СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние занятий баскетболом на физическую подготовленность детей с задержкой психического развития

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задержка психического развития - особый вид аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Задержка психического развития особенно ярко выражена в начале школьного обучения, когда обнаруживаются недостаточность знаний и представлений об окружающем мире, незрелость эмоциональной сферы и мотивации (отсутствии познавательных и преобладание игровых мотивов), несформированность произвольного поведения, отставание в развитии речи. Задержка психического развития может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм – задержка роста, которая впоследствии компенсируется), соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС (минимальная мозговая дисфункция – микроповреждения коры и подкорковых структур головного мозга, возникает вследствие асфиксии новорожденных).

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка.

Основной причиной такого отставания, по мнению большинства исследователей, являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном, природовом, а также раннем периоде жизни ребенка. В некоторых случаях может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность ЦНС. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы и т.п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость ЦНС, что проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей [5].

К.С.Лебединская (1982) предложила клиническую систематику детей с задержкой психического развития. Ею были выделены четыре основных варианта задержек психического развития – конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения. Эти варианты отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов данной аномалии развития: типом инфантилизма и характером нейродинамических расстройств. В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов задержек психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.

Задержка психического развития конституционального происхождения - так называемый гармонический инфантилизм (неосложненный психический и психофизический инфантилизм), при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего возраста. Для таких детей характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у младших школьников, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладанием игровых интересов. Таким детям часто соответствует инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Причинами этого вида задержки психического развития являются врожденно-конституциональная этиология (наличие семейных случаев), а также внутриутробные или обменно-трофические расстройства первых лет жизни.

Дети с задержкой психического развития конституционального происхождения по росту и физическому развитию отстают от своих сверстников на 1.5-2 года. Для них характерна живая мимика, выразительная жестикуляция, быстрые, порывистые движения. На первый план выступает неутомимость в игре и быстрая утомляемость при выполнении практических заданий. Особенно быстро этим детям надоедают однообразные задания, требующие удержания сосредоточенного внимания продолжительное время (рисование, счет, чтение, письмо). Детям свойственны слабая способность к умственному напряжению, повышенная подражательность, внушаемость. Дети с инфантильными чертами поведения несамостоятельны и некритичны к своему поведению. На уроках «выключаются» и не выполняют задания. Могут плакать по пустякам, но быстро успокаиваются при переключении внимания на игру или на что-либо другое, доставляющее им удовольствие. Любят фантазировать, заменяя и вытесняя своими вымыслами неприятные для них жизненные ситуации.

Задержка психического развития соматогенного происхождения обусловлена длительными, хроническими заболеваниями (инфекциями и аллергическими состояниями), врожденными или приобретенными соматическими заболеваниями, пороками сердца. На замедление темпа психического развития детей значительное влияние оказывает стойкая астения, которая снижает не только физический, но и психический тонус. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития – соматогенный инфантилизм, который обусловлен рядом невротических состояний – неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущениями своей физической неполноценности, а иногда они вызваны режимом запретов и ограничений, в котором находится ослабленный и больной ребенок.

У детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения из-за недостаточной выработки гормонов, вызванной эндокринными заболеваниями, в возрасте 12-13 лет может быть задержка полового созревания. При этом формируются своеобразные особенности психики подростка, чаще проявляемые у мальчиков. Подростки медлительны, быстро устают, работоспособность неровная - выше в первой половине дня. Обнаруживается снижение памяти, внимание быстро рассеивается, поэтому ученик делает много ошибок. Эти дети с нормальным интеллектом, отличаются большой эрудицией.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!