СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Влияние спартанского воспитания на завоевательные походы Рима»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме  поиска оптимальной формы воспитания и подготовки допризывной молодежи к службе в армии. Система воспитания и образования должна в полном объеме выполнять возложенные  на нее цели и задачи, руководствуясь потребностями развития общества и государства.

Просмотр содержимого документа
««Влияние спартанского воспитания на завоевательные походы Рима»»


Министерство образования и науки

Алтайского края

КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»










Исследовательская работа

Тема «Влияние спартанского воспитания на завоевательные походы Рима»






















Выполнила: Сахно Анастасия,

студентка ГС1612


Руководитель: Барсуковская

Наталья Михайловна



г.Барнаул

2017

Оглавление:


Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3-4

  1. Образование Древней Спарты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

  2. Цели и методы воспитания в Спарте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6-12

  1. Цели и методы воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

  2. Воспитание в семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

  3. Этапы государственного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

  4. Первый этап государственного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

  5. Второй этап государственного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

  6. Третий этап государственного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

  7. Женское воспитание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

  1. Результаты спартанской системы воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

  2. Причины падения Спарты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14-15

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17









































Введение

Актульность. Работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме  поиска оптимальной формы воспитания и подготовки допризывной молодежи к службе в армии. Система воспитания и образования должна в полном объеме выполнять возложенные  на нее цели и задачи, руководствуясь потребностями развития общества и государства. В условиях роста международной напряженности качество  подготовки будущих солдат и офицеров  будет определять общее состояние нашей армии.  В  этой связи необходимо проанализировать спартанскую систему воспитания,  ориентированную на подготовку воинов,  раскрыть ее сильные и слабые стороны,  сделать вывод о возможном применении отдельных черт спартанского воспитания и обучения в условиях современной России.

Цель работы.  раскрыть особенности  системы спартанского воспитания 

Задачи исследования:

1.  Рассмотреть исторические особенности возникновения  спартанского полиса.

2.  Проследить взаимосвязь между особенностями возникновения и развития Спарты и спартанским воспитанием и образованием.

3. Раскрыть цели и задачи системы спартанского воспитания и образования.

3. Описать этапы спартанского воспитания и образования, методы и приемы, применяемые в педагогическом процессе.  

 4. Объяснить причины падения Спарты.

 5. Определить возможность применения опыта  спартанского воспитания  в наши дни.



Объектом исследования является система воспитания.

Предметом изучения являются особенности спартанского воспитания.

Методологическая основа исследования сравнительно-историческая, дала возможность выделить общее и особенное в исследовании; определить общую картину спартанского воспитания.

Хронологические рамки исследования охватывают период с   XI в. до н. э. по 476 год.

Территориальные рамки исследования охватывают территорию Спарты.







С древних времен вопросы и проблемы воспитания и образования всегда занимали

одну из наиболее важных позиций среди прочих государственных задач. Причем

каждая эпоха вносит свои концептуальные новшества в понятие воспитания. Одна из проблем в воспитании состоит в соотношении государственных, общественных и личных интересов. Уже во времена Древней Греции была найдена «золотая середина», она заключалась в формировании гармонически развитой личности, носителем активной гражданской позиции, разделяющей государственные проблемы и интересы, но и одновременно с этим имеющее право на свою, независимую позицию, подкрепленную всесторонними знаниями и осознанием личных интересов. Данная образовательная модель была создана в афинском полисе. Результатом развития этой педагогической идеи стал расцвет Афинского полиса, выразившегося в том, что именно Афины стали культурным, экономическим и политическим центром греческого мира. Одновременно в Греции возникла совершенно иная воспитательная модель, приоритетной целью которой являлось воспитание человека, ориентированного на решение прежде всего государственных проблем, причем развитие данной личности было весьма ограниченное и однобокое.В отличии от Афинского полиса, с его четкой тенденцией к эстетическому

воспитанию, и Спартанским, полностью его отрицавший, и ставящий в качестве

первоочередной задачи воспитание военно обученного и физически

подготовленного народа.Это и поспособствовало в конечном итоге к краху данного государства.



















  1. Образование Древней Спарты


В предании отразилась история переселения дорийских племен в конце II тыс. до н. э. на Пелопоннес. Дорийцы постепенно заняли почти весь полуостров, оттеснив или поработив ахейское население. Одним из главных поселений дорийцев была Спарта, возникшая из слияния четырех деревень – об, к которым в качестве пятой обы позднее были присоединены еще несколько поселений. К сер. 8 в. до н. э. жители Спарты подчинили всю Лаконику. Местное ахейское население было превращено в рабов — илотов, дорийцы из других общин — в периэков, свободных, но политически неполноправных людей. Следующим этапом завоевательной политики Спарты было покорение Мессении (к западу от Лаконики). В результате двух Мессенских войн эта область была завоевана, ее население превращено в илотов.

Спарта мало чем отличалась от современных ей других греческих общин, однако в новых условиях

жизни эта разница становится крайне существенной: небольшая община спартиатов

вынуждена была осуществлять задачу господства над подавляющим большинством

лаконского населения ценой постоянной военной готовности граждан. Это

обстоятельство наложило свой отпечаток на весь быт спартанской общины,

особенностью которого был его ярко выраженный военный характер, который

являлся определяющей чертой общественно-политической и социальной сфер жизни

общества. Главное место во всей организации спартанского государственного

управления отводилось военно-политическому воспитанию граждан.





















  1. Цели и методы воспитания в Спарте


    1. Цели и методы воспитания



Спартанцы бросали в пропасть Тайгетского хребта младенцев, родившихся слабыми или неправильно сложенными. Это преувеличенное предание, скорее, надо понимать в том смысле, что они выбрасывали таких малюток из дорийского племени, отдавали их периэкам. Здоровые мальчики, по достижении шестилетнего возраста, были переводимы из родительского дома в общественные спартанские воспитательные дома, которыми управлял начальник, называвшийся педономом. Он делил мальчиков на отряды (агелы – буквально «стада»). Воспитание в этих домах было военное, дисциплина в них была строгая.



Целью спартанского воспитания было подготовить воспитанников к службе в армии, сделать их способными к перенесению трудностей и лишений, с которыми соединена походная и лагерная жизнь, развить в них физическую силу и крепкое здоровье. Поэтому главным занятием мальчиков и подрастающих юношей в этих воспитательных домах были гимнастические и военные упражнения: бег, борьба, прыжки, бросание диска, метание копья, приобретение искусства владеть оружием, военные маневры.



Упражнения происходили под открытым небом и в ненастье и в холод. Воспитанники ходили босые, хотя грунт земли в Спарте был каменистый; волоса у них были острижены коротко, голова оставалась и под дождем и в холод непокрытою; теплой одежды им не давали; они спали на сене, соломе или камыше, который ломали для себя сами на берегах Эврота. За всякий проступок, всякую небрежность их строго наказывали палками или бичами; педонома всегда сопровождали служители с бичами в руках. Спартанцы полагали, что чем строже воспитание, тем лучше. Пища воспитанников была грубая. Твердость характера мальчиков испытывалась жестоким бичеванием, которому каждый год подвергали их у жертвенника Артемиды Орфийской, и были юноши, без стона умиравшие под бичами – к такому терпению были приучены эти «победители в испытании при жертвеннике». Развивая гимнастикой физические силы мальчиков и юношей, спартанские воспитатели строго учили быть скромными, почтительными к старшим, послушными.









    1. Воспитание в семье



Плутарх об этом говорит так: «Ликург решил, что дети принадлежат не родителям, а всему государству», поэтому именно государство решало, кому из новорожденных жить, а кому умереть, поэтому «Согласно законам Ликурга, все новорожденные подвергались специальному осмотру старейшин. Если они находили ребенка крепким и здоровым, то его отдавали родителям для выкармливания. Если же ребенок имел какой-либо недостаток, который мешал бы ему стать в дальнейшем полноценным воином, его убивали, посчитав, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе». Самые главные качества, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов были сила, выносливость и максимальная готовность к жизненным трудностям. Прививание и развитие подобных качеств начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не пеленали и не укрывали, оставляя на солнце, ветре или дожде. Когда ребенок подрастал, его отучали от страха перед темнотой и одиночеством, запирая в темные помещения на целые сутки, а также отучали от капризов и нытья, наказывая палкой. Физическое наказание было неотъемлемой частью воспитания ребенка внутри

семьи. И одним из многочисленных доказательств тому служит найденная

археологами ваза, на которой изображена древнегреческая женщина, избивающая

ребенка собственной сандалией - настолько прочно подобное явление было

связано с бытовой жизнью, что его увековечили в рисунках на ровне с

ритуальными праздниками, сценами боев и другими картинами повседневных забот.Так уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к суровому воинскому укладу жизни. Именно в семье закладывались основы главных качеств будущего защитника государства: пренебрежение болью и страхом.



















