Просмотр содержимого документа
«Влияние психологических особенностей на формирование функциональной грамотности.»
Влияние психологических особенностей на формирование функциональной грамотности.
В каждом возрастном этапе развития человека образуется как общие свойства, присущие социальной группе, так и специфические, индивидуальные особенности. Обучающиеся одного и того же возраста отличаются друг от друга по типологическим особенностям высшей нервной деятельности, физическому и духовному развитию, способностям, интересам и т.д. Таким образом, класс состоит из учащихся с разным развитием, разной подготовленностью, разной успеваемостью и отношением к учению, разными особенностями внимания и памяти. При работе с текстом учитель часто ведет обучение применительно к среднему уровню – к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости. Это часто приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения. «Слабые» ученики, наоборот, часто обречены на хроническое отставание и так же теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения в процессе формирования читательской компетенции. Возникает вопрос, как построить учебный процесс, чтобы «слабому» ученику он был под силу и интересен, а у «сильного» не пропадало желание работать из-за легкости и простоты текстовых вариантов.
Как же решать проблему формирования функциональной грамотности учащихся, которые нуждаются в дифференцированном подходе, чтобы предупредить их переход в категорию хронически неуспевающих или преодолеть их неуспеваемость?
Характерной особенностью работы с этими учениками должно быть не пассивное приспособление к слабым сторонам психики, а принцип активного воздействия на умственное развитие школьников для максимального их формирования, активное противодействия сложившегося у них представления о собственной неспособности и даже неполноценности.
Важную роль в преодолении стойкой неуспеваемости играет вера в свои силы, уверенность школьника в своих возможностях и способностях к обучению. Учителю следует помнить, что формирование веры в свои силы способствует переживание школьником успехов, пусть первых и скромных. Поэтому важно, как организовать работу неуспевающих учеников, чтобы они чувствовали свое движение вперед, надо дать ему возможность пережить радость первых успехов на том пути, на котором до сих пор у него были одни огорчения и неудачи. Для таких обучающихся необходимы более доступные тексты.
Вся система заданий предоставляется таким образом, чтобы наряду с развитием навыков грамотного письма ученики эффективно продвигались в развитии мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. С самых первых уроков им предлагаются задания, которые требуют от них творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать» и т.д.), развивают не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности.