19
Влияние цветовой гаммы города на здоровье его жителей
Окатьева Мария
МАОУ «СОШ №7»
4-б класс
Российская Федерация
Забайкальский край
г. Краснокаменск
Краткая аннотация
Работа посвящена исследованию достаточно актуальной в настоящее время проблемы - влияния цветовой гаммы города на психоэмоциональное состояние его жителей.
В данной работе был проведен анализ окраски зданий и степени озеленения городской территории, взято интервью у врача невропатолога, а также проведено анкетирование определенной части населения города с целью определения влияния цвета городского ландшафта на их настроение и работоспособность.
Автор видит проблему, ставит вопросы, выдвигает гипотезу, планирует и проводит исследовательскую работу, высказывает суждения, делает выводы, аргументирует свои идеи.
Влияние цветовой гаммы города на здоровье его жителей
Окатьева Мария
МАОУ «СОШ №7»
4-б класс
Российская Федерация
Забайкальский край
г. Краснокаменск
Аннотация
В данной работе рассматривается проблема влияния цветовой гаммы города на психоэмоциональное состояние его жителей.
Цель работы: определение влияния цвета городского ландшафта на настроение и работоспособность жителей.
Методы исследования: обращение к интернету; изучение и анализ литературы; обобщение и наблюдение; опрос учащихся класса; посещение врача невропатолога.
В результате исследования была затронута актуальная в наше время проблема воздействия характеристик окружающей среды на здоровье человека. Также рассмотрены вопросы, которые волнуют многих из нас: недостаточное количество цвета на улицах города и его действие на работоспособность и психику жителей.
В результате проведенных исследований были сделаны следующие выводы:
*Цвет влияет на работоспособность и настроение учащихся;
*При подборе цвета окраски зданий нужно учитывать положительное и отрицательное влияние цвета на здоровье человека;
*Разнообразная окраска фасадов зданий способствует снижению агрессивности и повышенной психологической неустойчивости горожан;
*Озеленение городской территории необходимо для поднятия эмоционального настроя жителей города;
*Здания города не радуют оригинальностью оттенков;
*Необходимо как можно чаще освещать в местной печати проблему воздействия цвета на здоровье человека.
Таким образом, проведенные в данной работе исследования подтверждают, что цвет является одним из важнейших факторов улучшения окружающей среды. И мы в силах изменить данную обстановку в своем городе в лучшую сторону.
Влияние цветовой гаммы города на здоровье его жителей
Окатьева Мария
МАОУ «СОШ №7»
4-б класс
Российская Федерация
Забайкальский край
г. Краснокаменск
Введение
Цвет - свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Окружающий мир полон всевозможных красок(1). Одни радуют глаз, заставляют энергично действовать, другие раздражают, вызывают чувство усталости и беспокойства, третьи успокаивают. Восприятие света сильно зависит от освещения. Освещение-создание освещенности поверхности предметов, обеспечивающие возможность зрительного восприятия этих предметов или их регистрации светочувствительными веществами или устройствами. Японские ученые подсчитали, что для нормальной жизни человека в городе улицы должны быть раскрашены не менее чем в 20 цветов и оттенков. Каждая улица - как маленькая радуга (2). Особое значение цвету как резерву лечения предавал русский ученый и врач В. М. Бехтерев1, он мечтал о постройке больницы, где бы цвет служил лекарством от нервных болезней. Но большинство из нас все-таки остается в глубоком неведении относительно того, какую пользу может принести сознательное использование цвета. А ведь цветом нужно пользоваться очень бережно, и умело, так как он воздействует на нас через органы чувств и психологические центры. Цвет влияет на физиологию человека, может возбуждать, отчего сердце будет биться чаще, может способствовать выделению пищеварительных соков, улучшать настроение и т.д. Всё это необходимо знать, и умело использовать для оформления пространства, в котором мы живем, чтобы оно было более гармоничным, более комфортным.
Задачи:
Изучить историю цветотерапии.
Изучить положительное и отрицательное влияние цвета на здоровье человека, проанализировать полученные результаты.
Исследовать разнообразие окраски улиц и фасадов зданий нашего города.
Исследовать озеленение городской территории как фактора улучшения здоровья человека.
Исследовать цветового воздействия на работоспособность и настроение учащихся средней общеобразовательной школа №7 (анкетирование).
Проконсультироваться у врача невропатолога о влиянии цвета на здоровье человека.
Рассказать учащимся класса о влиянии цветовой гаммы города на жителей с целью повышения их интеллектуального уровня, а также приобщить их к красоте окружающего мира, увлечь, чтобы и они стали интересоваться красотой окружающего мира.