    1. Этапы государственного воспитания



В семье дети оставались до 7 лет, затем их забирали у родителей и распределяли по особым государственным общежитиям. Государственное воспитание в СПАРТЕ длилось с 7 до 30 лет и делилось на три этапа:

1 этап с 7 до 12 лет: в общежитиях мальчики разбивались на небольшие отряды, где они вели военный образ жизни. Академическое обучение сводилось к изучению грамоты, а все остальное время занимала военная подготовка. Ежегодно проводились публичные испытания – соревнования (АГОНЫ). Для некоторых такие соревнования заканчивалось смертью. В 14 лет подростки получали право ношения оружия и распределялись по военизированным отрядам, которые несли военную и полицейскую службу. Итогом этого года было посвящение подростка в ИРЕНЫ.


2 этап с 12 до 20 лет: С 15 лет подростков учили говорить емко и по существу: изящно, остроумно и едко. К обучению так же добавлялось изучение пения и музыки. Кроме этого обучаемые, в этом возрасте, должны были самостоятельно добывать себе пропитание хищением, если они попадались, то их жестоко наказывали за неловкость. 


3 этап с 20 до 30 лет: воины получал формальные гражданские права, но так же продолжали военную подготовку. 








































    1. Первый этап государственного воспитания



Первой ступенью было воспитание мальчиков с 7 до 12 лет в так называемых агелах (стадах). Вот что писал об этом Плутарх: «Ликург не разрешал, чтобы дети спартанцев воспитывались купленными или нанятыми воспитателями, да и отец не имел права воспитывать сына по своему усмотрению. Он отобрал всех детей, которым исполнилось семь лет, объединил их в агелы и воспитывал их сообща, приучал к совместным играм и учебе. Во главе агелы он ставил того, кто был самым сообразительным и храбрее других в драках.

Дети во всем брали с него пример, исполняли его приказы, терпели наказания, так что все обучение заключалось в том, чтобы воспитать в детях повиновение. Старики наблюдали за их играми и, постоянно внося в их среду раздор, вызывали драки: они внимательно изучали, какие задатки храбрости и мужества заключены в каждом, храбр ли мальчик и упорен ли в драках.

Грамоте они учились только в пределах необходимости. Все же остальное воспитание заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах». Общий контроль и руководство воспитанием мальчиков было возложено на особое должностное лицо — педонома. Эта должность считалась важной, и на нее назначали лиц, которым было, по словам Ксенофонта, «позволено занимать самые высокие должности в государстве».

























    1. Второй этап государственного воспитания



С 12 лет наступал новый этап обучения и воспитания. Теперь подростки вступали в илы (отряды) во главе с иренами. Это были, как правило, старшие по возрасту авторитетные юноши. Общее руководство воспитанием подростков было возложено на специальных должностных лиц. Занятия носили характер военной подготовки.

«По мере того как они подрастали, их воспитывали все более сурово, стригли коротко, приучали ходить босиком и играть нагими. Когда им исполнялось 12 лет, они переставали носить хитон, получая раз в год плащ, ходили грязными, не умывались и не умащали ничем тело, за исключением нескольких дней в году, когда им разрешалось пользоваться всем этим. Спали они вместе по илам и агелам на связках тростника, который они сами приносили себе, ломая голыми руками верхушки тростника, росшего по берегам Еврота. Зимой они подкладывали так называемый ликофон, мешая его с тростником, так как считали, что это растение согревает».

Именно в этом возрасте юные спартиаты проходили сложный курс военного обучения: владение оружием, отработку строя фаланги, быстроту передвижения и тактические хитрости. Особое внимание было уделено воспитанию чувства социального превосходства по отношению к илотам. Причем это делалось весьма оригинальным способом.

«Так они (спартиаты) заставляли илотов пить в большом количестве несмешанное вино и, приводя на сисситии, показывали юношам, насколько отвратителен порок пьянства. Они заставляли их петь непристойные песни и танцевать безобразные танцы: танцы и песни, бывшие в употреблении среди свободных, илотам были запрещены».

