СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Влияние физической культуры на формирование личности подростка»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность.  Потребность в формировании здорового образа жизни  и создании специальных программ обучения ЗОЖ обосновывается закономерностями изменений состояния здоровья населения, характера заболеваемости, продолжительности жизни, существенно влияющими на качество жизни человека в частности подростка.

Цель исследования:  Заключается в определении оптимального уровня физической  активности школьников и уровня   положительной мотивации к занятиям физической культурой.

Гипотеза: Предполагается, что последовательное и систематическое влияние на формирование основ здорового образа жизни школьников, с учетом их  индивидуальных параметров посредством развития мотивации и потребности в занятиях физической культурой, будет способствовать сохранению и укреплению их здоровья.

Объект исследования:  Физическое воспитание  школьников в процессе формирования здорового образа жизни.

Предмет исследования:   Учащиеся   5-х классов «Гимназии №2»

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Выявить в научно-методической литературе решение по проблеме формирования здорового образа жизни.

2. Разработать и предложить к внедрению  проект  «Здоровье гимназиста», комплексы  по здоровому образу жизни для школьников и с учетом их  физических данных.

3. Анкетирование. Определить эффективность применения программы в повышении уровня физической активности школьников.

Практическая значимость работы: Заключается в том, что анализ и интерпретация данных, полученных экспериментальным путем, позволит рационально выстроить режим дня школьников, включив в него необходимый минимум физической нагрузки; кроме прочего, определение оптимального режима двигательной активности и физической нагрузки, знание индивидуальных и физиолого-возрастных особенностей организма человека позволит избежать перегрузок и дилетантского подхода в определении нормы физической активности, а также минимизировать имеющиеся негативные установки на занятия физической культурой, создать положительную мотивацию и устойчивую потребность к занятиям спортом.

 

 

Просмотр содержимого документа
««Влияние физической культуры на формирование личности подростка»»

Коммунальное Государственное Учреждение «Гимназия №2» акимата города Рудного





Научно – исследовательский проект по теме:




«Влияние физической культуры на формирование личности подростка»








Исполнитель: Кузьмина А.

Гимназия №2 10А класс

Руководитель: Кузьмина Л.В.

учитель Ф.К. Гимназии №2

















г. Рудный

Аннотация


Научной деятельностью Анна занимается с 4–го класса. Выбор тематики связан с познания и развития себя, своих возможностей. Темы работ: «Красивая осанка как средство укрепления здоровья», затем «Профилактика глаз или как сохранить зрение», путей к здоровому образу жизни много и каждый ищет свой.

Актуальность. За последние годы отмечается тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения, обусловленная целым рядом причин, таких, как снижение материального благополучия, ухудшение экологической ситуации, возрастание учебной нагрузки, отсутствие культуры здоровья в обществе. Потребность в формировании здорового образа жизни и создании специальных программ обучения ЗОЖ обосновывается закономерностями изменений состояния здоровья населения, характера заболеваемости, продолжительности жизни, существенно влияющими на качество жизни человека в частности подростка.

Цель исследования: Заключается в определении оптимального уровня физической активности школьников и уровня положительной мотивации к занятиям физической культурой.

Гипотеза: Предполагается, что последовательное и систематическое влияние на формирование основ здорового образа жизни школьников, с учетом их индивидуальных параметров посредством развития мотивации и потребности в занятиях физической культурой, будет способствовать сохранению и укреплению их здоровья.

Объект исследования:  Физическое воспитание школьников в процессе формирования здорового образа жизни.

Предмет исследования:   Учащиеся 5-х классов «Гимназии №2»

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Выявить в научно-методической литературе решение по проблеме формирования здорового образа жизни.

2. Разработать и предложить к внедрению проект «Здоровье гимназиста», комплексы по здоровому образу жизни для школьников и с учетом их физических данных.

3. Анкетирование. Определить эффективность применения программы в повышении уровня физической активности школьников.

Практическая значимость работы: Заключается в том, что анализ и интерпретация данных, полученных экспериментальным путем, позволит рационально выстроить режим дня школьников, включив в него необходимый минимум физической нагрузки; кроме прочего, определение оптимального режима двигательной активности и физической нагрузки, знание индивидуальных и физиолого-возрастных особенностей организма человека позволит избежать перегрузок и дилетантского подхода в определении нормы физической активности, а также минимизировать имеющиеся негативные установки на занятия физической культурой, создать положительную мотивацию и устойчивую потребность к занятиям спортом.











































СОДЕРЖАНИЕ


ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

1 Обзор научно-методической литературы по современным проблемам формирования здоровья и здорового образа жизни

5

1.1 «Здоровье», «здоровый образ жизни» в современном образовательном пространстве.

1.2. Влияние средств физических упражнений и физической культуры на здоровье школьников.

1.3. Режим двигательной активности как одни из важнейших компонентов здорового образа жизни.

5


7


8

ГЛАВА II МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Метод исследования.

«Дневника здоровья»

2.2. Организация исследования

Глава III ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА БЕРЕЖНОГО ОТНАШЕНИЯ К ФИЗИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮ.

3.1. Обучение навыков выполнения.

3.2. Результаты исследования.

10

14

16

16

21

ГЛАВА IV ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

27




















1. Обзор научно-методической литературы по современным проблемам формирования здоровья и здорового образа жизни


1.1 «Здоровье», «здоровый образ жизни» в современном образовательном пространстве


«Здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность.



Рисунок 1 – Виды здоровья


Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье, определяется теми моральными принципами, которые являются основой жизни человека.

Академик Н.М. Амосов предложил ввести новый медицинский термин «количество здоровья» для обозначения меры резервов организма.

Допустим, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые высоко тренированные спортсмены могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма. Отчего зависит уровень здоровья каждого человека и соответственно возможности его организма?



Рисунок 2 – Факторы, влияющие на здоровье


Отсюда следует, что если человек ведет здоровый образ жизни, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. И наоборот, человек, ведущий совершенно противоположный образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на преждевременную старость, сокращая тем самым продолжительность жизни.

Общеизвестно, что здоровье человека - одна важнейших ценностей жизни, его нельзя ни купить, ни приобрести, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.

В тесной связи с понятием «здоровье» находится и такое понятие как «здоровый образ жизни».

Существует весьма распространенное мнение о том, что понятие здорового образа жизни порождено событиями последних десятилетий.

