СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока. Класс заранне делится на две группы и получает опережающее задание по теме урока.

Просмотр содержимого документа
«Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки»

Сценарий урока географии в 7 классе на тему:

«Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки»


Цель: определить степень влияния человека на природу Африки.

Задачи:

Образовательная: рассмотреть изменение природы Африки под влиянием деятельности человека; назвать и показать на карте заповедники и национальные парки материка.

Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, расширять кругозор о состоянии природы в странах и на материках.

Воспитательная: воспитывать интерес к познанию природы и бережного отношения к ней, а также умения самостоятельно работать с различными источниками информации индивидуально и в группе.


Оборудование: физическая карта Африки, атласы, презентация, рабочие карты урока.


Ход урока


I. Организационный момент

II. Мотивация к учебной деятельности


Вводное слово учителя:

Сегодня у нас не простой урок. Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их.

Ну что? Поговорим?

О чем?

О разном и о прочем.

Что хорошо и хорошо не очень.

О том, что знаешь ты

Ведь что- то нам известно.

Поговорим?

Поговорим!

Нам будет интересно!

Здравствуйте ребята!

Здравствуйте уважаемые коллеги.


Учитель: Ребята, у меня к вам вопрос: «А вы хотели бы найти клад?»

(ответы детей)

А что такое клад? (ответы детей)

Я согласна с вами ребята, есть на земле разные ценности. Но гораздо важнее, чем деньги, золото, драгоценности – знания, которые мы копим всю жизнь и ищем их постоянно. И от того насколько большой багаж знаний будет у вас, настолько богаты вы будете в жизни.

И сегодня мы отправимся за такими знаниями, за таким кладом, попробуем преодолеть все трудности на нашем пути.

И эпиграфом к сегодняшнему уроку я хочу взять слова Константина Паустовского «Познания и странствия неотделимы друг от друга»


III. Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним, какой континент мы с вами изучаем? (Африка)

А с чем мы с вами познакомились на прошлом уроке? (Природные зоны)

Ну вот, давайте и начнем с того, что уже выучили.

Вы, готовясь к уроку, видели, что у каждого лежат листочки. Возьмите, пожалуйста, эти листочки, в верхней части подпишите свою фамилию. А теперь я вам даю 5 минут, чтобы ответить на вопросы.

(отвечают на вопросы)

Теперь обменяйтесь, пожалуйста, работами с соседом. Все обменялись? Проверьте работу своего одноклассника, сверяя ее с ответами на экране. Если ответ правильный, ставьте плюсик, неверный – то минус. И, оцениваем работу одноклассника. (оценивают работы) (слайд 2)

Соберите, пожалуйста, работы в группах и сдайте мне.

Мы продолжаем с вами путешествовать по материкам.


Итак, мы познакомились с вами на уроках географии с ГП Африки, определили особенности рельефа и климата материка, изучили его растительный и животный мир. Что же мы сегодня будем с вами изучать? Ответ на этот вопрос вам даст отрывок из стихотворения Марка Львовского…

Мы хотим природу обмануть,

Под себя сильней её прогнуть,

Но она такого не простит,

И сполна за дерзость отомстит!


Бьём по ней ударом за удар,

И горят леса, в тайге пожар,

Загрязняем реки, льём мазут,

И война с природой там и тут.


И она болеет и молчит,

Просто мы не слышим, как кричит,

Язвами на теле прорастает,

За собой живущих увлекает!


Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Что мы будем изучать? Какая будет тема нашего урока?

Вы правы, тема нашего урока:

«Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки». (слайд 3)

Учитель: а что мы хотим узнать? Какая цель нашего урока?

(ответы детей)

Учитель: Вы правы. Нельзя рассматривать природу Африки без деятельности человека. (слайд 4) И сегодня мы поговорим с вами о тех проблемах, которые связаны с вмешательством человека в природу Африки в результате его хозяйственной деятельности. Нам необходимо будет установить причины сложившихся экологических проблем на материке Африка и найти пути их решения.

Мы заранее разделились на 2 группы: «Исследователи» и «Экологи». На уроке мы заслушаем подготовленные выступления каждой группы по экологическим проблемам. В ходе выступления нам необходимо будет установить причинно-следственные связи и отобразить их в виде схемы.


IV. Изучение нового материала

Учитель: Природа Африки удивительна и многообразна, но сегодня она испытывает, как и природа других материков, экологические проблемы глобального характера. Еще в XIX веке Африку представляли как материк девственной природы. Особенно большой ущерб был нанесен природе Африки европейскими колонизаторами. Сейчас на африканском континенте существует несколько глобальных проблем, требующих незамедлительного решения.