Воспитание чувства отвращения к илотам дополнялось и более жестокими способами. Именно отрядам старших юношей поручалось проведение так называемых криптий, т. е. санкционированных государством тайных убийств илотов. По мнению воспитателей, эти мероприятия должны были показать ловкость, хитрость, повиновение и военную подготовку подрастающих спартиатов.















    1. Третий этап государственного воспитания



К 20 годам наступал третий этап в воспитании юношей. Молодому спартиату разрешалось вступать в члены сисситии. Иначе говоря, молодой человек становился обладателем земельного надела с несколькими илотскими хозяйствами, от доходов которых он должен был жить, содержать свой дом, вносить в сисситию определенное количество продуктов: ячменной и пшеничной муки, вина, масла и маслин, сыра и фруктов. Сисситии были важным общественно-политическим институтом в системе спартанской государственности.

Каждая сиссития была своеобразным военным подразделением, насчитывала около 15 человек. Юноши вместе питались, проводили большую часть времени в совместных беседах и военных тренировках, хотя каждый член сисситии имел собственный дом и семью, куда он возвращался вечером. Участие в сисситии было обязательным для спартиата, так же как и внесение продуктового взноса. Если спартиат из-за бедности не мог заплатить взноса, он терял право участия в сисситии и лишался почти всех гражданских прав.

До 30 лет спартиат был ограничен в гражданском статусе, например ему не разрешалось ходить на рынок и он мог делать покупки лишь привлекая родственников. На плечи молодых спартиатов падала основная тяжесть охранной службы, неудобства мелких военных походов. К 30 годам спартиат обычно обзаводился семьей, своим домом, ограничения снимались, и открывался путь к командным постам и государственным должностям.

Находившаяся под строгим государственным контролем система воспитания молодого поколения обеспечивала особую подготовку спартиата — основы спартанской государственности — умелого профессионала, ощущающего свое привилегированное положение, беспрекословно повинующегося властям, но и требующего, чтобы они учитывали и реализовывали их социальные интересы.



















    1. Женское воспитание



Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от юношеского воспитания. Греческими философами было провозглашено почти полное равноправие полов: «Способности одинаково распределены между полами, и все занятия доступны по природе и женщине и мужчине» - эта мысль просматривается во всех основных философских трудах того времени. Девушек учили бегать, прыгать

, бороться, метать диски и дротики; они учились так же танцам и пению. Причем физические упражнения по своей сложности не уступали мужским. Это объяснялось тем, что «от здоровых и сильных супругов и дети будут сильными и здоровыми». Женщинам также, по достижении определенного возраста, разрешалось принимать участие в военных походах и криптиях. Кроме того, они присутствовали при всех государственных, военных и религиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы.

Гражданские права женская половина населения Спарты также получала после 30 лет. В это же время по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов.

Спартанские девушки ничем не уступали в уровне своей военной подготовки юношам, однако их роли в социуме несколько различались: если мужчина был, прежде всего, воином, то женщина, по традиции, рассматривалась как хранительница домашнего очага.





































  1. Результаты спартанской системы воспитания



В целом можно сделать вывод, что в Спарте обучение велось в условиях полного подчинения учителю, взрослому, политическим и военным деятелям, государству и отсутствия у учеников собственного взгляда на окружающий мир и общество. Практически во многом повторялись особенности восточного образования, связанного с культом подчинения и повиновения, поэтому дидактические правила и принципы были достаточно консервативны, ритуалистичны и ориентированы лишь на элемент точного повторения за наставником тех знаний, умений и навыков, которыми владели сами педагоги, освоения лишь того образца, который давался учителем.
Именно данные особенности организации системы спартанского образования позволяют говорить о том, что этот греческий полис дал мировой педагогике особый образец военизированной концепции подготовки подрастающего поколения, которая, согласно версии А. Н.Джуринского, «на древе человеческой цивилизации... оказалась малоплодотворной ветвью». Тем не менее спартанская система военно-физического образования стала уникальным образцом для последующих дидактических разработок.



Итак, что представлял собой продукт спартанского воспитания: воин, отлично знающий военное дело, физически и морально сильный, мужественный, храбрый до безрассудства, презиравший смерть, хитрый, когда это требовалось для достижения победы, благородный и одновременный жестокий к себе и другим , когда дело касалось защиты интересов государства и общины. Презирающий жалость, не умеющий сочувствовать и сопереживать, изначально отвергающий все новое, то не вписывается в традиционную систему жизненных установок и ценностей, не способный к интеллектуальному саморазвитию, с полным отсутствием эстетических начал, обладающий минимальным уровнем образованности, не искушенному в науках. Своеобразный киборг, живущий и действующий на основе вложенной программе, как рыба в воде чувствующий себя на полях сражений, но беспомощный в хозяйственной деятельности, теряющийся в условиях резкого изменения условий жизни.















