СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Влияние соблюдения правил ПДД на формирование психологической безопасности школьников и педагогов в образовательной среде»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение влияние соблюдения правил ПДД на формирование психологической безопасности школьников и педагогов в образовательной среде. 

Просмотр содержимого документа
«Статья «Влияние соблюдения правил ПДД на формирование психологической безопасности школьников и педагогов в образовательной среде»»



Научно - исследовательская работа на тему: «Влияние соблюдения правил ПДД на формирование психологической безопасности школьников и педагогов в образовательной среде».



Выполнила: ученица 8 класса Кандаурова Ольга

Научный руководитель: Цуркан Оксана Сергеевна

Меня заинтересовало изучение проблем, связанных с формирование психологической безопасности в новых, современных «умных» городах. Профилактика безопасности на дороге это одно из приоритетных направлений работы с детьми в школе. Мне стало интересно, связаны ли между собой психологическая безопасность и безопасность на дороге и может ли соблюдение правил дорожного движения влиять на уровень психологической безопасности школьников и педагогов. Целью было– выявить влияние соблюдения правил ПДД на формирование психологической безопасности школьников и педагогов в образовательной среде». Я предположила, что, у школьников и педагогов, которые стабильно соблюдают правила дорожного движения уровень психологической безопасности будет выше, чем у тех, кто их систематически нарушает.

В начале работы я ознакомилась с научной литературой по теме исследования. Так я выяснила, что понятие психологической безопасности впервые появилось в работах исследователей-гуманистов, которые использовали его с середины XX века. Чуть позже над этим понятием начали работу отечественные ученые. Первым понятие психологической безопасности начал использовать Михаил Аркадьевич Котик. В результате своих исследований Михаил Аркадьевич пришел к выводу о том, что психология безопасности — это отдельная отрасль психологии, которая может рассматриваться в отдельных видах деятельности. [8, с. 18].

Затем я узнала, как формировалось понятие безопасности на проезжей части в истории. На сегодняшний момент проблема обеспечения безопасности дорожного движения воспринимается как серьезная угроза.

Исследований по изучению идентичной темы мне найти не удалось. Однако в работах многих исследователей, соискателей, студентов (В. В. Букалова, А. Т. Асадиллаевой, М. В.  Дригайловской и других) изучены знания школьников в области ПДД. Результаты свидетельствуют о том, что одна часть детей, хорошо знают правила дорожного движения, и у них не возникает трудностей по неукоснительному их соблюдению. Другая же часть испытывает трудности в усвоении данных навыков, что говорит о возникновении рисков снижения культуры поведения на дорогах. Для минимизации рисков с целью формирования безопасных условий для сохранения жизни и здоровья школьников, в образовательных организациях реализуются профилактические и коррекционные программы по усвоению, формированию и закреплению навыков поведения на дорогах.

В ходе своих исследований Эльвира Эвальдовна Сыманюк выделила несколько показателей психологической безопасности любой образовательной среды [16].

Ирина Александровна Баева провела схожее исследование на базе одной из школ города Иркутска. Она выявила, что большинство обучающихся и педагогов позитивно относятся к школе. Это дало основание считать среду школы безопасной. (1)

Анализируя данные исследований можно утвердить, что психологические факторы имеют огромное значение в дорожном движении. Правосознание, общественная дисциплина напрямую зависит от психологической атмосферы. Члены общества, у которых не сформированы ценности правопорядка на дорогах, вносят в него негативные «бактерии». Для формирования максимально безопасной среды необходимо положительное отношение общества к соответствующему функционированию среды ПДД, четкое понимание сути знаков дорожного движения и разметок с полным исключение пренебрежительного отношения к ним.

В качестве диагностических методик я разработала анкету, для того, чтобы узнать соблюдают ли участники исследования ПДД (приложение 1, приложение 2). И опросник уровня психологической безопасности в двух вариантах для педагогов и обучающихся, опубликованный Огородниковой Еленой Владимировной (приложение 3, приложение 4).