Зарождение здорового образа жизни, напрямую связано с тем временем, когда первобытный человек стал создавать орудия труда, когда он начинал осознавать, что его жизненные успехи во многом предопределяются его физическими способностями, его умением быстро настигать добычу, преодолевать разного рода естественные преграды, его способностями далеко и метко бросать камни, копья, дротики и так далее, тогда он стал пользоваться физическими упражнениями при подготовке к охоте на крупных и опасных зверей.

По мнению академика Д.А. Изуткина, здоровый образ жизни - первооснова профилактики всех заболеваний. Он подчеркивает, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики - первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Образ жизни - здоровый, культурный, цивилизованный - реализуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время. Для того чтобы какая-либо деятельность вошла в повседневный быт, необходимо, выделять на эту деятельность время из своего бюджета, а сама деятельность осуществлялась бы в пространстве, а не только в мыслях и мечтах.

Совершенно ясно, что формирование здорового образа жизни - это сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы.


1.2 Влияние средств физических упражнений и физической культуры на здоровье школьников


Генетическая потребность в различном уровне движений заложена в каждом ребенке с первых дней жизни и зависит от типологических особенностей нервной системы ребенка. При этом по данным Минздрава, оптимальное физическое развитие и функциональное состояние достигается при занятиях физическими упражнениями не менее 2 - 2,5 часов в день.

Наряду с этим в современной литературе накоплен огромный материал о негативном воздействии интенсивных физических нагрузок на растущий организм. Исследования показывают, что интенсивные занятия спортом в раннем возрасте приводят к хроническим заболеваниям суставов, лордозам и кифозам, раннему закрытию зон роста.

Достижение и поддержание высокого уровня здоровья средствами физической культуры возможно лишь при условии использования всего многообразия различных видов упражнений и правильном их дозировании. Укрепить здоровье с помощью физических упражнений можно, только зная, что, как и сколько надо делать. Именно этих знаний многим более всего и не хватает.

Прежде всего, следует помнить, что использование физических нагрузок не должно рассматриваться как временная компания, определённый курс лечения, а как постоянный жизненный фактор.

Существует и другая крайность. Многие считают, что чем больше занимаешься, тем полезнее для здоровья и, что особенно полезны те упражнения, которые сопровождаются большими нагрузками (культуризм, марафонский бег и т.п)

Считается, что 3-5 разовые занятия в неделю (из них 2-3 на природе) с использованием дыхательной гимнастики, ходьбы, бега, ходьбы на лыжах и других упражнений с циклическим характером движений наиболее эффективно влияют на полное восстановление нарушенных функций организма и имеют общеукрепляющее свойства.

Исследованиями установлено, что для значительных сдвигов в физической подготовленности, более эффективного, устойчивого влияния упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и других жизненно важных для человека качеств необходимо заниматься три раза в неделю.

Школьнику должна быть привита любовь самостоятельно дополнительно, систематически работать над своим физическим развитием от одного до двух раз в неделю, а также желание и упорство неукоснительно выполнять ежедневную утреннюю гимнастику, а так же желательно закаливание. Лишь в этом случае происходит значительное улучшение его здоровья и физического состояния, даже если в начальной стадии имелись нарушения жизненных функций и заболевания.

При этом хочется отметить, что высокая оздоровительная эффективность рационального дозирования физических нагрузок особенно проявляется у школьников с недостаточным уровнем развития физических качеств.

Необходимо всегда помнить, что для решения оздоровительных задач физической культуры главным является не повышение уровня подготовленности и без того физически сильных школьников, тем более, что здоровья им это не прибавит, а подтягивание до необходимого уровня ребят с низкими показателями здоровья и развития физических качеств. Это позволит укрепить их здоровье, повысить работоспособность и успеваемость, предупредить заболеваемость. Такое отношение должно рассматриваться в качестве главного критерия постановки физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательной школе.


1.3 Режим двигательной активности как одни из важнейших компонентов здорового образа жизни


Одним из важнейших социальных факторов формирования образа жизни и здорового образа в частности, выступают физическая культура и массовый спорт. Президент ассоциации «Спорт для всех» Б.Н. Рогатин подчеркивает, что человек, систематически занимающийся спортом, в 2-3 раза легче переносит тяготы жизни, на 15-20% более инициативен в работе, общественной жизни коллектива, оказывает больше помощи своим товарищам, у него выше творческая активность, общительность, он больше уверен в себе, стремится добиться лучших результатов, на том участке, где прилагает усилия, будь то производственная или общественная деятельность, учеба. Он же сформулировал следующий тезис: физическая культура как феномен культуры не может быть сведена к природным явлениям, к физическим качествам человека, свойствам его организма и биологическим системам жизнеобеспечения, телесность человека является базисной характеристикой человека, но его духовность, интеллект неотделимы от человека и его физической культуры.

Все сказанное выше позволяет заключить, что активная роль физической культуры в реализации ЗОЖ несводима к выполнению систем физических упражнений, но охватывает среду формирования, развития и совершенствования личности, социализации человека.

Физкультура в школе имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника. Ведь физкультура в школе решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности, социальной активности подростка. В последнее время медики, педагоги бьют тревогу: у нынешних школьников и студентов активнее, чем у их сверстников в прошлые годы, проявляются нарушения осанки, они больше страдают от плоскостопия и других заболеваний двигательной системы. Одна из причин - недостаточная мышечная нагрузка. Дети ведут малоподвижный образ жизни: сначала сидят на уроках, потом - над домашними заданиями, а вечером - у компьютера.

Но физкультура в школе не ограничивается одними лишь уроками физкультуры. Физкультура в школе - это так называемые физкультминутки, которые проводятся в течение других уроков. Они необходимы для снятия физического и умственного напряжения. К сожалению, сегодня физкультминутки в школах проводятся в основном в начальных классах и за очень редким исключением в средних классах. А про старшеклассников в этом смысле совсем забыли. Но учителя совершенно напрасно пренебрегают физкультминутками, ведь потратив пару минут на снятие напряжения, они получили бы большую результативность работы в итоге.

Физкультура в школе обязательно сопровождается медицинскими осмотрами. Цель медосмотров - оценка состояния здоровья, развития и уровня физической подготовки школьников. Данные медицинских осмотров позволяют врачу рекомендовать определенные виды физических упражнений, величину нагрузки, методики их применения.

Наряду с этими данными в современной литературе накоплен огромный материал о негативном воздействии интенсивных физических нагрузок на растущий организм. Исследования показывают, что интенсивные занятия спортом в раннем возрасте приводят к хроническим заболеваниям суставов, лордозам и кифозам, раннему закрытию зон роста.