  1. Причины падения Спарты



Всеобщее равенство 

Всю землю разделили на равные участки, и каждая спартанская семья получила равный надел. На нем можно было вырастить самое необходимое, чтобы хватило для поддержания жизни. Ликург считал, что человеку достаточно немного ячменной муки и растительного масла в день – продукты, которые можно получить с небольшого земельного надела. Тем самым Ликург хотел уничтожить несправедливость и заставить всех жить в одинаковых условиях. Он создал всеобщее равенство. На столе в любой семье одна и та же пища, одна и та же мебель в каждом доме, да и сами дома похожи своей неприхотливостью, все граждане, одетые в скромные одежды, похожи друг на друга. Спартанца могли казнить лишь за то, что он украсил свой гиматий (верхнюю одежду) яркой полосой, – так описывает обычаи спартанцев древнегреческий философ Плутарх из Херонеи.



Жить как одна семья



Само государство, где мужчины и женщины жили каждый своей жизнью, напоминало военный гарнизон, в котором мужчины постоянно готовились к войне, а женщины…
Предоставленные сами себе, женщины стали предаваться роскоши и распущенности, иные стали вмешиваться в дела своих супругов, желая влиять на политику государства. По этому поводу Аристотель сокрушается, обвиняя и одновременно оправдывая женщин: «Какая разница, – пишет древнегреческий философ, – правят ли сами женщины или же начальствующие лица находятся под их властью?» Результат один и тот же. В конце концов, Спарта лишилась своей былой военной мощи во второй половине IV века до н. э.



Тотальный контроль

Государство контролировало жизнь граждан от рождения до самой смерти. С момента появления на свет ребенка в семье спартанца, отец не имел права определять его судьбу. Только совет старейшин, осмотрев младенца, решал, достаточно ли здоров ребенок, и тогда разрешали отцу его растить. Если новорожденный оказывался слабым, то считалось целесообразным сбросить его со скалы Тайгет, чтобы в обществе не было больных и слабых.



Долой науки

Спартанцы изучали грамоту только ради потребностей жизни. Юношам давали лишь самые азы, чтобы они могли прочесть приказ и расписаться под ним.
Все же остальные виды образования были выдворены из страны; выдворяли не только науки, но и людей, которые ими занимались. Ликург ввел ксеноласию – изгнание иноземцев, чтобы те, приезжая в Спарту, не научили местных граждан чему-либо дурному. Отсутствие гостеприимства в Спарте было самым известным явлением в древнем мире. Если пользоваться современной терминологией, в Спарте был установлен «железный занавес»





































































Заключение



Следует учесть, что система воспитания является важнейшим фактором, определяющим будущее развитие государства и общества, ошибки и недостатки воспитания и образования могут привести к возникновению проблем , на преодоление которых потребуются значительные усилия и ресурсы. Анализ спартанской воспитательной системы позволяет сделать вывод о том, что ограниченное, однобокое воспитание, целью которого являлось достижение превосходства в одной, военной сфере или иной области, приводит к катастрофическим результатам.





































Список литературы

Винничук Л. «Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима» М. 1988«Высшая школа»
Гиро П. «Частная и общественная жизнь греков» Спб 1913
«Древняя Греция» М 1956 Издательство Академии Наук СССР. Институт истории. Ответственный редактор В.Струве, Д.Каллистов.
Журакоковский Г. «Очерки по истории античной педагогики» М 1963 Издательства Академии Педагогических Наук РСФСР
Ильинская Л. «Древняя Греция: история, быт, культура» М 1997

Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.



http://megabook.ru/article/

http://rushist.com/index.php/greece-rome/2343-spartanskoe-vospitanie#c1

https://sites.google.com/site/anticnost/obrazovanie-v-drevnej-grecii/spartanskaa-sistema-obucenia

http://maxbooks.ru/hellene/gromy102.htm

http://www.pishemdiplom.ru/referat.php?category_id=16&article_id=215

http://blog.i.ua/user/243354/1140921/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!