№ 7 класс. Дата:
Вн. чт. Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня», «Злоумышленник»
Цели урока:
Целевые результаты на достижение результата:
Личностные : осознание представлений о честности и лицемерии, осознание необходимости осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам и поступкам других , сопоставлять поступки персонажей чеховских рассказов,
Метапредметные: формулировать и отстаивать собственное мнение и позицию, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Предметные: понимать тему и идею произведения, алогизм сюжета (частное происшествие, превратившиеся для обывателей в значительное событие), авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев; оценивать действия героев, объяснять значение художественной детали в раскрытии характеров героев.
Оборудование: иллюстрации к рассказу, портрет А.П.Чехова
Ход урока
1.Орг.момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Слово учителя:
Совсем недавно мы познакомились с личностью А.П. Чехова и окунулись в его творчество, прочитав рассказы «Хамелеон».Сегодня мы продолжим знакомство с Чеховым.Вы знаете, что Чехов был профессиональный писатель и профессиональный врач. Он умел видеть в людях и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у своих пациентов.
Чехов-писатель лечил людей смехом. Он говорил: «Трудно за юмором угнаться. Иной раз погонишься за юмором да такую штуку сморозишь, что самому тошно станет. Поневоле в область серьёза лезешь. Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть…» Эти слова являются эпиграфом к нашему уроку.
- Развитым чувством юмора обладает далеко не каждый. Важно заметить смешное, ещё более сложная задача – передать своё настроение слушателям, вызвать у них смех. Чехов не сочиняет смешные истории, он рисует эпизоды жизни, которые может попасть любой человек. А вот из-за чего становятся комическими эти истории, нам и предстоит выяснить.
4.Работа по теме урока.
- Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник» одновременно весёлый и грустный.
Наша задача понять – почему?
- Над чем с грустью смеётся писатель? Что его огорчает?
Словарная работа.
-прочитали рассказ «Злоумышленник». Назовите слова из текста, лексическое значение которых вы не поняли.
- пестрядинная рубаха – рубаха из пестряди, грубой льняной или хлопчатобумажной ткани из разноцветных ниток, обычно домотканая);
- знамо – конечно, естественно;
- живец - маленькая рыбка для ловли более крупной рыбы;
- выполозок – наружный покров насекомого, гусеницы, используется также для рыбной ловли;
- учинить – сделать, совершить;
- недоимка – невыплаченный долг, неоплаченный долг;
- умысел – заранее обдуманное намерение;
- «чаво» – простонародное – что;
- верста – 1,06км. старая русская мера длины.
- Обратите внимание на следующие формы выражений и обороты слов и найдите им современные соответствия:
- седьмого числа сего года (седьмого числа этого года)
- Иван Семёнов Акинфов (Иван Семёнович Акинфов)
- Уложение о наказаниях (Закон о наказаниях)
- Над чем вы смеялись в рассказе?
- Что смешно, а что грустно в рассказе?
- Смешно то, что герои говорят о разных вещах и никак не поймут друг друга.
- Чувство грусти вызывает дремучая необразованность Дениса Григорьева, непонимание им очевидных вещей, а также факт вынесения наказания человеку, не понимающему, за что его наказывают.
- Какое чувство у вас осталось по прочтении рассказа?
- Вспомните содержание произведения. ( Краткий рассказ сюжета)
- Виноват ли Денис в своём проступке?
Характеристика литературного героя.
а) Место, занимаемое героем в произведении.
б) Положение героя в обществе.
в) Портретная характеристика.
г) Речевая характеристика.
- При характеристике Дениса Григорьева обратим внимание на его портрет, который свидетельствует не столько о бедности , сколько о неопрятности героя.
- Найдите подтверждение вышесказанного в тексте. ( …мужичонка в пестрядиной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза ,едва видны из-за густых, нависших бровей…На голове целая шапка давно нечесаных, путаных волос…Он бос».)
- А.П.Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства!
- Ребята, а как вы понимаете значение слова «достоинство»?
- Найдите в толковых словарях значение этого слова. ( Достоинство – это совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе; положительные качества).
- Таким образом, слово « достоинство» синонимично слову какому слову? (самоуважение).
- Уважает ли себя Денис Григорьев? ( Нет).
Физкультминутка. Упражнения для глаз.
- Таким образом, перед нами в рассказе два русских человека, говорящих на разных языках и не понимающих друг друга.
Сценка.Ролевое чтение.
-Можно ли Дениса Григорьева назвать злоумышленником?
- Считает ли его злоумышленником следователь? (Да).
- А автор? Почему рассказ так называется?
« ПРЕЖДЕ ЧЕМ СДЕЛАТЬ – ПОДУМАЙ, К ЧЕМУ ПРИВЕДЁТ ТВОЙ ПОСТУПОК!»
5.Сообщения учащихся. ( рассказы А.П.Чехова)
-вопросы на восприятие текста.
- А теперь проведём викторину « Самый внимательный читатель рассказов А.П.Чехова». (Определите, кому принадлежат данные фразы ? Из какого они рассказа ?)
1.«Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему это чинопочитание!»
2 «Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил Господь, а тут крушение…людей убил… Ежели б я рельсу унёс или, положим, бревно поперёк ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то… тьфу! Гайка!»
3. «По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец? …Кто кричал?»
4. «Надумал, ваше превосходительство! – закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу. – Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство!»
6. «Вы меня извините, я человек, который работающий…работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем ,может, неделю не пошевельну…Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть…Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете..»
8 Подведение итогов урока.
-что смешного и грустного в рассказах А.П.Чехова?
9 Домашнее задание: составить по три вопроса по рассказам А.П. Чехова(на выбор)
10.Рефлексия. Синквейн об уроке.
5 Теория литературы
Юмор — особый вид комического, изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры, юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.
Сатира — особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде.
Сарказм — особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто.
Гротеск —литературный прием, соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия.