СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние опыта работы в малой прессе на литературное творчество А.П. Чехова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад обучающейся 9 класса на тему: "Влияние опыта работы в малой прессе на литературное творчество А.П. Чехова"

Просмотр содержимого документа
«Влияние опыта работы в малой прессе на литературное творчество А.П. Чехова»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №2

















Доклад на тему: Влияние опыта работы в малой прессе на литературное творчество А.П. Чехова.









Выполнила: Устинова Татьяна Дмитриевна,

ученица 9 «А» класса.

Руководитель: Баталова Анжелика Александровна,

учитель русского языка и литературы.













Г. Александровск-Сахалинский

2017г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...................3

  1. Малая пресса. ……………………………………....................................4

  2. Чехов в газетно-журнальной юмористике…………………..................4

  3. Опыт, полученный Чеховым в малой прессе………………………….6

Заключение……………………………………………………………………...8

Список использованной литературы……………………………...................10



Введение.

Малая пресса 80г. XIX в. - это особый пласт массовой литературы, в котором тексты напрямую зависели от множества внешних факторов, как общих, так и специфических для каждого отдельного издания. Все их необходимо учитывать при анализе текстов, печатавшихся в юмористических изданиях, ведь эти факторы не только влияли на произведения, но часто становились их темами, как, например, цензурные ограничения или вынужденное многописание.

В разное время исследователи отмечали, что понять творчество А. П. Чехова вне литературной среды «малой прессы» и «физиономии» изданий массовой литературы, где начинал Чехов-писатель, нельзя. «Всякий писатель пишет в определенной среде и для определенной среды, и поэтому изучать его надо в его естественном окружении», - писала Лия Моисеевна Мышковская.

Сама генеалогия новаций Чехова-писателя, особенно в ранний период, представляется гораздо нагляднее в сопоставлении с произведениями наиболее близкого Чехову литературного ряда - «малой прессы», тексты и быт которого строились по своим законам. Только в таком контексте и можно пытаться понять, в каких условиях и на каком фоне происходило формирование Чехова-писателя на раннем этапе, за счет чего его тексты почти с самого начала выбиваются из этого ряда. Все это чрезвычайно важно для понимания литературной ситуации конца XIX века - изменений в литературной иерархии и взаимозависимости, взаимопроникновения разных пластов литературы, а значит, и взаимоотношений писателя и читателя.





  1. Малая пресса

Появление малой прессы в последней трети XIX века было связано со значительным увеличением читательской аудитории в пореформенной России. Для новых читателей нужна была доступная литература, способная удовлетворить их вкусы и потребности. В связи с этим начинают активно развиваться еженедельные иллюстрированные журналы и газеты. Абрам Ильич Рейтблат (сахалинец, автор работ по истории русской литературы, театра, библиотечного дела, истории и социологии массового чтения) указывает, что малая пресса обычно являлась для небогатых слоев городского населения (купцов, мелких чиновников, приказчиков, прислуги, ремесленников, грамотных рабочих) «единственным доступным видом литературы, поскольку книги и журналы были дороги, сравнительно высокой была плата за пользование в библиотеках для чтения и публичных библиотеках, да и подходящих по уровню изложения книг не хватало». Исследователь отмечает, что подобная литература отчасти занимала промежуточное положение между словесностью и периодической печатью: газеты выписывались и хранились в трактирах, нередко читались там вслух, авторы этих изданий при написании произведений ориентировались на устные речевые жанры (например, бытовой диалог). Несмотря на свой развлекательный характер, малая пресса выполняла важную социальную функцию:

Низовая газета, приучала и приобщала свою аудиторию к регулярному чтению, втягивала в сферу воздействия печатного слова. При этом она, подобно толстому и тонкому журналу, моделировала образ мира своих читателей.

