СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Влияние научно – технического прогресса на мировое хозяйство»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Влияние научно – технического прогресса на мировое хозяйство».

Цель урока: к концу урока учащиеся:

  • Будут знать определения «научно – технический прогресс», «научно – техническая революция»;
  • Выделять составные части НТП и НТР, основные черты НТР;
  • Характеризовать изменения происходящие в современном мировом хозяйстве под влиянием НТП и НТР;
  • Высказывать свои суждения о влиянии НТП на окружающую природную среду.

    Тема урока: «Влияние научно – технического прогресса на мировое хозяйство».

    Цель урока: к концу урока учащиеся:

  • Будут знать определения «научно – технический прогресс», «научно – техническая революция»;
  • Выделять составные части НТП и НТР, основные черты НТР;
  • Характеризовать изменения происходящие в современном мировом хозяйстве под влиянием НТП и НТР;
  • Высказывать свои суждения о влиянии НТП на окружающую природную среду.

Просмотр содержимого документа
««Влияние научно – технического прогресса на мировое хозяйство»»

Общая география, 11кл.

Учитель: Фицкевич Н.Н., гимназия №1 г.Орши

Тема урока: «Влияние научно – технического прогресса на мировое хозяйство».

Цель урока: к концу урока учащиеся:

  • Будут знать определения «научно – технический прогресс», «научно – техническая революция»;

  • Выделять составные части НТП и НТР, основные черты НТР;

  • Характеризовать изменения происходящие в современном мировом хозяйстве под влиянием НТП и НТР;

  • Высказывать свои суждения о влиянии НТП на окружающую природную среду.

Тип урока: лекция с элементами практической деятельности; проблемное задание.

Оборудование: ноутбук, политическая карта мира, экономический словарь, схемы(электронный вариант).

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

- Географический диктант-

На экране термины и понятия, учитель читает их определение, учащиеся выбирают правильные слова и в своих тетрадях расставляют цифры в том порядке, в котором о них говорит учитель.

Вопросы → ответы:

  1. Специализация отдельных стран на производстве определённых видов продукции и услуг и последующем обмене ими. (МРТ)

  2. Сектор экономики состоящий из отраслей перерабатывающей промышленности (Вторичный).

  3. Сближение хозяйств различных стран, создание региональных межнациональных хозяйственных комплексов (Интеграция).

  4. Самостоятельный территориально – географический анклав с определённой степенью обособленности от экономического пространства данной страны (СЭЗ).

  5. Отрасли, ориентированные на экспорт продукции (Специализация).

  6. Система внешнеэкономических связей, которая основывается на международном разделении труда (МЭС).

  7. Отмена тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле между заинтересованными странами (ЗСТ).

  8. Оно сформировалось в конце XIX – начале ХХ в. В результате развития машинной индустрии, мирового рынка и транспорта (Мировое хозяйство).

  9. Сектор экономики включающий в себя сбор, переработку и использование информации (Четвертичный).

  10. Создание единого рынка товаров, капиталов и рабочей силы (Общий рынок).

  1. Изучение нового материала.

  1. Активизация учащихся на целепологание:

Как можно прокомментировать следующие слова К.Маркса

«Порох, компас, книгопечатание – три великих изобретения предваряющих развитие мирового хозяйства».

  • Порох взрывает на воздух рыцарство и открывает путь развитию промышленного производства.

  • Компос – открывает мировой рынок и МРТ.

  • Книгопечатание – открывает путь науке и всеобщему информационному пространству.

  1. План изучения подтемы «Изменения в мировом хозяйстве под влиянием НТП»:

  • Работа в тетрадях.

  1. Понятие НТП;

  2. Формула НТП:

(НТП = производство новых теоретический знаний и технологий + использование в экономике);

  1. Рост информатизации и интеллектуализации труда;

  2. Повышение требований и квалификации и общеобразовательному уровню персонала;

  3. Подтягивание государств и уровня развития техники и технологий в разных странах до уровня передовых;

  4. Перенесение в другие страны передовых форм и методов организации производства (развитие ТНК);

  5. Изменения в размещении производства.