Поэтому следует отметить еще раз, что занятия физическими упражнениями необходимо дозировать с учетом индивидуальной чувствительности организма к ней, суточной и сезонной ритмики, возрастных особенностей, а также климатогеографических и социальных факторов.

Оптимальный двигательный режим школьника должен складываться из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах (для детей младшего школьного возраста), уроков физической культуры, занятий в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

У современных детей и подростков порог стрессоустойчивости крайне низок, они легко возбуждаются, выходят из себя, в некоторых случаях ведут себя неадекватно, занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям.

Делая вывод из вышеизложенного, решение проблемы оптимальной физической активности в урочное время, многие педагоги, медицинские работники видят в широком использовании комплекса физических упражнений, способствующих удовлетворению потребности старшеклассников в движении, укреплению их здоровья и повышению работоспособности.

Одним из средств повышения двигательной активности являются физкультминутки в течение урока, но большую значимость приобретают бег, военно-спортивные игры, внешкольные спортивные мероприятия и спортивные игры с использованием мяча, скакалок, теннисных ракеток и прочего спортивного инвентаря.


II Методы и организация исследования


2.1 Методы исследования


Выбор методов исследования определяется, прежде всего, конкретными задачами данной научной работы.

Изучение основных компонентов формирования здорового образа жизни и влияние на укрепление здоровья школьников физических упражнений было основной целью данной работы.

Анкетирование.

Как метод сбора первичных данных позволил нам выявить представления о здоровом образе жизни и мотивации к его осуществлению у учащихся. Анкетирование проводилось в индивидуальной форме, анонимно, с целью определения индивидуального стиля жизни учащихся и их отношения к формированию и приобретению основ здорового образа жизни.

Оценка индивидуального образа жизни и отношения к своему здоровью проводилась по 3-х балльной шкале. Использование шкалы с 3 ответами, которым присваиваются баллы от 4 до 0 широко распространенный в социальных исследованиях прием. При анализе анкеты за каждый ответ А, присуждалось 3 балла, за Б - 2 балла и за С - 0.

42 балла и выше - высокий уровень, на котором сформированы все компоненты личностной культуры бережного отношения к своему здоровью, зрелость и активность механизмов сохранения и укрепления здоровья, определен общий смысл жизни, взаимоотношений, реализуются компоненты здорового образа жизни.

- 31 балл - средний уровень, на котором заметны проявления одних компонентов формирования здорового образа жизни и недостаточная сформированность других, недостаточная активность механизмов сохранения и укрепления своего здоровья, недостаточная адаптация к условиям окружающей среды, неустойчивая работоспособность.

- ниже - низкий уровень, на котором проявляется отсутствие отдельных компонентов формирования здорового образа жизни, потребности в их формировании и совершенствовании, отсутствие заботы о сохранении и укреплении своего здоровья, низкий уровень адаптации к условиям окружающей среды, низкая работоспособность, наличие болезней.

В анкете было представлено 30 утверждений, которые имели следующие обозначения: 1 - не согласен, 2-частично не согласен, 3 - частично согласен, 4 - согласен полностью. Оценка утверждений производилась в числовом эквиваленте, т.е. каждый отмеченный вариант ответа - респондент. Для того чтобы нам, более точно выявить достоверность анкеты, мы брали конкретные варианты ответов, а именно 1и 4. Полученные нами в ходе анкетирования результаты рассчитывались пропорциональным соотношением.

Тестирование заключалось в измерении оценки уровня здоровья по Э.Н. Вайнеру, а также с помощью оборудования (секундомер, сантиметровая лента) измеряли собственные функциональные и физические показатели, которые непосредственно связаны с уровнем здоровья старшеклассников. Тестирование состояло из показателей оценки уровня здоровья, которые сведены в три группы (физиологическая, двигательная, образ жизни). Первая (позиции 1-2) позволяет оценить оптимальное функционирование, а также резервы сердечно - сосудистой системы. Вторая группа (позиции 3-6) характеризует главным образом физическое здоровье, включая оценку основных двигательных качеств: общей и силовой выносливости, быстроты, гибкости, скоростно-силовых качеств. По третьей группе показателей можно определить образ жизни (позиции 7-9).


Дневник здоровья школьника


Основными показателями здоровья являются:

1. Стремление и умение поддерживать и укреплять собственное здоровье и строить свое поведение без ущерба для здоровья и благополучия других людей.

2. Высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям, для чего должны нормально работать все органы и системы организма.

3. Уверенность в себе, умение контролировать и управлять своими поступками, чувствами и мыслями.

Основными условиями построения ЗОЖ являются:

1. Настрой на здоровый образ жизни.

2. Достаточная двигательная активность.

3. Умение регулировать свое психическое состояние.

4. Правильное питание.

5. Закаливание и тренировка иммунитета.

6. Четкий режим жизни.

8. Выполнение гигиенических требований.

9. Умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.

10. Отказ от вредных привычек.

11. Потребность больше узнать о своем организме, о средствах и методах поддержания и обеспечения своего здоровья.

Чтобы разработать такой образ жизни, каждому человеку надо как можно точнее определить свои индивидуально-типологические черты. Для этого следует возможно точнее заполнить приведенную ниже . 
Там, где могут возникнуть затруднения, можно обратиться к учителю физкультуры, школьному психологу, родителям.

Форма 1. 

Карта индивидуального развития.

Пол ________________________________________
Возраст (дата рождения)_____________________
Количество членов семьи _____________________
Жилищные условия __________________________ 
Перенесенные заболевания ___________________
Перенесенные травмы ________________________
Имеющийся диагноз _________________________

Физическое развитие

Для оценки состояния здоровья учитывается значительное число показателей состояния человека и его образа жизни, что позволяет определить уровень здоровья.

Благодаря ему можно:

– найти в организме человека самую слабую систему, которая ограничивает его уровень здоровья, и разработать программу образа жизни, помогающую укреплению ослабленной системы;
– контролировать успешность воплощения в жизнь этой программы и в случае необходимости вносить в нее нужные изменения.

Оценку уровня здоровья проводят по показателям физического развития, физической подготовленности (по двигательным качествам – силе, быстроте, выносливости, ловкости и гибкости), по состоянию иммунитета и образу жизни в настоящее время. Все эти данные вносят в специальную таблицу  и каждый из показателей оценивают в баллах, что позволяет сделать вывод о сильных и слабых сторонах здоровья данного человека и наметить меры для улучшения показателей. 

