СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние цветовой гаммы города на здоровье его жителей (НПК)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Районная научно-практическая  конференция сречи учащихся начальной школы. Мария заняла 1 место. С этой же работай  выступала на краеведческой коференции и заняла -2 место. 

Просмотр содержимого документа
«Влияние цветовой гаммы города на здоровье его жителей (НПК)»

19


Влияние цветовой гаммы города на здоровье его жителей

Окатьева Мария

МАОУ «СОШ №7»

4-б класс

Российская Федерация

Забайкальский край

г. Краснокаменск




Краткая аннотация


Работа посвящена исследованию достаточно актуальной в настоящее время проблемы - влияния цветовой гаммы города на психоэмоциональное состояние его жителей.

В данной работе был проведен анализ окраски зданий и степени озеленения городской территории, взято интервью у врача невропатолога, а также проведено анкетирование определенной части населения города с целью определения влияния цвета городского ландшафта на их настроение и работоспособность.

Автор видит проблему, ставит вопросы, выдвигает гипотезу, планирует и проводит исследовательскую работу, высказывает суждения, делает выводы, аргументирует свои идеи.

















Влияние цветовой гаммы города на здоровье его жителей

Окатьева Мария

МАОУ «СОШ №7»

4-б класс

Российская Федерация

Забайкальский край

г. Краснокаменск


Аннотация

В данной работе рассматривается проблема влияния цветовой гаммы города на психоэмоциональное состояние его жителей.

Цель работы: определение влияния цвета городского ландшафта на настроение и работоспособность жителей.

Методы исследования: обращение к интернету; изучение и анализ литературы; обобщение и наблюдение; опрос учащихся класса; посещение врача невропатолога.

В результате исследования была затронута актуальная в наше время проблема воздействия характеристик окружающей среды на здоровье человека. Также рассмотрены вопросы, которые волнуют многих из нас: недостаточное количество цвета на улицах города и его действие на работоспособность и психику жителей.

В результате проведенных исследований были сделаны следующие выводы:

*Цвет влияет на работоспособность и настроение учащихся;

*При подборе цвета окраски зданий нужно учитывать положительное и отрицательное влияние цвета на здоровье человека;

*Разнообразная окраска фасадов зданий способствует снижению агрессивности и повышенной психологической неустойчивости горожан;

*Озеленение городской территории необходимо для поднятия эмоционального настроя жителей города;

*Здания города не радуют оригинальностью оттенков;

*Необходимо как можно чаще освещать в местной печати проблему воздействия цвета на здоровье человека.

Таким образом, проведенные в данной работе исследования подтверждают, что цвет является одним из важнейших факторов улучшения окружающей среды. И мы в силах изменить данную обстановку в своем городе в лучшую сторону.



Влияние цветовой гаммы города на здоровье его жителей

Окатьева Мария

МАОУ «СОШ №7»

4-б класс

Российская Федерация

Забайкальский край

г. Краснокаменск



Введение

Цвет - свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Окружающий мир полон всевозможных красок(1). Одни радуют глаз, заставляют энергично действовать, другие раздражают, вызывают чувство усталости и беспокойства, третьи успокаивают. Восприятие света сильно зависит от освещения. Освещение-создание освещенности поверхности предметов, обеспечивающие возможность зрительного восприятия этих предметов или их регистрации светочувствительными веществами или устройствами. Японские ученые подсчитали, что для нормальной жизни человека в городе улицы должны быть раскрашены не менее чем в 20 цветов и оттенков. Каждая улица - как маленькая радуга (2). Особое значение цвету как резерву лечения предавал русский ученый и врач В. М. Бехтерев1, он мечтал о постройке больницы, где бы цвет служил лекарством от нервных болезней. Но большинство из нас все-таки остается в глубоком неведении относительно того, какую пользу может принести сознательное использование цвета. А ведь цветом нужно пользоваться очень бережно, и умело, так как он воздействует на нас через органы чувств и психологические центры. Цвет влияет на физиологию человека, может возбуждать, отчего сердце будет биться чаще, может способствовать выделению пищеварительных соков, улучшать настроение и т.д. Всё это необходимо знать, и умело использовать для оформления пространства, в котором мы живем, чтобы оно было более гармоничным, более комфортным.

Задачи:

  1. Изучить историю цветотерапии.

  2. Изучить положительное и отрицательное влияние цвета на здоровье человека, проанализировать полученные результаты.

  3. Исследовать разнообразие окраски улиц и фасадов зданий нашего города.

  4. Исследовать озеленение городской территории как фактора улучшения здоровья человека.

  5. Исследовать цветового воздействия на работоспособность и настроение учащихся средней общеобразовательной школа №7 (анкетирование).

