СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влажность воздуха

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме влажность воздуха в 8 классе.

  • Образовательные:
  • выяснить теоретические знания учащихся по теме "Испарение. Кипение".
  • сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы.
  • продемонстрировать способ измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов для ее измерения — психрометра.
  • Развивающие: развивать умение анализировать информацию, пользоваться справочниками/
  • Воспитательные: показать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.

Просмотр содержимого документа
«Влажность воздуха»

Тема урока: Влажность воздуха

Цели урока:

  • Образовательные:

  • выяснить теоретические знания учащихся по теме "Испарение. Кипение".

  • сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы.

  • продемонстрировать способ измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов для ее измерения — психрометра.

  • Развивающие: развивать умение анализировать информацию, пользоваться справочниками/

  • Воспитательные: показать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.

Задачи урока:

  • организовать деятельность учащихся по приобретению новых знаний;

  • вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему поисково-творческий характер;

  • развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы

Ход урока:

Как вам известно, воздух состоит из смеси различных газов и некоторого количества водяных паров. Даже над пустыней воздух никогда не бывает абсолютно сухим.

Проделаем следующий эксперимент: возьмите губку и сожмите ее. Ничего не произошло. Теперь капните на нее из пипетки и сожмите опять. Результат тот же. Положите губку в кювету с водой, подождите чуть – чуть и сожмите снова. Что вы видите? из губки капает вода. Положите губку опять в кювету и переверните ее несколько раз.

Как вы думаете, что произойдет, если сейчас поднять губку? (Выслушиваются ответы учащихся).

Проверим. Поднимите губку и посмотрите на дно.

Почему из нее начала капать вода? Попробуйте объяснить данный эксперимент (Выслушиваются ответы учащихся).

Воздух можно сравнить с губкой в том смысле, что оба могут запасать воду. Сухая губка – сухой воздух, не содержащий водяных паров. Одна капля воды для губки – это слишком мало, однако после того, как губка полежала в воде, она намокла сильнее и впитала в себя больше воды, в последнем же случае губка намокла до насыщения. Когда губка не смогла больше запасать в себе воду, то вода сама начала капать из нее. Как и губка, воздух тоже может запасать в себе воду в виде пара, и чем больше водяных паров находится в определенном объеме воздуха, тем ближе пар к состоянию насыщения

- Сформулируйте определение процесса испарения и конденсации?

(1. Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.

2. Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией.)

- Что такое динамическое равновесие?

(Число молекул, покидающих поверхность жидкости равно среднему числу молекул пара, возвратившихся за то же время в жидкость.)

- Что такое насыщенный пар?

(Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью.)

- Что такое давление насыщенного пара.

(Давление пара, при котором жидкость находиться в равновесии со своим паром называется давлением насыщенного пара.)

- Как зависит давление насыщенного пара от температуры?

(Давление пара возрастает вследствие повышения температуры жидкости.).

  • Что такое влажность воздуха, парциальное давление водяного пара, относительная влажность воздуха;

  • Формулу для нахождения относительной влажности воздуха.

  • Познакомить с приборами для вычисления влажности.

  • Научимся измерять влажность воздуха

  • Узнаем о значении влажности воздуха.

Вода занимает около 70,8 % поверхности земного шара.

Живые организмы содержат от 50 до 99, 7 % воды. В атмосфере находиться около 13 – 15 тыс.км воды в виде капель, кристаллов снега и водяного пара. Атмосферный водяной пар влияет на погоду и климат Земли. Перемещение воздушных масс приводит к тому, что в одних местах нашей планеты испарение преобладает над конденсацией, а в других наоборот преобладает конденсация.

В воздухе практически всегда имеется некоторое количество водяного пара.

ВЛАЖНОСТЬ – это содержание водяного пара в воздухе.

От влажности зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи человека. А испарение влаги имеет большое значения для поддержания температуры тела постоянной.

Благоприятная для человека относительная влажность воздуха 40-60%. Такую влажность поддерживают в производственных помещениях, на борту космического корабля.

Большое значение имеет знание влажности в метеорологии для предсказания погоды, т.к. конденсация водяного пара приводит к образованию облаков и последующему выпадению осадков. При этом выделяется большое количество теплоты в атмосферу. И наоборот, испарение сопровождается поглощением теплоты.

В ткацком, кондитерском, печатном и других производствах для нормального течения процессов необходима определённая влажность.

Хранение произведений искусства, книг, музыкальных инструментов требует поддержания влажности на необходимом уровне. Влажность характеризуется несколькими величинами:

1. Парциальное давление водяного пара.

