Влияние зоны Брока и зоны Вернике на детей!

Услышав про зону Брока и зону Вернике, многие могут подумать, что это связано с астрономией, но нет!
Зона Брока и зона Вернике – это две области головного мозга , которые отвечают за развитие речи. Причем зоны Брока и Вернике активируются на разных этапах развития мозга ребенка.
Речевой процесс является круговым и речевой круг образуют три мозговых речевых центра:
• центр Брока (воспроизводит речь, управляя речевой мускулатурой);
• центр Вернике (распознает собственную речь и речь других людей;
• ассоциативный центр (создает структуру фраз и предложений).
В первые годы жизни у ребенка очень активно развивается мозг. При рождении мозг ребенка весит примерно 340 гр., к 1 году вес мозга достигает примерно 1,1 кг., а к 5 годам – 1,5 кг.
Изначально у ребенка формируется зона Брока.
Зона Брока, отвечающая за воспроизведение речи, показывает активность только ближе к 12 месяцам, поэтому не стоит воспринимать « мамамамама», как первое слово.
Для того, чтобы понять важность развития центра Брока, представим, что происходит с человеком, у которого поражен центр Брока. У человека нарушается устная и письменная речь: человек или не может сказать ни слова, или произносит лишь отдельные слова и простые фразы, часто искажая их до неузнаваемости. Однако понимание чужой речи при этом сохраняется. При частичном поражении центра Брока больной говорит с трудом, речь его приобретает «телеграфный стиль», лишаясь глаголов и связок.
Центр Брока – двигательный центр речи в коре головного мозга. Его работа обеспечивает моторную организацию речи. Проще говоря, для того, чтобы произнести слово, человек должен совершить двигательную активность, которая требуется для артикуляции слов.
Развитие мелкой моторики способствует развитию центра Брока. То есть, мелкая моторика – один из факторов развития речи. Но отнюдь не единственный. Так как недостаточно воспроизводить звуки. Важно еще и понимать человеческую речь.
Центр Вернике – сенсорный центр речи, отвечающий за понимание (обеспечивает звуковой фонематический анализ речи). Этот центр формируется позже, когда младенец из общего хаоса звуков начинает распознавать и повторять простые слова, от которых он жизненно зависим. Например, «мама», «папа», «дай» и т. п. Повреждения центра Вернике влияют на способность человека воспринимать звуки речи как лингвистически значимые.
Ассоциативный центр развивается к 2 годам, когда ребенок начинает произносить сложные фразы, которые этот центр и строит.
Большую роль в развитии головного мозга (а, значит, и речи) играют сенсорные раздражители. Разнообразные ощущения (слуховые, зрительные, тактильные, вкусовые и др.), а также вербализация этих ощущений будут способствовать развитию речи.
Главное, чтобы сенсорных раздражителей (впечатлений) было не слишком много, так как головной мозг должен успеть переработать все сигналы.
Вывод:
Зона Брока, отвечающая за воспроизведение речи, показывает активность только ближе к 12 месяцам, поэтому не стоит воспринимать « мамамамама», как первое слово.
Зона Вернике – активна с самого рождения малыша и отвечает за восприятие речи на слух.
Роль слухового внимания, очень значима, так как без него нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить.
Что делать для стимуляции развития речи?
1. Необходимо ребёнку развивать мелкую моторику рук. Часто встречаются рекомендации, что для развития мелкой моторику необходимо использовать крупу. Не надо использовать крупу! Ребёнок может засунуть зерно себе в нос или ухо. Есть множество игрушек для мелкой моторики, лепка, есть пальчиковая гимнастика и др.
2. Ребёнку нужно общаться с разговаривающими детьми примерно его возраста (чуть старше).
3. Разговаривать с ребёнком, учить части тела, предметы и т.п. Читать ему книги, слушать музыку.
4. Занятия с логопедом, педагогом. Посещать развивающие занятия.
5. Медикаментозное лечение. Лечение проводить по назначению врача невролога. В данном вопросе нет единодушие в медицинской среде. У каждого врача есть свои предпочтения, в назначении медикаментозного лечения исходя из знаний, опыта и других факторов врача.
В любом случае задержки речевого развития необходимо проводить комплексный подход.