СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся с тяжёлыми нарушениями слуха и речи».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: "Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся с тяжёлыми нарушениями слуха и речи".

Просмотр содержимого документа
««Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся с тяжёлыми нарушениями слуха и речи».»

Доклад на тему:

«Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся с тяжелыми нарушениями слуха и речи».

Подготовила учитель начальных классов Якушевич Н.И.


"Достоинство преподавания каждого учебного предмета зависит сколько от личности преподавателя, столько же и от тех учебных средств, какими он может свободно распоряжаться. Без них у него нет возможности удовлетворить многим педагогическим требованиям, как бы не казались они ему основательными и разумными". (Слайд №1)

В.Я. Стоюнин

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной задачей является необходимость повышения качества современного образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на умение самостоятельно добывать знания. Школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов ,их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. (ЮНЕСКО)

Образовательная технология — это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. (Слайд №3)

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, используются следующие современные образовательные технологии: (слайд №4)

  • технология личностно-ориентированного обучения;

  • игровые технологии;

  • технология проблемного обучения;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • технология проектного обучения;

  • технология исследовательского обучения;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • и другие.

Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Использование этих технологий в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Они существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса.

Их использование позволяет на уроках разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности, позволяет экономить время урока.


Остановимся на некоторых технологиях подробнее.


Технология личностно-ориентированного обучения. (Слайд №5)

Данная технология направлена на развитие в человеке личностных качеств, способствует адаптации человека в обществе. Организация процесса обучения и воспитания с учетом возможности помочь слабому ученику, уделить внимание сильному, реализуя желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. В результате сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.


Игровые технологии. (Слайд №6)

При использовании данных технологий дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве средства игры, в учебную деятельность включается элемент соревнования, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Применение на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Игровые технологии можно использовать на разных этапах урока. Так в начале урока можно включить игровой момент «Отгадай тему урока», при устном счёте – математический лабиринт, при закреплении изученного материала – «Найди ошибку». К детям «приходят» сказочные герои, ребята сами отправляются в сказку, где при выполнении различных испытаний изучают новую тему или повторяют пройденный материал.

Технология проблемного обучения. (Слайд №7)

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.

Например, на уроках грамматики дается задание выделить корень в сложном слове. У учащихся возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах)

На уроках математики также возможно организовать проблемные ситуации.

Например, на доске записываются примеры: «к 2 прибавить 5 и умножить на 3 получается 21». И «к 2 прибавить 5, умноженное на 3 получается 17», но без скобок.

2 + 5 * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17

Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок.

После вписывания скобок, задача принимает вид:

(2 + 5) * 3 = 21
2 + 5 * 3 = 17


Здоровьесберегающие технологии. (Слайд №8)

Использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

При подготовке и проведении урока учитывается: дозировка учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (это свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессов (это работа в парах, группах, стимулирование учащихся); оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность; соблюдение организации учебного труда (это подготовка доски, чёткие записи на доске, применение ИКТ). На уроках проводятся физкультминутки и динамические паузы. Применяются упражнения по профилактике и коррекции зрения, профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, формированию правильной осанки; проводятся Дни здоровья, спортивные соревнования. Учитель проводит классные часы, направленные на формирование у учащихся здорового образа жизни, вооружая их необходимыми знаниями, умениями, навыками здорового образа жизни, воспитывая культуру здоровья, проводятся родительские собрания на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка».

Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий приводит к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.

Информационно-коммуникационные технологии. (Слайд №9)

На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают большое место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося.

Использование информационных технологий в образовательном процессе имеет следующие преимущества:

  • разнообразие форм учебной деятельности;

  • комфортность работы с материалом;

  • повышение мотивации обучения;

  • усиление наглядности урока;

  • эффективность усвоения материала;

  • оптимизация учебного процесса.


Технология проектного обучения. (Слайд №10)

Технология проектного обучения дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся. Ученики приобретают знания из различных источников, проводят наблюдения, эксперименты, собирают информацию, анализируют, делают выводы. В результате этой деятельности у учащихся повышается творческая активность, возникает интерес к изучению школьных предметов; повышается успеваемость; возникает потребность в планировании своей деятельности, формируется ряд коммуникативных умений. Применяется на уроках СБО при работе над темами «Я и моя семья», «Моя школа и мой класс», «Мое любимое животное» и тд.


Технология исследовательского обучения. (Слайд №11)

Технология исследовательского обучения - дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения. Может применяется на уроках развития речи при работе над темой «Путешествие письма»; на уроках чтения при анализе содержания произведения, при составлении характеристик героев (сравнительная характеристика героев сказки «Золушка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.).

.


Технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа). (Слайд №12)

Особенности её организации:

- учащиеся на уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач,

- каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя,

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы,

- состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы.


Вывод: новые педагогические технологии помогают:

• привлекать пассивных слушателей;

• делать занятия более наглядными;

• обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;

• приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;

• обеспечивать моментальную обратную связь;

• повышать интенсивность учебного процесса;

• воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур;

•активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;

• объективно оценивать действия учащихся;

• накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;

• реализовывать личностно - ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

• дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!