Учитель Тетерядченко Н.Ю.
9-А, 9-Б классы литература
Вн.чт. №2 Проблема «гения и злодейства» в пьесе «Моцарт и Сальери». Два типа мировосприятия персонажей.
Цели:
-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной и мировой культуры;
-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
-выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Тип урока: урок получения нового знания.
Оборудование: презентация, учебник, раздаточный материал.
Ход урока
Оргмомент.
- Теперь, уважаемые девятиклассники, ответьте на вопрос: музыка какого композитора сейчас звучала? (Верно, ребята, - это одно из самых популярных произведений классической музыки – Фантазия Ре-минор Вольфганга Амадея Моцарта, не только музыканта, но и героя легенд, литературных произведений).
II. Тема урока (сообщение темы урока; проблемный вопрос; (обсуждение в группах, заполнение рабочей карты).
- Имя великого композитора заявлено и в теме урока: Проблема и ……….Слайд1 Продолжите предложение. На какую проблему, проблему чего обращает внимание читателя поэт? Слайд 2
Определив данную проблему, какой проблемный вопрос мы можем поставить? *опираемся на слова героев*. Слайд 3. Определите цели урока.
III. Объяснение нового материала.
1. Из истории создания «Маленьких трагедий».
(лекция учителя с элементами беседы сопровождается слайд-презентацией)
В 1830 году в Болдино Пушкин написал четыре пьесы Слайд 4: «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери». Слайд 5. Пьесы стали называть «Маленькими трагедиями». Они действительно невелики по объему, имеют малое количество сцен и персонажей. А.С. Пушкин подчёркивал отличие своих пьес от традиционных.
Следующая информация для записи в тетрадях (можно записывать кратко): Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью, правдивое изображение характеров, отличающихся многогранностью, индивидуальными и типическими чертами. Слайд 6
В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека.
В «Каменном госте» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие – все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями.
«Пир во время чумы» – философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти.
В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки: Какие? Слайд 7
Тема трагедии «Моцарт и Сальери»
А какая тема раскрыта в трагедии «Моцарт и Сальери»? (В «Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти).
Тема – художественное творчество и зависть как всепоглощающая душу человека страсть, приводящая его к злодейству. Сохранилось первоначальное название трагедии «Зависть», во многом определяющее ее тему.
Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери.
Героями трагедии являются реальные люди: австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и итальянский композитор, дирижер, педагог Антонио Сальери (1750-1825). Внимательно слушайте сообщение о них ваших одноклассников, для того, чтобы последующая работа в группах позволила вам глубоко и полно проанализировать образы трагедии Пушкина.
Сообщение 1 Слайд 8:
Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор. Моцарт сочинял музыку с пяти лет. В четырнадцать – стал придворным музыкантом в Зальцбурге. Затем жил и работал в Вене. Бывал в Италии, был избран членом Филармонической академии в Болонье. В 1787 году состоялось первое представление в Праге его оперы «Дон-Жуан». В следующем году она была поставлена в Вене, здесь присутствовал Сальери.
Высокую гармонию, изящество, благородство, гуманистическую направленность произведений Моцарта отмечали его современники. Критики писали, что его музыка «полна света, мира и душевной ясности, как будто земные страдания пробуждали только одни Божественные стороны этого человека, а если по временам и проносится тень скорби, то в ней виден душевный мир, проистекающий из полной покорности Провидению». Музыка Моцарта самобытна и оригинальна. Он создал 628 произведений, в том числе 17 опер: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта» и др.
Спасибо. Произведение, над которым Моцарт работал перед смертью - «Реквием», - так и осталось незавершенным.
Слайд 9. Поработаем со словарём. Запишите определение в тетради для последующего запоминания понятия. Реквием – траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение.