  6. Проконсультироваться у врача невропатолога о влиянии цвета на здоровье человека.

  7. Рассказать учащимся класса о влиянии цветовой гаммы города на жителей с целью повышения их интеллектуального уровня, а также приобщить их к красоте окружающего мира, увлечь, чтобы и они стали интересоваться красотой окружающего мира.

  8. Провести презентацию работы для учащихся класса

Объект исследования: влияние цветовой гаммы на здоровье человека

Предмет исследования: цветовая гамма города

Гипотеза: если мы узнаем всё о цвете, то мы поймём, как он влияет на здоровье человека.

Методы исследования:

  • Обращение к интернету;

  • Изучение и анализ литературы;

  • Обобщение;

  • Наблюдение;

  • Опрос учащихся класса;

  • Беседа с врачом невропатологом.

1.История цветотерапии.

Цветотерапия – это древняя наука. Она появилась в IV-III тысячелетии до н.э. Основателями цветотерапии стали Китай и Индия. Эта наука высоко ценилась известными учеными того времени – Авиценной, Гиппократом, Парацельсом (Приложение №1). Цвета назначались для лечения различных недугов. Врачеватели рекомендовали завешивать окна шторами определенного цвета, принимать ванны с окрашенной водой. Ношение цветной одежды также производило необходимый эффект.

Цветотерапия как самостоятельная наука берет начало с открытия английских ученых Дауна и Блунта2 в 1877 году терапевтических свойств ультрафиолетовых лучей, при помощи которых лечили кожные заболевания и рахит. Кроме того, вкладом в развитие науки стали произведения американских ученых Эдвина Баббита и Плизантона3, в которых обозначено терапевтическое влияние отдельного цвета спектра. Например, Баббит считал необходимым лечить красным цветом бесплодие, желтым пользоваться в качестве средства против запоров, а голубым при нервных расстройствах.

Сегодня ученые также полагают, что цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления, в то время как химиотерапия отойдет в прошлое.

Лечение с помощью света, проходящего через драгоценные камни, широко использовалось в древнем мире

Самое интересное, что фактически развитию изучения цветотерапии положили начало невралгические расстройства, когда после наблюдений над болеутоляющим свойством солнечного света через фильтр голубого цвета, и наблюдений за фиолетовым цветом, цветотерапия стала отдельной наукой. Как немецкие, так и русские терапевты в начале ХХ века подтвердили результаты наблюдений французских коллег за терапевтическим свойством цветных лучей при различных заболеваниях.

Также довольно интересные данные были получены в результате эксперимента немецким психоневрологом Гольдштейном, который обнаружил, что если человека с завязанными глазами осветить красным светом, он стремится развести руки в стороны, а при освещении синим светом — свести их. Суть такого явления заключается в том, что существует различная степень активации красным и синим светом основных двигательных структур мозга, которые имеют отношение к церебральному комплексу. Однако причина не в фокусе, так как возбуждающий эффект длинноволнового красного цвета выше, чем коротковолнового света.

Русский ученый невропатолог В. М. Бехтерев также занимался изучением вопроса о взаимоотношениях органов человеческого тела и цветовых лучей (Приложение №2). Он исследовал воздействие цветовых ощущений человека на скорость психических процессов, протекающих в его организме. После этого стало известно, что лучи, которые расположены ближе к тепловой части спектра, производят оживляющее действие. При этом желтый цвет практически не влияет на нашу психику, зеленый цвет замедляет реакции, а фиолетовый заметно угнетает психические процессы и настроение пациентов. Кроме того, В. М. Бехтерев в конечном выводе понял, что существует тормозящее действие голубого цвета при состоянии психического возбуждения, а также явление активации организма под действием розового цвета, при подавленности и психическом угнетении человека.

В нашей стране наука светотерапия появилась в начале XX века в Институте экспериментальной медицины, где была основана лаборатория светолечения, функционирующая по методике Нильса Финзена4. Позднее при хирургической Академии было основано одно из отделений светотерапии. Там проводили терапию псориаза, волчанки и других кожных заболеваний. Но после революции о подобном методе лечения быстро забыли. Несколько позже пермский врач Иван Павлович Федоров5 придумал аппараты, которые благотворно лечили кожные заболевания синим цветом, а особенно — именно волчанку и псориаз. После этого был сделан ряд открытий о воздействии видимого цвета на психологию и подсознание.

2.Отрицательное и положительное влияние цвета на здоровье человека.