  1. Закрепление подтемы НТП.

В развитых странах выделяют 4 типа экономических районов: высокоразвитые районы; старопромышленные или депрессивные районы; отсталые, аграрные районы; районы нового освоения.

  • На примере любой развитой страны, увяжите понятие НТП и наличие данных районов (См. приложение).

  1. Изучение подтемы «Научно – техническая революция».

  • Проблемный вопрос : «Науку двигают живые технологии» - это выражение стало актуальным в последнее время.

В чём сущность данного выражения, и какое оно имеет отношение к НТР?

На это задание мы постараемся ответить после того как изучим вопрос «научно – техническая революция».

  1. Понятие научно – техническая революция;

  2. Вопрос «Век текстиля» , «век стали», «век автомобилей» сменила «эра информатизации». Назовите движущие силы развития производства в разные эпохи. Ответ поясните.

  3. Обобщаем ответы учащихся и расширяем представление о НТР через характеристику её основных четырёх черт:

  • Развитие науки;

  • Универсальность;

  • Повышение квалификации трудовых ресурсов;

  • Военно – прикладная направленность.

  1. Обобщённая характеристика НТР. Структура НТР.

Работа с учебником. Стр.93 «Структура НТР».

Приведите примеры, которые характеризуют приведённые утверждения в таблице.

  1. Изменения в размещении и в структуре производства.

Изучение табл. 7, стр.94 – учебник.

  1. Отвечаем на проблемный вопрос.

  1. Закрепление материала. Работа в группах.

Класс разбивается на две группы. Первой группе предлагается найти примеры отрицательного влияния НТП на окружающую среду, второй группе – положительного влияния. Ответы обсуждаются и систематизируются в виде таблицы:

Влияние НТП на окружающую среду

Отрицательное

Положительное




  1. Творческое задание.

  1. Какими с учётом достижений НТР должны быть:

А) Школьный стол;

Б) ручка.

2. Что можно считать символом современной НТР?

Напишите

  1. С чем, по –вашему, связаны разные территориальные различия в уровне развития электронной промышленности?

  1. Домашнее задание.

  1. Подготовить выступления:

А) географический рисунок размещения хозяйства развивающихся стран;

Б) какую региональную политику должны проводить государства по сглаживанию диспропорций в размещении хозяйства.

2. §17, вопр. 3 стр.94




Приложение:


  1. Территориальная структура хозяйства.

  2. Четыре типа экономических районов в развитых странах.

  3. Географический рисунок размещения хозяйства в развивающихся странах.

  4. Региональная политика.

  5. Экономический словарь.













































Приложение 1.

Территориальная структура хозяйства

ТСХ - это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом.

Что такое территориальные элементы? Это городские агломерации, транспортные магистрали, промышленные районы, рекреационные районы. Они определяют географический рисунок расселения населения. Рисунок может быть моноцентрическим, полицентрическим и смешанным. Например, в ФРГ рисунок расселения населения полицентрический ,а во Франции – моноцентрический.


В развитых странах сформировалась территориальная структура, отличающая многочисленными промышленными центрами, районами с густой транспортной сетью ,районами с интенсивным сельским хозяйством ,которые образуют опорный каркас всей территориальной структуры.


Приложение 2

В развитых странах выделяют 4 типа экономических районов.

1)    Высокоразвитые районы. Хозяйство этих районов отличается динамичностью развития, наличием наукоемких отраслей промышленности. Ведущей отраслью является непроизводственная сфера. Примерами таких районов являются Калифорния (США), Лондонский район Великобритании, Парижский район Франции, Московский район России, Север Италии.

2)    Старопромышленные, или депрессивные районы. Сформировались в XVIII-XIX веках. Основными отраслями этих районов являются старые отрасли: угольная промышленность, металлургия, текстильная промышленность, судостроение. Для экономической жизни этих районов характерны спады производства, депрессии, безработица. Старые технологии на предприятиях, сосредоточение «грязных» отраслей, а так же высокая концентрация производства являются причинами тяжелой экологической ситуации в этих районах. Примерами таких районов служат Рурский район в ФРГ, Эльзас и Лотарингия во Франции, Аппалачский район в США, Уральский район в России.