Сообщение 2 Слайд 9:
С преждевременной, ранней смертью Моцарта связана легенда о его отравлении Сальери, который с 1766 года жил и работал в Вене, являлся придворным камерным дирижером и композитором итальянской оперы. Затем уехал в Париж, где сблизился с композитором Глюком, стал его учеником и последователем. Вернувшись в Вену, занял должность придворного дирижера. Учениками Сальери были Бетховен, Лист, Шуберт. Сальери написал 39 опер: «Тарар», «Фальстаф» (комическая опера) и др.
Версия о том, что Сальери якобы отравил Моцарта, не имеет точного подтверждения и остается легендой. Она основана на распространившемся в немецкой прессе утверждении, будто Сальери на ложе смерти исповедался в грехе убийства Моцарта.
– Как вы думаете, почему А.С. Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта? (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению. Исторические лица, документальные факты из жизни приобрели художественное обобщение.)
4. Физкультминутка.
5. Герои трагедии (работа в группах)
А сейчас перейдём к анализу образов героев. Вам предстоит работа в группах: первая группа анализирует образ Моцарта, вторая – Сальери. Затем один учащийся представит общую работу группы в своём ответе. *опирайтесь на вопросы*Слайд10
Моцарт
(задания для 1 группы)
Как Моцарт относится к жизни, к миропорядку?
Что свидетельствует о славе Моцарта?
Как Сальери отзывается о Моцарте — человеке и композиторе? Как Моцарт относится к своему творчеству, что говорит о служителях искусства?
Как Моцарт отвечает на вопрос: может ли гений совершить злодейство?
Сальери
(задания для 2 группы)
Как Сальери относится к жизни и к миропорядку?
Что говорит Сальери о своем творчестве, каков его путь к славе?
Как Сальери оценивает свою славу? Почему Сальери завидует Моцарту?
Как Сальери пытается «оправдать» свое преступление, почему нельзя принять его доводы?
Моцарт – композитор, пользующийся известностью и славой. Как человек он считает разумным и справедливым Божественный миропорядок. Он принимает земную жизнь с ее радостями и страданиями, постигает высокие идеалы, идущие от Бога. Моцарт – гений, он избран небом, чтобы передать людям в гармонии музыки добро и красоту как непреходящие, вечные ценности.
Сальери осознает гениальность Моцарта.
Сальери
Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я.
Сам Моцарт понимает, что служителей прекрасного на земле мало, если бы всем был дан дар творчества,
тогда б не мог
И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству.
Осознавая свой дар, Моцарт чувствует себя обычным смертным. Назвавшему его богом Сальери он шутливо отвечает:
Ба! право? может быть...
Но божество мое проголодалось.
Веселый, беспечный от безмерности таланта, глубоко человечный Моцарт создает свои произведения легко, словно они возникают сами собой. Это не результат упорного труда и знания технических приемов, а Божественный дар – гениальность. Вместе с тем он не скрывает, что его произведения – плоды «бессонниц, легких вдохновений»:
Сальери
Что ты мне принес?
Моцарт
Нет – так; безделицу. Намедни ночью
Бессонница моя меня томила.
И в голову пришли мне две-три мысли.
Сегодня их я набросал. Хотелось
Твое мне слышать мненье...
Жизнь и искусство для Моцарта – единое целое. Истинный художник, он творит не ради личной выгоды, «презренной пользы», а ради самого искусства. Истинный художник отдает себя искусству, не требуя взамен славы – такова точка зрения Моцарта. Его музыка популярна, об этом свидетельствует ее исполнение слепым скрипачом из трактира, он не может видеть нот и запомнил и ее, и другие произведения композитора на слух. В трактире скрипач исполнял арию Керубино из оперы «Женитьба Фигаро», а у Сальери – арию из оперы «Дон-Жуан». Неточное исполнение смешит Моцарта, он не испытывает к старику презрения, благодарит за труд.
Моцарта тревожит мрачное предчувствие, его черный человек – олицетворение смерти. Свою тревогу он не связывает с Сальери, которого считает своим другом и гениальным композитором. И это вполне понятно: Моцарт не знает зависти, не способен на злодейство. Он убежден, что «избранник небес – гений, являющий в своем искусстве образцы совершенства, высокие идеалы, – не может совершить злодейство:
Моцарт
Он же гений.