В результате многолетних исследований ученых было выяснено, что цвет - один из основных факторов, воздействующих на настроение и самочувствие человека (Приложение 3). Теплые цвета, как правило, вызывают бодрое настроение – их очень часто называют активными, холодные же, наоборот, успокаивают, их называют пассивными.

Большая интенсивность цвета, действующая на человека длительное время, утомляет зрение, яркая окраска надоедает и раздражает.

Красный цвет.

Положительное влияние: Проникает глубоко в человеческий организм, повышает кровяное давление, учащает ритм дыхания, стимулирует деятельность мозга.

Отрицательное влияние: Связано с животными инстинктами, эгоизмом, жестокостью, гордыней. У нервных людей, особенно у детей, красный цвет вызывает сильные чувственные реакции и раздражение.

Желтый цвет.

Положительное влияние: Он настраивает на позитив, улучшает настроение, создает ощущение легкости, тренирует зрение, имеет способность успокаивать и снимать нервное напряжение (используется в лечении психоневрозов). Применяется при лечении сыпи и ссадин на коже, а также помогает контролировать вес.

Отрицательное влияние: Лучше не окружать желтым цветом маленьких детей, они реагируют на него негативно – начинают плакать. Также лучше не использовать его в качестве основного цвета стен в комнате. Иначе вы рискуете постоянно терять контроль над собой. Желтый цвет плохо влияет на сдержанность.


Зеленый цвет.

Положительное влияние: Это цвет природы, соединения, роста, направления и восстановления. Желает быть лучшим, и вдохновляет других.

Отрицательное влияние: Слишком много зеленого также производит негативный эффект – появляется тоска и апатия.

Синий цвет.

Положительное влияние: Обладая силой и мощью, синий цвет очищает. Вдохновляет на покорение вершин.

Отрицательное влияние: Темно-синий считается более тревожным и депрессивным цветом. Он может вызывать беспокойство.

Розовый цвет.

Положительное влияние: Это символ приятной, спокойной и счастливой жизни. Розовый цвет также символ любви, духовной красоты.

Отрицательное влияние: Розовый цвет положительно сказывается на нервном состоянии, но избыточность может навредить меланхоликам.

Серый цвет.

Серый цвет состоит из черного и белого. Серый тускл и уныл, он навевает печаль и создает ощущение бесцветности.

Вывод: Серые цвета не имеют положительного влияния на организм человека, в отличие от других ярких цветов.

В то же время у каждого цвета есть отрицательная сторона, поэтому не следует злоупотреблять и увлекаться цветом, все должно быть в меру.

3. Исследование разнообразия окраски улиц и фасадов зданий города.

В данной работе мною была исследована окраска фасадов 30 зданий 1-го, «ц», 7-го и 8-го микрорайонов города (Приложение 4). В результате чего были сделаны следующие выводы:

1. Здания города окрашены в основном в серый или бледно-голубой цвет. Лишь 9-ти этажные дома центрального микрорайона бордово-коричневого цвета и 9-ти этажки 7 микрорайона голубого и розового цвета вносят разнообразие в цветовую гамму города;

2. Входные двери и арки подъездов домов окрашены редко и не радуют оригинальностью оттенков, потому они имеют мрачно-серую гамму цветов. Хотя в моем, 8-ом микрорайоне, подъездные двери и арки в этом году покрасили в фиолетовый, зеленый, синий и другие цвета;

3. Балконы жилых зданий в основном не окрашены. Лишь некоторые здания города имеют балконы, окрашенные в фиолетовые, коричневые, красные и зеленые цвета. Краска на многих балконах облезла или поблекла.

4. Разнообразные по цвету и строению фасады встроенных в городские здания частных магазинов и аптек вносят некоторое оживление в однообразный вид улиц города. Летом у каждого здания засаживаются клумбы цветами, даже проводится конкурс между предпринимателями ко дню города;

5. В этом году в моем микрорайоне был сдан в эксплуатацию детский сад. Красивый яркий фасад и особенно яркие и разноцветные детские площадки и забор радуют меня, когда я захожу в свой двор;

5. Яркая окраска киосков и рекламных щитов на городских улицах очень радует глаз и положительно влияет на психоэмоциональное состояние жителей.

4. Исследование озеленения городской территории как фактора улучшения здоровья человека.

Городская среда характеризуется многочисленными отрицательными экологическими факторами – высокими концентрациями промышленности и населения, напряженностью ритма жизни, часто не совпадающего с естественным биологическим ритмом организма: тепловой, шумовой, цветовой и психологической дискомфортностью, различными загрязнениями атмосферы и т.п. (Приложение 5).