Для того чтобы лучше выполнить задание, можно воспользоваться следующими рекомендациями:

Чтобы измерить у себя частоту сердечных сокращений, необходимо кончиками 2-, 3-го и 4-го пальцев (указательный, средний и безымянный) нащупать пульс в одном из мест, где артерии расположены прямо под кожей. Лучше всего пульс прощупывается на внутренней стороне предплечья возле запястья (ближе к большому пальцу), на височной или сонной артерии (на шее). А можно подсчитать частоту сердечных сокращений, просто приложив пальцы чуть слева от грудины (в промежутке между 4-м и 5-м ребрами), где хорошо прощупывается сердечный толчок.

Чтобы получить правильные данные, которые потом можно будет сравнить между собой, пульс всегда надо измерять в спокойном состоянии и в одной и той же позе (лежа или сидя). 

Более того, желательно подсчитывать пульс в одно и то же время суток (лучше всего утром после пробуждения). 

Артериальное давление. Для его измерения требуются специальное оборудование и определенные навыки, поэтому этот показатель необходимо взять в медицинском кабинете школы.

Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек. – это показатель, который характеризует способность кровообращения нормализоваться после физических нагрузок. Его выполняют вместе с преподавателем физкультуры.
Жизненный показатель отражает состояние дыхательной системы человека. Чтобы его определить, необходимо знать массу тела и жизненную емкость легких (ЖЕЛ). ЖЕЛ определяют в медицинском кабинете. Полученную величину ЖЕЛ (в мл) необходимо разделить на массу тела (в кг). 

Динамометрию кисти (силу мышц – сгибателей пальцев) можно определить специальным динамометром в медицинском кабинете. Там же помогут уточнить и тип осанки. 

Соответствие массы тела росту. Для оценки этого показателя массу тела в килограммах делят на квадрат роста в метрах. 
Двигательные качества школьника (показатели: бег 30 м с ходу и на выносливость) обычно определяют на занятиях физической культурой, поэтому свои результаты можно уточнить у преподавателя физкультуры. Не страшно, если какие-либо тесты отличаются от приведенных в таблице, – важно лишь, чтобы они были неизменными в течение всего времени обучения.

Показатели, которые характеризуют эффективность работы иммунной системы организма (закаливание, количество простудных заболеваний в год), отражают устойчивость организма человека к простудным и другим заболеваниям. Количество же хронических заболеваний отражает состояние здоровья ученика.

В результате по сумме баллов можно сделать вывод:

Уровень здоровья________________ баллов.
Самая слабая система__________________баллов.

Что надо изменить в своем образе жизни ______________

Теперь появляется возможность получить свою собственную оздоровительную программу, но разрабатывать ее следует только вместе с учителем физкультуры, врачом. Желательно, чтобы в разработке оздоровительной программы принимали участие и родители – ведь они самые заинтересованные в здоровье ребенка люди, и от них во многом зависит создание здоровой среды и ЗОЖ в семье.


Экспресс-оценка уровня здоровья школьников в возрасте 7–16 лет абсолютные данные и баллы.

Чтобы получить комплексный показатель уровня здоровья, необходимо определить средний балл в каждой из трех групп, сложить полученные средние баллы и сумму разделить на три. Указанные и выбранные показатели необходимо перевести по таблице в баллы. Сложив последние и разделив сумму на количество выбранных показателей, получим средний балл, который и будет характеризовать общий уровень здоровья.

Уровень здоровья по каждому показателю оценивается с помощью следующей таблицы.

Таблица 1 – Оценка уровня здоровья школьника

№п/п

Уровень здоровья

1

4,0

высокий

2

3,0-4,9

выше среднего

3

2,0-2,9

средний

4

1,0-1,9

ниже среднего

5

0-0,9

низкий


Эксперимент заключался в частичной апробации авторской программы по физическому воспитанию (Э.Н. Вайнер), которая позволяет подходить к решению проблемы здорового образа жизни системно, эффективно используя школьные и социальные ресурсы, а также проведение необходимой диагностики для выявления положительных тенденций или отклонений в физическом развитии учащихся. Суть данной программы заключается в том, что ответственность за свое здоровье человек несет сам, отсюда вытекают основополагающие принципы программы - сознательность и активность. Вайнер Э.Н. рассматривает ЗОЖ как многоструктурный компонент, особо выделяя физическое здоровье и активность детей, которые должны быть, включены не только в учебный контекст, но и в социальный, в данном случае это семья. Программа предназначена для решения задач физического здоровья школьников на уроках физической культуры и на внеклассных мероприятиях, это предполагает формирование опыта бережного отношения к физическому здоровью, обучение навыкам выполнения комплексов физических упражнений, утренней зарядки, мотивации физического развития. Программа включает 8 разделов, сопровождаемых практическими и теоретическими рекомендациями, комплексами физических упражнений, методикой их проведения и контрольными вопросами. Мы оставили внимание на отдельных аспектах данной программы: что такое ЗОЖ, как измерить свое здоровье, учимся учиться, как рационально, с учетом дневной нормы физической активности выстроить рабочий день школьника.

Математическая обработка результатов - главная цель, стоящая перед нами в данном методе, это интерпретация и вычисление полученных результатов в ходе проведённого исследования с помощью метода Стьюдента. Немаловажной задачей будет являться определение качественной и количественной связи влияния физической культуры на формирование ЗОЖ современного школьника.

2.2 Организация исследования


Весь экспериментальный материал, был получен на базе КГУ «Гимназии №2» акимата города Рудного, Костанайской области. Эксперимент проводился с февраля по май 2016 года. В нем приняли участие 17 учащихся 7 Б класса. В предварительной беседе с участниками эксперимента было получено их добровольное согласие. Было проведено анонимное анкетирование с целью выявления индивидуального образа жизни учащихся и их отношения к своему здоровью.

На основании проведенных исследований были сделаны карты по каждому ученику исследуемой группы (Приложение А). Обработав данные исследований, по каждому ученику в начальный период исследований были получены следующие данные по уровню здоровья по всем двенадцати показателям.


Таблица 2 - Индекса здоровья (по Вайнеру)

Показатель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ито-

го

Среднее значение показателя

69,35

77,06

1,99 мин

57,94

51,88



4,81с


1223,6

м





Средний уровень здоровья

3,412

2,294

2,529

2,118

2,0

2,941

3,294

2,294

2,294

0,706

2,824

2,706

28,412


Анализируя данную таблицу можно заметить, что низкие баллы прослеживаются по показателям:

4 – Жизненный показатель – 2,118;

5 – Динамометрия кисти к массе тела – 2,0;

8 – Бег 30 метров с места – 2,294;

9 – Бег на выносливость – 2,294;

10 – Закаливание – 0,706;

11 – Количество простудных заболеваний в год – 2,824;

12 – Количество хронических заболеваний – 2,706.

