Влияние света на рост и развитие березы.
Исследовательский проект.
Оглавление
Введение 3
1. Общая информация о березе 4
2. Как растения и животные используют березу. 5
3. Береза – дерево «четырех дел». 6
4. Береста. Дерево «на все руки» 7
5. Народный фольклор о березе. 7
6. Организация и проведение исследования. 8
7. Заключение. 11
9. Список использованной литературы: 12
Введение
Кого березой удивишь? (рис.1) Маленькая, кокетливая берёзка. Ослепительный блеск берёзовых стволов. Это дерево настолько привычно, что мы порой его не замечаем. С тем, что береза красавица спорить трудно. С давних пор береза считается символом русской земли.
Мне захотелось узнать о дереве больше. Для этого я составила ряд вопросов по интересующей меня теме:
Как выглядит береза (ее внешний вид);
Как береза плодоносит;
Каким образом она размножается;
В каких условиях может произрастать;
Какова продолжительность жизни березы;
Как определить высоту;
Как береза помогает человеку;
Интересные факты о дереве;
Береза - в художественных, литературных произведениях.
Перед собой я поставила цель:
Изучить, как влияет свет на рост и развитие березы.
Задачи -
Научиться пользоваться справочной литературой.
Овладеть навыками проведения исследовательской работы.
Ознакомиться какими видами и формами растительности представлено озеленение территории 12 микрорайона г.Нижневартовска.
Выявить, как влияет свет на рост и развитие березы.
Общая информация о березе
БЕРЕЗА — BETULA L. (сем. Березовые)
Красивые листопадные деревья или кустарники с прозрачной, сквозистой кроной и часто с тонкими, свисающими ветвями и светлоокрашенными стволами. Белый ствол, зеленая крона.
Береза единственное дерево, которое имеет настоящий белый цвет и выделяет белое вещество бетулин (по латыни береза - бетула). У других деревьев такой краски нет. Как известно, белый цвет хорошо отражает солнечные лучи. Бетулин помогает березе выжить ранней весной, не давая коре сильно нагреваться. В это время солнце днем уже пригревает, а ночью еще стоят морозы. Без этого вещества березе не выжить, оно защищает ее от солнечных ожогов. Белый цвет отражает солнечные лучи, поэтому береза такая прохладная на ощупь.
Почти все виды светолюбивы, малотребовательны к богатству почвы, но плохо переносят уплотнение и отаптывание. Отличаются быстрым ростом, хорошо переносят условия города при условии посадки на полосе газона, очень морозостойки.
Предельная высота березы – 30 метров, а толщина – 80 сантиметров. Живет до 150 лет. На земном шаре насчитывается до 120 видов берез, а в России произрастает около 70 видов.
Береза в диком состоянии встречается почти по всей территории нашей страны. Такое широкое распространение ее объясняется тем, что она очень неприхотлива по отношению к климату. Малотребовательна береза и к почвенным условиям. Она может расти на самых разнообразных почвах – начиная от очень сухих и бедных песков и кончая низинными болтами, где избыток воды и питательных веществ.
Она очень быстро захватывает любой свободный клочок земли – заброшенные пашни, пожарища, откосы у дорог и т.д.
В
есной мы легко узнаем березу по появляющимся на ней сережкам. Это соцветия березы (рис.2). Большие и длинные, красиво свисающие - мужские соцветия. Женские соцветия – короткие, прямостоячие, во время цветения они краснеют и становятся мохнатыми. Листочки блестят словно лакированные. Они покрыты смолой, которая оберегает молодые листочки от частых перепадов погоды и затрудняет испарение влаги.
Рисунок 2. Мужские (длинные соцветия), женские (короткие прямостоячие) соцветия.

Плоды у березы очень мелкие 1,5-4 мм и правильно называть их орешками (рис.3). Созревают они поздней осенью и легко разносятся ветром на многие километры. Помогают им «летать» маленькие крылышки. С помощью крылышек плоды легко скользят и по зимнему снежному насту. Благодаря такой «летучести» береза быстро распространяется на большие территории и в почве содержится огромный запас семян березы. Весна начинается с распускания почек на березе. В этот период происходит обильное движение сока.