Атмосферный воздух представляет собой смесь различных газов и водяного пара.

Давление, которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали, называется парциальным давлением водяного пара.

P – Парциальное давление водяного пара. Его выражают - Паскалях или миллиметрах ртутного столба.


2. Относительная влажность.

По парциальному давлению водяного пара нельзя судить о том, насколько водяной пар в данных условиях близок к насыщению. Поэтому вводят величину, показывающую, насколько водяной пар при данной температуре близок к насыщению, - относительную влажность.

Относительной влажностью воздуха φ называют отношение парциального давления p водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлению р0 насыщенного пара при той же температуре, выраженной в процентах:

φ = (р/р0 ) 100%

3. Точка росы.

Если влажный воздух охладить, то при некоторой температуре находящийся в нём пар можно довести до насыщения. При дальнейшим охлаждении водяной пар начинает конденсироваться в виде росы, Появляется туман, выпадает роса.

Температура, при которой пар находящийся в воздухе становиться насыщенным называется точкой росы.

Б). Беседа по вопросам.

- Почему зимой оконные стёкла потеют, если в комнате много людей.

(Много людей повышает содержание водяного пара. При малейшем охлаждении пар конденсируется. Переход вещества из газообразного состояния в жидкое).

- Почему в холодных помещениях часто бывает сыро.

(Влажность воздуха большая, Водяной пар является насыщенным. Стены покрываются влагой, которая медленно испаряется.)

- На улице моросит холодный дождь. В комнате развешано выстиранное бельё. Высохнет ли бельё быстрее, если открыть форточку?

(Пар из комнаты будет выходить и влажность уменьшиться, ускоряя процесс высыхания белья.)

В). Решение задачи.

Парциальное давление водяного пара в воздухе при 19 0 С было 1, 1 кПа. Найти относительную влажность воздуха.

Решение: По таблице находим, давление насыщенных паров при Т=19С Р =2,2 кПа. φ = (р / р0 ) 100% 1, 1 кПа/2,2 кПа=0,5= 50%

Давайте повторим - Что такое влажность? (содержание водяного пара в воздухе.) Влажность воздуха измеряют с помощью специальных приборов: психрометр, волосяной гигрометр.

1. Рассказать, как измеряют влажность воздуха с помощью волосяного гигрометра. (спросить у учащихся)

2. Фрагмент фильма об измерении влажности воздуха с помощью психрометра

3. Дополнить рассказом о другом психрометре.

4. Обратить внимание на таблицу в конце задачника.

Д). Фронтальный эксперимент.

«Измерение относительной влажности воздуха при помощи термометра»

  1. Измерьте температуру воздуха в классе. Результат измерения запишите в тетрадь.

  2. Смочите кусок ваты водой и оберните им резервуар термометра. Подержите влажный термометр некоторое время в воздухе. Как только понижение температуры прекратиться. Запишите его показания.

  3. Найдите разность температур «сухого» и «влажного» термометров и с помощью психрометрической таблицы определите относительную влажность воздуха в классе.

  4. Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь.

Е). Сообщение « Значение влажность воздуха».

Влажность воздуха имеет большое значение в нашей жизни. Хранение произведения искусства и книг требует поддержание влажности воздуха на необходимом уровне. Поэтому в музеях на стенах вы можете увидеть психрометры.

А какое ещё значение имеет влажность мы узнаем из сообщения которое подготовила Маша.


Ж). Работа в группах или беседа по вопросам.

- Как по внешнему виду отличить в бане трубу с холодной водой от трубы с горячей?

(Холодная вода будет запотевшей из за сильной конденсации.)

- Почему в холодные дни на полынье в реке образуется туман?

(Вся испарившаяся вода конденсируется в воздухе.)

- Образующиеся белые клубы при вдохе на морозе иногда называют паром. Правильно ли это?

( нет, это сконденсировавшиеся капельки воды или даже кристаллики льда.)

- Почему запотевают очки, когда человек с мороза входит в комнату?


5. Итог урока.

- Что вы узнали сегодня на уроке?

Что такое влажность воздуха? От чего она зависит? Найдите в учебнике определение парциального давления и прочитайте.

Как найти относительную влажность воздуха?

- Чему вы научились? Чем измеряют влажность воздуха. Как измеряют?

Спасибо за урок. Работали очень хорошо.

6. Выставление оценок

7. Запишите домашнее задание.

74, Упражнение 14 зад 6. Посмотрите эту задачу в учебнике.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!