Наиболее эффективным и доступным средством экологического улучшения являются зеленые насаждения – «легкие городов», способные нейтрализовать и компенсировать недостатки окружающей среды. Зеленые насаждения – сильное успокаивающее средство. Утомленный человек, оказавшись в парке, в саду всегда чувствует облегчение. Особенно сильный оздоровительный эффект наблюдается в лесных зонах с присущими им прохладой, тишиной, мягким освещением, гармонией звуков и красок, приятным запахом. Зеленый цвет растений вызывает у человека благоприятный психофизиологический эффект. Созерцание растительности способствует снижению давления, меньше утомляет зрение. Таким образом, растительные зоны обладают исключительными условиями для восстановления и поддержания здоровья, трудоспособности и долголетия человека, служат источником его производительного и творческого вдохновения. Среди зелени человеку требуется на 60% меньше времени для восстановления сил после рабочего дня, чем в лишенных растительности индустриальных районах города.

  1. Исследование цветового воздействия на работоспособность и настроение учащихся средней общеобразовательной школа №7 (анкетирование).

C целью исследования влияния цветовой гаммы на настроение и работоспособность жителей города Краснокаменска в данной работе был проведен анкетный опрос среди учащихся (Приложение 6). По результатам анкетирования я сделала вывод о том, что окраска зданий влияет на большинство участников анкетного опроса. Их не устраивает серый однотонный цвет зданий, которые они встречают по дороге в школу. Большую часть участников угнетает однотонный цвет окраски дверей подъездов. Также многие опрошенные учащиеся считают, что окраска внутри дворовых детских площадок, качелей и каруселей не достаточно разнообразна. Результаты анкетного опроса представлены в виде таблицы (Приложение 7).

  1. Консультация у врача невропатолога о влиянии цвета на здоровье человека.

После изучения литературы решила проконсультироваться у врача невролога Казаковой Ольги Александровны (Приложение 8).

В результате беседы была получена дополнительная информация о том, что изменение количества активных цветов сильно влияет на психическое состояние человека и может вызывать неизлечимое психическое расстройство.

Заключение.

В результате проведенных в данной работе исследований я сделала следующие выводы:

  • Цветовая гамма окраски зданий территории города вносит существенный вклад в состояние здоровья его жителей;

  • Цвет влияет на работоспособность и настроение учащихся;

  • При подборе цвета окраски зданий нужно учитывать положительное и отрицательное влияние цвета на здоровье человека;

  • Разнообразная окраска фасадов зданий будет способствовать снижению агрессивности и повышенной психологической неустойчивости горожан;

  • Озеленение городской территории необходимо для поднятия эмоционального настроя жителей города;

  • Здания города не радуют оригинальностью оттенков;

  • Необходимо как можно чаще освещать в местной печати проблему воздействия цвета на здоровье человека;

  • Крайне важно разнообразить окраску оборудования детского парка, так как яркие и приятные для глаза цвета оказывают положительное влияние на настроение горожан.

Таким образом, проведенные в данной работе исследования подтверждают, что цвет является одним из важнейших факторов улучшения окружающей среды. И мы в силах изменить данную обстановку в своём городе.

В настоящее время, используя полученные в ходе научно-исследовательской работы знания, мы классом выполняем творческий проект «Город будущего». Для начала мы решили заняться облагораживанием, а точнее озеленением школьного двора. Весной посадить саженцы, разбить клумбы с цветами. Покрасить яркими цветами школьный забор, скамейки, а также спортивные снаряды на стадионе (Приложение 9).

А самая главная моя мечта – сделать более красивым фасад нашей школы. С этим предложением мы с одноклассниками обратились к директору нашей школы Субботниковой Людмиле Васильевне.


Список литературы

1.Волков Б.Д. Цвет и мы // Эхо планеты, 2000. – №2-3.

2. Интернет – новости. Магия цвета // Спортивная жизнь, 2002. – №9.

3. Кошевая А. «Живописная» картина // Наука и жизнь, 2002. – №10.

4. Кучер Т.В. Мода и цвет // Крестьянка, 1999. – №3.

5.Криксунов Е. А. и др. Экология: 9 класс: Учеб.для общеобразоват. Учеб. Заведений / Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник, А. П. Сидорин.- М.: Дрофа, 1995.

6. Новиков К.М. Многозначность цвета // Настольный календарь, 1989. – №2.

7.Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986. – 1470 с.

8. Природопользование: Проб.учеб. Для 10-11 кл. профильных шк. /Н. Ф. Винокурова, Г. С. Камерилова, В. В. Николина и др.- М.: Просвещение, 1995.

9. Павлова О.Н. Здоровье и цвет // Наше здоровье, 1998. - №3

10. Разина М.Ф. Таинство цвета // Наше право, 1999. – №5.