1-я проблема «Сокращение площади тропических лесов»


Учитель: слово нашим исследователям.


Исследователи: изучив данную проблему, мы пришли к выводу, что за последние десятилетия на территории Африки было уничтожено много леса. Мы смогли установить причины сокращения площади лесов. Причины следующие:

  1. Расчистка лесных массивов для различных хозяйственных нужд населения, и, прежде всего для ведения подсечно-огневого земледелия. Каждая африканская семья ежегодно расчищает новые земельные участки под пашню в среднем до 1 гектара, уничтожая при этом леса. По этой причине было сведено ¾ площади лесов. Ежегодно под посевы выжигается 3 млн. га леса.

  2. Использование населением древесины как топливо. Дерево используется как топливо крестьянами всей Африки, которые не могут иметь более дорогие керосин и газ, и вынуждены все больше вырубать деревьев, опустошая местность вокруг деревень. В странах Сахеля – региона, отделяющего Сахару от саванн Африки, для приготовления пищи ежегодно сжигается более 14 млн. тонн древесины. Крестьянки, за 10-15 км. волокущие на спине вязанку дров для семейного очага, - одна из самых частых картин на африканских дорогах.

  3. Увеличение экспорта древесины в развитые страны мира из-за коммерческих соглашений между развитыми странами Запада и развивающимися африканскими, которые предусматривают вывоз в страны Западной Европы необработанной древесины. За последние 100 лет с момента активных лесозаготовок в стране Конго практически полностью сведены леса на побережье Атлантического океана. При современной интенсивной эксплуатации района, в которой принимают участие французские, швейцарские, алжирские фирмы, его хватит на несколько десятков лет.

Учитель: Спасибо. Слово предоставляется экологам.


Экологи: мы выяснили следующее:

  1. Площадь африканских лесов за 200 лет сократилась почти вдвое. Это привело к исчезновению или уменьшению редких видов животных и растений.

  2. Не следует забывать, что экваториальные леса – это основная «фабрика по производству кислорода». Здесь вырабатывается около трети кислорода, содержащегося в атмосфере, а значит, его количество будет уменьшаться на всей планете.

  3. Влажные экваториальные леса очищают атмосферу от загрязнителей, уменьшают количество углекислого газа. Но сегодня, в результате вырубки лесов, количество углекислого газа увеличивается, что приводит к «парниковому эффекту», а значит, к потеплению климата на всей планете, что в свою очередь вызывает таяние ледников и ведет к повышению уровня воды в Мировом океане.

  4. Уничтожение растительного покрова приводит к нарушению сезонного цикла дождей, пересыханию рек.


Учитель: Давайте составим схему причинно следственных связей по данной проблеме. (слайд 5)

Подсечно-огневое земледелие.

Древесина – топливо. Древесина - экспорт


  1. «Парниковый эффект», потепление климата на Земле.

  2. Обмеление и пересыхание рек, таяние ледников, повышение уровня вод Мирового океана.

Уменьшение количества кислорода и увеличение углекислого газа

Исчезновение и уменьшение редких видов животных и растений, сокращение площади лесов
























2-я проблема «Наступление пустыни»

Учитель: слово нашим исследователям.

Исследователи: перед странами Африки остро стоит проблема наступления пустыни. (слайд 6) На протяжении многих веков из-за неправильного ведения хозяйства, саванны стали уступать место пустыням. Только за последние полвека площадь Сахары увеличилась на 650 тыс. км2. Может случиться так, что почти вся Африка превратиться в пустыню. Нами были установлены и изучены причины этого наступления:

  1. Африка – самый жаркий и сухой материк, для которого характерен континентальный и сухой климат. 44% территории материка подвержены засухе.

  2. Вырубка лесов, интенсивный выпас скота, уничтожение травянистого покрова саванн разрушают почву. Все это приводит к образованию подвижных песков и увеличению площади пустынь.

Вы видите, что все те проблемы, которые были рассмотрены нами, являются причинами наступления пустыни. Это говорит о том, что все в природе взаимосвязано.

Учитель: давайте составим схему причинно-следственных связей (слайд 7)

Континентальность климата.

Подсечно-огневое земледелие. Вырубка лесов









Образование подвижных песков





Увеличение площади пустынь







3-я проблема «Уничтожение животных Африки»

Учитель: и снова слово нашим исследователям.

Исследователи: Африка – край пустынь и саванн, в котором и человек и животные живут по законам природы. Материк обладает богатой и разнообразной фауной. Здесь обитают более 1 тысячи видов млекопитающих и около 2 тысяч видов птиц. Саванны и редколесья занимают 40% территории материка. (слайды 8-14) Поэтому и основную часть фауны составляют те животные, которые обитают именно там: носороги, зебры, жирафы, слоны, бегемоты, гепарды, шакалы, львы, в реках – крокодилы.