Провести презентацию работы для учащихся класса
Объект исследования: влияние цветовой гаммы на здоровье человека
Предмет исследования: цветовая гамма города
Гипотеза: если мы узнаем всё о цвете, то мы поймём, как он влияет на здоровье человека.
Методы исследования:
1.История цветотерапии.
Цветотерапия – это древняя наука. Она появилась в IV-III тысячелетии до н.э. Основателями цветотерапии стали Китай и Индия. Эта наука высоко ценилась известными учеными того времени – Авиценной, Гиппократом, Парацельсом (Приложение №1). Цвета назначались для лечения различных недугов. Врачеватели рекомендовали завешивать окна шторами определенного цвета, принимать ванны с окрашенной водой. Ношение цветной одежды также производило необходимый эффект.
Цветотерапия как самостоятельная наука берет начало с открытия английских ученых Дауна и Блунта2 в 1877 году терапевтических свойств ультрафиолетовых лучей, при помощи которых лечили кожные заболевания и рахит. Кроме того, вкладом в развитие науки стали произведения американских ученых Эдвина Баббита и Плизантона3, в которых обозначено терапевтическое влияние отдельного цвета спектра. Например, Баббит считал необходимым лечить красным цветом бесплодие, желтым пользоваться в качестве средства против запоров, а голубым при нервных расстройствах.
Сегодня ученые также полагают, что цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления, в то время как химиотерапия отойдет в прошлое.
Лечение с помощью света, проходящего через драгоценные камни, широко использовалось в древнем мире
Самое интересное, что фактически развитию изучения цветотерапии положили начало невралгические расстройства, когда после наблюдений над болеутоляющим свойством солнечного света через фильтр голубого цвета, и наблюдений за фиолетовым цветом, цветотерапия стала отдельной наукой. Как немецкие, так и русские терапевты в начале ХХ века подтвердили результаты наблюдений французских коллег за терапевтическим свойством цветных лучей при различных заболеваниях.
Также довольно интересные данные были получены в результате эксперимента немецким психоневрологом Гольдштейном, который обнаружил, что если человека с завязанными глазами осветить красным светом, он стремится развести руки в стороны, а при освещении синим светом — свести их. Суть такого явления заключается в том, что существует различная степень активации красным и синим светом основных двигательных структур мозга, которые имеют отношение к церебральному комплексу. Однако причина не в фокусе, так как возбуждающий эффект длинноволнового красного цвета выше, чем коротковолнового света.
Русский ученый невропатолог В. М. Бехтерев также занимался изучением вопроса о взаимоотношениях органов человеческого тела и цветовых лучей (Приложение №2). Он исследовал воздействие цветовых ощущений человека на скорость психических процессов, протекающих в его организме. После этого стало известно, что лучи, которые расположены ближе к тепловой части спектра, производят оживляющее действие. При этом желтый цвет практически не влияет на нашу психику, зеленый цвет замедляет реакции, а фиолетовый заметно угнетает психические процессы и настроение пациентов. Кроме того, В. М. Бехтерев в конечном выводе понял, что существует тормозящее действие голубого цвета при состоянии психического возбуждения, а также явление активации организма под действием розового цвета, при подавленности и психическом угнетении человека.
В нашей стране наука светотерапия появилась в начале XX века в Институте экспериментальной медицины, где была основана лаборатория светолечения, функционирующая по методике Нильса Финзена4. Позднее при хирургической Академии было основано одно из отделений светотерапии. Там проводили терапию псориаза, волчанки и других кожных заболеваний. Но после революции о подобном методе лечения быстро забыли. Несколько позже пермский врач Иван Павлович Федоров5 придумал аппараты, которые благотворно лечили кожные заболевания синим цветом, а особенно — именно волчанку и псориаз. После этого был сделан ряд открытий о воздействии видимого цвета на психологию и подсознание.
2.Отрицательное и положительное влияние цвета на здоровье человека.
В результате многолетних исследований ученых было выяснено, что цвет - один из основных факторов, воздействующих на настроение и самочувствие человека (Приложение 3). Теплые цвета, как правило, вызывают бодрое настроение – их очень часто называют активными, холодные же, наоборот, успокаивают, их называют пассивными.
Большая интенсивность цвета, действующая на человека длительное время, утомляет зрение, яркая окраска надоедает и раздражает.
Красный цвет.
Положительное влияние: Проникает глубоко в человеческий организм, повышает кровяное давление, учащает ритм дыхания, стимулирует деятельность мозга.
