СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние загадок на развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. 

Просмотр содержимого документа
«Влияние загадок на развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста.»

Влияние загадок на развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста Подготовила воспитатель Максимова А.А.

Влияние загадок на развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста

Подготовила воспитатель Максимова А.А.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые.
  • Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые.
Влияние загадок на развитие речи дошкольников Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.  Способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность.

Влияние загадок на развитие речи дошкольников

  • Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
  • Способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
  • Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность.
Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей
  • Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.
  • Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Коррекционно- развивающие возможности загадки воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; развитие сенсорной сферы.

Коррекционно- развивающие возможности загадки

  • воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
  • стимуляция умственной активности;
  • развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
  • расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
  • развитие сенсорной сферы.
Три группы загадок К загадкам первого уровня сложности относят: загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение); загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка. Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. Встает на зоре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это…?

Три группы загадок

  • К загадкам первого уровня сложности относят:
  • загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);
  • загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык.

Встает на зоре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это…?

Загадки второго уровня сложности включают:  загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета; загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений. Трещит, а не кузнечик .Летит, а не птица, везет а не лошадь. Зимой лежал, а весной в реку побежал.

Загадки второго уровня сложности включают:

  • загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;
  • загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Трещит, а не кузнечик .Летит, а не птица, везет а не лошадь.

Зимой лежал, а весной в реку побежал.

Загадки третьего уровня сложности: это метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.  «Красное коромысло

Загадки третьего уровня сложности:

  • это метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

«Красное коромысло", через реку повисло.

Тематика загадок Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т.д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.

Тематика загадок

  • Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т.д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.
Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами. В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т.д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.
  • Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
  • В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т.д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.
Модели составления загадок для детей дошкольного возраста  (А.А. Нестеренко) Модель 1.

Модели составления загадок для детей дошкольного возраста (А.А. Нестеренко)

  • Модель 1. "Какой? - Что бывает таким же?".

Самовар

Какой ?

Что бывает таким же ?

- Какой самовар по цвету? - Блестящий.

Медаль - новая

-Какой самовар по действиям? - Шипящий

Вулкан - проснувшийся

- Какой он по форме? - круглый

Арбуз - спелый

«Блестящий как новая медаль; шипящий как проснувшийся вулкан; круглый , но не спелый арбуз.»

Модель 2.
  • Модель 2. "Что делает? Что (кто) делает так же?

Ежик

Что делает?

Что(кто) делает так же?

Пыхтит

Паровоз - старенький

Собирает

Хозяйка - хорошая

Семенит

Малыш – который учится ходить.

«Пыхтит как старенький паровозик; собирает как хорошая хозяйка; семенит , но не малыш который учится ходить.»

Модель 3.
  • Модель 3. "На что похоже? Чем отличается?«

Гриб

На что похоже?

Чем отличается ?

На мужичка

Нет бороды

На дом

Нет окон

На зонтик

У зонтика тоненькая ручка

Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом , но без окон; как зонтик , но на тонкой ножке.

Список литературы Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000.

Список литературы

  • Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000.
  • Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999.
  • Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.
  • Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976.
  • Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!