Как ты да я. А гений и злодейство –
Две вещи несовместные. Не правда ль?
«Заметьте: Моцарт не только не отвергает подносимого ему другими титула гения, но и сам называет себя гением, вместе с тем называя гением и Сальери. В этом видны удивительное добродушие и беспечность: для Моцарта слово "гений" нипочем; скажите ему, что он гений, он преважно согласится с этим; начните доказывать ему, что он вовсе не гений, он согласится и с этим, и в обоих случаях равно искренно. В лице Моцарта Пушкин представил тип непосредственной гениальности, которая проявляет себя без усилия, без расчета на успех, нисколько не подозревая своего величия. Нельзя сказать, чтобы все гении были таковы; но такие особенно невыносимы для талантов вроде Сальери», – писал В.Г. Белинский в одиннадцатой статье «О творчестве Пушкина».
Сальери тоже принадлежит к миру искусства, он тоже известный композитор. Но его отношение к Божественному миропорядку иное, чем у Моцарта:
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет – и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Этими словами Сальери начинается трагедия. В них выражено его противостояние Божественному миропорядку, его конфликт с жизнью. Служа искусству, Сальери поставил целью добиться славы, он любит искусство и не любит жизнь, он отгородился от нее, стал заниматься только музыкой:
Сальери
Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
Одной музыке.
Ремесло
Поставил я подножием искусству...
В его музыке «гармония» поверялась «алгеброй», умерщвленная музыка препарировалась, как труп. Иными словами, она создавалась на основе владения техническими приемами. Сальери не понимал, что подлинное художественное произведение невозможно сконструировать чисто технически, оно всегда плод вдохновения, даруемого свыше. Он стал последователем Глюка и упорным трудом наконец добился признания и славы, потому считает служение искусству своим подвигом и с презрением относится к непосвященным, возносится над ними, считая ремесленниками.
Почему в душе Сальери, как он сам говорит об этом, рождается непримиримая зависть к Моцарту? Сальери понял, что Моцарт наделен Божьим даром, и не может принять того, что этот дар дан обыкновенному человеку, «гуляке праздному», а не ему, неустанному труженику. Он завидует гениальности друга. Некоторые исследователи полагают, что в его словах, сравнивающих завистника со змеей, отражается понимание зависти как бесовского наваждения, ибо змея – одна из ипостасей сатаны. Так соединяются непримиримые конфликты Сальери с миропорядком и с Моцартом. Сальери берет на себя право исправить, как ему кажется, несправедливость неба.
Он осознает, что музыка Моцарта бессмертна и, пытаясь найти оправдание своему злодеянию, все больше и больше раскрывает злобную сущность как человек и посредственность, как композитор. Он говорит о своей «глухой» славе, о том, что принадлежит к «чадам праха». Он много лет носит яд, бывший «даром любви», и отправляет его в «чашу дружбы».
Общий вопрос:
Что доказал Сальери злодейством, к какому выводу он приходит? Слайд11
Сальери, отравив Моцарта, слушает его игру и плачет. Но не гармония музыки, как думает Моцарт, трогает убийцу: теперь не будет друга и он почувствует себя гением. Злодейство свершилось, но в душе Сальери нет покоя:
Ты заснешь
Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные.
IV. Итоги урока. Ответ на проблемный вопрос (индивидуально)
Вернёмся к решению проблемного вопроса. Запишите своё решение проблемы, ответ на проблемный вопрос в рабочую карту. А соглашусь с любым вашим ответом, так как мнение каждого по-своему ценно. Запишем
Моцарт был убежден в этой вечной, непреходящей истине, он – гений. Совершивший убийство Сальери – злодей. Так раскрывается идейный смысл трагедии А.С. Пушкина.
V. Домашнее задание.
1. Ответ на вопрос «Какие жизненные уроки дает нам изучение классики?» (на примере трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»)
2. Сочинение-миниатюра объёмом в 1 страницу: «Современны ли «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина?»