  1. Чехов в газетно-журнальной юмористике

Уникальная творческая биография Чехова - эволюция от сотрудника самого презираемого критикой пласта литературы 1880-х годов, газетно- журнальной юмористики, до признанного «живого классика» в конце жизни - давно привлекает внимание литературоведов. Но в то же время период сотрудничества Чехова в юмористических изданиях долго отделялся от его зрелого творчества и рассматривался как некая проба пера, ряд довольно забавных, но незначительных произведений, невысокое качество которых было прямым следствием требований изданий этого типа. Интересно, что инициаторами такого отношения были сами сотрудники подобных газет и журналов: именно так они оценивали собственную работу в них.

Для подобных авторов участие «славных писателей» в газетно- журнальной юмористике, похоже, служило слабым оправданием начала их собственного творческого пути, которое они охотно исключили бы из своей биографии. Но так ли относился Чехов к работе в так называемой малой прессе?

Существует множество высказываний Чехова, указывающих, что он не желал бы вычеркивать этот период из своей жизни, более того, многое в нем зрелый писатель ценил, а по чему-то даже скучал. Антон Павлович в 1898–1901 годах, после строгого отбора, включил в «марксовское» собрание сочинений более 150 текстов, опубликованных в малой прессе.

Чехов легко вошел в юмористическую журналистику и очень быстро освоил ее правила. Он использовал приобретенный им опыт как материал для создания новой уникальной поэтики.

Хотя писатель начал быстро выделяться на фоне остальных авторов малой прессы и в итоге стал едва ли не единственным, кто сумел перейти из нее в «большую» литературу, было бы несправедливо считать, что его творчество не подвергалось влиянию поэтики газетно-журнальной юмористики.

Однако при этом малая пресса 1880-х годов долго оставалась вне поля зрения большинства исследователей. Эта область журналистики имела настолько низкую репутацию, что долго казалось: Чехов не мог почерпнуть из нее ничего полезного для своей художественной системы, а мог только противостоять ей, творить «вопреки» сопротивлению среды, и его лучшие тексты, как ранние, так и поздние, никак не зависят от подобного контекста.

  1. Опыт, полученный Чеховым в малой прессе

На данный момент в чеховедении укоренилось представление о том, что зрелое творчество Чехова во многом развилось из его ранних текстов, из опыта сотрудничества в юмористических журналах: «…школа, которую прошел Чехов-сотрудник так называемой "малой" прессы, все чаще воспринимается своего рода профессиональной лабораторией, где отрабатывались и нарабатывались определенные приемы, создавалась собственная техника письма, формировался творческий метод, закладывались основы поэтики».

Исследователи отмечали, что работа в малой прессе во многом сформировала отношение писателя к своему творчеству.

Несмотря на то, что многие ранние произведения Антона Павловича кажутся читателю, знакомому с его поздним творчеством, довольно слабыми, среди коллег по юмористическим изданиям Чехов очень быстро завоевал признание. Исследователи по-разному объясняли такой успех. С. Д. Кржижановский в статье «Чехонте и Чехов (Рождение и смерть юморески)» выделил несколько композиционных приемов построения ранних чеховских текстов, которые не только создавали комический эффект, но и придавали тексту единство и завершенность:

− ожидание большого и значительного оборачивается маленьким и незначительным, «гора родила мышь»;

− постепенное нарастание напряжения, «натяжение нити»;

− насильственное сочетание психологически несочетаемого;

− «способ подстановки, замещения живого − мертвым, чувствующего − нечувствующим, человека — предметом»;

− принцип «затухающих колебаний»: герой колеблется и конфликтная ситуация сходит на нет.

Несмотря на то, что Чехов начал свой творческий путь в изданиях, требовавших сосредоточенности на злободневных событиях, он с самого начала тяготеет к созданию художественно завершенных текстов. С этой целью он соединяет принципы построения сценки и юморески для создания композиционно законченного текста. Оттачивание одного приема построения текста на самом разном материале позволит Чехову в зрелом творчестве использовать старую композицию для решения новых художественных задач.

В зрелом творчестве Чехова можно обнаружить не так много рассказов. «Человек в футляре», «Душечка», «Попрыгунья», «Печенег», «Княгиня» − на наш взгляд, в этих рассказах связь с ранним периодом творчества и работой в малой прессе наиболее заметна: автор использует приемы юмористической журналистики для создания яркого человеческого типа, иногда эти приемы даже производят тот же комический эффект, но сам тип уже не вызывает у читателя смех.

