоин.

- Во времена Российской империи знаменитым людям тоже ставили памятники. Один из самых известных – памятник императрице Екатерине II. Прочитайте текст на с. 70 от начала до слов «… поэтов, учёных, генералов».

- Как вы считаете, достойна ли Екатерине II памятника? Объясните свою точку зрения.

Ученики читают текст, приводят доказательства.

Рассказ о Екатерине II.

Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна)— императрица всероссийская (1762—1796). Период её правления часто считают золотым веком Российской империи.

Родилась София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская 21 апреля (2 мая) 1729 года в тогда немецком городе Штеттин – столице, ныне город называется Щецин. Отец ее состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штеттина. Мать — Иоганна Елизавета, приходилась двоюродной тёткой будущему Петру III. Семья была небогатой, Екатерина получила домашнее образование. Обучалась английскому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Она росла резвой, любознательной, любила проказничать и щегольнуть своей отвагой перед мальчишками. Родители были недовольны «мальчишеским» поведением дочери. В 1744 году, российской императрицей Елизаветой Петровной, вместе с матерью была приглашена в Россию для последующего сочетания браком с наследником престола великим князем Петром Фёдоровичем, будущим императором Петром III и её троюродным братом. Сразу после приезда в Россию стала изучать русский язык, историю, православие, русские традиции, так как стремилась наиболее полно ознакомиться с Россией, которую воспринимала как новую родину. Вскоре она заболела воспалением лёгких, и состояние её было столь тяжёлым.. 28 июня (9 июля) 1744 София Фредерика Августа перешла в православие и получила имя Екатерины Алексеевны (то же имя и отчество, что и у матери Елизаветы — Екатерины I), а на следующий день была обручена с будущим императором.

- Могла ли Екатерина II в одиночку добиться богатства и славы для страны?

(Нет.)

- Чьим трудом в XVIII веке создавалось благосостояние государства? (Трудом крестьян, ремесленников и т.д.)

- Они достойны быть на этом памятнике? (Да.)

- А они там есть? (Нет.)

На доске появляется запись:

Простых людей на памятниках времён Российской империи нет.

- В современном обществе памятники ставят людям всех занятий и профессий, а во времена Российской империи ставили только императорам и их приближённым.

- Почему?

Ученики высказывают свои предположения. Необходимо подвести их к мысли о том, что разница в отношении к людям отражает разницу в устройстве самого общества (XVIII века и современного). Отсюда переходим к основной цели урока – выяснить, чем общество, государственное устройство России XVIII века принципиально отличается от того, в котором мы живём сейчас.

Работа в учебнике.

Деление общества на простолюдинов и знать.

- Вспомните, люди каких занятий и профессий населяли Российское государство? Вспомните, как с 1721 года назывался правителя России. (Император.)

- Найдите в тексте на с. 70 первый абзац фрагмента «Знатные люди империи», как стали называть помощников правителя? (Вводится слово «чиновники»).

- На странице 70 прочтем текст о знатных людях империи.

- Чиновник в царской России - государственный служащий, имеющий чин. Сословие чиновников появилось в 1722 году. "Как крестьяне были рабами помещиков, так русский народ остается до сих пор рабом чиновников", - писал Ленин, и так же отмечал: "Политическая свобода означает право народа самому выбирать себе всех чиновников".

После победы в Октябрьской революции в 1917 году сословие чиновников перестало существовать. Лица, занятые в сфере государственного управления, стали именоваться государственными служащими.

- Кого еще можно отнести к знатным людям?

Дворянство - высшее сословие феодального общества Европы, подчёркивающее ведущее и руководящее положение в таком обществе.

Дворянство в России возникло в XII веке как низшая часть военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина.

Слово «дворянин» буквально означает «человек с княжеского двора» или «придворный». Дворяне брались на службу князем для выполнения различных административных, судебных и иных поручений.

- Как одним словом можно назвать правителя, чиновников, дворян? (Знать.)

- Как назвать остальное население России? («простолюдины».)

- Существует ли сейчас деление людей на знать и простолюдинов? (Нет.)

- Объясните, как вы поняли фразу «Вся власть в России принадлежала императору». (стр. 70 последний обзац).

Ученики объясняют, опираясь на прочитанный абзац.


V. Физкультминутка

Спал цветочек и вдруг проснулся, (встать, руки на поясе)

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться вправо, вверх, налево)

Взвился вверх и полетел.


