СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«влияние зимних изотерм на расселение»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Влияние зимних изотерм на расселение»

Просмотр содержимого документа
««влияние зимних изотерм на расселение»»

Тема «Влияние зимних изотерм на расселение»

Л е к ц и я.

Учитель. Как и всякое удовольствие, тепло не замечается людьми, если оно имеется в изобилии, и особенно желанно при его недостатке. Поэтому летнее тепло «не делает погоды» в географии России. Посмотрев на карту средних температур июля, вы убедитесь, что Якутия, известная как один из мировых «полюсов холода», получает летом почти столько же тепла, сколько и расположенный много южнее Париж.

Будь в Евразии вечное лето, положение нашей территории мало бы отличалось от положения стран-соседей.

Но как разительно меняется картина зимой! На карте средних температур января в атласе мы видим, как зимний мороз словно отгораживает территорию России от Западной Европы и Японии забором своих ледяных изотерм. По внешнюю сторону этого «забора» – зима мягкая и воспринимается людьми лишь как приятная перемена пейзажа: бодрящий холодок, катание на коньках и игра в снежки. По российскую сторону – зима жестокая, она представляет здесь вполне реальную угрозу гибели человеческого населения.

Сопоставьте карту изотерм января с политической картой Евразии, и вы увидите, как образ гибельной зимы, взвивающейся метелями, охватывающей землю твердыми щупальцами на многие месяцы застывающих рек и замирающих деревьев, почти сливается с границами России.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Вслед за январскими изотермами».

Работу с таким названием можно построить в виде эвристической беседы (проблемного изложения), поскольку учащиеся уже изучили климаты материков, знают климатообразующие факторы, достаточно хорошо подготовлены к пониманию процессов (явлений), формирующих климат нашей страны.

Основные з а д а ч и р а б о т ы – систематизация знаний учащихся и дальнейшее формирование умения искать ответы на проблемные вопросы.

По ходу обсуждения учитель на доске заполняет общую схему и делает пояснительные рисунки, школьники слушают, рассуждают, предлагают варианты ответов. После заполнения схемы и итогового заключения о влиянии на климат суммы взаимодействующих факторов учитель закрывает записи, сделанные на доске, и предлагает восьмиклассникам либо восстановить схему, либо предложить свой рисунок, объясняющий особенности формирования климата России.

х о д б е с е д ы

(примерный)

Учитель. Какой из факторов, определяющих климат нашей страны, на ваш взгляд, самый главный?

Учащиеся могут назвать и широту места, и географическое положение, и угол падения солнечных лучей. Все вышеперечисленное лучше записать в виде цепочки:

положение относительно экватора (широта места)угол падения солнечных лучей количество солнечной радиации (см. рис. 14 «Факторы, влияющие на климат России»).

90°– широта точки = угол падения солнечных лучей на земную поверхность в данной точке.

Учитель. Если количество солнечного тепла уменьшается от экватора к полюсам, то изотермы среднегодовых температур должны располагаться широтно, а они в России идут примерно с северо-запада на юго-восток. Почему?

В учебниках есть карты средних температур января и июля. Если июльские изотермы подтверждают широтное распределение тепла, то январские эту закономерность явно нарушают.

– Какой фактор вносит свои поправки в климатическую картину России?

90° – 77° = 13° угол падения солнечных лучей на точке м. Челюскин – крайней северной материковой точке России (суммарная радиация менее 70 ккал на см2 в год).

90° – 55" = 35° – угол падения солнечных лучей на 55° с. ш. (суммарная радиация 80–90 ккал на см2 в год).

90° – 41° = 49° – угол падения солнечных лучей в районе г. Базардюзю – крайней южной точки России (суммарная радиация более 110 ккал на см2 в год).

Зависимость климата от географической широты

Правильнее было бы спросить: «Какие факторы...», поскольку зимой тепло на территорию России поступает с Атлантики, и на этот процесс оказывают влияние сразу несколько факторов: циркуляция атмосферы, близость/удаленность от океана, подстилающая поверхность. По мере того, как учащиеся будут называть причины, влияющие на климат, учитель задает контрвопросы.

Учащиеся. Зимой сильное влияние на погоду оказывает Атлантический океан и его северо-атлантическое течение.


Так должно быть На самом деле по-другому

Ход январских изотерм в России


Так должно быть На самом деле по-другому


Учитель. Чем же объяснить, что Тихий океан не влияет на ход январских изотерм, хотя: 1) он более теплый по сравнению с Атлантическим; 2) теплое тихоокеанское течение Куросио подходит значительно ближе к берегам России, чем северо-атлантическое течение?

Учащиеся. Воздушные массы в умеренных широтах перемещаются с запада на восток, поэтому на территорию нашей страны приходят воздушные массы с Атлантики, а не с Тихого океана.

Учитель. Почему же тогда летом на Дальнем Востоке ветры дуют с океана на сушу?

Учащиеся могут вспомнить определение муссона и с помощью схемы объяснить местную циркуляцию воздушных масс в Тихоокеанском регионе.

Учитель. Влияние Атлантики простирается на тысячи километров вплоть до Енисея, почему же действие дальневосточного муссона ограничено?

Учащиеся указывают на горные преграды, не дающие ветрам с Тихого океана проникать в глубь материка. Если учащиеся не вспомнят о влиянии размеров Евразии на ее климат, то учителю надо будет обратить их внимание на огромные размеры материка, влияющие на возникновение в его центре зимой области повышенного давления – Азиатского максимума.

Можно задать более сложные вопросы, например: «Почему на побережье Северного Ледовитого океана нет муссонной циркуляции?». При ответе на этот вопрос необходимо показать влияние на климат подстилающей поверхности.

В результате беседы на доске будет создана схема, отражающая основные процессы, объекты и явления, влияющие на климат страны.

Если попытаться создать образ климата России, то он, скорее, будет похож на дом, у которого северная стена отсутствует, и холодные ветры с Северного Ледовитого океана зимой и летом беспрепятственно проникают внутрь. Высокая южная стена преграждает путь теплым тропическим воздушным массам. Морской тихоокеанский воздух упирается в восточную горную стену. Западный фасад представляет собой открытое настежь пространство, через которое проникает тепло с Атлантики. Над большей частью этого дома нет крыши – ее разрушает Азиатский антициклон, и лишь над европейской частью циклоны, приносящие облачную погоду, препятствуют выхолаживанию воздуха.





 



По горизонтали
1. Вихрь с высоким давлением в центре
4. Самый суровый климат
5. Крайние точки планеты с высоким давлением и низкой температурой
7. Выпадают в виде снега, дождя, града
8. Бывает атмосферное и артериальное
9. Наука о погоде
10. повторяющийся из года в год , типы погод , характерные для данной местности
13. Изменения свойств воздушных масс
14. Следствие разрушения озонового слоя
15. Тип климата в большей части России
17. Наглядное представление температуры в различных частях земной поверхности
19. Город, в котором зафиксирована самая низкая температура
20. Вихрь с низким давлением в центре

По вертикали
1. Самая верхняя, самая легкая, наиболее подвижная и непостоянная оболочка планеты 
2. Количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях 
3. Зона со средней годовой температурой +25-26 градусов 
6. Слой атмосферы где формируется погода 
7. Защитный слой планеты на высоте 20-25 км 
11. Скопление водяных капель в нижнем слое тропосферы. 
12. Переходные зоны, разделяющие по свойствам воздушные массы 
16. Фронт, образующийся при перемещении холодных воздушных масс в сторону теплых 
18. Фактор, оказывающий влияние на формирование климата 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!