11. Фродо А. Вынужденное путешествие или Как спасти планету. – Е.: Уральский книжный дом, 1995.- 28 с.

12. http://ricamocs.ru/htm/image-~1.htm#top

13. http://wiki.web.ru/wiki/



Приложение I














Гиппократ







Приложение II.











Бехтерев В.М.




Кабинет Бехтерева В.М.


Приложение III.

Действия света различных цветов на организм человека


Цвет Действие

Белый

Располагает к чистоте, создает ощущение легкости, прохлады.

Желтый

Приносит радость, создает ощущение тепла, простора, легкости, ускоряет пульсацию крови, вызывает расширение зрачков.

Оранжевый

Создает ощущение теплоты, бодрит, ускоряет пульсацию крови, вызывает расширение зрачков.

Красный

Создает впечатление теплоты, возбуждает, ускоряет пульс, вызывает расширение зрачков, при длительном действии приводит к усталости.

Пурпурный

Возбуждает, вызывает возвышенное чувство, ощущение тепла.

Фиолетовый

Вызывает ощущение усталости, тяжести теплоты и громоздкости.

Синий

Вызывает ощущение холода, тесноты, навевает грусть.

Зеленый

Вызывает ощущение холода, успокаивает, понижает давление внутри глаза, налаживает кровообращение.

Голубой

Вызывает ощущение прохлады, отдаленности, успокаивает.

Черный

Вызывает ощущение тяжести, тесноты, громоздкости, снижает настроение.

Коричневый

Создает ощущение теплоты, устойчивости, спокойное настроение.

Серый

Холодный, вызывает скуку, апатию.

Коричневый с серым

Плохо действует на психику, вызывает чувство тревоги.

Синий с белым

Вызывает ощущение холода и спокойствия.

Сине-зеленый

Вызывает ощущение холода, тяжести, успокаивает, сдерживает.

Желто-зеленый

Вызывает ощущение холода, оживляет, освежает, облегчает.

Желто-коричневый

Создает ощущение легкости.











Приложение IV.

Мой город










Приложение V.

Зелёный цвет растений вызывает у человека благоприятный психофизиологический настрой
































Приложение VI.

Беседа с учащимися класса









АНКЕТА

  1. Нравится ли вам окраска зданий в нашем городе?

Нет _____ Да _____ Не знаю _____

  1. Устраивает ли вас серый однотонный цвет домов, которые вы встречаете по дороге в школу, на работу?

Нет _____ Да_____ Не знаю _____

  1. Сказывается ли цветовая гамма окружающего ландшафта на вашу работоспособность?

Нет _____ Да ______ Не знаю _____

  1. Улучшает ли ваше настроение разнообразная окраска зданий?

Нет _____ Да _______ Не знаю ______

  1. Устраивает ли вас однотонный цвет окраски дверей подъезда домов?

Нет _____ Да _______ Не знаю ______

Приложение VII.

Вопрос

Количество вариантов ответа

Количество вариантов ответа ( %)

нет

да

не знаю

нет

да

не знаю

1

Нравится ли вам окраска зданий в нашем городе?

13

10

3

50

38

11

2

Устраивает ли вас серый однотонный цвет домов, которые вы встречаете по дороге в школу?

11

10

6

42

38

23

3

Сказывается ли цветовая гамма окружающего ландшафта на вашу работоспособность в школе?

12

10

6

46

30

23

4

Улучшает ли ваше настроение разнообразная окраска зданий?

12

8

6

46

30

23

5

Устраивает ли вас однотонный цвет окраски дверей подъезда домов?

15

6

5

57

38

19


По результатам анкетирования я сделала вывод о том, что окраска зданий влияет на большинство участников анкетного опроса. Их не устраивает серый однотонный цвет зданий, которые они встречают по дороге в школу. Большую часть участников угнетает однотонный цвет окраски дверей подъездов. Также многие опрошенные учащиеся считают, что окраска внутри дворовых детских площадок, качелей и каруселей не достаточно разнообразна.












Приложение VIII.

Встреча с врачом

Казаковой Ольгой Александровной














































Приложение IX.

Схема озеленения школьного двора




1 В.М.Бехтерев (20.01.1857г)-Новиков К. М. Многозначность цвета/настольный календарь, 1989-№2

2 Таинство цвета // Наше право, 1999. – №5.

3 Наука и жизнь// Влияние цвета, 2009.-№ 3


3

4 Фродо А. Вынужденное путешествие или Как спасти планету. – Е.: Уральский книжный дом, 1995.- 28 с.

5 Павлова О.Н. Здоровье и цвет // Наше здоровье, 1998. - №3


5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!