Развитие интереса к выбору будущей профессии через внеурочную деятельность в начальных классах.
Младший школьный возраст не является малозначимым с точки зрения профессиональной ориентации. Дело в том, что существует ряд показателей, нравственно-волевых и мотивационных характеристик, для формирования которых именно этот этап возрастного развития оказывается сензитивным. Если это обстоятельство не учитывается, нарушается преемственность между этапами профориентационной работы, и у довольно значительной части школьников так и не удается в учебно-воспитательном процессе достичь необходимых результатов.
Следовательно, учитель начальной школы должен отбирать те формы и методы профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся младшего возраста, вносить в них элементы игры, романтики, творчества. Вполне закономерно, что чем шире и глубже осуществляется на этом этапе подготовка к труду и выбору профессии, тем эффективнее процесс становления трудовой активности и профессионального самоопределения в подростковом и старшем школьном возрасте. Согласно возрастным особенностям основная цель работы в данном направлении формирование у детей представлений о различных сторонах профессий, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения. Возрастные особенности младших школьников требуют использования специальных методов и приемов работы по профессиональной ориентации детей.
Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Разных профессий так много, и все они интересные и неизвестные.
Профориентационную работу надо начинать с начальных классов, тогда детям в старшем звене будет намного легче выбрать профессию на всю жизнь. Прежде всего, необходимо ознакомить обучающихся начальных классов с миром профессий. Ребенок должен познакомиться с миром профессий на практике, так как интересы и способности ребенка выявляются с младшего школьного возраста.
Для формирования конкретно-наглядных представлений о профессиях был введен курс внеурочной деятельности «Профессии моей семьи». Он учит детей быть ответственными и аккуратными для успешного выполнения профессиональных обязанностей. Профориентационные занятия направлены на создание у детей представлений о мире профессий.
На этапе освоения программы внеурочной деятельности у младших школьников сформировывается добросовестное отношение к труду, понимание роли труда в жизни человека и общества, развиваться интерес к профессиям родителей и ближайшего окружения, интерес к наиболее распространенным профессиям. Первым этапом работы становится профинформация, когда учащиеся знакомятся с профессиями людей, чей труд они наблюдают изо дня в день.
Представления о профессиях у ребёнка 6-7 лет ограничены. И жизненный опыт знакомства с профессиями небогат. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Поэтому адаптироваться в мире профессий детям помогает внеурочная деятельность «Профессии моей семьи», посвящённая знакомству с профессиями. Информация о профессиях подается в доступной интересной форме.
В нашем лицее мы стремимся создать такую образовательную среду, где дети выходили бы за пределы предметного обучения и познавали разные сферы современной жизни. Такой процесс мы организуем уже с 1 класса. В этом случае появится шанс, что у некоторых учеников к 9-11 классу возникнет понимание, где и каким образом они хотели бы реализовать себя в будущем.
Для нас важно, чтобы дети понимали, как устроены бизнес, коммунальное хозяйство, промышленное производство, система здравоохранения, сельское хозяйство и система образования. Дети должны помнить, что их жизнь – это их ответственность!
Список литературы.
1. Занимательное азбуковедение: Сб. /сост. В.В.Волина. М.: Просвещение, 2000.
2. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: кн. для учителя / С. Н. Чистякова, И. А. Умовская, Т. И. Шалавина, А. И. Цуканов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999.
3. Организация профориентационной и профконсультационной работы: учебно-методическое пособие /Под ред. В. А. Щегорцева. – М., 1998.
4. Прощицкая Е. Н. Практикум по выбору профессии. – М., 1995.
5. Юрмин Г.А. Все работы хороши, выбирай на вкус! М.: Дет. лит., 1999.