СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»

«Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе» 

«В человеке все должно быть прекрасно – и лицо,

и одежда, и душа, и мысли…» А.П.Чехов


Без духовно-нравственного воспитания невозможно быть культурным и образованным человеком, понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, нельзя развить высоконравственную гражданскую позицию, пробудить чувство патриотизма, осознать необходимость жить нравственно.

Духовная среда нашего общества сегодня не способствует нравственному воспитанию детей. Человеку еще предстоит научиться культурно пользоваться свободой. Ребенок не может самостоятельно разобраться, где зло и где добро, где культура и антикультура, поэтому духовно-нравственное воспитание детей - насущная потребность нашего времени.

Каждый человек хотя бы однажды задумывался над вопросом: «Зачем я появился на свет?». Народная мудрость гласит: «Посади дерево, вырасти ребенка и построй дом». В простоте этой истины сокрыто глубинное понимание духовности и дан ответ на поставленный вопрос. «Посадить дерево», значит, сохранять, любить и обновлять природу - живой организм, внутри и благодаря которому человек живет и без которого просто погибнет. «Вырастить ребенка», значит сотворить дух, тебе подобный, несущий в мир любовь, добро, красоту, а для этого необходимо «построить дом» - не жилище, а Храм своей души - выпустить на волю то божественное начало, которое в тебе заложено от рождения, не загубить его алчностью, невежеством, эгоизмом, ненавистью, завистью, ленью.

В настоящее время Россия у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Для настоящего времени в отношениях между людьми стали типичными равнодушие, грубость, озлобленность, лицемерие, насилие, лживость.

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах.  И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача преподавателя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир каждого студента и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.

   В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» говорится о том, что новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт нравственного воспитания. Что же такое нравственность? В словаре С.И. Ожегова мы можем прочитать, что “нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках”. Но разве в жизни возможно отделить нравственное воспитание от духовного? Духовно-нравственное воспитание направлено на “возвышение сердца” ребёнка как центра духовной жизни. Главная характеристика нравственных ценностей – ориентация на добро (во благо). Духовное воспитание очень важно и оно заключается не только в религиозных нормах, духовное воспитание - это воспитание культурного человека вообще.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А роль классного руководителя остаётся неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Чтобы процесс воспитания проходил успешно и безболезненно, вокруг  обучающегося  должна быть создана такая атмосфера, где ему будет так же хорошо и уютно, как в семье. Нужно приложить все усилия, чтобы ученик, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы мне, как  воспитателю отводится главная роль.

Я являюсь куратором 1 курса группы 1 Логист «А». Работу в группе провожу в соответствии с планом воспитательной работы. Ведущей воспитательной задачей для меня является - формировать личность, способную к самореализации, стремящуюся к самопознанию и саморазвитию, высоко нравственную, патриотическую, здоровую духом и телом. И, как следствие, - формирование крепкого, дружного коллектива.

Главной формой воспитательной работы с учащимися остаётся классный час. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся. Была проведена серия классных часов: 

«Святые заступники Земли Русской». Речь шла о духовном подвиге Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Александра Невского. В ходе работы учащиеся были активны, смогли ответить на вопрос: «За что эти люди были причислены к лику святых?»

Прошли уроки мужества: «Они сражались за Родину», «Хочется всех поимённо назвать…», приуроченные к блокаде Лениинграда и освобождению г. Курска от немецко-фашистских захватчиков.

 Они имеют целью обогатить учащихся моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями.

Посещали культурно-массовые мероприятия – картинную галерею, драматический театр, гринфильм.

Планируем поездку в усадьбу А. А. Фета в село Воробьевку и Коренную пустынь м. Свобода..

Писали эссе на тему «Я без семьи никто», где ребята выразили свои чувства к семейным взаимоотношениям, был сделан вывод, что семья является поддержкой в жизни человека, именно в ней ребенок получает тепло, ласку, уют, учится взаимоотношениям с другими людьми.

Привлекаю своих студентов в участии в научно - практических конференциях, таких как «Знаменские чтения», «Шаг в будущее», «Афганская война: история, реалии, судьбюы» («Роль семьи в духовно-нравственном воспитании школьников»).

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном. Был проведен классный час на тему «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних», «Курить – здоровью вредить», «О вреде алкоголя и табакокурения».

Очень часто помимо классных часов я просто беседую со студентами о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, скромности непримиримости к равнодушию и лжи. Тема беседы зависит от возникшей в группе определенной  проблемы. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение к своему поведению и поведению других людей.

Успех воспитания зависит от систематичности и последовательности. Используя методы стимулирования, поощрение применяем в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность. Наказание состоит в наложении дополнительных обязанностей; лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения.

При определении направлений нравственного воспитания  очень важно понять, как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание  завтрашнего дня, насколько несет в себе дух нового времени.

Хочу сказать, что мои старания пока прошли напрасно – в группе не очень дружелюбная обстановка, все помогают друг другу – желанием не горят.

Никакие слова педагога не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия.

Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.

В завершении своего выступления хочу вспомнить слова В. М. Бехтерева, который считал, что «Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения».














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!