СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внедрение модели метапредметной методической системы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт работы кафедры гуманитарного образования Гимназии по внедрению модели метапредметной методической системы.  Данная система позволяет повысить уровень метапредметных результатов учащихся и способствует формированию функциональной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Внедрение модели метапредметной методической системы»

Муниципальный фестиваль лучших практик организации методической работы 2023

Искорцева Анна Владимировна,

руководитель кафедры гуманитарного образования

МАОУ «Гимназия №25»

г.Ревда

В статье представлен опыт работы кафедры гуманитарного образования Гимназии по внедрению модели метапредметной методической системы. Данная система позволяет повысить уровень метапредметных результатов учащихся и способствует формированию функциональной грамотности.

Модель метапредметной методической системы, квест, креативное мышление, функциональная грамотность

Внедрение модели метапредметной методической системы

Каждый учитель особенный, яркий, неповторимый… УНИКАЛЬНЫЙ – найдено нужное слово! Но эту уникальность нужно разглядеть и поддержать. В этом я вижу главную задачу работы методического объединения.

Наше методическое объединение гимназии роднит педагогов – гуманитаров. Русский язык и литература, история и обществознание, МХК и музыка. Сейчас работаем над внедрением модели метапредметной методической системы. Этот проект создает творческую среду и обеспечивает активную работу опытных педагогов. Чтение – основа любого урока. Понять текст, принять его – «сделать своим», дать интерпретацию, применить в определенной ситуации – требование современной школы. И не только на уроке русского языка и литературы. Это важнейший элемент функциональной грамотности – читательская грамотность. Полезным будет и профессиональное общение учителей разных предметных областей, которое позволит расширить круг взаимодействия по метапредметным вопросам в области повышения языковой культуры обучающихся. Но камнем преткновения лежит предметная расчлененность школьного обучения. И дальше орфорежима дело долго не двигалось. А ведь культурологический компонент гуманитарного образования – это механизм развития творческого мышления, способ расширения кругозора и обогащения духовного мира личности. Кроме того, культурологический подход одновременно и деятельностный, и системный, и компетентностный. Данный подход может и должен реализовываться в преподавании любых предметов. Математика – гуманитарный предмет. Это наука о математических моделях. Модели описываются специфическим языком. Существуют алгоритмы работы с языковыми моделями. Нужно лишь научиться с этим работать!

Осознание необходимости повышения собственной компетентности - главное условие профессионального развития педагога. Педагоги кафедры – слушатели регионального проекта «Учитель будущего», выпускники «Школы современного учителя», участники всероссийского проекта «Языковая культура: культура речи, культура чтения и культура общения на русском языке».

Интерес к учебе пробудить – вот главная идея. Дети пришли в школу, сели за парты, но спят! Разбудить этих великих спящих - вот это задача. В ход идет все: игровые технологии, технология критического мышления, ИКТ, физминутки, постоянная смена деятельности… Но главный секрет, на мой взгляд, - это искренность, неподдельная заинтересованность в успехах ребенка. Поверьте, это дает результат. Подготовлен и проведен День единого текста. Кропотливая работа по подбору материала, инструментов, единых подходов к оцениванию принесла свои плоды. Праздник чтения состоялся и, думается, запомнился, обогатил ребят и педагогов новыми приемами работы с текстом.

Трель звонка вновь. Творческих задумок – триста! Талантливая Наталья Владимировна Топчий реализовала лишь одну из них, победив во Всероссийском конкурсе «Навигатор детства». Сегодня роль системы повышения квалификации меняется кардинально. Ее основной задачей становится создание условий для саморазвития. Все более широкое применение в этой сфере находит идея консультирования на рабочем месте более опытными коллегами или экспертами. Эта идея близка традиционному термину «наставничество», что предполагает более структурированную совместную работу по развитию профессионализма. У Натальи Владимировны был подобный опыт, она курировала работу юного педагога – студента – историка.

Естественное состояние педагога – непрерывное образование. Многообразие методик и технологий приводят к усилению значения внешней оценки результатов образования. Ежегодное ЕГЭ. Этот формат привел к формированию новой культуры обучения, которая ориентируется на конкретный результат. В этой культуре важным элементом учительского профессионализма становится компетентность в оценке прогресса учащихся, в оценке образовательных результатов. Таким образом, в учительском профессионализме усиливается рефлексивный компонент, который позволяет оценивать эффективность собственной работы. Екатерина Сергеевна Козырева представила собственные педагогические инновации в рамках конкурса «Учитель года» и стала призером в номинации «Фундаментальность и качество».

Внеклассная работа помогает раскрыть потенциал не только ребенка, но и педагога. Заряд отличного настроения, позитивный взгляд на мир и частичку прекрасного дарит на своих занятиях лучистая Татьяна Николаевна Сидорова. Ее хор – победитель всевозможных конкурсов и смотров.

Интерес к учебе проснулся. Нужно его поддержать. Вот и бросаем в топку для поддержания огня идею за идеей. Создаем квест к акции «Ночь искусств» - «Момидзи гари» (Охота за красными листьями). Предлагаем название и наполнение локаций «Хокку», «Икебана», «Седо» (каллиграфия). И вот включаются изобретательные квестоманы. Появляется эскейп рум «Оригами», перфоманс «Аниме» и экшн-игра (игра, требующая как интеллектуальной, так и физической подготовки) «Будо» (современные боевые искусства) и «Секите» (сад камней). В итоге создали семь стилизованных Домов Искусств.

«Сенсеи» - десятиклассники после квеста собирали фидбеки – отзывы и шлифовали линейку. Эта идея очень полюбилась ребятам. В итоге создали еще несколько квестов.

Квест, посвященный творчеству Павла Петровича Бажова

С кем же встретятся знатоки творчества П.П.Бажова? Это будут и Горняки, и Мастеровые, и Толмачи, и Детушки, и Ученый люд.

Квесты «Культура Урала», «Урал хлебосольный» посвящены родному краю. Учащиеся 5-7 классов посетили 6 площадок, где окунулись в быт, говор и обряды седого Урала. Незаменимыми помощниками педагогам кафедры гуманитарного образования стали волонтеры 11 класса и их классный руководитель.

Последняя наша работа в этом формате - «Академия наук». Данная работа объединила не только педагогов кафедры, но и специалистов других дисциплин. Предметная расчлененность школьного образования в это мгновение была преодолена!

На мой взгляд, при использовании подобных форматов у ребят развивается не только познавательная, но и оценочная, мировоззренческая и научная активность. Приобретенные учащимися на базе нескольких учебных предметов обобщенные способы деятельности (например, сравнение, схематизация, умозаключение, наблюдение, формулирование вопроса, выдвижение гипотезы, моделирование и т.д.), применяются в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира. Это позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.

Главное, что объединяет всех педагогов нашей кафедры - это любовь. Любовь к жизни, к творчеству, к труду. Мы хотим дарить этот изученный и таинственный мир ребенку. Много лет это желание не оставляет нас. Значит, все получится!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!