Влияние ведущего канала восприятия учителя на повышение качества обучения учащихся.
Мы все от природы очень разные. И все стремимся быть настоящими профессионалами своего дела. Обучать, обучаться, развиваться, но знать себя, свой ведущий канал восприятия, современному учителю просто необходимо. Это будет способствовать продуктивному восприятию материала и улучшению качества преподавания предметов, а также умению подмечать особенности детей в классе.
Так, организуя внимание, педагог-визуал скажет: «Посмотрите…», аудиал: «Послушайте…», кинестет: «Почувствуйте», а педагог, желающий активизировать у аудитории все каналы восприятия, произнесет нечто вроде: «Сегодня вы увидите новое, услышите необычное и почувствуете, что это пригодится в вашей учебе». Визуал скажет: «Мы смотрим на это одними глазами». Аудиал заметит: «Это созвучно моим представлениям». А Кинестет произнесет: «Я чувствую это так как же, как и вы»
Узнать свою репрезентативную систему поможет тест.
Тест на определение ведущей системы восприятия
Выберите из данных ниже словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию.
Сделав выбор, запишите на листе тот знак в скобках, вариант какого ответа вы выбрали. Это может быть +, - или *
Плохая погода
1. Завывание ветра, стук капель.(*)
2. Зябко, ощущение сырости, влажный воздух.(-)
3. Тусклое небо, серые тучи.(+)
Мёд
1. Сладкий запах, липкие губы, тягучий.(-)
2. Золотистая прозрачная жидкость.(+)
3. Хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл.(*)
Море
1. Сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками.(+)
2. Тёплая солёная вода, горячий песок.(-)
3. Шум прибоя, шелест волн, крики чаек.(*)
Яблоко
1. Звонкий хруст укуса.(*)
2. Круглый плод красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве.(+)
3. Кисло-сладкий , сочный вкус, запах варенья.(-)
Снег
1. Сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало.(+)
2. Холодный, мягкий, пушистый.(-)
3. Скрипит под ногами, потрескивание наста.(*)
Ключ к тесту:
Если среди ответов больше тех,
-что обозначены знаком “+” - это визуалы,
-больше со знаком “*” - аудиалы,
- больше ответов со знаком “-“ - кинестетики.
Итак, что же отличает учителей - нас с вами?
Учитель-визуал
• Говорит быстро,
• Ключевые слова: видеть, показывать, смотреть, наблюдать..
• использует визуальные указатели,
• охватывает большой объем содержания материала,
• большое внимание уделяет обратной связи с учениками,
• использует наглядные методы обучения,
• внимателен к цвету и стилю одежды,
• рабочее место хорошо организовано,
• в общении демократичен,
• отдает предпочтение индивидуальному подходу в обучении.
Учитель –аудиал
• говорит ритмично,
• ключевые слова: слушать, звучать, настраивать, звенеть..
• на уроке смотрит поверх голов учащихся,
• любит дискуссии и чтение вслух на уроках,
• может отвлекаться от темы урока,
• использует аудиозаписи,
• мало внимания обращает на внешний вид,
• часто авторитарен.
Учитель-кинестетик
• говорит медленно,
• ключевые слова: чувствовать, ощущать, касаться, потеплело, похолодало…
• использует жестикуляцию,
• вовлекает учеников в игры, проекты, дает задания по группам,
• использует демонстративные методы,
• предпочитает комфортную одежду,
• сторонник дифференцированного обучения.
Думаю, сделав тест и ознакомившись с особенностями разных типов, есть над чем призадуматься! Самое главное –зная свои минусы- превратить их в плюсы, и на уроках стараться задействовать разные каналы восприятия у учащихся. Тогда восприятие информации и ее изложение будут более качественными.
Таким образом, улучшить качество обучения учащихся учителю поможет знание своего ведущего канала восприятия.