СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние четвертичного оледенения на процесс формообразования птиц Средней Сибири. Элективный курс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Влияние четвертичного оледенения на процесс формообразования птиц Средней Сибири. Элективный курс»

Пояснительная записка

Предлагаемый курс по теме "Влияние четвертичного оледенения на процесс формообразования птиц Средней Сибири" предназначен для учащихся 9-11 классов естественно-научного профиля, а также для учащихся 9 и 11 классов, желающих овладеть дополнительными знаниями о периоде четвертичного оледенения и особенностях климата, животного и растительного мира того периода.

Считается, что в рамках общеобразовательной школьной программы учащиеся проходят относительно небольшое количество уроков, посвященных четвертичному оледенению. Многие школьники владеют поверхностными знаниями о том периоде, и не могут подробно рассказать об особенностях рельефа в тот период, о флоре и фауне, об изменениях климата, происходящих на территории Евразии в плейстоцен-голоценовое время. Предлагаемый элективный курс рассчитан на пополнение учащимися их образовательной базы по представленным выше аспектам, овладение новыми знаниями, навыками и методами исследования.

В ходе занятий следует уделять большое внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской), формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

Основной целью элективного курса является получение углубленных знаний о четвертичном периоде, в частности о видах птиц, обитающих в то время. Данный элективный курс имеет также следующие цели:

• развитие навыков анализа, обобщения, систематичности, исследования;

• получение углубленных знаний о мире птиц в четвертичный период.

Для достижения поставленных целей в рамках курса решаются следующие задачи:

• повторить и закрепить изученные темы  по географическим, климатическим, рельефным особенностям Евразии в четвертичный период;

  • формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;

  • научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом;

  • систематизировать знания о птицах Средней Сибири в четвертичный период.


В результате прохождения курса старшеклассники:

• овладеют навыками анализа, обобщения, систематизации и исследования;

• научатся определять взаимосвязь между климатическими условиями и оказываемым ими влиянием на жизнеспособность животных и птиц;

• научатся по существу представлять свои мысли по изучаемой теме, опираясь на доказательства и факты;

• освоят методы обработки, анализа, поиска информации и представят свои исследования касательно выбранной темы.



Структура курса и организация обучения


Элективный курс рассчитан на учащихся 9-11 классов. Занятия проводятся  1 раз в неделю по 1 часу. Курс рассчитан на 1 год занятий и длится 34 часа.

В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения контрольных работ, презентаций и тестов по пройденному материалу. Полный курс включает 34 часов, из них 26 часа теории и 8 часов практики.



Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения курса ученик должен знать и понимать:

  • сущность процесса оледенения и характер его осуществления, влияние процесса оледенения на жизнь живых существ и окружающую среду в целом;

  • биоразнообразие живых организмов, обитавших на территории Средней Сибири во время последнего четвертичного оледенения.


Учащиеся должны уметь:

  • объяснять роль биологии и географии в формировании естественнонаучной картины мира, взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; место и роль птиц в природе;

  • распознавать и описывать: основные части строения тела птиц; узнавать растения и животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных птиц Средней Сибири в четвертичный ледниковый период;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • определять принадлежность биологических видов птиц к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий оледенения на экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

Учебно-тематический план



№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Практи-ческие занятия

1

Тема 1. Геологическое летоисчисление, основные периоды развития жизни на Земле

2


2

Тема 2. Четвертичный период и его особенности

1



    1. Эпоха плейстоцена

2

1


    1. Эпоха голоцена

2

1

3

Тема 3. Географические особенности экорегиона Средняя Сибирь

2



3.1 Открытие региона, границы Средней Сибири

1



3.2 Климатические особенности Средней Сибири и их влияние на растительный и животный мир

1

1


3.3 Рельеф Средней Сибири в плейстоцен-голоценовое время

2

1

4

Тема 4. Оледенение Северной Евразии

2



4.1. Зырянское оледенение

2



4.2. Состояние климата, флоры и фауны в эпоху оледенения

2

1


4.3. Влияние ледника на дизъюнкции

2



4.4. Высокогорно-предгорный разрыв

1



4.5. Влияние мозаичности ландшафта на процесс формообразования птиц

2



4.6. Высотная поясность и высотная зональность

2

1


4.7. Подобласти палеарктики

1


5.