Отрицательное влияние: Связано с животными инстинктами, эгоизмом, жестокостью, гордыней. У нервных людей, особенно у детей, красный цвет вызывает сильные чувственные реакции и раздражение.
Желтый цвет.
Положительное влияние: Он настраивает на позитив, улучшает настроение, создает ощущение легкости, тренирует зрение, имеет способность успокаивать и снимать нервное напряжение (используется в лечении психоневрозов). Применяется при лечении сыпи и ссадин на коже, а также помогает контролировать вес.
Отрицательное влияние: Лучше не окружать желтым цветом маленьких детей, они реагируют на него негативно – начинают плакать. Также лучше не использовать его в качестве основного цвета стен в комнате. Иначе вы рискуете постоянно терять контроль над собой. Желтый цвет плохо влияет на сдержанность.
Зеленый цвет.
Положительное влияние: Это цвет природы, соединения, роста, направления и восстановления. Желает быть лучшим, и вдохновляет других.
Отрицательное влияние: Слишком много зеленого также производит негативный эффект – появляется тоска и апатия.
Синий цвет.
Положительное влияние: Обладая силой и мощью, синий цвет очищает. Вдохновляет на покорение вершин.
Отрицательное влияние: Темно-синий считается более тревожным и депрессивным цветом. Он может вызывать беспокойство.
Розовый цвет.
Положительное влияние: Это символ приятной, спокойной и счастливой жизни. Розовый цвет также символ любви, духовной красоты.
Отрицательное влияние: Розовый цвет положительно сказывается на нервном состоянии, но избыточность может навредить меланхоликам.
Серый цвет.
Серый цвет состоит из черного и белого. Серый тускл и уныл, он навевает печаль и создает ощущение бесцветности.
Вывод: Серые цвета не имеют положительного влияния на организм человека, в отличие от других ярких цветов.
В то же время у каждого цвета есть отрицательная сторона, поэтому не следует злоупотреблять и увлекаться цветом, все должно быть в меру.
3. Исследование разнообразия окраски улиц и фасадов зданий города.
В данной работе мною была исследована окраска фасадов 30 зданий 1-го, «ц», 7-го и 8-го микрорайонов города (Приложение 4). В результате чего были сделаны следующие выводы:
1. Здания города окрашены в основном в серый или бледно-голубой цвет. Лишь 9-ти этажные дома центрального микрорайона бордово-коричневого цвета и 9-ти этажки 7 микрорайона голубого и розового цвета вносят разнообразие в цветовую гамму города;
2. Входные двери и арки подъездов домов окрашены редко и не радуют оригинальностью оттенков, потому они имеют мрачно-серую гамму цветов. Хотя в моем, 8-ом микрорайоне, подъездные двери и арки в этом году покрасили в фиолетовый, зеленый, синий и другие цвета;
3. Балконы жилых зданий в основном не окрашены. Лишь некоторые здания города имеют балконы, окрашенные в фиолетовые, коричневые, красные и зеленые цвета. Краска на многих балконах облезла или поблекла.
4. Разнообразные по цвету и строению фасады встроенных в городские здания частных магазинов и аптек вносят некоторое оживление в однообразный вид улиц города. Летом у каждого здания засаживаются клумбы цветами, даже проводится конкурс между предпринимателями ко дню города;
5. В этом году в моем микрорайоне был сдан в эксплуатацию детский сад. Красивый яркий фасад и особенно яркие и разноцветные детские площадки и забор радуют меня, когда я захожу в свой двор;
5. Яркая окраска киосков и рекламных щитов на городских улицах очень радует глаз и положительно влияет на психоэмоциональное состояние жителей.
4. Исследование озеленения городской территории как фактора улучшения здоровья человека.
Городская среда характеризуется многочисленными отрицательными экологическими факторами – высокими концентрациями промышленности и населения, напряженностью ритма жизни, часто не совпадающего с естественным биологическим ритмом организма: тепловой, шумовой, цветовой и психологической дискомфортностью, различными загрязнениями атмосферы и т.п. (Приложение 5).
