СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние речи педагога на речевое развитие ребенка

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлена информация о громадном влиянии речи педагога на речь ребенка. Так же рассмотрены ключевые требования к речи педагога, а так же представлены методические рекомендации.

Просмотр содержимого документа
«Влияние речи педагога на речевое развитие ребенка»

С. Р. Ананко
ГБПОУ КК КПК, г. Краснодар, Краснодарский край



Влияние речи педагога на речевое развитие ребенка

Важнейшим средством связи между ребенком и окружающим его миром является речевое общение. Оно так же является одной из сложных высших психических функций человека. Функция эта не является врожденной способностью ребенка, а формируется с самых первых дней жизни человека под влиянием речи взрослых. В наибольшей степени зависит от достаточной практики речи, адекватного окружения, обучения и воспитания.

Как было упомянуто ранее – общение в развитии ребенка играет немаловажную роль, а то и одну из главных. Общение присутствует во всех видах деятельности человека с человеком. Оно возникает раньше других психических процессов. Общение выступает одним из главных пунктов формирования личности ребенка, так как оказывает огромное влияние на его психическое развитие, формирует личность в целом и, главное, Общение способно ускорять ход развития ребенка, а также значимо для его всестороннего развития.

Для обмена информацией ребенка со взрослым человеком в ход идут сигналы или знаки: сначала невербальные (касания, улыбка и так далее), а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Это способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

      Необходимым условием развития речи детей является образец для подражания. Если ребенок растет среди глухонемых, он, имея слух, останется немым, так как он будет лишен возможности воспринимать образец речи для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Но так как задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык. В первую очередь воспитатель должен давать детям такой образец. Это важно потому, что ребенок много времени проводит в детском саду в общении с воспитателем.

По своему положению воспитатель пользуется авторитетом у детей, кроме того, пример самого воспитателя — один из приемов педагогического воздействия.

Ребенок в детском саду так же разговаривает с другими сотрудниками детского сада. Речь их также должна быть грамотной, приветливой, вежливой.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.

Требования к речи педагога:

Правильность – соответствие речи языковым нормам.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Методические рекомендации педагогам:

Помните, что речь — отражение вашей личности. Следите за собственной речью:

— исключите окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая у них дискомфорт;

— учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную целесообразность речи педагога

— обратите внимание на использование разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов;

— на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;

— постарайтесь избавиться от слов «паразитов» («ну», «значит», «в общем», «так» и т.д.);

— трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.

Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы, как собственную речь, пример для подражания, разъяснение, поощрение, комплименты.

Для напоминания ребенку речевых этикетных формул используйте игровые приемы, а не нотации.

Список использованных источников:

  1. Кнебель М. О., Поэзия педагогики. М.: 1976. – 528 с.

  2. Станиславский К. С., Этика. М.: 1908. – 8 с.

  3. Бутова Е. В. Тренинг по сценической речи для детей с элементами актерского мастерства. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/trening-po-scenicheskoi-rechi-s-yelementami-akterskogo-masterstva-dlja-detei-6-7-let.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!