Тема 5. Формообразование птиц Средней Сибири

2

1


Влияние ландшафта на процесс формообразования птиц

2



Виды птиц Средней Сибири

2



Учение о биологическом разнообразии мира, о сохранности планеты

1

1

                                                           Итого:       34        8



Содержание элективного курса


№ п/п

Темы занятий

1

Тема 1. Геологическое летоисчисление, основные периоды развития жизни на Земле (2 ч.)

Летоисчисление Земли. Геологическое летоисчисление. Кайнозойская эра. Мезозойский период. Неогеновый период.

Появление человека на Земле. Структура и расположение материков.

Причины изменения климата. Изменения соотношения размеров суши и океанов. Тектонические движения земной коры. Горообразование. Вулканическая деятельность. Изменение наклона земной оси. Солнечная активность.

2

Тема 2. Четвертичный период и его особенности (5 ч.)

Международный союз по изучению четвертичного периода (INQUA).

Расположение материков в плейстоцене. Состав почв, воды, рельефа. Биологическое разнообразие.

Ледниковые и межледниковые периоды. Показатель уровня моря в четвертичный период, его сравнение с современным показателем.

Полярные области. Экваториальные области. Появление континента Евразия.

Разделение голоцена на подэтапы (древний, ранний, средний, поздний голоцен). Малый ледниковый период. Неогляциал. Малый (средневековый) оптимум.

Геокриологическая ситуация. Геокриологические образования. Синкриогенная формация. Криолитологические индикаторы. Едомные толщи и пластовые ледяные залежи. Морские террасы. Булгунняхи (пинго), миграционные бугры пучения (пальза) и голоценовые повторно-жильные льды.

3



Тема 3. Географические особенности экорегиона Средняя Сибирь (6 ч.)

Виды местности. Бассейн реки. Географические границы. Среднесибирское плоскогорье. Сибирская платформа. Складчатые движения платформы. Равнинные и горные пространства. Минеральные ресурсы. Гидроэнергетические ресурсы. Тектонические движения. Континентальность климата. Микропоясность. Строение и виды рельефа. Разнообразие животного мира. Виды животных, существовавших в четвертичный период. Влияние оледенения на рельеф Земли. Днепровское оледенение. Морфоскульптура. Ледниковые воды и приледниковые водоемы.

4

Тема 4. Оледенение Северной Евразии (14 ч)

Геоморфологическая зональность. Зырянское оледенение. Аккумулятивные ледниковые формы. Каровые лестницы. Конечно-моренные дугообразные комплексы. Морены.

Состояние климата, флоры и фауны в эпоху оледенения.

Влияние ледника на дизъюнкции. Высокогорно-предгорный разрыв.

Влияние мозаичности ландшафта на процесс формообразования птиц. Высотная поясность и высотная зональность. Подобласти палеарктики.

5

Тема 5. Формообразование птиц Средней Сибири (7 ч.)

Мозаичность ландшафта. Влияние ландшафта на процесс формообразования птиц. Виды птиц Средней Сибири. Биологическое разнообразие мира. Сохранность планеты.




Перечень практических работ


№ п/п

Содержание

Количество часов

1

Решение тестовых заданий по темам: «Периодизация жизни на Земле», «Эпоха плейстоцена»

1

2

Решение тестовых заданий по теме: «Эпоха голоцена»

1

3

Решение тестовых заданий по темам: «Климатические особенности Средней Сибири и их влияние на растительный и животный мир»

1

4

Решение тестовых заданий по темам: «Рельеф Средней Сибири в плейстоцен-голоценовое время»

1

5

Решение тестовых заданий по темам: «Состояние климата, флоры и фауны в эпоху оледенения»

1

6

Решение тестовых заданий по темам: «Высотная поясность и высотная зональность»

1

7

Решение тестовых заданий по темам «Формообразование птиц Средней Сибири»

1

8

Решение тестовых заданий по темам: «Учение о биологическом разнообразии мира, о сохранности планеты»

1

                                                                                 Итого: 8





Учебные занятия в рамках представленного элективного курса предусматривают разные формы обучения: теоретические – лекции, семинары, и практические – работа с литературными источниками, справочниками, выполнение тестовых заданий для проверки полученных знаний.

В процессе изучения курса школьники с помощью преподавателя готовят научно- исследовательские проекты по выбранным темам, которые будут защищаться по мере прохождения материала. Конечным результатом работы будет проведение межпредметного урока в виде сюжетно-ролевой игры в виде дискуссии.

Во время проведения занятий учащиеся выбирают темы рефератов, получают консультации учителя. На заключительном занятии учащиеся проводят ролевую игру: рассматриваются основные проблемы, связанные с формообразованием птиц в Средней Сибири, и в виде дискуссии обсуждается влияние климатических и тектонических закономерностей на процесс формообразования птиц: с одной стороны, в эпоху четвертичного оледенения, с другой – в современное время.

После того как программа для элективного курса была разработана, ее необходимо утвердить. К компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин. Образовательное учреждение имеет право утвердить разработанную программу для применения в учебном процессе. Вместе с тем для утверждения программы элективного курса необходима ее экспертиза.

Экспертиза может проводиться на трех уровнях: на уровне методического объединения самого образовательного учреждения, на уровне районного или городского методического объединения, и на уровне регионального экспертного совета.

В соответствии с концепцией профильного обучения для экспертизы программ элективных курсов используются следующие критерии:

1.степень новизны для учащихся;

2. мотивирующий потенциал программы;

3. развивающий потенциал программы;

4. реализация принципа учета возрастных особенностей и индивидуальных возможностей учащихся;

5. наличие здоровьесберегающих характеристик;

6. полнота содержания;

7. связанность и систематичность изложенного материала;

8. адекватность методов обучения типу курсов;

9. степень контролируемости;

10. реалистичность с точки зрения используемых ресурсов;

11. наличие в структуре программы необходимых разделов.

Для успешной разработки, утверждения и внедрения в образовательный процесс новых элективных курсов учитель-профессионал должен ориентироваться в нормах и инструкциях органов управления образованием, иметь доступ к образцам программ элективных курсов, внедренных в различных регионах. Для этого особенно полезным может оказаться профессиональное сообщество в сети интернет.

Приведем список необходимых источников, в том числе и интернет-ресурсов, содержащих различные программы для элективных курсов, а также статьи и нормативные документы, посвященные проблеме разработки элективных курсов и профильному обучению.



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


  1. В.И. Астахов, Л.Л. Исаева, Н.В. Кинд, В.В. Комаров. Четвертичные оледенения Средней Сибири. М. Наука, 1986. 120 с.

  2. Ю.А. Пармузин «Средняя Сибирь. Очерк природы» М. 1964. 311 с.

  3. Средняя Сибирь. Под ред. И.П. Герасимова. М.: Наука, 1964. 480 с.

  4. Баранов А. А. Пространственно-временная динамика биоразнообразия птиц Алтай-Саянского экорегиона и стратегия его сохранения: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора биологических наук. Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева. 2007. 49 с.

  5. Портал “Российское образование” www.edu.ru –программы элективных курсов, нормативные документы.

6.Требования к элективным курсам на персональном сайте учителя информатики и математики И. А. Зайцевой http://www.zaitseva-irina.ru/html/f1093455595.html

7. Нормативные документы по профильному обучению на сайте РГПУ имени А. И. Герцена http://edu.of.ru/profil

8. Нормативные документы на сайте центра образовательного законодательства http://www.lexed.ru/

9. В опросы профильного обучения в старшей школе, нормативные документы, статьи на сайте “Профильное обучение в старшей школе” http://www.profile-edu.ru/




12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!