VI. Продолжение работы по теме урока.

- А кто является хозяином страны в современной России?

Учитель сообщает детям, что хозяином современной России является сам российский народ. Именно народ выбирает людей, которые будут управлять государством в течение определённого срока, а затем народ будет решать – оставлять этих людей править дальше или заменить на других.

Взаимоотношения знати и простолюдинов.

- Рассмотрите иллюстрации на с. 71 (правый) – 72.

- О чём эти рисунки?

- Можно ли сегодня увидеть такие сцены? (Нет.)

- Прочтите текст о простолюдинах. (стр. 71)

- В подписях к рисункам встречается слово «крепостной». Какие слова с корнем «креп» вы знаете? (крепкий, крепость, прикреплять.)

- Предположите, что может обозначать слово «крепостной». Ориентируясь на слова, выделенные жирным шрифтом, найдите в тексте на с. 71 объяснение словосочетанию «крепостное право». (Вводится понятие «крепостное право».)

Для наглядности, выявленные в ходе урока отличия рекомендуем заносить в таблицу (см. ниже).

Некоторые черты государства и общества

России XVIII века и начала XXI века

Россия при Екатерине II

Современная Россия

Общество делилось на знать и простолюдинов.

Деления на знать и простолюдинов нет.

Вся власть принадлежала императору, он издавал законы, а знать следила за их исполнением. Простолюдины не имели отношения к власти.

Власть принадлежит всему народу. Издают законы и следят за их исполнением люди, избранные народом.

Существовало крепостное право. Знать использовала простолюдинов, не неся никаких наказаний за проступки перед ними.

Крепостное право не существует. Люди сами выбирают себе профессию, место жительства. У всех равные права и обязанности.

Первая колонка таблицы заполняется в соответствии с текстом учебника, вторая – с опорой на личные знания учащихся и краткие сведения, сообщённые учителем. На заполнении второй колонки особо заострять внимание не надо, более подробное ознакомление с современной Россией произойдёт позже.

- Что мы сейчас делали?

Видеозапись о Екатерине II.

Работа в группах.

- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему во времена Российской империи памятники ставили только императорам и их приближённым?)

- Каких приближенных императрицы вы знаете?

Ушаков Фёдор Фёдорович (1745—1817), российский флотоводец, адмирал (1799 г.), один из создателей Черноморского флота.

Родился в селе Бурнакове Романовского уезда Ярославской губернии в небогатой крестьянской семье. Окончил Морской кадетский корпус в Петербурге (1766 г.).

Служил в Балтийском флоте, отличился в боях с турками в составе Азовской флотилии (1769—1774 гг.). Капитан фрегата (с 1775 г.), императорской яхты (1780 г.), линкора «Виктор», громившего английских пиратов на путях с Балтики в Средиземное море (1780—1782 гг.).

С 1783 г. Ушаков строил Черноморский флот и его главную базу в Севастополе, формировал и обучал корабельные команды. В 1789 г. на линкоре «Святой Павел» водил авангард флота на потопление турецкой эскадры у острова Фидониси и был произведён в контр-адмиралы. Во главе Черноморского флота победоносно завершил войну на море, разгромив турок в сражениях близ Керченского пролива, острова Тендра и мыса Калиакрия (1790—1791 гг.).

Корабли Ушакова стремительно сближались с неприятелем и без перестроения из походного в боевой порядок атаковали флагман, свободно маневрируя и прицельно расстреливая неприятеля с короткой дистанции. Не признавая полупобед, флотоводец преследовал и топил всех не спустивших флаг неприятелей. Руководя в чине вице-адмирала (1793 г.), а позже (1799 г.) адмирала Средиземноморским походом (1798—1800 гг.), Ушаков десантом с моря под прикрытием корабельной артиллерии взял занятую французами неприступную крепость на острове Корфу и, оставаясь убеждённым монархистом, способствовал основанию демократического греческого государства.

Во время Итальянского похода А. В. Суворова (апрель — август 1799 г.) моряки Ушакова изгнали французов из Южной Италии, взяли Геную и Рим. В момент резни, учинённой Г. Нельсоном в Неаполе, они «исторгали невинные жертвы из рук убийц». Разрыв с союзниками стал неизбежен; Ушаков увёл флот в Севастополь.