Наиболее эффективным и доступным средством экологического улучшения являются зеленые насаждения – «легкие городов», способные нейтрализовать и компенсировать недостатки окружающей среды. Зеленые насаждения – сильное успокаивающее средство. Утомленный человек, оказавшись в парке, в саду всегда чувствует облегчение. Особенно сильный оздоровительный эффект наблюдается в лесных зонах с присущими им прохладой, тишиной, мягким освещением, гармонией звуков и красок, приятным запахом. Зеленый цвет растений вызывает у человека благоприятный психофизиологический эффект. Созерцание растительности способствует снижению давления, меньше утомляет зрение. Таким образом, растительные зоны обладают исключительными условиями для восстановления и поддержания здоровья, трудоспособности и долголетия человека, служат источником его производительного и творческого вдохновения. Среди зелени человеку требуется на 60% меньше времени для восстановления сил после рабочего дня, чем в лишенных растительности индустриальных районах города.
Исследование цветового воздействия на работоспособность и настроение учащихся средней общеобразовательной школа №7 (анкетирование).
C целью исследования влияния цветовой гаммы на настроение и работоспособность жителей города Краснокаменска в данной работе был проведен анкетный опрос среди учащихся (Приложение 6). По результатам анкетирования я сделала вывод о том, что окраска зданий влияет на большинство участников анкетного опроса. Их не устраивает серый однотонный цвет зданий, которые они встречают по дороге в школу. Большую часть участников угнетает однотонный цвет окраски дверей подъездов. Также многие опрошенные учащиеся считают, что окраска внутри дворовых детских площадок, качелей и каруселей не достаточно разнообразна. Результаты анкетного опроса представлены в виде таблицы (Приложение 7).
Консультация у врача невропатолога о влиянии цвета на здоровье человека.
После изучения литературы решила проконсультироваться у врача невролога Казаковой Ольги Александровны (Приложение 8).
В результате беседы была получена дополнительная информация о том, что изменение количества активных цветов сильно влияет на психическое состояние человека и может вызывать неизлечимое психическое расстройство.
Заключение.
В результате проведенных в данной работе исследований я сделала следующие выводы:
Цветовая гамма окраски зданий территории города вносит существенный вклад в состояние здоровья его жителей;
Цвет влияет на работоспособность и настроение учащихся;
При подборе цвета окраски зданий нужно учитывать положительное и отрицательное влияние цвета на здоровье человека;
Разнообразная окраска фасадов зданий будет способствовать снижению агрессивности и повышенной психологической неустойчивости горожан;
Озеленение городской территории необходимо для поднятия эмоционального настроя жителей города;
Здания города не радуют оригинальностью оттенков;
Необходимо как можно чаще освещать в местной печати проблему воздействия цвета на здоровье человека;
Крайне важно разнообразить окраску оборудования детского парка, так как яркие и приятные для глаза цвета оказывают положительное влияние на настроение горожан.
Таким образом, проведенные в данной работе исследования подтверждают, что цвет является одним из важнейших факторов улучшения окружающей среды. И мы в силах изменить данную обстановку в своём городе.
В настоящее время, используя полученные в ходе научно-исследовательской работы знания, мы классом выполняем творческий проект «Город будущего». Для начала мы решили заняться облагораживанием, а точнее озеленением школьного двора. Весной посадить саженцы, разбить клумбы с цветами. Покрасить яркими цветами школьный забор, скамейки, а также спортивные снаряды на стадионе (Приложение 9).
А самая главная моя мечта – сделать более красивым фасад нашей школы. С этим предложением мы с одноклассниками обратились к директору нашей школы Субботниковой Людмиле Васильевне.
Список литературы
1.Волков Б.Д. Цвет и мы // Эхо планеты, 2000. – №2-3.
2. Интернет – новости. Магия цвета // Спортивная жизнь, 2002. – №9.
3. Кошевая А. «Живописная» картина // Наука и жизнь, 2002. – №10.
4. Кучер Т.В. Мода и цвет // Крестьянка, 1999. – №3.
5.Криксунов Е. А. и др. Экология: 9 класс: Учеб.для общеобразоват. Учеб. Заведений / Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник, А. П. Сидорин.- М.: Дрофа, 1995.
6. Новиков К.М. Многозначность цвета // Настольный календарь, 1989. – №2.
7.Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986. – 1470 с.
8. Природопользование: Проб.учеб. Для 10-11 кл. профильных шк. /Н. Ф. Винокурова, Г. С. Камерилова, В. В. Николина и др.- М.: Просвещение, 1995.
9. Павлова О.Н. Здоровье и цвет // Наше здоровье, 1998. - №3
10. Разина М.Ф. Таинство цвета // Наше право, 1999. – №5.
11. Фродо А. Вынужденное путешествие или Как спасти планету. – Е.: Уральский книжный дом, 1995.- 28 с.
12. http://ricamocs.ru/htm/image-~1.htm#top
13. http://wiki.web.ru/wiki/
Приложение I
Гиппократ
Приложение II.
