ВЛИЯНИЕ РЕПЕРТУАРА НА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КОЛЛЕКТИВНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ.
Репертуар – зеркало, в котором мы видим лицо коллектива – в профиль и анфас. Перед руководителем такого коллектива постоянно встаёт вопрос: «Из каких произведений формировать репертуар?». От умелого подбора произведений зависит рост мастерства коллектива, перспективы его развития, все, что связано с исполнительскими задачами. Сформировать мировоззрение исполнителей, расширить их жизненный опыт поможет осмысление репертуара, поэтому высокая художественность и духовность того или иного произведения, предназначенного для музицирования, есть основополагающий принцип в выборе репертуара.
Основная задача репертуара – неуклонно развивать музыкально-образное мышление участников коллектива, их творческую заинтересованность. Это возможно только через обновление и расширение музыкального материала.
В репертуар, прежде всего, нужно включать русскую народную музыку. Народная песня – лучшее средство развития основных музыкальных способностей учащихся. Такие качества народной песни, как четкость ритмического рисунка, повторность небольших по размерам мотивов, куплетность и вариационность форм делают ее исключительно ценным материалом в музыкальном воспитании учащихся различных возрастов. Русская народная музыка, с ее, не отличающимися сложностью музыкальными образами, доходчива и проста для восприятия.
Обязательно нужно включать в работу с коллективом пьесы современных авторов, написанные в стиле эстрадной музыки с использованием нестандартных гармоний, мелодических оборотов и т.п. Такие произведения вызывают сильный эмоциональный отклик обучающихся, так как обладают красивой мелодикой и оригинальным гармоническим строем и самое главное они популярны и на слуху.
При выборе репертуара рекомендуется руководствоваться критериями, предложенными Д. Б. Кабалевским. Произведение «…должно быть художественным и увлекательным…оно должно быть педагогически целесообразным (т. е. учить чему-то нужному и полезному) и должно выполнять определённую воспитательную роль».
В прошлом году вся страна вела подготовку к празднованию 70-летия победы в великой отечественной войне, и наша школа не стала исключением. Подготавливаясь к концерту 9 мая я с января месяца начал задумываться над репертуаром для коллективного музицирования. В конечном итоге я выбрал несколько музыкальных произведений и начал подготовку хора.
«Бухенвальдский набат» музыка Вано Мурадели, слова Александра Соболева,
«Просьба» Музыка Алексндры Пахмутовой, слова Роберта Рождественского и песня «Хотят ли русские войны» автор музыки Эдуард Колмановский, автор слов Евгений Евтушенко. Все три произведения несли патриотический смысл и военную тематику.
И это сыграло огромную роль в охвате большего количества учащихся и привлечения их к концерту.
Когда мы начали разучивать эти произведения, у меня уже был создан хороший костяк из поющих детей в составе 40 человек, но постепенно в эту работу стали просится и другие ребята из школы. Конечно, не все они обладали хорошими певческими данными, но я решил никому не отказывать и принимал их в состав хора. Песни очень нравились детям, и они с удовольствием работали над ними. Всего у нас в школе чуть более 200 учеников, состав хора, выступающий на празднике, состоял из 150 человек. Вот благодаря такому репертуару расширилось влияние на количественное воспитание патриотического духа в нашей школе.
Сейчас я веду подготовку к празднованию юбилея школы. И ученики даже помогали мне в выборе репертуара для праздника. Приносили записи песен, мы коллективно слушали их и принимали решение включать их в концертную программу или нет. Я думаю, что в это коллективное музицирование, в эту работу я привлеку такой же состав школы.
Постепенно, с овладением вокально-хоровыми навыками, с опытом хорового исполнения усложняется и репертуар
При выборе репертуара педагог (помимо прочего) должен помнить, что необходимо расширять музыкально-художественный кругозор детей, так как хоровое пение - мощное средство патриотического, эстетического, нравственного воспитания учащихся.
.
Доклад приготовил:
Калинин Андрей Николаевич
Учитель музыки Целинной СШ №14
Ширинского района РХ