СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Влияние больших нагрузок на функциональное состояние спортсмена»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организм человека обладает сформировавшейся в процессе эволюции способностью приспосабливаться (адаптироваться) к изменяющимся условиям среды. Под влиянием внешних факторов могут изменяться физиологический статус, гомеостаз человека, их морфологические признаки 

Просмотр содержимого документа
««Влияние больших нагрузок на функциональное состояние спортсмена»»


План – конспект курса по выбору «Спорт и здоровье»

по физической культуре 11 класса


Тема: «Влияние больших нагрузок на функциональное состояние спортсмена»

Цель: Обобщить знания учащихся о физическом развитии спортсмена

Задачи:

1. Систематизировать знания учащихся об оздоровительных системах физического воспитания.

2. Развивать интерес к занятиям физической культуры.

3. Воспитание самостоятельной потребности в физическом развитии

Должны знать. Роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья.

Должны уметь. Соблюдать правила выполнения закаливания организма

Место проведения: кабинет информатики

Тип занятия: лекция

Метод проведения: индивидуальный.

Инвентарь: Интерактивная доска, компьютер, лекция

Время проведения: 45мин . Дата

Учитель. Бондаренко А.А.

Ход урока

№ п/п

Содержание

Дозировка

ОМУ

1.

Подготовительная часть

  1. Построение, перекличка, сообщение задач. Инструктаж по правилам поведения на уроке.

5 мин.


Наличие тетрадей для лекций.

2.

Основная часть


Влияние больших нагрузок на функциональное состояние спортсмена

Организм человека обладает сформировавшейся в процессе эволюции способностью приспосабливаться (адаптироваться) к изменяющимся условиям среды. Под влиянием внешних факторов могут изменяться физиологический статус, гомеостаз человека, их морфологические признаки и т. д. Однако адаптационные возможности организма не беспредельны, спортсмены не всегда и не в полной мере могут приспособиться к тем или иным условиям среды, физическим нагрузкам, в результате чего возникают заболевания.

Экстремальные факторы, нарушающие гомеостаз (форсированные
физические нагрузки, гипоксия, лишение сна, трансконтинентальные перелеты) вызывают комплекс физических нарушений в организме, неспецифические адаптивные реакции, изменение деятельности ЦНС, метаболических процессов и снижение иммунитета. Патологические явления, возникающие на основе перегрузок тканей ОДА, проявляются в виде гипоксии и гипоксемии, гипертонуса мышц, нарушения микроциркуляции
и других отклонений.

Перегрузки (хроническое утомление) опорно-двигательного аппарата (ОДА) могут иметь разное происхождение: постоянное увеличение тренировочных усилий, не соответствующее функциональным возможностям спортсмена, его возрасту и полу; резкое повышение интенсивности нагрузок; изменение техники спортивного навыка без достаточной адаптации организма; наличие в ОДА слабого звена (недостаточно тренированного), в котором происходит концентрация напряжений.

Во время тренировок, когда происходит адаптация организма к физическим нагрузкам, имеют место морфофункциональные изменения в тканях ОДА. Эти изменения сохраняются в организме и после окончания нагрузок. Накапливаясь в течение длительного времени, они постепенно приводят к формированию более экономного типа реагирования микрососудов.

Большие физические нагрузки вызывают значительные сдвиги в морфологических структурах, в химии тканей и органов. У спортсменов патологические сдвиги в процессе выполнения физических упражнений происходят только при нагрузках, граничащих с предельными. Это может случиться или на начальном этапе тренировки с применением больших нагрузок без учета принципа постепенного увеличения их, или же при резком несоответствии тренировочных нагрузок возможностям спортсмена.

Травма ОДА вызывает появление комплекса метаболических реакций. Кроме того, признаки нарушения метаболизма тканей ОДА, так же, как
и других органов и систем, могут быть вторичными по отношению к изменению нервной и гормональной регуляции.

В месте повреждения происходит разрастание соединительной ткани, что приводит к нарушению микроциркуляции, а следовательно, и транспортировки метаболитов и кислорода из русла микроциркуляции к мышечным волокнам. Количество функционирующих капилляров при этом уменьшается, затрудняются доставка кислорода и метаболизм тканей.

Возобновление движений в ранее иммобилизованном суставе вызывает разрывы коллагеновых волокон, повреждения сосудов, очаги свежих кровоизлияний. Чем резче возобновляются движения, тем более тяжелые изменения возникают в капсуле сустава.

Среди многих факторов, обусловливающих возникновение деформирующего артроза, немаловажное значение имеет функциональное перенапряжение (ОДА). Основной причиной перенапряжения сустава является большая нагрузка на него в результате многократного повторения однотипных движений, превышающих физиологические возможности.

При интенсивных физических нагрузках в мышцах снижается содержание АТФ, КрФ, гликогена и увеличивается количество лактата и мочевины в крови. Во время подготовки к соревнованиям в крови спортсмена повышается уровень кортикостероидов, что подавляет иммунитет.

При интенсивных физических нагрузках у спортсменов может быть срыв адаптационно-приспособительных механизмов, что проявляется
в увеличении количества случаев инфекционных заболеваний, росте травматизма и заболеваемости опорно-двигательного аппарата.

Мышечная деятельность и гипоксия сопровождаются ускорением свертывания крови и усилением ее фибринолитической активности, значительными гематологическими изменениями. Наиболее часто у спортсменов, тренирующихся на выносливость, встречается скрытый дефицит железа, низкий уровень гемоглобина, гематокрита, что может снизить физическую работоспособность и отразиться на результатах выступления.

30 мин.


Учащиеся слушают лекцию, участвуют в дискуссиях, задают вопросы по теме. Записывают важные моменты.