В результате общий средний балл составил 28,412, что говорит, что индекс здоровья всей исследовательской группы – средний.

Анализируя данные по каждому ученику можно заметить, что снижают общий показатель: Битюков И. (17), Козылов М. (23), Давыдов А. (26), Кушниренко А. (27), Морякова Д. (25), Ниязбаева Д. (24), Раимов С. (26), Чернова А. (23). Данных учеников необходимо привлечь к занятиям в спортивных секциях, или мотивировать на самостоятельные занятия.

В октябре 2017г были проведен еще один срез по результатам, полученным после проведения дополнительных мероприятий (Приложение Б). Средние результаты по каждому показателю приводятся в таблице 3.




Таблица 3 – Второй срез исследовательской группы

Показатель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ито-

го

Среднее значение показателя

69,18

77,47

2,09 мин

58,0

51,94



4,73с


1227,1

м





Средний уровень здоровья

2,471

2,353

2,588

2,118

2,0

3,471

3,647

2,353

2,294

1,412

2,824

3,118

30,647


Анализируя данную таблицу можно заметить, что произошло увеличение среднего балла и он стал равен 30,647, что говорит, что здоровье в группе стало выше среднего. Прослеживаются рост по отдельным показателям:

4 – Жизненный показатель – 14%;

8 – Бег 30 метров с места – 2,5%;

10 – Закаливание – 50%;

12 – Количество хронических заболеваний –13%.

Анализируя данные по каждому ученику можно заметить, что в результате дополнительных занятий спортом и применения способов закаливания организма повысились общий показатель уровня здоровья: Битюков И. (20%), Козылов М. (23%), Давыдов А. (13%), Кушниренко А. (10%), Морякова Д. (21%), Ниязбаева Д. (17%). Данные ученики активно занимались спортом в летний период и их результаты существенно улучшились. В группе риска со средним и ниже среднего уровня остались всего 3 учеников.


III Программа формирования опыта бережного отношения к физическому здоровью


3.1 Обучение навыкам выполнения комплексов физических упражнений


Суть данной программы заключается в том, что ответственность за свое здоровье человек несет сам, отсюда вытекают основополагающие принципы программы - сознательность и активность. (Вайнер Э.Н.)

Программа здоровьесберегающих технологий, преимущественно ориентирована на подготовку учащихся к вступлению в старшую фазу индивидуального развития. В связи с этим при рассмотрении каждой темы необходимо подчеркивать, что от того, как подготовятся школьники к этому важному периоду развития человека, во многом зависит их здоровье на всех последующих этапах жизни.

Каждая тема включает разделы:

Задачи.

1. Теоретический раздел. В каждой теме полужирным шрифтом выделены опорные понятия, на которые следует обратить внимание учащихся.

2. Практический раздел содержит материал, способствующий освоению навыков здорового поведения и формированию осознанного отношения к построению здорового образа жизни.

3. Методические рекомендации непосредственно для учителя - предложения по организации изучения темы.

Тема 1. Что такое здоровый образ жизни(2 часа).

Задачи:

1. Ознакомиться с основными понятиями.

2. Провести анализ отношения учащихся к проблемам здоровья.

3. Сформировать ориентацию на здоровый образ жизни.


Теоретический раздел:

1. Что такое здоровье?

2. Здоровый образ жизни?

Практический раздел:

Анкета

«Отношение учащегося к здоровью и здоровому образу жизни»

Заполни анкету, проведи анализ ответов и сделай вывод:

Какое у тебя здоровье и как ты о нем заботишься?

1. Болел ли ты в последние полгода? Если болел, перечисли заболевания____

2. Сколько дней ты болел? _______________________________________

3. Что было причиной твоих болезней? _____________________________

4.У тебя есть постоянный режим дня?_______________________________

5. Ты ежедневно выполняешь утреннюю зарядку?_____________________

6. Ты ежедневно 1,5-2 часа проводишь на свежем воздухе?________________

7. Ты 2-3 раза в день употребляешь фрукты и овощи?___________________

8. Ты уважаешь окружающих людей и не споришь по пустякам?___________

9. Ты регулярно закаляешься?______________________________________

10. Ты всегда одеваешься по погоде?__________________________________

11. Ты занимаешься в спортивной секции, бальными танцами или другими видами двигательной активности не менее 1 часа в день (помимо уроков физкультуры)?_____________

12. У тебя дома есть книги о здоровье и здоровом образе жизни?___________

Выбери и отметь ответы, которые больше всего соответствуют вопросу «Как ты заботишься о здоровье своих родных и близких?»

1. Стараюсь их не огорчать

2. Даю советы, как себя вести

3. Помогаю по дому

4. Привлекаю к совместным оздоровительным занятиям

5. Никак не забочусь

6. Пожалуй, иногда наношу вред их здоровью


Методические рекомендации:

Необходимо постоянно обращать внимание на ответственность каждого человека за свое здоровье, потому что сам человек определяет, какой образ жизни ему вести. Анкетирование позволит самим школьникам более осознанно отнестись к тому образу жизни, который они ведут в настоящее время.


Тема 2. Как измерить свое здоровье (3 часа)

Задачи:

1. Рассмотреть физиологические показатели деятельности организма и их значение в качестве критериев здоровья.

2. Научить измерять некоторые физиологические показатели.


Теоретический раздел: Показатель «Уровень здоровья».

Практический раздел:

1. Как измерить свой пульс.

2. Оценка уровня здоровья по Э.Н. Вайнеру

3. Определение нормальной массы тела детей и подростков

Рекомендации к практической работе:

Метод Э.Н. Вайнера позволяет выявить наиболее слабое звено в организме или образе жизни человека. В дальнейшем целенаправленным воздействием можно добиться повышения эффективности функционирования данной системы, а отсюда - и всего организма в целом. Исследования показывают, что чаще всего ключевым звеном, определяющим уровень здоровья, является третья группа факторов, отражающих образ жизни человека. То есть за счет изменения образа жизни можно добиться наиболее эффективного повышения уровня здоровья.

Методические рекомендации:

После определения уровня здоровья по Э.Н. Вайнеру следует обязательно обратить внимание каждого ученика на наиболее слабое звено в его организме, подсказать пути оздоровления и отметить, что тестирование уровня здоровья будет повторяться регулярно 2 раза в год, чтобы учащиеся могли проверить, успешно ли они организуют свой образ жизни.

Тема 3. Учимся учиться (5 часов)

Задачи:

1. Рассмотреть основные положения, обеспечивающие высокую эффективность учебной деятельности школьника.

2. Освоить приемы оценки своей умственной работоспособности.

3. Освоить средства активного отдыха.

4. Рассмотреть основные требования к рабочему месту ученика.

5. Освоить приемы рациональной организации рабочего места ученика.

Теоретический раздел:

1. Особенности учебной деятельности школьника. Учебная деятельность занимает значительное место в жизнедеятельности школьника и составляет основу его развития как личности.

2. Учеба и активный отдых

3. Гигиена рабочего места ученика

4. Обучение и осанка школьника

Практический раздел:

1. Комплекс утренней гигиенической гимнастики Подсчет пульса.

-Исходное положение (и.п.) - основная стойка. Руки через стороны вверх - потягивание, опустить руки. Выполнять без счета, произвольно 4-5 раз.

-И.п. то же. Вращение головой вправо (4 раза) - влево. Повторить 4-6 раз.

-И.п. руки к плечам. Вращение руками вперед (6 раз) - назад. Повторить 4-6 раз.

-И.п. ноги на ширине плеч. Повороты туловища вправо-влево с захлестыванием руками. Повторить 12-16 раз в каждую сторону.

-И.п. руки на поясе, ноги на ширине стопы. Приседания - руки вперед. Повторить 12-16 раз.

Мальчики: отжимания в упоре лежа. Начинать с количества повторений не до полного утомления; каждые 3-4 дня прибавлять по 1 разу. Девочки: переход из положения лежа на спине с закрепленными ногами в положение сидя. Условия выполнения как у мальчиков.

-И.п. стоя правым боком и держась за стену махи левой ногой вперед-назад. Затем то же, стоя к стене левым боком, махи правой ногой. Повторить 12-16 раз каждой ногой.

Прыжки со скакалкой. Начинать с небольшого количества прыжков (до легкой одышки) и каждый день прибавлять хотя бы еще по одному.

Спокойная ходьба. Подсчет пульса. Теплый душ, заканчивающийся холодным обливанием.

1. «Фотография» твоего обычного дня.

2. Составление режима дня подростка.

3. Упражнения для физкультминутки

Для улучшения мозгового кровообращения:

Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз.

И.п. - сидя на стуле, руки на поясе. 1 - медленный поворот головы вправо, 2 - и.п., 3 - влево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз.

И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом занести левую руку через правое плечо, голову повернуть налево; 2 - и.п., 3 - то же правой рукой, 4 - и.п.

Для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

И.п. сидя или стоя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх; 2 - сменить положение рук. Повторить 3-4 раза, после чего руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.

И.п. - стоя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 - локти назад - прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и расслабленно потрясти.

И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать. Повторить 6-8 раз, затем расслабленно потрясти внизу кистями.

Для снятия утомления с туловища:

И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз вправо, плечевой пояс неподвижен; 2 - то же влево. Повторить 6-8 раз.

И.п. - то же. 1-4 - круговые вращения тазом в одну сторону, 5-8 - в другую сторону. Повторить 4-6 раз.

И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, - вдоль тела вверх; 3-4 - и.п., 5-6 - то же в другую сторону, 7-8 - и.п. Повторить 6-8 раз.

Для предупреждения нарушений зрения:

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, сосчитав до пяти. Повторить 4-5 раз.

Найти на стекле окна точку и задержать на ней взгляд на 15-20 секунд. Затем перевести взгляд на дерево или дом, которые расположены далеко от школы, задержать взгляд на 10 секунд. Повторить это упражнение 2-3 раза.

Крепко зажмурить глаза (сосчитать до трех), открыть глаза и посмотреть вдаль (сосчитать до пяти). Повторить 4-5 раз.

-6 раз зажмурить глаза изо всех сил, сделать ими 10 круговых движений налево - вверх - направо - вниз и обратно.

Вытянуть руку вперед, следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. В среднем темпе проделать 3-4 круговых вращения глазами в правую сторону, столько же - в левую. Расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Сосредоточить взгляд (не мигая как можно дольше) на кончике носа, на какой-нибудь дальней точке и задержать его в течение 1 минуты.

Упражнения для формирования правильной осанки

Закрепление навыка правильной осанки:

встать спиной к стене, ноги слегка расставлены, руки свободно опущены; затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки касаются стены (пять точек касания);

прислониться к стене так, чтобы расстояние между стеной и поясницей было не больше толщины пальца; втянуть живот и чуть-чуть приподнять плечи;

запомнить положение правильной осанки и выполнять это упражнение как можно чаще; при возможности удерживать такое положение тела у стены в течение минуты без утомления; можно, сохраняя ту же осанку, идти вперед.

Лежа на спине:

опираясь на лопатки, локти и пятки - прогнуться;

«велосипед»;

ноги согнуть с опорой на пятки - прогнуться;

«ножницы».

Лежа на животе:

руки согнуты, опираясь на кисти у плеч, выпрямить руки, прогнуться, не отрывая таза от пола;

«я на солнышке лежу».

Стоя на четвереньках:

«злая и добрая кошка»;

«пролезь под забором».

Следующая группа упражнений с резиновым бинтом, закрепленным на неподвижной опоре.

Стоя лицом к опоре:

вращение руками назад;

разведение прямых рук в стороны;

«ход лыжника»;

руки согнуть к груди.

Стоя спиной к опоре:

из положения руки в стороны - свести руки вперед;

из положения руки вверху - опустить руки вперед до горизонтали;

из положения согнутые у груди руки - руки выпрямить.

Методические рекомендации:

Упражнения для активного отдыха лучше вводить постепенно, каждый из этих комплексов разучивать после повторения освоенных ранее. Желательно, чтобы вначале его показывал и пояснял учитель, а при повторении - класс воспроизводил под руководством своего соученика. Необходимо постоянно обращаться к учащимся, с предложением вспомнить, соответствуют ли требования к рабочему месту организации их рабочего места дома; посоветовать привести это место в порядок.


3.2 Результаты исследования


Формирование основ здорового образа жизни с малых лет, а также бережное отношение к своему здоровью на протяжении всей жизни, является основой существования человека. Резкое ухудшение здоровья учащихся во многом определяется нервозной средой обитания, дисгармонией между умственными и физическими нагрузками на организм учащихся в современном учебно-воспитательном процессе.

По данным доктора медицинских наук, Гущиной С.В., каждый выпускник школы имеет 2 или 3 заболевания, которые зачастую хронические. Лишь 10% детей, получивших среднее образование, могут считаться практически здоровыми. При этом с каждым годом объем преподаваемых знаний увеличивается, однако нормам и навыкам здорового образа жизни в школах по-прежнему уделяется мало внимания. Это подтверждают и результаты проведенного нами исследования.

Результаты анкетирования, направленные на оценку индивидуального стиля жизни учащихся и их отношения к формированию и приобретению основ здорового образа жизни, можно представить в виде сводной таблицы в %.

Так, при анализе полученных данных, мы установили, что у 57% испытуемых был установлен средний уровень оценки здорового образа жизни. Это указывает на то, что данная группа школьников, знакома с основами здорового образа жизни, но не всегда их придерживается в своей жизнедеятельности.


Таблица 4 - Среднестатистические результаты оценки здорового образа жизни учащихся «Гимназии №2»

Уровни оценки ЗОЖ

Высокий

Средний

Низкий

12%


57%

31%


Низкий уровень оценки здорового образа жизни наблюдался у 31% испытуемых, и только 12% школьников придерживаются основ здорового образа жизни в процессе своего развития. Это обстоятельство, возможно, указывает на то, что у испытуемых заложены стереотипы поведения нездорового стиля жизни и недостаточно серьезного отношения к своему здоровью, к его сохранению и укреплению.

При этом, несмотря на то, что 65% опрошенных школьников регулярно занимаются спортом и посещают спортивные секции, только 28% постоянно делают зарядку. Несмотря на низкий процент хронических заболеваний 7% (примерно 5 человек), регулярно обращаются к врачу 77% обследованных учащихся. При этом затрудняются ответить на вопрос о том, страдают хроническими заболеваниями они или нет 18% старшеклассников. Необходимо отметить, что 39% школьников 10 класса употребляют спиртные напитки и 58% курят табачные изделия.

Эти данные свидетельствуют о том, что среди учащихся старших классов имеется большой процент школьников ведущих нездоровый образ жизни.

Кроме того выявлено, что тенденция к здоровому образу жизни у школьников старшего возраста Гимназии №2 начинает усиливаться. (28% - делают зарядку, 63% - иногда делают зарядку, спортом занимаются 19%, иногда - 47%). Скорее всего, это связано с тем, что во всех СМИ регулярно идет пропаганда здорового образа жизни, открываются в больших количествах различные фитнес - клубы и спортзалы, спорткомплексы. Мода на здоровье опять начинает возвращаться. Больше половины опрошенных, пытаются использовать выходные дни, для активного отдыха и занятий спортом.

Характеристика количество респондентов % Регулярно активно отдыхают 41÷63%. Иногда активно отдыхают 19÷29%. Никогда не отдыхают активно 58%. Итого 65÷100%. Посещают спортзал постоянно 34÷52%. Иногда посещают спортивные секции 28÷43%. Не занимаются спортом 35%. Итого 65÷100%.

Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают мнения современных авторов о том, что в современном обществе наблюдается тенденция потери здоровья школьников. Учебно-воспитательный процесс с большим объемом нагрузки, особенно в области сенсорного и умственного развития неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья детей. При этом отмечается некоторая диспропорция между увеличением умственной нагрузки, которую подросток получает в результате большого потока информации, и недостаточной двигательной активностью школьников.

Как отмечают большинство исследователей, наиболее эффективным методом оценки и контроля уровня здоровья, физических качеств подростков, является тестирование их физических способностей. С этой целью, как отмечалось выше, нами были использованы отдельные аспекты программы Э.Н. Вайнера по обучению и формированию здорового образа жизни.

В ходе просветительских бесед, со старшеклассниками, были обозначены основные элементы ЗОЖ, их влияние на организм в комплексе, пагубное влияние вредных привычек на состояние подрастающего организма, в том числе и на внутриутробное развитие плода, (показан научно-популярный фильм), но больший интерес вызвал опросник, направленный на оценку состояния здоровья и физического уровня каждого испытуемого, составление собственных карт здоровья.

После определения уровня здоровья следует обязательно обратить внимание каждого ученика на наиболее слабое звено, подсказать пути оздоровления и отметить, что тестирование уровня здоровья должно повторяться регулярно 2 раза в год, чтобы учащиеся могли проверить, успешно ли они организуют свой образ жизни.

В ходе проведённого тестирования были выявлены следующие факты: физиологические показатели старшеклассников (94,3%) находятся в нормальном состоянии, т.е. физиологические процессы (ЧСС) протекают без отклонений. Лишь 5,7% от 100% испытуемых по медицинским показаниям (хронические заболевания) имеют ограничения в занятиях физкультурой. Двигательные качества (87,6%) остаются на должном уровне. Особое значение нужно уделить образу жизни старшеклассников (73,3%).

Полученные в результате исследования данные позволяют специалисту (учителю физической культуры, медицинским работникам школы) грамотно составить программу корректировки или поддержания уровня здоровья и физических способностей каждого. Ко всему прочему, не все современные школы являются институтами формирования здорового и гармонично развитого человека, поэтому нынешнее поколение школьников практически не владеет необходимыми знаниями, чтобы осознанно выбирать общественно правильный (здоровый) образ жизни. Поэтому иногда для коррекции педагогических воздействий рекомендуется использовать метод визуальной оценки, наблюдение, непосредственное общение, делать упор на индивидуальный подход.

С целью улучшения образовательного процесса, корректировки программы по физической культуре для обучающихся старших классов, а также учета интересов, спортивных притязаний, физиологических особенностей подростков нами было проведено анкетирование среди учащихся 9-х и 11-х классов. Всего в исследовании принимало участие 92 человека, по 46 человек из каждого класса. Мы взяли лишь крайние варианты ответов, т.е. суммарное количество тех ответов, которые полностью согласны и те, которые категорически не согласны.

Итак, обучающиеся 9 класса, количество респондентов 46. Количество ответов на 1 вариант анкеты в %:


46 - 100%

- Х

Количество ответов на 4 вариант анкеты в %:

- 100%

- Х

класс, принимало участие 46 человек.

Количество ответов на 1 вариант анкеты в %:

- 100%

- Х

Количество ответов на 4 вариант анкеты в %:

- 100%

- Х



Рисунок 3 –  Диаграмма процентной занятости учащихся в спортивных секциях города



Рисунок 4 –Диаграмма процентной занятости учащихся в спортивных секциях, проводимых в школе


Все результаты, можно представить в виде диаграммы, где наглядно показано, что для превалирующего большинства обучающихся 5-го класса двигательная активность, посещение уроков физкультуры, спортивных секций является актуальным, они осознают прямую зависимость ЗОЖа от занятий спортом, кроме прочего, у многих идет профориентационная направленность на занятия спортом, многие в будущем видят себя именно в этой деятельности. Остальные респонденты (19,6%), по преимуществу это девушки, которые прокомментировали свои ответы следующим образом: они предпочитают заниматься фитнесом, аэробикой, в тренажерном зале, занятия физкультурой с мячом, прыжки и бег неинтересны, немодны, непрестижны.

Комментируя полученные данные обучающихся 9-х классов, можно отметить положительную динамику в вопросе о том, что большая часть ребят все-таки с желанием и интересом посещает занятия, но некоторые из них работают только лишь на получение хорошей отметки, стараются «на аттестат», мыслей о связи физической культуры и здоровья не возникает. Остальная часть опрошенных (30,4%) составляют те, кто по медицинским показаниям не может заниматься в полную силу, а специальных коррекционных групп для таких детей не организовано в стенах школы. Они чувствуют свои неудачи на обычных уроках, нередки конфликты с учителями физической культуры; в 30,4% вошли и те, кто страдает вредными привычками, по преимуществу это дети из социально неблагополучных семей.

Анализируя все полученные данные, констатируем, что для многих людей, в том числе и для нашей возрастной группы, физическая культура в целом представляет собой базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни (ЗОЖ), который, в свою очередь, - основа хорошего самочувствия и бодрого настроения. Да, сегодня мы с сожалением можем констатировать факт того, что прошли времена, когда подростки тянулись в спортивные секции и на спортивные площадки, рассматривая занятия спортом как наиболее предпочтительную форму проведения досуга, но при умелой, корректной, методически верной организации уроков физической культуры, внеклассных массовых спортивных мероприятий, возможно, привлечь большее количество подростков, тем самым увеличивая здоровый генофонд нашей страны.


IV Заключение.


В данной работе освещены вопрос влияния физической культуры на формирование здорового образа жизни старшего школьного возраста, детально рассмотрены особенности физиологического развития детей 15 - 17 лет, а также выявлен необходимый минимум физической нагрузки для этого возраста.

1. Результаты нашего исследования подтверждают мнения современных авторов о том, что изучение особенностей формирования основ здорового образа жизни в современном учебно-воспитательном процессе важны и актуальны в связи с потерей здоровья учащихся во время обучения в школе.

Одно из ведущих мест, в формировании здорового стиля жизни школьников старшего возраста играет потребностно-мотивационная сфера, позволяющая им включаться в процесс познания и формирования здоровья, для чего необходимо создание определенных условий (квалифицированные специалисты в области педагогики и спорта, инновационные подходы в методике преподавания физической культуры с непременным учетом физиологических и психических качеств каждого обучающегося, с акцентом на здоровьесберегающих технологиях, сотрудничество с психологической службой, медицинскими работниками, оборудованные спортзалы, разнообразие спортивных секций, в том числе и для детей с ограниченными возможностями).

Наши исследования позволили установить, что занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на подростковый организм, сохраняют и укрепляют не только физическое здоровье, но и приводят в равновесие психоэмоциональный фон подростка, который может быть нарушен вследствие гормонального переустройства организма. Данные о низкой заинтересованности учащихся в занятиях физической культурой и спортом подтверждаются средними (49%) адаптационными возможностями большинства школьников, поэтому именно для этой группы подростков создание особых условий играет большую роль, здесь очень важны внимание и создание мотива и стимулирования деятельности, создание ситуации успеха и прочее.

Выявленные, в ходе проведения исследования факты, позволяют дать следующие рекомендации: для успешного решения задачи приобщения детей к занятиям спортом, целевой установкой в их работе должно стать не достижение детьми максимальных спортивных результатов, а их гармоничное развитие и формирование у них устойчивого интереса к занятиям, поскольку большая часть наших преподавателей, тренеров ориентирована на максимальный успех в спорте при общем невнимании к личностному развитию.

Кроме того, следует максимально разнообразить программу занятий, отмечая, какой аспект наиболее заинтересует каждого из детей, и в дальнейшем стараться стимулировать их индивидуальные интересы, чаще использовать на уроках те формы и средства общения, которые вызывают у учеников наименьшее число отрицательных реакций.

Следует уделить внимание формам сотрудничества с родителями, путям привлечения их к совместным физкультурно-оздоровительным мероприятиям, праздникам, соревнованиям. Спектр возможностей сотрудничества учителя физкультуры с родителями, а также со своими коллегами, классным руководителем, школьным психологом очень широк. У всех современных школ есть потенциал укрепления здоровья, а проект «Здоровая школа» может стать единым справочником для учителей, родителей, работников здравоохранения, руководителей системы образования и, конечно, для самих учащихся.






























Список литературы


  1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа - вуз»: автореф. докт. дис., Барнаул, 2004г.

  2. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: ФК и С., 2005г

  3. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. - М.: ФК и С, перераб., доп. изд-е, 2001

  4. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры, 2002, №4, - C.2 - 7.

  5. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 2002,207 с.

  6. Быховская И.М., Лубышева Л.И. Столяров В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. -2005. - №5. - С. 11 - 15.

  7. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 2003, 269 с.

  8. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. Петленко В.П. СПб, 1997, Т.5.

  9. Волков Н.И. Двигательная активность и рациональное питание школьников. / Теория и практика физической культуры. - 2001, №8. - C. 9 - 12.

  10. Давыдов В.Ю., Попова Г.Н. Меры безопасности на уроках физической культуры: (Всё для учителя физической культуры): учебно-методическое пособие. - Уфа, 2003. - 150 с.

  11. Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни. - М.: Флинта; Retorika., 2004. - C.1 - 35.

  12. Жулина Г.В. К проблеме здоровья и здорового образа жизни человека. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. - C. 179 - 193.

  13. Здоровье, образ жизни. Медицина, 1992, 214 с.

  14. Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991, 184 с.

  15. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека.

  16. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М: ГЦОЛИФК, 2002. - 120 с.

  17. Лисицын Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины. - М.: Медицина, 2003.

  18. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М., 2002, 192 с.

  19. Макаров В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. - М.: Академия, 2001. - 320 с.

  20. Мартынова Н.М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека // Философские науки. 2003, №2.

  21. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 2004.

  22. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. - М.: Академия, 2001. - 320 с.

  23. Мотылянская Р.Е. Спорт и возраст. - М.: Медицина, 2002










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!