Влияние самооценки подростка на успешность учебной деятельности.
Медведева Н.И., Харченко Д.Г.
Подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию своих знаний как одна из центральных задач школы на современном этапе делает особо значимой проблему формирования активной позиции учащегося в учебном процессе, превращения его в подлинного субъекта учебной деятельности. Последнее требует умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, т. е. определенного уровня развития самооценки. В связи с этим исследования, направленные на выявление психологических условий и закономерностей становления самооценки на разных возрастных этапах, приобретают чрезвычайную актуальность.
Особая значимость самооценки подростка в осуществлении учебной деятельности обусловлена следующими моментами: 1) поскольку она направлена на изменение самого ученика, в процессе ее формирования перед подростком с необходимостью встает задача определения меры своего продвижения в предмете усвоения, т. е. задача осознания самого себя как субъекта присвоения общественно-исторического опыта; 2) структура учебной деятельности заключает в себе компоненты, с одной стороны, направленные на предмет усвоения - учебные задачи и учебные действия, с другой - на самого ученика как субъекта деятельности - действия контроля и оценки. Овладение этими действиями также ставит перед подростком задачу анализа собственной деятельности и ее оценки.
Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, физических характеристик, нравственных качеств, поступков и места среди других людей. Относясь к ядру личности, она является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Является компонентом самосознания, имеет рефлексивную природу, включает в себя такие элементы как: образ "Я - реального", "Я - идеального", результат сопоставления этих образов и самоотношение к результату сопоставления. Чёткая дифференцированная самооценка предполагает сравнительно чёткое осознание и выделение тех областей, в которых могут быть достигнуты высокие результаты, и тех, в которых человек не может претендовать на высокие результаты, чёткое выделение своих сильных и слабых сторон.
К анализу своей личности подросток обращается как к средству, необходимому для организации взаимоотношений и деятельности, для достижения лично значимых задач в настоящем и будущем. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Спланировав и организовав эмпирическое исследование, мы апробировали в нем выдвинутую гипотезу о том, что успешность учебной деятельности подростка зависит от уровня самооценки.
Экспериментальные исследования проводились на базе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №12 с.Бурукшун Ипатовского района Ставропольского края. Выборку составили 33 человека (в возрасте от 14 до17 лет) : 8 юношей и 25 девушек.
Для доказательства выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методики:
Методика определения самооценки Т.В.Дембо - С.Я.Рубинштейн.
Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси.
Методика диагностики самооценки психических состояний по Г.Айзенку.
Методика диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга – Ханина.
В процессе работы над теоретическим и практическим исследованием влияния уровня самооценки на успешность учебной деятельности подростков, анализируя различные источники информации, мы пришли к выводу, что самооценка оказывает непосредственное влияние на успешность учебной деятельности.
При средней адекватной либо высокой адекватной самооценке учебная деятельность будет успешна. Так, у учащихся с высокой адекватной и средней адекватной самооценкой учебная деятельность успешна(69,7 %). У учащихся с неадекватной самооценкой учебная деятельность удовлетворительна (30.3 %).
От степени адекватности самооценки зависит правильность постановки целей, выбор их трудности, составления программ действий.
Учащиеся с адекватной самооценкой стратегии поведения формируют адекватно целям деятельности. Успех оказывает стимулирующее действие, а неудача не вызывает резких негативных эмоциональных реакций, наоборот, способствует проявлению настойчивости в достижении цели и стремлению определить действительные причины неудачи. Эти люди обладают обоснованной уверенностью в себе. Защитные механизмы активизируются ими незначительно. Учебная деятельность характеризуются высокой стабильностью, кроме того, им свойственна достаточно полная реализация собственных возможностей. У таких подростков нет резких скачков успеваемости, и наблюдается более высокий общественный и личный статус, они имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а не на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.
Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.
У подростков с заниженной самооценкой отмечается неуверенность в себе, защитные механизмы активизированы, очевидно предпочтение стратегии «избегание неудач». В учебной деятельности проявляют пассивность, слабое стремление к достижению цели, преувеличивая значение неудач. Уровень успешности обычно ниже среднего, но отличается стабильностью. Люди с заниженной самооценкой не реализуют в полной мере свои возможности. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности».
Подростки с крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), характеризуются повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: эффективность учебной деятельности подростка зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Существует тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности. Самооценка важна, поскольку отражает уверенность человека в своих личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему. Оптимальна - высокая самооценка, уважение к себе при реалистичной оценке своих возможностей и способностей. При этом важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна.
Следовательно, самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются личностными параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности школьника под влиянием учебной деятельности.