Сценарий урока географии в 7 классе на тему:
«Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки»
Цель: определить степень влияния человека на природу Африки.
Задачи:
Образовательная: рассмотреть изменение природы Африки под влиянием деятельности человека; назвать и показать на карте заповедники и национальные парки материка.
Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, расширять кругозор о состоянии природы в странах и на материках.
Воспитательная: воспитывать интерес к познанию природы и бережного отношения к ней, а также умения самостоятельно работать с различными источниками информации индивидуально и в группе.
Оборудование: физическая карта Африки, атласы, презентация, рабочие карты урока.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация к учебной деятельности
Вводное слово учителя:
Сегодня у нас не простой урок. Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Ну что? Поговорим?
О чем?
О разном и о прочем.
Что хорошо и хорошо не очень.
О том, что знаешь ты
Ведь что- то нам известно.
Поговорим?
Поговорим!
Нам будет интересно!
Здравствуйте ребята!
Здравствуйте уважаемые коллеги.
Учитель: Ребята, у меня к вам вопрос: «А вы хотели бы найти клад?»
(ответы детей)
А что такое клад? (ответы детей)
Я согласна с вами ребята, есть на земле разные ценности. Но гораздо важнее, чем деньги, золото, драгоценности – знания, которые мы копим всю жизнь и ищем их постоянно. И от того насколько большой багаж знаний будет у вас, настолько богаты вы будете в жизни.
И сегодня мы отправимся за такими знаниями, за таким кладом, попробуем преодолеть все трудности на нашем пути.
И эпиграфом к сегодняшнему уроку я хочу взять слова Константина Паустовского «Познания и странствия неотделимы друг от друга»
III. Актуализация знаний
Ребята, давайте вспомним, какой континент мы с вами изучаем? (Африка)
А с чем мы с вами познакомились на прошлом уроке? (Природные зоны)
Ну вот, давайте и начнем с того, что уже выучили.
Вы, готовясь к уроку, видели, что у каждого лежат листочки. Возьмите, пожалуйста, эти листочки, в верхней части подпишите свою фамилию. А теперь я вам даю 5 минут, чтобы ответить на вопросы.
(отвечают на вопросы)
Теперь обменяйтесь, пожалуйста, работами с соседом. Все обменялись? Проверьте работу своего одноклассника, сверяя ее с ответами на экране. Если ответ правильный, ставьте плюсик, неверный – то минус. И, оцениваем работу одноклассника. (оценивают работы) (слайд 2)
Соберите, пожалуйста, работы в группах и сдайте мне.
Мы продолжаем с вами путешествовать по материкам.
Итак, мы познакомились с вами на уроках географии с ГП Африки, определили особенности рельефа и климата материка, изучили его растительный и животный мир. Что же мы сегодня будем с вами изучать? Ответ на этот вопрос вам даст отрывок из стихотворения Марка Львовского…
Мы хотим природу обмануть,
Под себя сильней её прогнуть,
Но она такого не простит,
И сполна за дерзость отомстит!
Бьём по ней ударом за удар,
И горят леса, в тайге пожар,
Загрязняем реки, льём мазут,
И война с природой там и тут.
И она болеет и молчит,
Просто мы не слышим, как кричит,
Язвами на теле прорастает,
За собой живущих увлекает!
Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Что мы будем изучать? Какая будет тема нашего урока?
Вы правы, тема нашего урока:
«Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки». (слайд 3)
Учитель: а что мы хотим узнать? Какая цель нашего урока?
(ответы детей)
Учитель: Вы правы. Нельзя рассматривать природу Африки без деятельности человека. (слайд 4) И сегодня мы поговорим с вами о тех проблемах, которые связаны с вмешательством человека в природу Африки в результате его хозяйственной деятельности. Нам необходимо будет установить причины сложившихся экологических проблем на материке Африка и найти пути их решения.
Мы заранее разделились на 2 группы: «Исследователи» и «Экологи». На уроке мы заслушаем подготовленные выступления каждой группы по экологическим проблемам. В ходе выступления нам необходимо будет установить причинно-следственные связи и отобразить их в виде схемы.
IV. Изучение нового материала
Учитель: Природа Африки удивительна и многообразна, но сегодня она испытывает, как и природа других материков, экологические проблемы глобального характера. Еще в XIX веке Африку представляли как материк девственной природы. Особенно большой ущерб был нанесен природе Африки европейскими колонизаторами. Сейчас на африканском континенте существует несколько глобальных проблем, требующих незамедлительного решения.
1-я проблема «Сокращение площади тропических лесов»
Учитель: слово нашим исследователям.
Исследователи: изучив данную проблему, мы пришли к выводу, что за последние десятилетия на территории Африки было уничтожено много леса. Мы смогли установить причины сокращения площади лесов. Причины следующие:
Расчистка лесных массивов для различных хозяйственных нужд населения, и, прежде всего для ведения подсечно-огневого земледелия. Каждая африканская семья ежегодно расчищает новые земельные участки под пашню в среднем до 1 гектара, уничтожая при этом леса. По этой причине было сведено ¾ площади лесов. Ежегодно под посевы выжигается 3 млн. га леса.
Использование населением древесины как топливо. Дерево используется как топливо крестьянами всей Африки, которые не могут иметь более дорогие керосин и газ, и вынуждены все больше вырубать деревьев, опустошая местность вокруг деревень. В странах Сахеля – региона, отделяющего Сахару от саванн Африки, для приготовления пищи ежегодно сжигается более 14 млн. тонн древесины. Крестьянки, за 10-15 км. волокущие на спине вязанку дров для семейного очага, - одна из самых частых картин на африканских дорогах.
Увеличение экспорта древесины в развитые страны мира из-за коммерческих соглашений между развитыми странами Запада и развивающимися африканскими, которые предусматривают вывоз в страны Западной Европы необработанной древесины. За последние 100 лет с момента активных лесозаготовок в стране Конго практически полностью сведены леса на побережье Атлантического океана. При современной интенсивной эксплуатации района, в которой принимают участие французские, швейцарские, алжирские фирмы, его хватит на несколько десятков лет.
Учитель: Спасибо. Слово предоставляется экологам.
Экологи: мы выяснили следующее:
Площадь африканских лесов за 200 лет сократилась почти вдвое. Это привело к исчезновению или уменьшению редких видов животных и растений.
Не следует забывать, что экваториальные леса – это основная «фабрика по производству кислорода». Здесь вырабатывается около трети кислорода, содержащегося в атмосфере, а значит, его количество будет уменьшаться на всей планете.
Влажные экваториальные леса очищают атмосферу от загрязнителей, уменьшают количество углекислого газа. Но сегодня, в результате вырубки лесов, количество углекислого газа увеличивается, что приводит к «парниковому эффекту», а значит, к потеплению климата на всей планете, что в свою очередь вызывает таяние ледников и ведет к повышению уровня воды в Мировом океане.
Уничтожение растительного покрова приводит к нарушению сезонного цикла дождей, пересыханию рек.
Учитель: Давайте составим схему причинно следственных связей по данной проблеме. (слайд 5)
Подсечно-огневое земледелие.
Древесина – топливо. Древесина - экспорт
«Парниковый эффект», потепление климата на Земле.
Обмеление и пересыхание рек, таяние ледников, повышение уровня вод Мирового океана.
Уменьшение количества кислорода и увеличение углекислого газа
Исчезновение и уменьшение редких видов животных и растений, сокращение площади лесов
2-я проблема «Наступление пустыни»
Учитель: слово нашим исследователям.
Исследователи: перед странами Африки остро стоит проблема наступления пустыни. (слайд 6) На протяжении многих веков из-за неправильного ведения хозяйства, саванны стали уступать место пустыням. Только за последние полвека площадь Сахары увеличилась на 650 тыс. км2. Может случиться так, что почти вся Африка превратиться в пустыню. Нами были установлены и изучены причины этого наступления:
Африка – самый жаркий и сухой материк, для которого характерен континентальный и сухой климат. 44% территории материка подвержены засухе.
Вырубка лесов, интенсивный выпас скота, уничтожение травянистого покрова саванн разрушают почву. Все это приводит к образованию подвижных песков и увеличению площади пустынь.
Вы видите, что все те проблемы, которые были рассмотрены нами, являются причинами наступления пустыни. Это говорит о том, что все в природе взаимосвязано.
Учитель: давайте составим схему причинно-следственных связей (слайд 7)
Континентальность климата.
Подсечно-огневое земледелие. Вырубка лесов
Образование подвижных песков
Увеличение площади пустынь
3-я проблема «Уничтожение животных Африки»
Учитель: и снова слово нашим исследователям.
Исследователи: Африка – край пустынь и саванн, в котором и человек и животные живут по законам природы. Материк обладает богатой и разнообразной фауной. Здесь обитают более 1 тысячи видов млекопитающих и около 2 тысяч видов птиц. Саванны и редколесья занимают 40% территории материка. (слайды 8-14) Поэтому и основную часть фауны составляют те животные, которые обитают именно там: носороги, зебры, жирафы, слоны, бегемоты, гепарды, шакалы, львы, в реках – крокодилы.