3)    Отсталые, аграрные районы. Это районы с редкой транспортной сетью. Население районов занимается в основном сельским хозяйством. Примерами таких районов являются районы Юга Италии, центральные районы Франции, Шотландия и Уэльс в Великобритании.

4)    Районы нового освоения. Это районы труднодоступные, неосвоенные, малообжитые, но имеющие богатые природные ресурсы. К таким районам относятся Север Канады, Аляска США, Север, Сибирь и Дальний Восток России, Северное море, Амазония.


Приложение 3

Географический рисунок размещения хозяйства в развивающихся странах.

Хозяйство стран Азии, Африки, Латинской Америки формировалось в условиях колониальной зависимости и имеет структуру колониального типа. Для этого типа структуры характерен низкий уровень насыщенности промышленными и сельскохозяйственными районами, транспортными магистралями. Большая часть территории этих стран имеет очаговое заселение, а основное занятие населения — потребительское сельское хозяйство. Отсюда население выезжает в центры — столицы, порты — в поисках работы. Роль главного центра в стране играет ее столица, как правило, она же является морскими воротами страны. Примерами таких центров являются Буэнос-Айрес в Аргентине, Сан-Паулу в Бразилии, Бомбей и Калькутта в Индии, Касабланка в Марокко. От центра страны вглубь ведут дороги, которые соединяют между собой районы плантационного хозяйства, горнодобывающей промышленности. Дороги соединяют экспортные морские порты и районы производства продукции, идущей на экспорт.



Приложение 4

Региональная политика

Целью проведения в странах региональной политики является сглаживание диспропорций в территориальной структуре хозяйства. Большинство стран Центра проводит региональную политику, которая представляет собой комплекс мероприятий — законодательных, административных, природоохранных, экономических, способствующих более рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровней жизни людей.

Сглаживать диспропорции необходимо между высокоразвитыми, депрессивными и отсталыми районами в развитых странах. Для этого в отсталых районах сооружают крупные предприятия, которые послужат «полюсами роста». В депрессивных районах размещают наукоемкие производства.

В развивающихся странах необходимо снять нагрузку со столиц, формировать систему городов, осваивать глубинные районы страны. Иногда для этого переносят столицу в глубинные районы страны. Например, в- Аргентине переносят столицу из Буэнос-Айреса на юг, в город Вьедму.


Приложение 5

Экономический словарь


Биотехнология – совокупность методов и приёмов полезных продуктов с помощью биологических агентов.


Информационное общество – общество, основанное на использовании (производстве, переработке и распространении) информации как ресурса развития.


Кибернетика – наука про общие закономерности процессов управления в сложных динамических системах, способы получения, сохранения, передачи и обработки информации.


Лицензия – разрешение на использование защищённых патентом изобретений ,процессов, моделей и других технических достижений.


Микроэлектроника – отрасль науки и техники, которая обеспечивает создание и синтез микроминиатюрных изделий разного функционального назначения для радиоэлектронной аппаратуры (в том числе компьютеры и компьютерные системы).


Научно-техническая революция – качественное изменение науки, техники, системы продуктивных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития производства.


Научно-технический потенциал – совокупность научно-технических кадров ,материальных, финансовых, информационных и других ресурсов, которые необходимы для создания и практической реализации достижений научно-технического прогресса.


Научно-технический прогресс – процесс непрерывного взаимосвязанного, поступательного развития науки и техники, который проявляется в постоянном воздействии научных идей на уровень совершенствования средств и предметов труда, технологии и организации производства.


Патент – документ, который свидетельствует о признании заявленного объекта изобретением, приоритете изобретения, авторстве и исключительном праве на изобретение.


Технопарк – территориальное объединение научных организаций, проектно-конструкторских бюро, научных учреждений, производственных предприятий, форма интеграции науки, образования и производства.

Технополис – форма территориальной интеграции науки и производства для активизации инновационных процессов, содействия быстрому и эффективному использованию технико-технологических новинок; одна из форм свободных экономических зон.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!