СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние типов акцентуации личности на поведение водителя.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Влияние типов акцентуации личности на поведение водителя.

Просмотр содержимого документа
«Влияние типов акцентуации личности на поведение водителя.»

Влияние типов акцентуации личности на поведение водителя.

В 1968 году немецкий психиатр Карл Леонгард ввел понятие акцентуации. Акцентуация личности – это ярко выраженная черта личности, из-за которой субъект становится уязвим в отношении определенных факторов. Каждый человек на земле имеет свои отличительные признаки, как правило проще найти внешние различие. Внутренние различия бывают не всегда очевидны, сразу не разберешь, каков он, человек напротив. А ведь по тому, каков человек и его характер, можно судить, что он будет делать в той или иной ситуации. Человек за рулем автомобиля, обычная ситуация современного мира, что влияет на его поведение? На этот вопрос есть множество ответов. Давайте сейчас попробуем рассмотреть одну из причин влияющих на поведение человека за рулем. Одна из причин влияющих на управление автомобилем–акцентуация личности.

Акцентуация личности не является психическим расстройством, но международная классификация болезней рассматривает акцентуацию как проблему, мешающую индивиду вести полноценный образ жизни.

Согласно классификации Леонгарда выделяют 12 типов акцентуаций, каждый из которых отличается набором черт и обуславливается темпераментом, обществом и личностью. Советский психиатр Евгений Личко выделил 11 типов акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный (сензитивный), психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный. Рассмотрим подробно те типы которые встречаются чаще в поведении водителя.

Для каждого типа свойственны определенные черты, которые позволяют предугадать поведение человека. Если это «астено-невротический тип», то он закатит скандал, если ему не уступят дорогу, а «гипертимный тип», скорее всего, махнет рукой, и объедет препятствие. Характер человека раскрывается в сложных ситуациях, но порой достаточно и повседневных ситуаций для того чтобы увидеть как меняется поведение человека, например за рулем автомобиля. Автомобилисты – народ разный, на дорогах может всякое случиться. Стиль вождения гонщика «гипертима», и впавшего в отчаяние «астеника» будет отличаться. Лихач «гипертим», стремящийся быть первым, – авантюрист, переоценивая свои силы и возможности с необоснованным оптимизмом, может стать причиной серьезных происшествий. Неоправданный риск и переоцененные возможности «гипертим» пойдет на обгон, проскочит на «желтый», превысит скорость. Однажды все это закончится трагедией для него и окружающих. Склонность к лидерству – это отлично, однако лидировать лучше, не рискуя жизнями, не только своей, но и чужими. В отличие от легкомысленного «гипертима», дистимический тип достаточно серьезен и пессимистичен, подвержен грусти, пассивен и необщителен. За рулем он собран, хотя и несколько медлителен. Он старается избегать бурной деятельности и конфликтных ситуаций. Все это его утомляет, он избегает их. Стоять в пробке для него не проблема, он никуда не спешит.

«Циклоиды» обладают сразу двумя типами, но в разные временные рамки. Этот тип акцентуации может плавно перетекать из «гипертима» в «дистим», чередование фазы хорошего настроения и фазы плохого в различные периоды. Сегодня они энергичны и полны сил, завтра они теряют жизненные силы. Как правило они непредсказуемы и противоречивы. Поведение водителя порой выходит за рамки понимания, в последний момент он вместо правого поворота повернет налево. Такой водитель может быть собран и серьезен или склонен к риску. Все будет зависеть от фазы, подъема или спада, в которой он находится. На подъеме от перевозбуждения они могут быть склонные к агрессии, могут нахамить, нецензурно браниться. Вспышки гнева часты и неадекватны. За рулем возбудимые постоянно на взводе, часто желают не угодившим им водителям всяческих бед, бранятся, не учитывая тот факт, что объект все равно не слышит их. Могут ввязаться в драку.

Педантичный тип аккуратен и точен, серьезен и надежен во всем, за что берется. Поэтому за рулем он осторожен, не склонен к риску, ведет себя сдержанно, серьезно, с осознанием возложенной на него ответственности.

Тревожный и эмотивный типы чувствительно относятся к критике, самокритичны и исполнительны, однако тревожный тип часто сомневается по поводу принятых решений, боязлив и мнителен. За рулем в проблемных ситуациях тревожный тип часто теряется, а эмотивный глубоко переживает даже малейшую неудачу и не способен отстоять свои интересы в случае конфликта с возбудимым типом.

Демонстративный тип похож на гипертимный стремлением к лидерству. Поставленной цели способен добиваться любой ценой, не гнушаясь ложью, хвастовством. Там, где «гипертим» махнет рукой, демонстративный закатит истерику. Демонстративному чужд самоконтроль. Часто ведет себя необузданно, что может привести к весьма нежелательным последствиям на дороге.

Экзальтированный – паникер, подвержен отчаянию, в то время как интровертированный тип эмоционально холоден и замкнут, у него твердые убеждения. Если экзальтированный или демонстративный усядутся за руль в нетрезвом виде, то интровертированный этого не сделает, у него все обдуманно и принципиально, он не играет на публику и терпеть не может истерик, призванных привлечь внимание.