В пустынях обитают тушканчики, песчанки, гиены, антилопы, ящерицы, змеи, черепахи, жуки, скорпионы.
Влажные экваториальные леса не блещут разнообразием животного мира, но и в них можно встретить: гориллу, бегемота, мартышек, шимпанзе, крокодилов.
Учитель: спасибо. А теперь снова слово экологам.
Экологи: африканской фауне, своеобразной и одной из самых богатых фаун Земли, большой ущерб был нанесен деятельностью человека.
Долгие годы европейского колониализма.
Население свою потребность в мясной пище на 80% удовлетворяет за счет охоты на животных
В бюджете ряда стран большую роль играет торговля слоновой костью, кожей или шкурами животных.
Все это ведет к обеднению фауны. В былые времена повсюду можно было увидеть огромные стада пасущихся животных. Ради спортивного интереса убивали слонов из-за бивней. Уничтожены некоторые виды зебры – из их шкур делали мешки.
В настоящее время самые крупные стада животных сосредоточены в заповедниках и национальных парках.
Учитель: Спасибо! Ребята, мы с вами выяснили, что в настоящее время человечество все отчетливее понимает необходимость охраны природы на Земле. (слайд 15) С этой целью на всех материках организуются заповедники – территории, на которых сохраняются в естественном состоянии природные комплексы, и национальные парки. В заповедниках разрешается находиться только людям, ведущим исследовательскую работу. Национальные парки, в отличие от заповедников, могут посещать туристы, которые обязаны соблюдать установленные там правила. (слайд 16)
На африканском континенте насчитывается около 400 заповедников и национальных парков, благодаря которым численность многих животных теперь восстановлена. Особенно их много в Южной и Восточной Африке.
Самый первый заповедник Африки был создан в 1898 году.(слайд 17) В 1926 году он переименован в национальный парк Крюгера. (слайд 18) В нем находится под охраной огромное количество животных. (слайды 19-20)
В 1951 году был основан один из самых крупных в Африке национальный парк Серенгети. Важную роль он сыграл в сохранении слонов.
Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофильм об этом национальном парке.
(просмотр видеофильма)
Учитель: Во многих африканских странах охране диких животных и интересных природных комплексов придается большое значение. Например:
Для спасения саванн от наступления пустынь создан грандиозный проект – «Зеленая стена на пути Сахары», где высажено около 7 млрд. деревьев. Эта лесозащитная полоса шириной в 20 км протянулась на 150 км.
В республике Мали с 1986 года действует закон леса: «Граждане, которые произведут выжигание леса – тюремное заключение до двух лет или крупный штраф».
В республике Нигер ежегодно проводится праздник – День дерева. В этот день все сажают деревья.
V. Итог урока
Учитель: Ребята, мы установили, что природа Африки страдает от того, что человек неразумно использует ее богатства и не всегда правильно ведет сельское хозяйство. Но Африка, материк Земли, который подвергается еще и большому количеству стихийных бедствий – таких как засухи. (слайд 21) В результате которых гибнут люди, скот. А причиной является вырубка деревьев, чрезмерный выпас скота. (слайд 22)
Некоторые страны терпят бедствие от наводнений, нашествия саранчи, болезней растений. (слайды 23-25)
Наш урок подошел к концу. Я надеюсь, что сегодня вы получили много полезной для себя информации и сделали правильный вывод – «Природа – наш общий дом». Проблему охраны природы во всем мире считают самой главной, после сохранения мира на Земле. Давайте заботиться о природе, оберегать все то, что она нам подарила.
VI. Рефлексия
Ребята, вспомните, какую цель мы поставили вначале урока? А достигли мы этой цели? Узнали то, что хотели?
А сейчас, ребята, у вас у каждого на столе есть маленькие карточки – смайлики. С одной стороны - веселый, с другой - грустный.
Если вы узнали на уроке что-то новое и считаете эту информацию для себя полезной, то покажите мне веселого смайлика.
А если вы ничего для себя нового и интересного не узнали, и считаете, что время на уроке потрачено вами зря, то покажите грустного смайлика.
Спасибо, ребята! Мне приятно, что информация оказалась для вас полезной.
VII. Задание на дом. § 22 подготовить сообщения о любом национальном парке или заповеднике Африки.
А закончить урок мне хотелось бы словами великого писателя Михаила Пришвина «Все прекрасное на земле – от солнца, и все хорошее от человека»
Запомните эти слова. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.
Спасибо за работу!