В ходе анализа полученных результатов анкетирования обучающихся (приложение 4) я узнала, что в анкетировании приняли участие 28 детей от 10 до 17 лет. Из них было 14 мальчиков и 14 девочек. На первый вопрос школьники ответили так.

Диаграмма 1

Так же я выяснила, что 89,3 % детей знают, где расположены пешеходные переходы у их дома, школы, мест прогулок и т. д.; столько же родителей обучают детей правилам поведения на проезжей части и в транспорте; 75% родителей ругают детей в случае перехода проезжей части в неположенном месте и нарушении правил ПДД. При этом чаще всего одни родители делаю детям замечания в устной форме, объясняя, что это опасно, а другие заставляют вернуться и перейти дорогу в положенном месте. Важно подчеркнуть, что правила не соблюдают лишь 2 человека.

При анализе результатов опроса (приложения 6,7) я определила, что по шкале правил, отношений, интернальности, идентификации, все респонденты вошли в высокий уровень. По шкале стресса и реального насилия в низкий уровень. По шкале допустимого насилия в большей степени в средний уровень. По шкале лжи в средний уровень. В общем мы можем сказать, что в образовательной среде данные обучающиеся чувствуют психологическую безопасность.

Однако можно проследить, то, что ответы школьников, не соблюдающих правила ПДД на несколько баллов ниже по шкале правил, на несколько баллов выше по шкалам отношений, и приблизительно одинаковы по шкале лжи. Отдельно нужно отметить, что ответы по шкале допустимое насилие в большей степени попадают в средний уровень, что говорит о внутренней напряженности, которую респонденты стремятся компенсировать через сферу отношений.

В ходе анализа полученных результатов анкетирования педагогов (приложение 5) я узнала, что в анкетировании приняли участие 22 учителя от 32 до 68 лет. Из них было 2 мужчины и 20 женщин. На первый вопрос педагоги ответили так.

Диаграмма 1

Так же я выяснила, что 100 % педагогов знают, где расположены пешеходные переходы у их дома, школы, мест прогулок и т. д.; 77,3 % педагогов обучают своих детей правилам поведения на проезжей части и в транспорте; 77, 3% родителей ругают своих детей в случае перехода проезжей части в неположенном месте и нарушении правил ПДД. При этом чаще всего делая замечания в устной форме, объясняя, что это опасно для жизни и они должны подавать пример своим детям. Важно подчеркнуть, что правила не соблюдают лишь 2 человека.

При анализе результатов опроса (приложения 8,9) я определила, что по шкале правил, отношений, интернальности, идентификации, все респонденты вошли в высокий уровень. По шкале стресса и реального насилия в низкий уровень. По шкале лжи в средний уровень. В общем мы можем сказать, что в образовательной среде данные педагоги чувствуют психологическую безопасность.

Однако можно проследить, то, что ответы педагогов, не соблюдающих правила ПДД на несколько баллов ниже по шкале правил, на несколько баллов выше по шкалам отношений, идентификации и приблизительно одинаковы по шкале лжи. Отдельно нужно отметить, что ответы по шкалам допустимое насилие и реальное насилие в большей степени попадают в средний уровень, что говорит о внутренней напряженности, которую респонденты стремятся компенсировать через отношения и идентификацию.



В результате проведенного исследования можно утверждать, что:

- не все участники исследования соблюдают правила ПДД;

- у участников, не соблюдающих ПДД уровень психологической безопасности находится в одном диапазоне, что и у тех, кто соблюдает ПДД, но мне удалось проследить незначительные отличия по отдельным шкалам в несколько баллов.

- более явно отличия проявились у педагогов.

Делая вывод, я могу сказать, что мне удалось выполнить поставленные задачи и достигнуть поставленной цели. Я выявила, хоть и не значительное, но все-таки снижение уровня психологической безопасности у педагогов и обучающихся, которые систематически нарушают ПДД. Так же я подтвердила утверждение о том, что поведение на дороге так или иначе связано с психологическим состоянием человека в частности с психологической безопасностью. Так же мы не можем отрицать тот факт, что, если человек соблюдает любые общепринятые правила и нормы общества, он тем самым формирует свою личность, личную безопасность и безопасность страны в целом.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!