Выйдя в 1807 г. в отставку, он посвятил себя благотворительности и Церкви. Ушаков внёс значительный вклад в строительство русского военно-морского флота и разработку его передовой тактики. Сам он не знал поражений. В духе почитавшегося им Суворова флотоводец отказался от всех диктуемых линейной тактикой манёвров и построений эскадры, не направленных непосредственно на полный разгром неприятеля с наименьшими потерями с целью скорейшего завершения войны.

Умер 14 октября 1817 года.

Потемкин Григорий Александрович (1739—1791), российский государственный и военный деятель, светлейший князь Таврический (1783 г.), морганатический супруг Екатерины II.

Родился 24 сентября 1739 г. в селе Чижове Смоленской губернии в семье армейского офицера. После обучения в гимназии Московского университета был зачислен в конную гвардию; участвовал в дворцовом перевороте в июне 1762 г., в результате которого Екатерина II взошла на престол.

Нуждавшаяся в надёжных помощниках Екатерина по достоинству оценила энергию и организаторские способности Потёмкина. Сразу после переворота она направила его с дипломатическим поручением в Швецию. Затем Григорий Александрович принимал участие в секуляризации церковных земель (1764 г.); в качестве попечителя депутатов от нерусских народностей работал в Уложенной комиссии (1767 г.).

После начала русско-турецкой войны 1768—1774 гг. Потёмкин отправился на театр военных действий волонтёром — добровольцем. Командуя конницей, он отличился во всех крупных сражениях кампании и заслужил похвальные отзывы генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского.

В 1774 г. Потёмкин, вызванный Екатериной с фронта, стал фаворитом императрицы. Он был осыпан милостями и занял пост вице-президента Военной коллегии. По некоторым сведениям, императрица и Потёмкин тайно венчались в начале 1775 г.

В течение следующих 17 лет Потёмкин являлся наиболее могущественным человеком в России. Он осуществил ряд реформ в армии: ввёл новую форму, изменил комплектование, добился более гуманного обращения офицеров с солдатами, фактически отменил телесные наказания (восстановлены Павлом I).

Потёмкин добился присоединения Крыма к России (1783 г.), за что получил титул светлейшего князя Таврического. Приступил к строительству Черноморского флота. Являясь с 1775 г. генерал-губернатором вновь присоединённых к державе земель Северного Причерноморья, Потёмкин достиг заметных успехов в их хозяйственном развитии. При нём были построены города Севастополь, Херсон, Екатеринослав, Николаев, заложено множество других населённых пунктов, верфей, заводов и фабрик. Шло массовое переселение людей на южные земли.

Как генерал-губернатор Потёмкин запрещал выдачу беглых с территории своего наместничества, где все поселенцы имели статус вольных государственных крестьян. После начала русско-турецкой войны 1787—1791 гг. командовал русской армией, осадил и взял крепость Очаков.

Противники Потёмкина при дворе распространяли слухи о его медлительности и робости в роли командующего. Позднее военные историки по достоинству оценили те новации, которые светлейший князь внёс в управление войсками, — в частности, он был первым русским полководцем, который руководил военными действиями сразу на нескольких фронтах.

Как командующий Потёмкин покровительствовал А. В. Суворову и Ф. Ф. Ушакову.

Умер 16 октября 1791 г. близ города Яссы в Молдавии, где представлял Россию на переговорах с турками.


VII. Закрепление материала.

Разгадывание кроссворда.

1-Имя русской императрицы, считавшей себя продолжательницей дела Петра I?

2-Люди, которые помогали императору управлять государством?

3-Великий русский полководец, которому принадлежит фраза: «Побеждают не числом, а умением».

4-Турецкая крепость, взятая русскими войсками под предводительством Суворова.

5-Так называли крестьян, которых дворянин мог продать или купить.

6-Добавьте к кроссворду в любом подходящем месте какое-либо слово, связанное со временами Российской империи. Напиши, что оно означает.

Выполнение задания №1 в рабочей тетради на стр. 33. Проверь себя.


VIII. Итог урока.

- Сегодня на уроке мне понравилось …

- Мне было интересно …

- Я с ней справлялся … (легко или затруднялся)

- Чему научились?

- Кто или что вам помогло справиться?

- Кто доволен сегодня своей работой?

- Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

- Что нового узнали?

- Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

- Какую бы отметку вы себе поставили?

Рефлексия.


Домашнее задание.

Выполнить задание №2 в рабочей тетради на стр. 33 к теме 14. Опиши словами или нарисуй, каких памятников, на твой взгляд, не хватало России XVIII века. Объясни своё мнение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!