Бехтерев В.М.
Кабинет Бехтерева В.М.
Приложение III.
Действия света различных цветов на организм человека
Цвет | Действие |
Белый | Располагает к чистоте, создает ощущение легкости, прохлады. |
Желтый | Приносит радость, создает ощущение тепла, простора, легкости, ускоряет пульсацию крови, вызывает расширение зрачков. |
Оранжевый | Создает ощущение теплоты, бодрит, ускоряет пульсацию крови, вызывает расширение зрачков. |
Красный | Создает впечатление теплоты, возбуждает, ускоряет пульс, вызывает расширение зрачков, при длительном действии приводит к усталости. |
Пурпурный | Возбуждает, вызывает возвышенное чувство, ощущение тепла. |
Фиолетовый | Вызывает ощущение усталости, тяжести теплоты и громоздкости. |
Синий | Вызывает ощущение холода, тесноты, навевает грусть. |
Зеленый | Вызывает ощущение холода, успокаивает, понижает давление внутри глаза, налаживает кровообращение. |
Голубой | Вызывает ощущение прохлады, отдаленности, успокаивает. |
Черный | Вызывает ощущение тяжести, тесноты, громоздкости, снижает настроение. |
Коричневый | Создает ощущение теплоты, устойчивости, спокойное настроение. |
Серый | Холодный, вызывает скуку, апатию. |
Коричневый с серым | Плохо действует на психику, вызывает чувство тревоги. |
Синий с белым | Вызывает ощущение холода и спокойствия. |
Сине-зеленый | Вызывает ощущение холода, тяжести, успокаивает, сдерживает. |
Желто-зеленый | Вызывает ощущение холода, оживляет, освежает, облегчает. |
Желто-коричневый | Создает ощущение легкости. |
Приложение IV.
Мой город
Приложение V.
Зелёный цвет растений вызывает у человека благоприятный психофизиологический настрой
Приложение VI.
Беседа с учащимися класса
АНКЕТА
Нравится ли вам окраска зданий в нашем городе?
Нет _____ Да _____ Не знаю _____
Устраивает ли вас серый однотонный цвет домов, которые вы встречаете по дороге в школу, на работу?
Нет _____ Да_____ Не знаю _____
Сказывается ли цветовая гамма окружающего ландшафта на вашу работоспособность?
Нет _____ Да ______ Не знаю _____
Улучшает ли ваше настроение разнообразная окраска зданий?
Нет _____ Да _______ Не знаю ______
Устраивает ли вас однотонный цвет окраски дверей подъезда домов?
Нет _____ Да _______ Не знаю ______
Приложение VII.
№ | Вопрос | Количество вариантов ответа | Количество вариантов ответа ( %) |
нет | да | не знаю | нет | да | не знаю |
1 | Нравится ли вам окраска зданий в нашем городе? | 13 | 10 | 3 | 50 | 38 | 11 |
2 | Устраивает ли вас серый однотонный цвет домов, которые вы встречаете по дороге в школу? | 11 | 10 | 6 | 42 | 38 | 23 |
3 | Сказывается ли цветовая гамма окружающего ландшафта на вашу работоспособность в школе? | 12 | 10 | 6 | 46 | 30 | 23 |
4 | Улучшает ли ваше настроение разнообразная окраска зданий? | 12 | 8 | 6 | 46 | 30 | 23 |
5 | Устраивает ли вас однотонный цвет окраски дверей подъезда домов? | 15 | 6 | 5 | 57 | 38 | 19 |
По результатам анкетирования я сделала вывод о том, что окраска зданий влияет на большинство участников анкетного опроса. Их не устраивает серый однотонный цвет зданий, которые они встречают по дороге в школу. Большую часть участников угнетает однотонный цвет окраски дверей подъездов. Также многие опрошенные учащиеся считают, что окраска внутри дворовых детских площадок, качелей и каруселей не достаточно разнообразна.
Приложение VIII.
Встреча с врачом
Казаковой Ольгой Александровной
Приложение IX.
Схема озеленения школьного двора
1 В.М.Бехтерев (20.01.1857г)-Новиков К. М. Многозначность цвета/настольный календарь, 1989-№2
2 Таинство цвета // Наше право, 1999. – №5.
3 Наука и жизнь// Влияние цвета, 2009.-№ 3
3
4 Фродо А. Вынужденное путешествие или Как спасти планету. – Е.: Уральский книжный дом, 1995.- 28 с.
5 Павлова О.Н. Здоровье и цвет // Наше здоровье, 1998. - №3
5