СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вн. чт. Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня», «Злоумышленник».уро в 7 классе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока отвечает всем требованиям ФГОС. Урок прост в применении, опробирован в школе.

Просмотр содержимого документа
«Вн. чт. Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня», «Злоумышленник».уро в 7 классе.»

№ 7 класс. Дата:

Вн. чт. Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня», «Злоумышленник»

Цели урока:

Целевые результаты на достижение результата:

Личностные : осознание представлений о честности и лицемерии, осознание необходимости осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам и поступкам других , сопоставлять поступки персонажей чеховских рассказов,
Метапредметные: формулировать и отстаивать собственное мнение и позицию, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Предметные: понимать тему и идею произведения, алогизм сюжета (частное происшествие, превратившиеся для обывателей в значительное событие), авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев; оценивать действия героев, объяснять значение художественной детали в раскрытии характеров героев.

Оборудование: иллюстрации к рассказу, портрет А.П.Чехова


Ход урока

1.Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Слово учителя:

Совсем недавно мы познакомились с личностью А.П. Чехова  и окунулись в его творчество, прочитав рассказы «Хамелеон».Сегодня мы продолжим знакомство с Чеховым.Вы знаете, что Чехов был профессиональный писатель и профессиональный врач. Он умел видеть в людях и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у своих пациентов.

Чехов-писатель лечил людей смехом. Он говорил: «Трудно за юмором угнаться. Иной раз погонишься за юмором да такую штуку сморозишь, что самому тошно станет. Поневоле в область серьёза лезешь. Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть…» Эти слова являются эпиграфом к нашему уроку.

- Развитым чувством юмора обладает далеко не каждый. Важно заметить смешное, ещё более сложная задача – передать своё настроение слушателям, вызвать у них смех. Чехов не сочиняет смешные истории, он рисует эпизоды жизни, которые может попасть любой человек. А вот из-за чего становятся комическими эти истории, нам и предстоит выяснить.

4.Работа по теме урока.

- Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник» одновременно весёлый и грустный.

Наша задача понять – почему?

- Над чем с грустью смеётся писатель? Что его огорчает?

Словарная работа.

-прочитали рассказ «Злоумышленник». Назовите слова из текста, лексическое значение которых вы не поняли.

- пестрядинная рубаха – рубаха из пестряди, грубой льняной или хлопчатобумажной ткани из разноцветных ниток, обычно домотканая);

- знамо – конечно, естественно;

- живец - маленькая рыбка для ловли более крупной рыбы;

- выполозок – наружный покров насекомого, гусеницы, используется также для рыбной ловли;

- учинить – сделать, совершить;

- недоимка – невыплаченный долг, неоплаченный долг;

- умысел – заранее обдуманное намерение;

- «чаво» – простонародное – что;

- верста – 1,06км. старая русская мера длины.

- Обратите внимание на следующие формы выражений и обороты слов и найдите им современные соответствия:

- седьмого числа сего года (седьмого числа этого года)

- Иван Семёнов Акинфов (Иван Семёнович Акинфов)

- Уложение о наказаниях (Закон о наказаниях)



- Над чем вы смеялись в рассказе?

- Что смешно, а что грустно в рассказе?

- Смешно то, что герои говорят о разных вещах и никак не поймут друг друга.

- Чувство грусти вызывает дремучая необразованность Дениса Григорьева, непонимание им очевидных вещей, а также факт вынесения наказания человеку, не понимающему, за что его наказывают.

- Какое чувство у вас осталось по прочтении рассказа?

- Вспомните содержание произведения. ( Краткий рассказ сюжета)

- Виноват ли Денис в своём проступке?

Характеристика литературного героя.

а) Место, занимаемое героем в произведении.

б) Положение героя в обществе.

в) Портретная характеристика.

г) Речевая характеристика.

- При характеристике Дениса Григорьева обратим внимание на его портрет, который свидетельствует не столько о бедности , сколько о неопрятности героя.

- Найдите подтверждение вышесказанного в тексте. ( …мужичонка в пестрядиной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза ,едва видны из-за густых, нависших бровей…На голове целая шапка давно нечесаных, путаных волос…Он бос».)

- А.П.Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства!

- Ребята, а как вы понимаете значение слова «достоинство»?

- Найдите в толковых словарях значение этого слова. ( Достоинство – это совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе; положительные качества).

- Таким образом, слово « достоинство» синонимично слову какому слову? (самоуважение).

- Уважает ли себя Денис Григорьев? ( Нет).

Физкультминутка. Упражнения для глаз.

- Таким образом, перед нами в рассказе два русских человека, говорящих на разных языках и не понимающих друг друга.

Сценка.Ролевое чтение.

-Можно ли Дениса Григорьева назвать злоумышленником?

- Считает ли его злоумышленником следователь? (Да).

- А автор? Почему рассказ так называется?

« ПРЕЖДЕ ЧЕМ СДЕЛАТЬ – ПОДУМАЙ, К ЧЕМУ ПРИВЕДЁТ ТВОЙ ПОСТУПОК!»

5.Сообщения учащихся. ( рассказы А.П.Чехова)

-вопросы на восприятие текста.

- А теперь проведём викторину « Самый внимательный читатель рассказов А.П.Чехова». (Определите, кому принадлежат данные фразы ? Из какого они рассказа ?)

1.«Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему это чинопочитание!»

2 «Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил Господь, а тут крушение…людей убил… Ежели б я рельсу унёс или, положим, бревно поперёк ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то… тьфу! Гайка!»

3. «По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец? …Кто кричал?»

4. «Надумал, ваше превосходительство! – закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу. – Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство!»

6. «Вы меня извините, я человек, который работающий…работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем ,может, неделю не пошевельну…Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть…Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете..»

8 Подведение итогов урока.

-что смешного и грустного в рассказах А.П.Чехова?

9 Домашнее задание: составить по три вопроса по рассказам А.П. Чехова(на выбор)

10.Рефлексия. Синквейн об уроке.











5  Теория литературы

  • Юмор —  особый вид комического, изображение героев в смешном виде.  В отличие от сатиры, юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.

  • Ирония —особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания. 

  • Сатира — особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде.

  • Сарказм —  особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто.

  • Гротеск —литературный прием, соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!