Конформный тип подвержен чужому влиянию, посему не стремится к обдумыванию своих поступков. Пусть думает кто-то другой, а конформный будет веселиться до упаду. Если рядом не найдется никого, кто отберет ключи, он способен усесться за руль в нетрезвом виде. На дорогах представляет определенную опасность, будучи подвержен чужому влиянию, не совсем осознает ответственность, не в состоянии оценить последствия поступков. Акцентуация – не оправдание, но повод меняться

Следует помнить о том, что в природе редко встречаются стопроцентные акцентуации личности. Скорее всего, мы представляем некое ассорти, с преобладанием черт, которые мы сами можем и обязаны менять.

Каждый день, садясь за руль, вспомните, что управлять можно не только автомобилем, но и собой, и жизнью, так, чтобы избежать ненужных потрясений.


 Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых случаях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает преходящей.

При акцентуациях наруше ния возникают только при определенного рода психических трав мах, лишь в некоторых трудных ситуациях, а именно тогда, когда они адресуются к «месту наименьшего сопротивления», к «слабому звену» данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свой ственные только ему, отличные от других типов, «слабые места».

Выполняя адаптивную функцию во внутреннем мире человека, акцентуированные черты характера в то же время часто становятся причиной его дезадаптации к окружающим людям и условиям жизнедеятельности. Причем они в боль шей степени обусловлены врожденными свойствами нервной системы, проявлениями эмоций и состояниями мозга в конк ретный период развития личности, чем приобретенными со качествами. В большинстве случаев возникновение акценту аций предопределяется наследственностью: чем ярче выра жен тип акцентуации, тем вероятнее среди кровных родствен ников личности можно встретить лиц, наделенных теми же чертами характера. Существенную роль при этом может иг рать подражание -- усвоение детьми в процессе социализа ции стереотипов проявления характеров окружающих.

То обстоятельство, что акцентуации обусловлены глав ным образом внутренними особенностями индивида, затрудняет педагогическое воздействие в плане их устранения или коррекции. Неблагоприятные внешние факторы могут провоцировать появление и закрепление акцентуаций в поведе нии человека. Это может происходить как прямо, так и опос редованно. Прямой путь связан с тем, что личность усваива ет в сенситивных периодах развития образцы акцентуирован ных черт характера, которые демонстрируют окружающие -- родители, воспитатели, учителя, сверстники. В случае, когда имеет место опосредованный путь, факторы среды и воспи тания отражаются на уровне психики, вызывают более или менее заметные сдвиги в биохимических процессах, деятель ности нервной системы и затем приводят к акцентуациям. В этом смысле правомерно говорить о психогенном происхож дении акцентуированных черт характера.

Такое преобразование внешнего во внутреннее вероятно в любом возрасте личности. Необходимо лишь определенное сочетание некоторых условии: неблагоприятные факторы сре ды должны быть достаточно длительными и травмирующи ми, психика индивида должна иметь пониженную устойчи вость к стрессам, а внутренняя адаптация индивида к самому себе должна пойти именно при помощи характера, но не иных психических механизмов, способных играть ту же роль.

Акцентуации являются крайними вариантами нормы в проявлении психики. Акцентуации не патология, но такое проявление характера, при котором обычно затрудняются от ношения личности с окружающими. Акцентуированные лич ности менее желательны в партнерском общении, они про блемны в семейной жизни, с ними сложно дружить, их не просто любить. Им трудно уживаться с большинством лю дей, потому их судьба нередко складывается не совсем удач но, во всяком случае, в жизни они получают немало ударов, легко и быстро наживая себе если не врагов, то недоброже лателей.

В то же время некоторые элементы акцентуации, явля ющиеся предпосылкой социальных достижений личности, имеют позитивное значение. Отсюда следует важный в педа гогическом отношении вывод: любая акцентуация содержит позитивное и негативное начало, следовательно, одни качества акцентуаций надо поощрять, а другие -- преодолевать, смягчать, нивелировать. Например, следует приветствовать и позитивно оценивать повышенную активность ребенка, если она проявляется в полезных занятиях и начинаниях. В то же время необходимо создать ему такие условия, чтобы он не растрачивал энергию на плохие поступки и сомнительные инициативы.

Практически у любого человека можно выявить неко торые признаки топ или иной акцентуации, что является до казательством их отношения к норме. Временные неблагоп риятные обстоятельства способны содействовать высвечива нию таких признаков нашего характера.

Акцентуации могут быть явными и скрытыми. При скрытых акцентуациях определенные черты выражены слабо или до поры до времени не проявляются совсем. Скрытые акцентуации, как правило, проявляются при неблагоприятных обстоятельствах.

Двигаясь на автомобиле, каждый водитель должен понимать, что он — участник дорожного движения, в равной степени с остальными несущий ответственность за себя и свои действия. Стоит помнить, что именно в условиях трассы самыми ценными качествами остаются вежливость, спокойствие, выдержка, готовность идти на компромисс, здравый смысл. Свое плохое настроение и проблемы нужно оставлять снаружи и садиться за руль собранными, спокойными и внимательными: это позволит избежать аварий и неприятностей на дорогах.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!