Из раннего «осколочного» периода Чехов переносит в «большую» литературу широкое многообразие персонажей. Это и «обычные» люди, которые раньше попадали в комичные ситуации, а в поздних рассказах уже вполне серьезно страдают от повседневных жизненных забот. Это и странные, яркие человеческие типы, которые в ранней юмористике вызывали смех, а позже стали страшны и трагичны одновременно. Меняя точку зрения, писатель то смеется вместе с читателем над ограниченностью героя, то заставляет читателя самого пережить и преодолеть этот узкий взгляд на мир. В поздних рассказах, описывающих необычный тип личности, наиболее ярко прослеживается связь Чехонте и Чехова, малая пресса становится источником приемов комического описания персонажа, способов организации повествования. Чехов как будто возвращается к хорошо знакомым героям юмористических изданий и показывает сложность того, что казалось простым и смешным.

Заключение

В юмористических еженедельниках под влиянием внешних и внутренних факторов сформировалась своя поэтика, которой Чехов следовал в раннем творчестве и которую он переосмыслил и по-новому использовал в зрелых текстах. Комические приемы, освоенные в юмористических журналах, Антон Павлович использует и позже, помещая их в новый контекст и тем самым открывая в них новый художественный потенциал. Важная черта малой прессы, которую Чехов привнес в «большую» литературу - это разнообразие персонажей. И обычные «средние» люди, и яркие человеческие типы, которые в раннем творчестве попадали в комические ситуации или сами создавали их, появляются в поздних текстах, но уже не вызывают смех, а заставляют читателя задуматься над их судьбами.

Чеховедение не сразу, но чем дальше, тем больше склонялось к мнению, что Чехов привнес в «большую» литературу из еженедельной юмористики новую тематику, новых героев, что пародийность малой прессы, свойственные ей отношения между писателем и читателем, особый взгляд авторов на свое творчество повлияли на самосознание Чехова как писателя.

Постоянное повторение одних и тех же приемов создания комического эффекта в малой прессе позволило Чехову увидеть в них новый потенциал, в том числе серьезный – драматический и даже трагический, – так как большинство этих приемов строилось на непонимании между людьми, что и стало главной темой творчества зрелого автора.



Список использованной литературы

  1. Ал. Римский. Человек / Ал. Римский // Осколки. - 1882. - № 17. - С. 5.

  2. Мясницкий, И.И. [Барышев-Мясницкий, И.И.] Их степенства. Юмористические очерки, сценки, картины / И.И. Барышев-Мясницкий. - М.: Типография Мартынова, 1882. - 319с.

  3. Безвыходное положение. Рис. А.И. Лебедева / А.И. Лебедев // Осколки. - 1883. - № 34. - С. 1

  4. Мышковская, Л.М. Чехов и юмористические журналы 80-х годов/ Л.М. Мышковская. - М.: Московский рабочий, 1929. - 128 с. А.П. Чехов в воспоминаниях современников / Сост. Н.И. Гитович, И. В. Федоров. - М.: Худ. лит. 1986. - 735 с.

  5. Александров, Б.И. О жанрах чеховской прозы 80-х годов / Б.И. Александров // Ученые записки. (Горьковский гос. пед. ин-т). -Вып. 37. О творчестве русских писателей XIX в. / Ред. Н.М. Мелешков. - Горький, 1961. - С. 3−80.

  6. Амфитетатров, А.В. Жизнь человека неудобного для себя и многих / А.В. Амфитеатров; вступ. стат. и коммент. А.И. Рейтблат. -Т. 1. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. -580 с.

  7. Кржижановский, С.Д. Чехонте и Чехов / С.Д. Кржижановский // А.П. Чехов: pro et contra. - Т. 2. Личность и творчество А.П. Чехова в русской мысли XX в. (1914−1960) / Сост., вступ. статья, общ. ред. И.Н. Сухих, коммент. А.С. Степанова. ‒- СПб.: Изд-во РХГИ, 2010. -С. 487−511.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!