Рисунок 3. Плод березы
Не менее интересен вопрос, откуда на березе берутся черные точки и полоски? Как называется этот черно-белый пунктир и для чего он нужен березе (рис.4).
Оказывается, что кора березы, береста, состоит из клеток, так тесно склеенных между собой, что образуется прочный, непроницаемый ни для воды, ни для воздуха слой. Но ствол березы живой, он растет, дышит, ему нужен воздух. Вот природа и придумала такие «отдушинки», а по другому чечевички, через них то и дышит наша березка. А на зиму, что бы не замерзнуть она закрывает все специальным веществом все отверстия.
Весной, когда устанавливается температура воздуха чуть выше 5 градусов тепла, у березы начинается сокодвижение. Если вдруг надломить (чего нельзя делать) веточку березы, то капельками побежит сок (рис.5) –
Рисунок 4. Чечевички
слезы березы. «Плач березы» прекращается, как только появятся первые смолистые листочки.
Березовый сок – очень вкусный, насыщенный витаминами. В березовом соке содержатся различные микроэлементы, сахар, белки, кислоты и многие другие вещества. Он очень полезен как общеукрепляющее средство после долгой зимы. Еще наши прабабушки умывались таким соком, после чего их кожа становилась гладкой и красивой.
Рисунок 5. Капелька березового сока.
Как растения и животные используют березу.
Для растительного и животного мира, береза играет не менее важную роль. Для многих она является домом, пищей и т.д. Вот примеры использования березы:
а) на дереве селятся гриб – трутовик (рис.6)
Н
а деревьях можно увидеть наросты в виде тарелочки – это трутовики, которые разрушают древесину. Споры его не проникают в здоровые деревья. Но вот если поранили кору дерева, то спора, попавшая в рану, распространяется в грибницу, превращая древесину в труху. А на дереве появляются тарелочки гриба трутовика.
Рисунок 6. Гриб трутовик
б) дерево-дом (рис.7) в) пища для птиц (рис. 8)

Рисунок 7. Дом для животных Рисунок 8. Дятел добывает личинки насекомых.
Как доктор выслушивает больного, так и дятел выстукивает зараженное личинками вредных жуков дерево. Он прыжками подвигается кругом по стволу, стучит по нему и оставляет на нем кольцо дырочек крепки граненным своим клювом (рис.9)
Рисунок 9. Тут трудился дятел.
Береза – дерево «четырех дел».
С давних пор береза занимала важное место в жизни человека. Вот очень хорошая загадка, которая говорит о том, что надо знать в березе, что бы ее ценить.
Есть дерево
Об четыре дела:
первое дело – мир освещает,
второе дело – крик утешать,
третье дело- больных исцеляет, некопаный колодец,
четвертое дело – чистоту соблюдает.
А теперь рассмотрим, что же понимали под четырьмя делами березы:
Мир березка освещала потому, что жизнь в русской деревне протекала в основном при свете лучины. Березовые же лучины, давали пламя без копоти и искр. Березовые дрова всегда очень ценились как самые жаркие.
Утешала она скрип колес. Для этого дегтем, получаемым из ее коры, смазывали оси телег.
В лекарственных же целях народная медицина рекомендовала использовать березовые почки, которые собирали весной, до начала их распускания. Они помогали при болезнях почек, печени, дыхательных путей. Березовые почки – лакомство и для птиц. В ранневесенний период, когда в них много витаминов любят ими лакомиться тетерева.
Березовый веник незаменим в русской бане. Он и хворь выгоняет, и тело делает чистым. Раньше из березы делали еще и метлы.
4. Береста. Дерево «на все руки»
Береста – доносит до нас рассказ о жизни, культуре, грамотности наших предков.
А народные присловья напоминают о том, как учили лентяев, наказывали нерадивых тонкими, березовыми ветками- розгами.
Накормить берёзовой кашей – и означало наказать лентяя, отсюда – береза ума дает.
Из бересты, народами ханты и манси изготавливалось большое количество разнообразных вещей. Это тиски — полотнища бересты для покрытия крыш домов, набирки для ягод, четырехугольные миски — чуманы, заплечные короба для переноски грузов и другие емкости для хранения продуктов и предметов рукоделия и даже жилище – чум (рис. 10). Оригинальностью отличались детские колыбели из бересты. Эластичность и прочность этому материалу придавались вывариванием его в горячей воде или рыбьем жире.
Многие изделия из бересты украшались узорами (рис. 11), наносимыми выскабливанием, техникой аппликации по цветному или закопченному фону, при помощи ажурной резьбы, под которую подкладывались цветные ткани, а также путем тиснения и штамповки.


Рисунок 10. Предметы обихода из бересты Рисунок 11. Берестяной чум
5. Народный фольклор о березе.
О березе написано не мало стихов, сложено не мало песен. Вот только малая часть дошедшая до наших дней народных примет, загадок.
народные приметы:
Весной у березы течет много сока — лето будет дождливым.
Береза раньше ольхи листья выкинула — лето солнечное, если же ольха раньше распустилась - будут холода и дожди.
У березы началось движение сока — наступит теплая погода.
Осенью листья берез начинают желтеть с верхушки — весна будет ранней, зажелтеют снизу — поздней.
Если в начале октября на березе листья опадут не полностью — жди позднего снега и холодную зиму.
загадки:
Стоят в поле сестрички: платья белены, шапочки зелены.
Летом цветет, зимой греет, настанет весна — потечет слеза.
Ее узнают по простой примете: нет дерева белей на свете.
Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
Стоит Аленка, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
Летом мохнатенькие, зимой сучковатенькие, где они стоят, там и шумят, на четыре дела годятся: первое — горницу освещать, другое — стужу согревать, третье — скрип колес унимать, четвертое — чистоту соблюдать (лучина, дрова, деготь и веник).
Многие художники т.к. Левитан И. И. « Весна- большая вода», Куинджи А. «Березовая роща», «Золотая осень» и многие другие художники изображали белоствольную красавицу. Для них береза являлась источником вдохновения.
Организация и проведение исследования.
Озеленение территории 12 микрорайона.
Цель: изучить, какими видами и формами растительности представлено озеленение 12 микрорайона.
Методика исследования: (по Суринову А.А. «Обследование населенных пунктов)
По плану обследования микрорайона, провести наблюдение за древесно-кустарниковой растительностью с занесением результатов в карту наблюдений.
Материалы и оборудование: план, карандаш, карта микрорайона.
Наши исследования проводились в 12 микрорайоне г.Нижневартовска. Методом пересчета, я выяснила, какой формой растительности представлено озеленение территории, какой вид растительности преобладает (табл.1).
Место обследования | Видовой состав | Количество целых | Количество сломанных | Состояние | Примечание |
12 микрорайон | Береза | 1594 | 231 | Имеются повреждения: надрезы; -поломаны ветки; -ободрана кора; -имеются срубленные деревья; -вблизи деревьев имеется мусор. | На территории Мира 66, среди деревьев организована водителями стоянка для автомобилей |
Осина | 396 | 40 |
Верба | 19 | - |
Рябина | 186 | 32 |
Сосна | 41 | 4 |
Шиповник | 6 | - |
Таблица 1.Таблица показателей видового состава обследованной территории.
Вывод: Зеленые насаждения играют большую роль в нормализации экологической обстановки в городе. Они обеспечивают комфортность проживания людей, помогают очистить воздух от выхлопных газов и пыли, снижают влияние шумового фактора и являются объектом эстетического восприятия.
Озеленение территории 12 микрорайона представлено в основном древесной растительностью, из которой большее количество составляет береза. Можно сделать вывод, что береза наиболее устойчива к механическим повреждениям стволов и ветвей, имеет быстрый рост, неприхотлива к почве, морозоустойчива, растет возле дорог, следовательно, наименее восприимчива к вредным воздействиям выхлопных газов. Зеленые насаждения помогают городскому жителю в снижении запыленности, снижению уровня шума в городе, дают кислород.
Зависимость роста растений от света
Цель: выяснить, как влияет свет на рост растения.
Место исследования: территория МОСШ №5
Материалы и оборудование: сантиметр, блокнот, карандаш, компас.
Методика:
на уровне высоты своего роста (примерно 1,3 м) произвести измерение окружности ствола у деревьев (самого толстого, среднего, тонкого) с разных сторон горизонта от здания школы и вычислить среднее арифметическое.
по схеме произвести измерение примерного роста березы и высчитать среднюю арифметическую высоту растений с разных сторон горизонта от школы.
Схема измерения высоты растения (рис.12)
Для того чтобы определить примерную высоту дерева (CD) возьми карандаш. Удерживая его в вытянутой руке отходи от дерева, пока основание и верхушка дерева и концы карандаша полностью не совпадут. Затем измерь расстояние от тебя до дерева (FD), умножь на длину карандаша (АВ) и раздели на длину вытянутой руки (FB).
Не забудь все измерения проводить в одних единицах, например, в метрах.
АВ х FВ = СD
FВ
15 х 900 = 237 см= 2 м 37 см
57

Рисунок 12. Схема измерения примерной высоты дерева.
Результаты:
| Север | Юг | Запад | Восток |
10 см | 46 см | 63 см | 46 см |
20 см | 22 см | 42 см | 20 см |
15 см | 10 см | 7 см | 8 см |
Средний объем ствола | 15 см | 26 см | 37 см | 26 см |
Результаты измерения средней высоты растений: |
| 5 м 26 см | 5 м 26 см | 6 м 32 см | 4м 74 см |
3 м 42 см | 5 м 79 см | 3 м 16 см | 3 м 37 см |
5 м | 7 м 63 см | 9 м 74 см | 6 м 57 см |
Ср.высота растений | 4 м 56 см | 6 м 23 см | 6 м 41 см | 4 м 89 см |
Вывод: проанализировав таблицу с данными можно сделать вывод, что береза светолюбива, но может расти в тени. Из таблицы видно, что с той стороны горизонта, где большую часть дня светит солнце высота и обхват ствола больше, чем в тени.
Заключение.
В ходе работы я получила полезные навыки: научилась пользоваться справочной литературой, вести исследовательскую работу по плану, анализировать полученные результаты. Изучая справочную, научно-популярную литературу, я смогла узнать о березе много интересных фактов. Через свои наблюдения в природе и исследования, мне удалось установить, что все наши представления и воспоминания о березе односторонни. Все мы можем сказать, что мы у березы берем, т.е. эксплуатируем. А она подчас нуждается во внимании и защите со стороны человека.
Мне удалось зафиксировать во время проведения исследования факты варварского отношения к березе и деревьям в целом - сломаны ветви, ободрана кора, вытоптаны дорожки по газонам, мусор в зоне зеленых насаждений, организация неразрешенной стоянки автомобилей (ул. Мира 66).
Своей работой мне хотелось привлечь внимание учащихся к проблемам, имеющимся в нашем районе.
На этом мое изучение березы не закончится. Следующим этапом своей работы вижу разработку и изготовление информативной листовки, в которой расскажу одноклассникам, как заботиться и ухаживать за березой. Участие в организации работы по озеленению территории пришкольного участка.
Список использованной литературы:
В.А. Корабельников. Краски природы. М.: Просвещение, 1998.- 160 с.
Р. Спарджен. Экология. Энциклопедия окружающего мира. М.: Росмен, 1997.-47 с.
В.Бианки. Лесная газета. М.: Правда, 1986.- 480 с.
А.И. Тарасов. Экскурсия в лес по экологической тропе. – Тюмень: СофтДизайн, 1997. – 64 с.
Экология для младших школьников/Г.Н.Гребенюк, Н.А. Иванова, Е.С. Овечкина и др.Под общ.ред.Г.Н.Гребенюк. Тюмень: ИПОС СО РАН,1999, - 104.
А. Брагина. История слов в жизни народа.М.: Русский язык,1998. – 213 с.
2