СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Влияние разных видов дисграфии на усвоение учащимися грамматических правил"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал был взят из опыта работы Л.Г.Парамоновой. Эта проблема требует включения в нее педагогов массовых школ и родителей.

Просмотр содержимого документа
«"Влияние разных видов дисграфии на усвоение учащимися грамматических правил"»

Влияние разных видов дисграфии на усвоение учащимися грамматических правил

Данный материал был взят из опыта работы Л.Г. Парамоновой. Были изучены материалы многолетних исследований такой патологии речи как дисграфия. Детей с такой патологией речи очень много и справиться с ней один логопед не в силах. Так как эта проблема требует включения в нее педагогов массовых школ и родителей, а также воспитателей детских садов.

Для совместной работы над этой проблемой мной были составлены таблицы-памятки для учителей, в которых показаны все виды дисграфии, чем они обусловлены, какие ошибки допускают ученики и пути коррекции таких ошибок. А также помогут разграничить дисграфические ошибки и грамматические, так как приемы работы над такими ошибками требуют специфических знаний.

Из-за отсутствия этих знаний половина первоклассников не может полноценно овладеть грамотой. А не устраненная в первые два года школьного обучения дисграфия не позволит в полной мере усвоить определенные грамматические правила. Здесь речь уже пойдет о дизорофографии.

Памятка учителю о видах дисграфии


Вид дисграфии

Чем обусловлена

Ошибки

Пути коррекции

1



Акустическая



Нарушение фонемного распознавания
(трудности слуховой дифференциации звуков речи)


наВухли
(набухли)
холоНна
(холодная)
запиЧат
(запищат)
дИти
(дети)



Работа над дифференциацией звуков

2



Артикуляторно-акустическая



Дефекты
Звукопроизношения
(прежде всего, полные звуковые замены)


коЛа (кора)
каСка (кашка)
Шётки(щётки)
Светы (цветы)



«Постановка» звука,
автоматизация,
дифференциация от ранее заменяемого звука

3

На почве несформированности анализа и синтезаречевого потока

Затруднение в определении количества и последовательности звуков в слове

до м (дом)
катн (картина)
кги (книги)
дикант (диктант)

Упражнения в звуковом и слоговом анализе и синтезе слов

4




Оптическая





Недоразвитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза

птиЩы (птицы)
(недоучет кол-ва одинак. элементов букв)
пиШа (пища)
(недоучет доп. элемента)
лИна (луна)
(смешение надстрочных и подстрочных элементов)





Устранение недоразвития зрительно-пространственной сферы

5


Аграмматическая

Несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования

на столу
под кроватей
стулов
он сделала

Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования



Влияние разных видов дисграфии на усвоение учащимися грамматических правил. Соотношение дисграфических и грамматических ошибок.

Патологической «подкладкой», играющей роль самой настоящей «базы» для появления огромного числа грамматических ошибок, являются, по сути, все виды дисграфии. Они как бы заранее программируют невозможность усвоения в дальнейшем большинства грамматических правил.

АКУСТИЧЕСКАЯ И АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

При анализе эти два вида можно объединить, т. к. на письме оба они проявляются в заменах одних и тех же букв, соответствующих акустически и артикуляторно близким звукам.

Группы согласных

Дисграфические ошибки

Грамматические ошибки





Глухие - звонкие

Бодберезовики
(подберезовики)
поГазались
(показались)
интереЗуют
(интересуют)
беспробуТная
(беспробудная)


мороС (мороз)
береСка  (березка)
ноШ (нож)
ёЖ  (ёж)
доШТь (дождь)

Мягкие - твердые

потихоНку
(потихоньку)
тропиНЬка
(тропинка)
подберёзовОки
(подбкрёзовики)


одеваТся
(одеваться)
одеваеТЬся
(одевается)

Свистящие - нипящие

запиСат
(запищат)
яШики
(ящики)



-

Р – Л - Й

каЛтина (картина)

-



Вывод: на фоне акустической и артикуляторно-акустической дисграфии не усваиваются правила на правописание окончаний глаголов неопределенной формы и 3-го лица единственного и множественного числа, а также на правописание звонких и глухих согласных, находящихся в слабой фонетической позиции.

ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА РЕЧЕВОГО ПОТОКА


Дисграфические ошибки

Грамматические ошибки

веБРа (верба)
карАТАтина (картина)
Детииграли на лугу.
мо локо

Дети играли налугу.
при летела
на столе лежит тетрадь



Вывод: на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока дети испытывают трудности при усвоении правил:
- слитное и раздельное написание приставок и предлогов;
- перенос слов с одной строки на другую;
- оформление границ предложения;
- раздельное написание слогов в слове.

АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

При этой форме дисграфии разграничить эти два вида ошибок практически невозможно, поскольку они являются и грамматическими, и дисграфическими. Разница здесь только в самом подходе к ним, к их оценке.

ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

Трудности в усвоении смыслового значения пространственных предлогов и глагольных приставок с «пространственным значением.
(Птица пролетают весной. Лодка уплывает к берегу.)

Автор материала:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!