В пустынях обитают тушканчики, песчанки, гиены, антилопы, ящерицы, змеи, черепахи, жуки, скорпионы.

Влажные экваториальные леса не блещут разнообразием животного мира, но и в них можно встретить: гориллу, бегемота, мартышек, шимпанзе, крокодилов.

Учитель: спасибо. А теперь снова слово экологам.

Экологи: африканской фауне, своеобразной и одной из самых богатых фаун Земли, большой ущерб был нанесен деятельностью человека.

  1. Долгие годы европейского колониализма.

  2. Население свою потребность в мясной пище на 80% удовлетворяет за счет охоты на животных

  3. В бюджете ряда стран большую роль играет торговля слоновой костью, кожей или шкурами животных.

Все это ведет к обеднению фауны. В былые времена повсюду можно было увидеть огромные стада пасущихся животных. Ради спортивного интереса убивали слонов из-за бивней. Уничтожены некоторые виды зебры – из их шкур делали мешки.

В настоящее время самые крупные стада животных сосредоточены в заповедниках и национальных парках.

Учитель: Спасибо! Ребята, мы с вами выяснили, что в настоящее время человечество все отчетливее понимает необходимость охраны природы на Земле. (слайд 15) С этой целью на всех материках организуются заповедники – территории, на которых сохраняются в естественном состоянии природные комплексы, и национальные парки. В заповедниках разрешается находиться только людям, ведущим исследовательскую работу. Национальные парки, в отличие от заповедников, могут посещать туристы, которые обязаны соблюдать установленные там правила. (слайд 16)

На африканском континенте насчитывается около 400 заповедников и национальных парков, благодаря которым численность многих животных теперь восстановлена. Особенно их много в Южной и Восточной Африке.

Самый первый заповедник Африки был создан в 1898 году.(слайд 17) В 1926 году он переименован в национальный парк Крюгера. (слайд 18) В нем находится под охраной огромное количество животных. (слайды 19-20)

В 1951 году был основан один из самых крупных в Африке национальный парк Серенгети. Важную роль он сыграл в сохранении слонов.

Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофильм об этом национальном парке.

(просмотр видеофильма)

Учитель: Во многих африканских странах охране диких животных и интересных природных комплексов придается большое значение. Например:

  1. Для спасения саванн от наступления пустынь создан грандиозный проект – «Зеленая стена на пути Сахары», где высажено около 7 млрд. деревьев. Эта лесозащитная полоса шириной в 20 км протянулась на 150 км.

  2. В республике Мали с 1986 года действует закон леса: «Граждане, которые произведут выжигание леса – тюремное заключение до двух лет или крупный штраф».

  3. В республике Нигер ежегодно проводится праздник – День дерева. В этот день все сажают деревья.

V. Итог урока

Учитель: Ребята, мы установили, что природа Африки страдает от того, что человек неразумно использует ее богатства и не всегда правильно ведет сельское хозяйство. Но Африка, материк Земли, который подвергается еще и большому количеству стихийных бедствий – таких как засухи. (слайд 21) В результате которых гибнут люди, скот. А причиной является вырубка деревьев, чрезмерный выпас скота. (слайд 22)

Некоторые страны терпят бедствие от наводнений, нашествия саранчи, болезней растений. (слайды 23-25)

Наш урок подошел к концу. Я надеюсь, что сегодня вы получили много полезной для себя информации и сделали правильный вывод – «Природа – наш общий дом». Проблему охраны природы во всем мире считают самой главной, после сохранения мира на Земле. Давайте заботиться о природе, оберегать все то, что она нам подарила.

VI. Рефлексия

Ребята, вспомните, какую цель мы поставили вначале урока? А достигли мы этой цели? Узнали то, что хотели?

А сейчас, ребята, у вас у каждого на столе есть маленькие карточки – смайлики. С одной стороны - веселый, с другой - грустный.

Если вы узнали на уроке что-то новое и считаете эту информацию для себя полезной, то покажите мне веселого смайлика.

А если вы ничего для себя нового и интересного не узнали, и считаете, что время на уроке потрачено вами зря, то покажите грустного смайлика.

Спасибо, ребята! Мне приятно, что информация оказалась для вас полезной.

VII. Задание на дом. § 22 подготовить сообщения о любом национальном парке или заповеднике Африки.

А закончить урок мне хотелось бы словами великого писателя Михаила Пришвина «Все прекрасное на земле – от солнца, и все хорошее от человека»

Запомните эти слова. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.

Спасибо за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!