3.

Заключительная часть

  1. Подведение итогов.

  2. Краткий опрос по теме

  3. Организованный уход из кабинета.


5 мин.


Выделить учащихся, которые хорошо справлялись с заданиями. Похвалить всех за работу.
































Оценка физического развития методом индексов





По мнению большинства исследователей, индексы можно использовать лишь для приблизительного определения должных величин антропометрических признаков, причем этот метод может быть применен для оценки показателей только людей молодого и зрелого возраста, Тем не менее, Вы сможете получить приблизительные ориентиры для ряда должных величин, помня о том, что индекс дает Вам сильно упрошенную зависимость одного антропометрического признака от другого.

Весоростовые индексы:

Индекс Брока-Бругша. Позволяет найти должный вес (ДВ).

Должный вес = Рост - 100 При росте до 165 см.

Должный вес ~ Рост - 105 При росте 165 - 175 см.

Должный вес = Рост - 110 При росте свыше 175 см.

Длярасчета индекса Брока - Бругша рост выражается в сантиметрах. Вес выражается в килограммах. Оценку фактического веса по отношению к должному производят, разделив фактический вес на должный и умножив частное от деления на 100 %. Должный вес принимают равным 100 %. Отклонения фактического веса в пределах 10 % от должной величины считаются незначительными, а вес в этих пределах - средним. Вес более 110 % должного считается выше среднего, более 120 % должного - высоким. Вес менее 90 % должного считается ниже среднего», менее 80 % - низким.

Рассчитайте Ваш должный вес и дайте оценку:

ДВ = ____________________________________________________________________

Вес/ДВ х 100% = _________________________________________________________

Вес тела: ___________________________________________________________________

Индекс Кетле.Позволяет вычислить плотность тела и косвенно определить избыток иди недостаток массы тела.

ИК= Вес / Рост, г/см.

Средние значения для мужчин лежат в диапазоне 370 - 400 г/см, для женщин - 325 - 375 г/см

Рассчитайте Ваш индекс Кетле и дайте оценку весу.

ИК=

Вес тела: _____________________________________________________________________

 

Силовые индексы

Силовые индексы (СИ) служат для оценки силы мышц кисти или спины людей с различной массой тела. Ориентиром служит силовой индекс, полученный в результате усреднения показателей силы модельного класса спортсменов или нетренированных людей. Величины силовых индексов приводятся ниже. В данном случае и силу мышц и вес тела измеряют в килограммах.

СИк = (Д кисти / Вес) х 100 %, где Д кисти - показания динамометрии кисти, кг,

Вес - масса тела, кг.

СИс = (Д спины / Вес) х 100 %, где Д спины - показания динамометрии мышц спины, кг,

Вес - масса тела, кг.

Средние показатели силовых индексов представлены ниже.

Категория СИ кисти, %СИ мышц спины, %

мужчины 70 - 75 200 - 220

спортсмены 75 - 81 250 - 300

женщины 50 - 60 150 - 175

спортсменки 60-70 175 - 200

Рассчитайте Ваши силовые индексы и дайте оценку мышечной силе.

СИк = ___________________________________________________________________

СИс = ___________________________________________________________________

Сила мышц кисти правой _______________________________________________________

 

Сила мышц кисти левой ________________________________________________________

Сила мышц спины _____________________________________________________________

 

Индексы пропорциональности:

До сих пор находят весьма широкое применение в популярных изданиях для выражения эталонных пропорций тела, как правило, определенных по измерениям наиболее модных моделей. В то же время используются и индексы, полученные при усреднении показателей антропометрии.

Индекс Эрисмана. (Индекс пропорциональностиразвития грудной клетки). Здесь все показатели измерены в сантиметрах.

ИЭр = ОГК (пауза) - 1/2 Роста, где ОГК - окружность грудной клетки.

Оценка. Средние данные для мужчин +5,8 см; для женщин + 3,8 см. Больший индекс указывает на широкую грудь, меньший - на узкую.

Рассчитайте Ваш индекс Эрисмана и дайте оценку ширине груди. ИЭр=____________________________________________________________________

Ширина груди __________________________________________________________________

Индекс Мануврие. Характеризует дайну ног. Все показатели измерены в сантиметрах.

ИМ = (Длина ног / Рост сидя) х 100.

Оценка: ИМ. до 84,9 свидетельствует о коротких ногах, 85 - 89 - о ногах средней длины, 90 и выше - о длинных ногах.

Рассчитайте Ваш индекс Мануврие и дайте оценку длине ног:

ИМ = ___________________________________________________________________

Длина ног _______________________________________________________________

Принято считать, что пропорциональное человеческое тело характеризуется следующими отношениями окружностей:

шея = 38% ОГК,

талия = 75 % ОГК,

бедро - 60 % окружности таза,

голень = 40 % окружности таза.

(Окружность правого плеча + окружность левого плеча) / 2 = 36 % ОГК

(Окружность правого предплечья + окружность левого предплечья) / 2 = 30 % ОГК.

Рассчитайте ваши пропорции и дайте им оценку _______________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индекс Пинье (Индекс крепости телосложения)

ИП = Рост - (Вес + ОГКвд),

Рост и ОГК на вдохе измерены в сантиметрах, вес - в килограммах.

Оценка. Если индекс Пинье равен 10 и менее - телосложение очень крепкое; в диапазоне 11 - 15 - крепкое; 16 - 20 - хорошее; 21 - 25 - среднее; 26 - 30 - слабое; 31 и более - очень слабое.

Рассчитайте Ваш индекс Пинье и дайте оценку крепости телосложения ________________________________________________________________________








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!